“Работа Святого Духа и работа дьявола”
РАБОТА СВЯТОГО ДУХА И РАБОТА ДЬЯВОЛА
Ключевой стих 33
“Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду”
В предыдущем отрывке мы узнали, как Иисус защитил своих учеников от несправедливых обвинений фарисеев. Странно, но когда мы решаем оставить грех и следовать за Иисусом, на нас начинают сыпаться самые разные обвинения. Это может нас смутить, ведь мы хотели как лучше. Сегодняшнее слово покажет нам, как мы можем действительно принести хороший плод, который обрадует Бога.
Прочитаем стих 22: “Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть”. Однажды к Иисусу привели одного человека. Библия говорит о нем, что он был бесноватым, слепым и немым. Бесы – это духовные существа, слуги дьявола, которые любят поселяться в темных уголках души и стремятся получить полный контроль над человеком. Их не видно, но они влияют в нашем мире намного больше, чем вирус птичьего гриппа. Бесы делают людей рабами грешных желаний. С бесноватыми страшно встречаться. Наверное этот бесноватый доставлял людям много проблем. Скорее всего, они привели бесноватого к Иисусу не из человеколюбия, а потому что больше не могли терпеть. Но Иисус, увидев бесноватого, исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. Из этого мы узнаем две вещи об Иисусе.
Во-первых, Иисус полон милости и любви. Вероятно, бесноватый человек выглядел ужасно, он был полуодет, небрит и все время пытался ударить или укусить державших его соседей. Нам не нравится обращать внимание на таких людей. Но Иисус принял его, как своего дорогого сына, и помог ему.
Во-вторых, Иисус полон надежды. Кажется, что этот человек уже пропащий. Он не мог даже сдать очередную сессию. Он был несчастным, потому что не имел будущего. Но Иисус вернул ему способность видеть и говорить. Иисус дал ему возможность закончить университет, получить перспективную работу, создать семью с красивой и духовной девушкой и быть отличным отцом. Без Иисуса у нас тоже нет надежды, но в Иисусе мы имеем живую надежду. Многие имеют надежду исправить свое экономическое положение, но сколько бы они ни работали, они никогда не будут получать столько, сколько им хочется. Поэтому это мертвая надежда. Но Иисус дает нам живую надежду, потому что Он спасает нас от власти греха и сатаны.
Поступок Иисуса вызвал огромное удивление у народа. Прочитаем стих 23: “И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?”. Страдающий народ уже много лет ждал Мессию, обещанного Богом избавителя. Видя, как Иисус избавил человека от власти бесов, люди дивились. Они поняли, что Иисус – Мессия, принесший им спасение. Молюсь, чтобы мы имели такую способность – дивиться делам Иисуса.
2. Хорошие и плохие плоды
Совсем другая реакция была у фарисеев. Прочитаем стих 24: “Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе как силою веельзевула, князя бесовского”. Они собственными глазами видели, как Иисус освободил человека от власти бесов. Они должны были запрыгать от радости и закричать: «слава Богу!». Но вместо этого они официально заявили, что Иисус действует силой веельзевула, то есть дьявола. Это безосновательное обвинение показывает, что фарисеи очень не хотели, чтобы Иисуса признали Христом. Это случилось из-за того, что Иисус задел их гордость. Каждое Богослужение все меньше людей собиралось на их мертвые проповеди. Вместо этого люди шли к Иисусу, чтобы слушать слово Бога и видеть, как Бог совершает реальное изменение в жизни людей. Фарисеям казалось, что Иисус отнимает у них все их влияние и духовный авторитет. Кроме того, в начале этой главы Иисус обличал их. Они боялись, что если люди признают Иисуса Мессией, им придется признать Его обличение справедливым. Они были политиками, борющимися за власть. Ради этого они готовы были очернить и уничтожить конкурента. Похожую историю мы наблюдаем каждый раз, когда в нашей стране проходят выборы.
Но Иисус показал им несостоятельность их обвинений.
Во-первых, сатана не может изгонять сатану. Прочитаем стихи 25,26: “Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. 26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?”. Бесы – это рядовые слуги сатаны. Сатана совсем не заинтересован в том, чтобы освобождать людей от своей власти. Сатана хитрый, и может притвориться, что дает человеку что-то хорошее, например, исцеление от болезни или решение материальных проблем. Однако он никогда не даст человеку настоящей радости, мира и смысл жизни.
Но везде, где появлялся Иисус, Он освобождал людей от власти бесов и делал их счастливыми и полезными. Поэтому в обвинении фарисеев было противоречие.
Во-вторых, Иисус привел пример иудейских заклинателей, которые тоже изгоняли бесов. Прочитаем стих 27: “И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями”. Такие заклинатели часто были сыновьями фарисеев или священников (Деян.19:14), и все были уверенны, что их сила – от Бога. Поэтому они не должны были сомневаться и в том, что Иисус действовал Божьим Духом. Прочитаем стихи 28,29: “Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. 29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его”. Бегство бесов на всех фронтах говорило о том, что Царство Бога начало свое наступление. Хотя дьявол старательно изображает из себя сильного, Иисус пришел, чтобы связать его и забрать людей, одержимых его злой властью, в Царство Бога.
У нас возникает вопрос: почему такие религиозные люди, как фарисеи, скотились до того, что говорили явную ложь и осуждали Божье дело? Во времена выхода из вавилонского плена фарисеи были хорошими верующими, искавшими Бога всем сердцем, как наши братья и сестры. Но во времена Иисуса они стали злейшими врагами Божьего дела. Это случилось, потому что они потеряли чистый мотив служения. Они интересовались не тем, как помочь людям, а тем, как можно использовать их для своей выгоды. В любом событии их интересовало не то, хорошо это или плохо, правильно или неправильно, а то, полезно или не полезно это для них. На самом деле стать злым очень легко, если мы допустим неправильный мотив служения Богу. Пример нечистого мотива – это ходить в церковь, чтобы найти себе жену или мужа или жить в общей жизни, чтобы меньше платить за квартиру. Из такого превосходства личной выгоды вырастает очень злое сердце. Именно это – работа сатаны.
Как мы можем хранить себя, чтобы не стать злыми?
Прочитаем стих 30: “Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает”. Это слово говорит о том, что между жизнью для Бога и жизнью под властью дьявола нет нейтральной зоны. По собственному опыту мы знаем, что если человек не постарается зарабатывать деньги, скоро у него их не будет. Точно так же в духовном мире: кто не собирает, тот расточает. Кто не ищет Бога, тот ищет что-то другое. В книге Деяний апостолов говорится об очень мудром фарисее по имени Гамалиил. В то время, как все фарисеи стремились уничтожить христиан, Гамалиил рассудительно призвал их оставить христиан в покое. Он пытался быть нейтральным по отношению к Иисусу. Но каков был плод его жизни? Его ученик по имени Савл стал ревностным гонителем и убийцей верующих. Мы не можем быть нейтральными. Если мы не отдаем себя активному следованию за Иисусом, мы постепенно станем Его врагами. Мы должны быть горячими христианами, которые твердо стоят на стороне Иисуса.
Прочитаем стихи 31,32: “Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем”. Человек может плохо отзываться об Иисусе, потому что толком не знает о Нем. Но хула на Святого Духа – это когда человек намеренно называет доброе злым, а дело Бога – делом сатаны. Ведь когда Бог работает в человеке, всем становится очевидно, что его жизнь становится лучше. В фильме «Миссия» один человек, ведущий нечестный бизнес работорговли, сказал: «Миссия – это от сатаны, потому что она мешает людям зарабатывать деньги». Злые люди всегда критикуют дело спасения. Чем более старательно церковь придерживается Евангелия, тем больше на нее сыпется обвинений от злых людей.
Например, один миссионер сердечно помогал одному брату, страдающему от избыточного веса. Этот брат был настолько толстым, что даже не надеялся жениться, потому что никому не нравился. Миссионер заставлял его заниматься спортом и ездой на велосипеде, пока тот не похудел и не стал нормальным красивым юношей. Но юноша вместо благодарности подал на миссионера в суд с обвинением, что тот принуждал его к физическому труду.
Иисус подчеркнул, что называть дело Святого Духа делом сатаны – это очень серьезный грех. Бог прощает любые грехи, когда мы каемся. Но тот, кто сознательно оправдывает зло и стоит на стороне сатаны, не может получить прощения.
Прочитаем стих 33: “Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду”. Некоторые люди только тем и занимаются, что ищут обвинения. Например, если человек жертвенно служит Богу, его называют лицемером. Если не служит – называют ленивым. Смиренного человека называют трусливым, а смелого – наглым. О радостном говорят, что он легкомысленный, а о серьезном – что он скучный. Люди нашего времени характеризуются тем, что живут по чувствам. Поэтому, если им нравится церковь или пастырь, они говорят, что тут есть работа Бога, а если не нравится, то говорят, что нету. Но это слово учит нас совсем другому критерию. Работа Бога определяется не по тому, нравится ли она нам, а по тому, есть ли плод. Дерево может пустить много красивых листьев и казаться самым важным деревом в саду. Но плод не обманет. Фарисеи много говорили о своей правильности и духовности, но их плоды были злые: нераскаянное сердце, злоба, зависть и, в конце концов, убийство Сына Божия. Ученики Иисуса мало говорили, но плодом их жизни было множество освобожденных от сатаны людей.
Какие же плоды должны принести мы?
Первый и самый главный плод – это плод покаяния. В Гал.5:22,23 перечислены прекрасные плоды Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. …».
Есть много примеров хороших и плохих плодов.
В 1-й книге Царств рассказывается о священнике Илии. Его сыновья формально были священниками, однако они вели нечестивый и развратный образ жизни. Бог не смотрел на их высокое положение. Он смотрел на их плоды, что они развращают Божий народ, и погубил их. В то же время юноша Самуил, хотя не был священником, всем сердцем служил Богу в храме. Прошло время, и Бог поставил Самуила лидером для всего Израиля.
Пример из нашей истории. Сталин заставил всю страну называть его благодетелем и петь ему хвалебные гимны. Но плодом его жизни было уничтожение десятков миллионов людей.
Мы радуемся о тех прекрасных плодах, которые Бог произвел в нашей церкви. Например, п. Пойнт раньше был человеком, неспособным любить кого-либо, кроме себя. Он жил как бесноватый. Но через изучение Библии Бог изменил его в жертвенного пастыря, который сейчас с любовью служит турецким студентам в Стамбуле.
Или п. Иаков. Он был человеком жесткой конкуренции. Когда он видел другого человека, то первым делом решал любой ценой стать лучше, чем он. Когда я поступил в физ.-мат. Лицей, я думал, что я самый умный. Но оказалось, что в моем классе был п. Иаков. Чтобы победить конкурентов, он даже изучал каратэ. Во время игры в футбол его амбиции тоже доставляли другим душевные и физические страдания. Но Бог изменил его в чуткого человека, который принимает всех с сердцем отца. Теперь он старается не победить других, а помочь другим, и для этого открыл церковь в Харькове.
Каждый из нас – тоже плод Божьей работы. То, что я здесь и служу Богу, а не живу в грехах – это плод работы Святого Духа. Мы должны восхвалять Бога за те измененные жизни, которые видим вокруг себя.
В наше время есть люди, которые переходят из одной церкви в другую, говоря, что не видят в своей церкви работы Бога и желают принести много плодов. Принести плод – это очень хорошее желание. Бог тоже хочет, чтобы мы принесли плод. Но мы должны знать, что плоды – это дело Святого Духа. Они зависят не от внешних условий, а от наших отношений с Богом. В любой церкви работает тот же Святой Дух. Если человек желает исполнять волю Бога, он будет делать это в любом месте. Есть много примеров людей, которые вынуждены были уйти из своей организации, чтобы служить Богу, например Мартин Лютер. Но есть и другие случаи, когда человек просто смотрит, куда удобнее уйти, где можно быстро разбогатеть, найти жену или мужа или новые интересные знакомства. В таком случае плода не будет, куда бы человек ни пошел. Поэтому, чтобы принести хороший плод, мы должны сами стать хорошим деревом, то есть людьми, имеющими правильные мотивы и цели. В первую очередь мы должны повиноваться слову Бога, чтобы Святой Дух изменял нас и делал пригодными для Его работы. Давайте очищать свои мотивы от фарисейского самодовольства и искать Бога искренно.
Прочитаем стихи 34-37: «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. 35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. 36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Даже наши слова так важны. Хорошие слова исходят из доброго сердца. Слова полны любви, веры и истины, когда сердце переполнено любовью, верой и истиной. Наши слова должны помогать другим, а не вредить им.
Осуждение – это работа дьявола. Но мы знаем, что Иисус пришел, чтобы освободить нас от осуждения и «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим.8:1).
Давайте же не будем много говорить и судить, но сердечно постараемся быть хорошим деревом, которое приносит хороший плод.