Вивчення Біблії: Проповідь “Не оставим дома Бога нашего” (Неемия 8-10)
НЕ ОСТАВИМ ДОМА БОГА НАШЕГО
Ключевой стих 10:29 : "пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием – поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его"
В прошлый раз мы изучали о том, как Неемия преодолел внешние и внутренние трудности и за 52 дня закончил строительство стен Иерусалима, вставил ворота и освятил их. Теперь город и храм были надежно защищены. Казалось бы, миссия Неемии окончена, можно возвращаться на свое теплое место виночерпия, к царю. Но он не сделал этого. Почему? Потому что не строительство было его главной целью. Его молитва, его цель – чтобы его народ вновь осознал себя народом Божьим, поднялся и не жил в том страшном уничижении, в котором они оказались. Строительство стен и ворот было только первым, хоть и жизненно необходимым, шагом на пути к этой цели. То, что строил Неемия, было намного больше, чем просто каменные стены. Он строил духовные основания своего народа. Нечто, что позволило этим людям сохранить осознание себя как единого народа, как Божьего народа не смотря на 2000 лет рассеяния, гонений и преследований. Что он положил в основание своей жизни и нации? На чем он строил? Давайте сейчас откроем свои сердца и уши, чтобы научиться через пример Неемии и Израильского народа, на чем нам строить свою жизнь веры, семью и церковь.
I. Отношение к слову Бога (8)
Давайте прочитаем стих 8:1 <Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю>.
В 6-ой главе, стих 15 говорится: <Стена была совершена в двадцать пятый день месяца Елула, в пятьдесят два дня>. Месяц Елул – это 6-ой месяц Еврейского календаря. Казалось бы, после того как они потрудились так ударно, им нужно было бы отдохнуть, поехать домой, привести свои дома и дела в порядок. Но что мы видим? Вместо этого, они уже через 5 дней снова все были в Иерусалиме. Весь народ: мужчины и женщины, молодежь и пожилые люди, все, кто мог понимать слово, собрались движимые одним желанием, одним стремлением, как один человек.
Чего же они хотели? Они просили, чтобы книжник Ездра принес книгу закона, который Господь дал Моисею и читал им. Удивительно. Для чего у нас обычно люди собираются на площадях? Чтобы вместе жаловаться на действия правительства или чего-то требовать. Но эти люди собрались, чтобы слушать слово Бога.
Вы можете себе представить, чтобы сегодня, люди по всей стране собирались вместе: мужчины и женщины, молодежь и старики, собирались как один человек с горячим желанием – слышать слова живого Бога? Может быть это кажется невозможным. Но история Бога уже знает примеры таких пробуждений. Давайте же молиться и трудиться, чтобы и сейчас Господь сотворил пробуждение в нашей стране, начиная с каждого из нас. Аминь!
Как проходило это изучение Библии? Посмотрите стихи 2-4: <И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа [были приклонены] к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам>.
Первое, что бросается глаза в этом отрывке, это то уважение, неподдельный интерес и внимание, с которым люди слушали слово Бога. В стихе 3 сказано: <…и уши всего народа были приклонены к книге закона>, также в стихе 5 сказано: <И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал>.
В 2Тим.3:15-17 сказано: <Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен>. Все Писание богодухновенно, т.е. продиктовано Божьим Духом. Это не слово человека, которое можно прочитать и забыть. Это слова живого Бога. Слова, которые реально изменяют жизнь человека. Слова, в которых явно и ясно выражена воля Бога, характер Бога, Его отношение к нам. Эти слова дают нам мудрость ко спасению и веру в Иисуса Христа (<вера от слышания, а слышание от слова Божия> (Рим.10:17)). Руководствуясь Писанием мы видим, как нам нужно исправить свои жизни, что в них должно быть изменено, чтобы нам расти в правильных отношениях с Богом и Его совершенствах.
Знаете анекдот? В рай попадают проповедник и таксист. Проповеднику дают маленький такой веночек, а таксисту стелется красная дорожка, ангелы встречают его, все так красиво. И проповедник говорит: а чего так? Я ж всю жизнь служил, проповеди читал. А ему отвечают: когда ты читал проповеди, все спали, а когда он рулил – все молились.
В этом есть некоторая доля истины. Роль проповедника, пастыря и учителя Библии очень важна. Нужно правильно и понятно передать слово Бога, донести его людям, которые пришли. Но не менее важна твоя личная роль, как слушателя в этом. Какое твое сердце по отношению к слову Бога?
Нам нужно исследовать свое сердце: <с каким отношением, с каким сердцем я сегодня пришел на изучение Библии? на Богослужение?> Просто чтобы потратить два часа времени? Пришел, чтобы пастырь не приставал? Чтобы удовлетворить свою религиозность? Или пришел, чтобы получить от Бога слово жизни, решить свои реальные проблемы, обновиться в отношениях с Господом? Все это есть в слове Бога! Все ответы! На все твои жизненные вопросы! Пусть Господь помилует нас: вас и меня, чтобы никогда слово Бога не стало для нас пресным, безвкусным, неинтересным. Чтобы всегда наши сердца зажигались от действия слова Божьего, Его вечных обещаний для каждого из нас, для наших семей, для нашего народа. Аминь!
Второе, что мы находим в этом изучении – это служение учителей Библии. Давайте вместе прочитаем стихи 7,8: <Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное>.
Здесь на площади собрались разные люди. Некоторые из них были потомками переселенцев, они выросли в Вавилонской империи, многого не знали или забыли. Другие – были потомками тех, кто остался, но и они слишком долго жили в уничижении, под влиянием окружающих народов и культур, так что у некоторых и дети не умели разговаривать на родном языке. Поэтому некоторые места Писания были для них непонятны. То, что было очевидно для их предков, им самим было непонятно. Неемия и Ездра понимали это, поэтому они объясняли людям слова Писания. <Читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное> (8).
Трудно ожидать, что человек будет исполнять слово Бога, Его заповеди, если он ничего не понимает. Сегодня, для многих людей слова Библии также непонятны. Многие понятия изменили свое значение, а некоторые события обретают смысл только в историческом контексте. Из-за ленности ума, мы не задаем вопросов слову Бога, не исследуем его, смотрим только то, что лежит на поверхности и не заглядываем внутрь. Как часто, придя в студ.-городок мы можем услышать от молодых людей, что они пробовали читать Библию но многое осталось непонятным. Поэтому нам самим нужны учителя Библии, нужно помогать друг другу назидаться в слове Бога. Нужен человек, который поможет не просто пробежать отрывок глазами, но задать слову Бога вопросы, поможет приложить усилие, чтобы исследовать Писания и найти в них конкретную волю Бога для своей жизни.
И нужно, чтобы мы стали учителями Библии для этого поколения . Чтобы могли доступным языком, в ясных примерах и притчах научить слову Бога, объяснить и помочь людям исследовать Писания. Пусть Господь через нас поставит в этом поколении многих прекрасных проповедников и учителей Библии. Аминь!
Каким было действие слова Бога в этих людях? Давайте прочитаем стих 9: <Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона>.
Весь народ плакал, слушая слова закона. Люди плакали и сокрушались, когда в свете слова Бога открывались их грехи. Они плакали от милости и благодати Бога, который не смотря на все их ошибки в прошлом, сейчас снова принял их Своим народом и благословил.
Давайте прочитаем стих 12: <И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им>.
В конце концов этот день закончился большим пиром, весельем и радостью. Люди хвалили Бога и радовались, потому что поняли слова, которые им сказали. И это не удивительно. Слово Бога действительно дает радость: радость спасения, радость от Божьей благодати от осознания всех тех благословений духовных и материальных, которые дает нам Господь. Радость от прикосновения к Самому Богу, Его вечному Божеству, силе и любви. Аминь!
Закончилось ли на этом национальное пробуждение? Может быть люди послушали слово Бога, поняли о чем идет речь, порадовались и разошлись? Нет. Если бы на этом все и закончилось, то это было бы не пробуждение, а день знаний. Посмотрите стихи 13,14: <На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона. И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах>.
Третья особенность этого изучения – они практиковали написанное. Через изучение, люди увидели, что Бог и Его заповеди к ним – все благи, что исполнять эти заповеди – это счастье для них. Поэтому, на другой день они послали к Ездре своих лидеров, чтобы те научились, как нужно исполнять написанное. Ездра исследовал и сказал: вот у нас есть хороший шанс повиноваться слову Бога: в седьмом месяце у нас должен быть праздник кущей. Это был праздник, когда люди вспоминали милость Бога, который заботился о них в пустыне. Они собирали различные ветви и строили шалаши, в которых жили в течении недели. Так они и поступили.
Давайте прочитаем стихи 16-18: <И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот. Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу>.
Правильный результат изучения Библии – это покорность одному слову Бога. Аминь! Человек может годами ходить в церковь, изучать Библию, петь хвалу. Но реальные изменения в его жизни, реальные Божьи благословения приходят только тогда, когда он начинает верой покоряться одному маленькому слову Бога.
Для чего ты изучаешь Библию? Для того чтобы узнать, в каких годах жил Неемия и какой царь при этом правил? Или же ты все-таки хочешь, чтобы в твоей жизни проявлялась реальная Божья сила, Его благословение? Для этого мы каждую неделю пишем свидетельство: чтобы размышляя над словом Бога, исследовать свою жизнь найти что в ней не соответствует Писанию, и, покоряясь одному слову Бога, изменить это. Аминь!
Задача пастыря и учителя Библии состоит не в том, чтобы запихнуть в голову агнца Библейскую энциклопедию, но чтобы помочь ему практически покоряться одному слову Бога. Да будет совершен Божий человек. Только тогда он сможет твердо стоять в вере, не смотря ни на какие трудности или искушения. <Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне>.
То, что мы практикуем в церкви, о чем молимся: всемирная миссия, изучение Библии, воспитание учеников, общая жизнь и единство любви. Это ведь не из головы взято, и делается не потому что так хочется, нет. Но в каждом Евангелии мы находим это великое поручение. В каждом Евангелии мы находим Божий призыв: <вы дайте им есть> и <любите друг друга>. Поэтому мы стараемся поступать так, даже не смотря на то, что для этого приходится чем-то жертвовать. Аминь!
В этой главе мы находим три составляющих изучения Библии: правильное отношение к слову Бога, толкование и покорность слову Бога. Пусть Господь научит нас так относиться к слову Бога. Чтобы мы были Его истинными учениками в этом поколении. Аминь!
II. Народ исповедует свои грехи (9)
В 18 стихе главы 8 говорится: <И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней>. Это было что-то вроде выездной Библейской академии в шалашах. Каждый день в течении недели они проводили вместе, изучали слово Бога и радовались.
Каким был результат этой академии? Посмотрите стихи 1 и 2: <В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих. И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих>.
То, что мы видим в этих стихах, называется национальное покаяние. Через изучение Библии люди узнали, что они и их предки не жили по воле Бога, хоть и считали себя верующими. Праздник кущей они не соблюдали от дней Иисуса Навина. Т.е. не много, не мало – около 1000 лет. У них были замечательные судьи, цари и пророки. Но не зная слова Бога, они не знали и самого Бога и Его воли. Они приносили Богу свои жертвы в храме, но потом шли домой и там чтили хананейских богов: Ваалов и Астарт. Но сейчас, когда они узнали волю Бога, узнали какой Он, то пришли к нему во вретищах и с пеплом на головах с покаянием.
Начиная с 5-го стиха и до конца девятой главы мы видим молитву покаяния, которую левиты принесли за народ. Эта молитва довольно длинная и содержит в себе анализ всей истории Бога от сотворения до нынешнего времени. Мы не будем детально останавливаться на каждом стихе, вы можете сделать это во время изучения, сейчас же просто выделим некоторые ключевые моменты.
Первое, что мы видим в этом отрывке – это великий и славный Бог истории. Он сотворил небо и землю и все, что наполняет их. Вселенную со всем ее богатством и удивительными чудесами. Он начал Свою историю спасения через верного Авраама и проводил ее через его потомков. Этот Бог сильною рукою вывел Свой народ из Египетского рабства. Провел через Красное море, провел по пустыне. Никогда не оставлял их, давал хлеб и воду. Он привел их в землю обетованную, дал им Свои заповеди и законы, заключил с ними завет. Когда они страдали от окружающих народов, Бог давал им освобождение. Он воспитывал их и растил Своим народом. Так много всего о Боге мы находим в этой истории. Его величие и слава, Его милосердие и долготерпение, Его верность и праведность.
И на фоне такого великого Бога, тем ярче видны грех и испорченность народа. Посмотрите стих 16: <Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих>. На все то, что Бог сделал для них, они ответили неблагодарностью, жалобами, ропотом и неверностью. Стих 26 говорит: <и сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали великие оскорбления>.
Они действительно делали великие оскорбления, и Бог мог бы оставить и забыть такой народ. Но вместо этого Он воспитывал их. Воспитывал через трудности: когда давал соседним народам господствовать над ними во времена судей и когда отдал их под руку царя Вавилонского.
Какой же вывод они сделали из сложившейся ситуации? Давайте прочитаем стихи 33-36: <Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны. Цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Твоего, и не внимали заповедям Твоим и напоминаниям Твоим, которыми Ты напоминал им. И в царстве своем, при великом добре Твоем, которое Ты давал им, и на обширной и тучной земле, которую Ты отделил им, они не служили Тебе и не обращались от злых дел своих. И вот, мы ныне рабы; на той земле, которую Ты дал отцам нашим, чтобы питаться ее плодами и ее добром, вот, мы рабствуем>.
Они посмотрели на ситуацию, в которой оказались: мы рабствуем, мы в уничижении, наша земля производит плоды не для нас, а для наших поработителей. Почему? – потому что мы не исполняли закона Бога. Все то бедствие, которое постигло нас – это заслуженно. Ты, Господи, поступил по правде, а мы виновны. Но сейчас мы обращаемся к Тебе.
Пробуждение, возрождение, реформация начинаются с того, что люди, народ осознает и признает, что у них есть реальная проблема. Нам не хочется признавать, что в жизни что-то не так. Мы утешаем себя, что все не так плохо. Не так плохо в отношениях с Богом: ведь хожу же я в церковь, иногда даже свидетельства пишу, а если присмотреться, то видно, что это формальность и на самом деле слово Бога оставлено и далеко от моей жизни. Нам хочется утешать себя: не так все плохо в стране. Многие хвалятся 1000 летней историей христианства, но если присмотреться внимательно то там столько-же христианства, сколько служения Богу было от времен Иисуса Навина до Неемии. Люди не знают слова Бога, служат идолам, исполняют языческие обряды, обращаются к волшебству, при этом называя себя христианами. Но если мы не признаем проблемы, то не будет никаких изменений. Та ситуация в которой сейчас находится наша страна – это закономерное следствие. И сейчас, все, что нам остается – это вместе с людьми Неемии прийти к Богу с раскаянием: <Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны. Цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Твоего… И вот, мы ныне рабы>.
Израильтяне не остановились на этом раскаянии, они сделали следующий шаг. Давайте прочитаем стих 9:38 и 10:29б <По всему этому мы даем твердое обязательство и подписываем, и на подписи печать князей наших, левитов наших и священников наших… поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его>.
Они составили обязательство и решили не поступать так, как поступали их отцы, но твердо держаться слова Господа, исполнять Его заповеди и покоряться Ему. Пусть Господь помилует нас и поможет нам самим обратиться к Богу, чтобы исполнять Его заповеди, покоряться Его слову во всех сферах своей жизни. И использует нас, чтобы привести к этому наш народ. Аминь!
Обязательство, которое они приняли перед Богом, их раскаяние вылилось в вполне определенные решения. Посмотрите стихи 30-32: <и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих; и когда иноземные народы будут привозить товары и все продажное в субботу, не брать у них в субботу и в священный день, и в седьмой год оставлять долги всякого рода. И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего>. Таким образом они решили:
Во-первых, не жениться и не выходить замуж за неверующих. Посвятить свою семью Богу и хранить чистоту веры.
Во-вторых, соблюдать седьмой день, Богослужение. Отделить этот день для Господа, даже если это приносило им убыток в торговле или других делах.
В-третьих, отдавать Богу первый плод, десятину и другие пожертвования, заботиться о храме и через это хранить правильные отношения с Богом, служить и поклоняться Ему, а не материальным приобретениям.
Это были очень важные решения для израильтян, и это фундаментальные вещи, которые должен хранить в своей жизни каждый верующий.
Сейчас уже давно нет тех стен, которые строил Неемия. И знать о их существовании мы можем только благодаря Библии и археологии. Но те духовные основания, которые он заложил, помогли израильскому народу сохранить свое самосознание даже не смотря на две тысячи лет рассеяния, гонений и преследований которые им пришлось претерпеть до сегодняшнего дня. Что же это за фундамент? Ответ мы находим в этом отрывке – это слово Бога. Как мудрые строители они решили строить на камне слова Бога. Поэтому этот дом не пошатнулся даже через века. После вавилонского плена, везде, где бы ни была иудейская община, возникала и синагога, где каждую субботу зачитывалось и истолковывалось слово Бога. Через благоговейное отношение к слову Бога, усердное изучение и покорность слову в каждой сфере жизни произошло духовное восстановление этого народа.
Сегодня мы можем слышать слово Бога по радио, на телевидении, читать его в интернете, каждый может запросто купить себе Библию или закачать ее на телефон. Но можем ли мы похвалиться таким отношением к слову? Действительно ли мы ищем всем сердцем, действительно ли стараемся принимать и покоряться одному слову Бога в своей жизни?
Для того, чтобы совершилось пробуждение в нашей стране, нужно не так много людей. Честно говоря, достаточно тех, кто сегодня сидит в этом зале. Но готов ли ты сегодня приложить печать и подпись и дать твердое обязательство отныне жить повинуясь слову Господа, покоряясь Его заповедям во всех своих словах и поступках? Может быть это звучит пафосно, и, честно говоря, я сам себе задаю этот вопрос и молюсь, чтобы Господь изменил меня, мое развращенное и жадное сердце, чтобы всею своею жизнью служить Ему. Но только в этом есть решение всех наших проблем, возрождение нашего народа, чтобы мы могли жить как царство священников, благословенный Богом народ для славы Его Царства. Пусть Господь помилует нас и поможет любить Его слово и жить покоряясь ему. Аминь!
(п. Ионафан)