Как приобрести вечную жизнь
КАК ПРИОБРЕСТИ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ?
Ключевой стих 19:21
“Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною”
Есть мнение, что для того, чтобы приобрести жизнь вечную, нужно совершить что-то невероятно великое и доброе. И думают: ну, для спасения нужно сделать слишком многое, и мне это не под силу. Потому нет смысла искать вечной жизни. Но сегодня мы узнаем об истинном пути спасения.
1. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Давайте вместе прочитаем стих 16: “И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?” Однажды к Иисусу подошел некто. В Евангелии от Луки рассказывается что это был один из начальствующих. Он был весьма богатым и уважаемым человеком. В стихе 20 сказано, что он был юношей. В молодые годы он добился уважения и богатства. Он достиг успеха в богатстве, добродетелях, во власти – все о чем многие только мечтают! Значит он должен был стать счастливым и наслаждаться радостью и полнотой жизни? Но почему-то он прибежал и пал пред Иисусом на колени и обратился с вопросом: “Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?”. Многие ли современные мальчики-мажоры решились бы на такое дело? Кроме того из его вопроса видно, что, будучи уверен, что путь к вечной жизни лежит через добрые дела, он делал много доброго. Хорошо, что этот юноша стремился иметь жизнь вечную. Но, обратите внимание, он не просто спрашивал, как иметь жизнь вечную, но – что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную. И далее Иисус отвечал именно на этот вопрос. Есть такое мнение, что для того, чтобы войти в жизнь вечную, нужно быть добрым человеком, более того, нужно совершить какой-то особенно великий подвиг веры, чтобы спастись. Например, многие думают, что если пожертвовать несколько миллионов долларов на Богоугодное дело или построить красивый храм Божий, то этим можно войти в Царство Божие. Многие богатые люди в конце жизни оставляют дела, чтобы заняться добрыми делами. Даже известный всем нам Билл Гейтс решил постепенно отойти от дел, чтобы заняться благотворительностью. Во всех религиях есть понятие весов добрых и злых дел. Мусульмане думают, что у Аллаха есть такие весы, где на одной чаше – добрые дела, а на другой – злые. Древние египтяне полагали, что после смерти их душа будет взвешена на весах, причем на другой чаше будет перышко. И если душа полна грязи, грехов и земных забот, то человека тут же съедает какой-то местный бог с телом льва и головой крокодила. Люди всегда хотят сделать что-то великое и достойное, чтобы таким образом заслужить право войти в Царство Божие. Вот и этот юноша, который пришел к Иисусу, хотел заслужить право войти в жизнь вечную. Как мы знаем, он был очень хорошим и добрым человеком, трудно найти такого. Но несмотря на это, он не чувствовал, что имеет жизнь вечную. Тогда Иисус сказал ему: “Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди”
Учитель благий – значит добрый. Видно, что этот юноша пришел к Иисусу как доброму учителю, который уж точно должен знать, что же такое доброе и хорошее нужно сделать, чтобы спастись. Называя Иисуса добрым, себя он тоже считал добрым. Но Иисус строго сказал ему, что только Бог благ, то есть добр. И если этот человек почитает Иисуса просто учителем, то не может назвать его благим.
Как ответил Иисус на вопрос, что же нужно сделать доброго, чтобы обрести жизнь вечную? Он сказал: “Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. “ Он сказал соблюсти заповеди. Это и есть то доброе, что мы можем сделать, чтобы обрести жизнь вечную. Слово Бога говорит, что точно исполняя заповеди, мы можем иметь жизнь вечную. Но вот проблема в исполнении всех заповедей. Такой ответ слегка разочаровал человека, пришедшего к Иисусу – он то ожидал что-то нетривиальное, а про заповеди он и сам знал. Давайте прочитаем 18-21: “Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?”
Мы видим – он и сам знал, что нужно соблюдать заповеди. Потому он спросил – какие? Может Иисус откроет ему какую-то новую заповедь? Он-то был уверен, что все стандартные заповеди он исполняет – “все это сохранил я от юности моей”. Удивительный человек! Кто из вас может так сказать? Я не могу. Действительно, это был юноша удивительной доброты и моральности. Трудно встретить такого человека. Но, обратите внимание, Иисус перечислил даже не все заповеди. Как известно, заповеди состоят из двух частей – одна часть рассказывает об отношении к Богу, другая – к человеку. Иисус перечислил только вторую часть. Почему? Потому что даже этого человек не исполнял в истине. Например “люби ближнего твоего как самого себя”. Как реализовать эту заповедь? И как проверить ее исполнение? И тогда Иисус сказал: “Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имени”
Вот, мы видим, что этот юноша любил свое богатство более чем ближнего и потому не исполнял заповеди о любви к ближнему. Иисус сказал – “если хочешь быть совершенным”. Совершенным – значит без недостатка. До совершенства этому человеку недоставало одного – раздать свое богатство нищим. Но именно этого он никак не мог сделать, так что отошел от Иисуса с печалью. Действительно, он получил от Иисуса ответ на вопрос – что сделать мне доброго, чтобы обрести жизнь вечную. И он получил ответ. И он не смог сделать этого. Сделать это для него было труднее всего, потому что у него было большое имение. Иисус видел его проблему любви к деньгам и хотел помочь ему преодолеть это. Юноша любил богатство и это было то, что отделяло его от совершенства. Кому-то покажется – ну это не так много. Но у каждого есть что-то, чего ему недостает до совершенства. Кому-то легко раздать богатство, но нелегко победить гордость. И никто, увы, никто не может сам преодолеть того, что ему недостает. Кто-то подумает – неужели раздача богатства нищим и есть достаточное условие, чтобы войти в Царство Бога? Если бы так, то это было бы слишком легко. Многие люди в истории поступили так, как Иисус сказал этому юноше. Например св. Антоний, св. Франциск и еще очень многие. Но, поступив так, они сперва попадали в гордость и самоправедность, потом, через годы раскаивались и понимали, что сами не могут спастись, только по благодати Бога. И даже раздать имение никто не может без благодати Бога. Вот, мы видим, что всякому человеку чего-то недостает до совершенства и он не в состоянии переступить эту грань.
Однако, давайте еще раз послушаем, что Иисус сказал: “если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.” Иисус обещал ему сокровища на небесах. Это был час призыва в жизни этого человека. Как сказано в Евангелии от Марка, Иисус полюбил этого человека. Это был час благодати в его жизни. Если бы он сделал шаг, то его жизнь была бы великой. Когда Бог показывает нам на сокровища на небесах, мы должны верить этому и предпочесть богатства на небе богатству на земле. Что значит раздать имение? Это означает раздать, отдать то, что препятствует мне идти в Царство Божие, отдать то, что я ценю больше сокровищ на Небесах. Хочу обратить ваше внимание на вторую часть стиха 21: “и приходи и следуй за Мною.” Важно не просто раздать имение, но прийти и последовать за Иисусом. Это и есть путь к вечной жизни. Иначе нам прийдется отойти от Иисуса с печалью, как этот юноша. Тут мы можем подумать, что такое имение. Имение – это то что я имею и считаю только своим, то, что мне кажется дороже сокровищ на небесах. Для кого-то это деньги и богатство, для кого-то – отношения с людьми, работа или удобство в жизни. Если не посвятить это для Иисуса, то рано или поздно это станет преткновением. Как часто мы сталкиваемся с тем, что люди будучи не в состоянии раздать свое имение, с печалью отходят от Иисуса. Для одной сестры имением было создание семьи с богатым мужем. Для одного брата имением были добрые отношения с родителями. Еще для одной сестры имением были длинные красивые черные волосы.
Давайте прочитаем 23-24: “Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие”
Мы не должны быть собственниками, но максимум управляющими, если Бог дал нам материальные блага. И если Бог говорит нам оставить это, то оставить и отдать, если же нет, то управлять как добрые управляющие, а не как собственники. Мы не можем быть учениками Иисуса, если богатство любим более сокровищ на небесах. Если мы любим богатство или работу, мечту о браке с богатым человеком, оценку на экзамене или отношения с людьми или дом более сокровищ на небесах, то однажды это ударит нас и будет сильно мешать нам следовать за Иисусом, точно как сказал Иисус “трудно богатому войти в Царство Небесное”. Что же делать? Нужно быть готовым отдать, мы должны раскаяться в привязанности к этому миру и богатству. Как мы изучали ранее, нужно умалится и стать как дитя. Если Бог что-то дал нам и позволил пользоваться, то нужно пользоваться, употребляя для славы Бога, если же скажет отдать – то отдать. Мы должны отвергнуть то, что стало идолом для нас и следовать за Иисусом. Наше имение, которое мы должны раздать – это то, что мы ценим больше Иисуса, что препятствует нам следовать за Иисусом.
2. Кто же может спастись?
Давайте прочитаем стих 25: “Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?”
Когда мы читаем это слово, то возглас вырывается из нашей груди: “Кто же, кто же может спастись?” Это слово повергает в смятение! Как возможно спастись, если так велики стандарты Царства Божьего? Даже ученики ужаснулись, потому что хотели иметь богатство. Но их величие в том, что хоть они и ужасались, но все равно следовали за Иисусом. Ответ на этот вопрос давайте прочитаем в стихе 26: “А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно”
Действительно, человекам невозможно спастись, и мы хорошо видели это сегодня. Даже такой хороший человек, который пришел к Иисусу, не мог войти в Царство Бога, и ему недоставало совершенства. Как же, как же тогда спастись? Давайте прочитаем еще раз 26б “Богу же все возможно”. Значит выход есть! Богу же все возможно! Если бы человек сам мог бы спастись, то зачем Богу нужно было бы посылать на землю своего возлюбленного сына Иисуса Христа на невыносимое страдание и смерть? Когда для человека не было выхода, Бог нашел выход! Потому наша надежда не в том, чтобы через дело невероятной доброты войти в Царство Бога, но в том, чтобы, приняв жертву и кровь Иисуса, пролитую за нас, пасть пред Его Крестом, обрести милость и прощение. Мы грешники, но Бог возлюбил нас и отдал Своего Сына за нас. И только в благодати и любви Иисуса мы находим силу чтобы встать, чтобы исполнять Его волю, в том числе чтобы делать доброе дело или совершать подвиг веры. Вы думаете, Иисус хотел замучить этого юношу и просто сделать его нищим и несчастным? Иисус хочет сделать нас нищими? Нет. Иисус хотел изменить систему ценностей, хотел помочь юноше решить ту духовную проблему, которую юноша сам не мог решить. Иисус хотел дать ему большее. Я уже говорил, что многие буквально приняли повеление Иисуса раздать все нищим. Они тем заслужили Царство Божье? Нет, но они сделали так не по своей силе, но когда Бог дал им Свою благодать и решил тренировать их особенным образом. Без Бога, без благодати и милости Его мы не можем спастись. Даже самый, казалось бы, праведный человек как Иов, поступая праведно, не мог спастись. Потребовалось Божье вмешательство, и страдание, чтобы избавить его от самоправедности и привести к правильным отношениям с Богом. У Иова тоже было имение. И это отнюдь не его богатство, не поля и не стада. Это была его самоправедность перед Богом. И даже Иов не мог сам спастись! И он восклицает – я знаю, что мой Искупитель живой! Даже ему нужен искупитель! Мы не можем спастись без Бога, без нашего Искупителя – Иисуса Христа, пролившего кровь за нас. Он есть путь спасения для нас!
3. Награда учеников.
Но Петр не сдавался. Он вероятно думал, что хотя бы ученики достойны: “Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?”
Тогда Иисус сказал ученикам: “Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых”
Иисус не сказал, что ученики обрели спасение за то что оставили все. Он сказал “вы, последовавшие за Мною”. Они обрели спасение, потому что последовали за Иисусом, они нашли спасение в Иисусе.
“И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми”
И в этом стихе мы видим – не просто оставит, но ради имени Иисуса. Просто оставить, просто совершить что-то, но не ради имени Иисуса – это не имеет отношения к вечной жизни. Это слово звучит страшно. Как можно оставить мать, или жену или детей? Не будет ли это ужасным преступлением? Для понимания этого вопроса приведу примеры. Например пастырь Поинт оставлял жену на время здесь, в Киеве, чтобы служить в Турции. Но разве он бросил ее? Разве разрушилась его семья? Бог благословил его семью и его служение в Турции. Их расставание было лишь временным. Другой пример – один пастырь в воскресенье уезжал на Богослужение, оставляя свою маму в слезах, она хотела, чтобы хоть день он еще побыл дома, поскольку только раз в год приезжал домой. Был сильный конфликт, но через время мама сама уверовала в Иисуса и получила во со крат больше благословения и счастья. Раньше она думала, что потеряла сына навсегда, но теперь может видеть его и радоваться с ним каждый день. Оставить и бросить – это разные вещи. Недаром Павел предупреждал, что тот, кто не заботится о домашних – хуже неверного. И это правда. Не заботиться о родителях или бросить жену – это великий грех. Но на этих примерах мы видим разницу между бросить и оставить ради Иисуса. Предпочтение ради Иисуса приносит благословение во сто крат. Мы здесь видим, что тот, кто оставит свое имение, не останется нищим или несчастным, но получит воздаяние во сто крат. Для п. Руфи ее имением было желание легко жить с богатым мужем. У нее был нищий менталитет, она хотела жить для себя. Казалось невозможным изменить ее. Но Богу все возможно! Когда изменилась ее система ценностей, Бог дал ей богатство и красоту в Иисусе.
В моей жизни было время, когда Бог изменял систему ценностей. Моим имением тогда были работа и деньги. Был большой внутренний конфликт между работой и верой. Остаться было против совести, я думал – делать игры это как-то плохо. Но уйти – означало стать должником 1700$, потому что мне дали деньги, а я не довел проект до конца. Я позвонил начальнику и сказал, что уйду и возмещу ущерб, хотя эти деньги казались мне бесконечностью. У меня уже не было этих денег, большую часть я потратил, но я решил собрать и отдать. Потом, помолившись, я услышал от Бога, что могу продолжать работать там же, но нужно поступать по вере и проповедовать на работе. Я вернулся на работу, но тогда изменилось отношение к материальным ценностям и деньги уже не имели для меня значения. Вскоре, приняв то слово, по которому сегодня проповедь, я отдал почти все свои сбережения в церковь и жил весьма бедно, так что подчас не имел денег, чтобы добраться на работу. Когда я решил оставить это, чтобы следовать за Иисусом, Бог изменял систему ценностей. Но почему-то через время Бог дал весьма много, хоть я совершенно не искал того. Только материально Бог дал как минимум в 200 раз больше того, что я тогда отдал, а духовно – даже нельзя сравнивать. Бог обеспечил всем, дал очень прекрасную жену и красивых детей, дал моей маме и бабушке уверовать в Иисуса Христа.
Через это слово мы видели, что значит имение человека. Наше имение – это то, что кажется человеку ценнее сокровищ в Небесном Царстве, то что препятствует войти в Небесное Царство. Через юношу мы видели, что на пути к вечной жизни мы должны оставить наше имение, то есть то, что мешает, и последовать за Иисусом. Мы ясно видели, что человеку это невозможно. Но Богу возможно! Бог не хочет делать нас нищими и несчастными, но хочет изменить нашу систему ценностей. Веруя в Иисуса Христа, мы можем предпочесть Царство Божие богатству, славе и свему имению и получить награду во сто крат как здесь, так и в будущей жизни вечной.