“Блаженны нищие духом”
БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ
Ключевой стих: 5:3
“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”
Нагорная проповедь — одно из самых известных мест Библии. Ее часто называют конституцией Небесного Царства. Через нагорную проповедь мы ясно видим святость Бога, и то, какие люди угодят Богу. В сегодняшнем слове мы узнаем о двух вещах — о секрете восьми блаженств, и о роли верующих в этом мире.
I. Блаженства (1-12)
Когда Иисус проповедовал, за Ним последовало множество народа. (Мат. 4:23-25) Посмотрите на стихи 1,2. “Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их…”. Перед множеством народа Иисус начал проповедовать Своим ученикам. Слова Иисуса обращены не только к ученикам, но и ко всем верующим. Стихи с 3 по 12 Иисус говорит про восемь заповедей блаженства. Что такое блаженство?
Слово “блаженство” обозначает “счастье”. Но блаженство это не простое счастье. Блаженство указывает на бесконечную радость и счастье в Царстве Божием. Мирские люди думают, что счастье связано с эмоциями, любовью, богатством, успехом, честью и славой. Но блаженство — это правильные отношения с Богом. Из правильных отношений с Богом происходят истинная радость и счастье. Кроме того, блаженство — не это субъективное переживание, а объективная оценка со стороны Бога. Таким образом, блаженство — это дар и благословение Бога.
Итак, кто является блаженным человеком?
Во-первых, блаженны нищие духом (3). Посмотрите на стих 3: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. Истинно счастлив тот, кто нищ духом. Нищий — это не просто бедный человек, но это тот, у кого ничего нет, кто не может даже накормить себя без милости других. Нищий духом — это тот, кто глубоко осознает свою полную испорченность и несостоятельность перед Богом, потому ищет прощения и милости Бога. Большинство людей думают, что у них есть что-то перед Богом. Например, Иисус рассказал притчу про фарисея и мытаря. (Лук. 18:10-14). Фарисей думал, что у него есть что-то достойное перед Богом. Он говорил Богу: “Боже! Благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Он думал, что очень праведный и Бог обязан благословить его. Но Бог не признал его праведность. Наоборот, мытарь молился так: он не смел даже поднять глаза к небу, а стоя вдали, ударял себя в грудь и говорил: “Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!”. Мытарь знал, что у него нет ничего, чтобы оправдаться перед Святым Богом, поэтому он со слезами молил о милости. Бог принял его молитву и Сам оправдал его.
Что обещал Иисус нищим духом? Он обещал, что их есть Царствие Небесное. Те, кто самоправедны и самодовольны перед Богом, никогда не могут угодить Богу и войти в Царствие Бога. В их сердце нет места для Бога. В конце концов, они попадут в ад. Это поистине несчастные люди, потому что все знают о Боге, но не могут войти в Царство Небесное. Напротив, человек, нищий духом всегда искренне ищет Бога и полностью доверяет Богу. Он всегда жаждет правды Бога. Хороший пример такого человека — царь Давид. Он был способным и великим человеком, но перед Богом он всегда был скромным и смиренным, он ни разу в жизни не оправдывал свой грех перед Богом. Когда он согрешил и его обличил пророк Нафан, Давид не скрывал грех. Он обратился к Богу с молитвой о помощи. В Пс. 5:2-4 он молил Бога: “Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к тебе молюсь. Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать”. Таким людям Иисус обещал Царствие Божие. Куда лучше иметь Царство Божье, нежели иметь все остальные вещи.
Во-вторых, блаженны плачущие. Посмотрите на стих 4: “Блаженны плачущие, ибо они утешатся”. Плач является выражением печали. Люди плачут и печалятся из-за своих несчастий, из-за бедности, из-за страха, неуверенности в будущем и из-за других вещей. Такая печаль только опустошает человека.
Но есть печаль, которая делает человека счастливым. Эта печаль исходит из кающегося сердца. Тот, кто плачет перед Богом о своем грехе, тот действительно ищет Бога и Его милости и спасения. Кто плачет из-за своих грехов, ищет Божьей милости и спасения, тот истинно смиренный человек. Иисус обещал, что тот, кто плачет из-за грехов, тот утешится. Бог утешит их, значит простит грехи, даст восстановление и новую радость. Такие люди могут найти Бога. Те, кто плачет, ища Бога и Его благодати, растут духовно. Давид был царем. Однако он плакал, проливая много слез, думая о своей немощи, из-за которой он совершил грех. Давид сказал: “Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедро Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною” (Пс.50:3-5). Бог принял его покаявшееся сердце и благословил его. Господь послал в этот мир Спасителя через его род.
В-третьих, блаженны кроткие. Взгляните на стих 5: “Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю”. Кротость — это “тихость”, “неконфликтность”, “самоконтроль” и “толерантність”. Чтобы достичь успеха в мире надо быть пронырливым, крикливым, хитрым и жестоким. Чтобы достичь власти, денег и успеха, нужно безжалостно уничтожать конкурентов, предавать друзей, карабкаться вверх по трупам врагов. Но такие люди не могут приобрести любовь и уважение других, наоборот, они все потеряют.
Но истинно счастливым является кроткий человек. Кротость имеет больше силы, чем жестокость. Чтобы быть кротким нужно быть действительно сильным человеком. Однажды, Мариам и Аарон упрекали Моисея за жену ефиоплянку. На самом деле их не интересовала жена Моисея, а они просто завидовали положению Моисея как духовного лидера. Это было несправедливое обвинение, но Моисей не спорил с ними. Он не собрал пресс-конференцию и не сказал, что против него начата информационная война. Он кротко слушал их обвинения и поклонился перед Богом и предоставил Богу решить проблему. В Чис. 12:3 сказано: “Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле”. Тогда Господь Сам позвал Аарона и Мариам и сказал им: “слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?” Кротостью Моисей победил обвинения. Кротостью он мог руководить 600000 гордых и непослушных Израильтян.
Иисус — лучший пример кроткого человека. Он, будучи Богом, пришел в грешный мир, Он был презрен и отвергнут, а затем и распят. Он стал посмешищем и поруганием для людей. Но даже на кресте Иисус не проклинал грешников, а молился: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают”. Своею кротостью Он приобрел душу разбойника, который был распят рядом с Ним, а также душу сотника, который сторожил крест. Своею кротостью Иисус и сейчас приобретает многие души и Он стал Правителем человеческих душ (Фил. 2:6-11). В Иисусе Христе и мы кротостью можем приобрести весь мир для Бога. Пусть Бог поможет нам стать кроткими людьми.
В-четвертых, блаженны алчущие и жаждущие правды. Прочтем стих 6: “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся”. В этом стихе правда — это Иисус, Который есть правда Божья (1 Кор. 1:30). Те, кто жаждет и алчет узнать Иисуса, могут получить небесную радость.
Современным людям тяжело понять алчущих и жаждущих. В древности рабочие ели 1 раз в день. Они должны были работать под жарким солнцем, мучаясь от жажды, потому что рядом нет колодца. В наше время многие люди алчут и жаждут мирских вещей: физических удовольствий, высоких заработков, славы и признания. Многие достигают этого. Но они все равно алчут и жаждут так же, как и раньше. Это потому, что они жаждут и алчут не того, что дает сытость и утоляет жажду. Библия ясно говорит, что насытятся те, кто алчут и жаждут правды. Эта правда — Иисус Христос. Тот, кто жаждет узнать Иисуса и пребывать в Нем, тот не будет жаждать и алкать. Иисус — это источник радости и значения жизни. Все люди должны искать Иисуса. Матфея 6:33 говорит: “Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам”.
В-пятых, блаженны милостивые. Посмотрите стих 7: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут”. Нам легко осуждать и ненавидеть других. Но простить тех, кто сильно обидел — очень тяжело. Однако мы должны быть милостивыми, потому Иисус первым помиловал нас. Мы можем быть милостивым, если всегда помним, какие мы грешники и как Бог помиловал нас.
Преподобный Сон Ян Вон был пастором в больнице для прокаженных. Он ел и спал с прокаженными. Во время Корейской войны коммунисты убили двух его сыновей. Но пастор Сон усыновил двух убийц его детей. В это трудно поверить, но это реальная история. Преподобный Сон смог сделать это, потому что он смотрел на них с точки зрения Бога. Мы благодарим Бога, который был милостив к нам, когда мы безнадежно блуждали во грехе.
В-шестых, блаженны чистые сердцем. Смотрите стих 8. «Блаженны чистые сердцем ибо они Бог узрят». Некоторые люди спрашивают: «почему мы не видим Бога?», потому что увидеть Бога может только человек с чистым сердцем. Итак, что такое чистое сердце? Чистое сердце – это сердце, где не живет грех, сердце полностью наполненное словом Бога и Святым Духом. Грязное сердце – это сердце, которое любит грех, любит коварство, любит похоть, алчность и т.д.
Злое сердце приносит злой плод, думает грязные мысли, говорит грязные слова, в чистом сердце все чисто. Обличая фарисеев, Иисус говорил: «Порождения ехидны! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое».
В чистом сердце все мысли, стремления, все желания чисты перед Богом, ничего не надо скрывать, ни перед Богом, ни перед людьми. Бог любит такое сердце, и открывается таким людям. Это счастливый человек. Наоборот, человек с грязными мыслями и с грязным сердцем постоянно должен что-то скрывать и лицемерить. Такой человек никогда не может увидеть Бога. Бог скрывает Себя от грешников и открывает Себя чистым сердцем.
Благодарим Бога, за то что нас, злых и грязных, Бог очистил Кровью Иисуса Христа, чтобы очитсить наши серда и чтобы мы могли видеть Бога.
В-седьмых, блаженны миротворцы. Посмотрите стих 9: “Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими”. Есть два типа людей: одни приносят вражду, другие приносят мир. Первые — дети сатаны, вторые — дети Бога. Мы — дети Бога и призваны быть миротворцами.
Как мы можем быть миротворцами? Нужно надеть каску и военную форму, взять автомат и поехать в Ирак или Ливан? В последнее время такие миротворцы больше способствуют ненависти и войне. Итак, как мы можем быть миротворцами? Во-первых, мы должны знать, что все конфликты возникают, из-за того, что люди не имеют мира с Богом. Иисус установил для нас мир с Богом. В Еф.2:14,15 сказано: “Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду. Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир”. Когда мы сами имеем мир с Богом, и проповедуем другим спасение и прощение грехов, то становимся миротворцами. Во-вторых, Иисус стал миротворцем, когда умер на кресте. Мы тоже можем стать миротворцами, если сами будем нести крест, снижая и отвергая себя, первым прощая, покрывая немощи и недостатки, молясь за тех, кто обижает нас. Тогда вокруг нас будет мир, а не конфликты.
В-восьмых, блаженны изгнанные за правду. Прочтем стих 10: “Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное”. Мир гнал и распял Иисуса просто потому, что Иисус Сын Бога. Иисус хотел, чтобы Его люди были гонимы из-за правды Бога. Истинно счастливы те, кто подвергаются гонениям для славы Бога. Любой человек может быть ненавидим миром, но тот, кого гонят из-за правды, наследует Царство Небесное и получит свою великую награду от Бога. Давайте радоваться гонениям за правду Господа.
II. Роль верующих (13-16)
Мирские люди считают верующих ничем. Но в глазах Бога они выполняют роль соли и света для мира.
Первое, вы — соль земли. Что такое соль? Соль, NaCl — белый соленый порошок. Соль нельзя есть саму по себе, но без нее пища не имеет вкуса. Кроме того, соль предохраняет пищу от разложения. Иисус сравнил своих учеников с солью, из-за их огромного, хотя и невидимого влияния. Иисус хотел, чтобы Его ученики влияли на мир.
Как верующие могут иметь влияние? Давид был влиятельным не из-за человеческого величия или царственного положения, но из-за своего покаяния. Когда он согрешил, совершив прелюбодеяние и убийство, он искренне раскаялся. Таким образом он стал влиятельным человеком. Петр стал влиятельной личностью, потому что он покаялся в своих просчетах и ошибках, когда встретил воскресшего Иисуса. Святой Августин стал наиболее влиятельным человеком в истории христианства просто потому, что он искренне раскаялся в своем интеллектуальном гедонизме и стал человеком во Христе. Человек не может дать Богу ничего, кроме покаяния. Когда мы даем Богу наше сердечное покаяние, Он делает нас влиятельными.
Без хорошего влияния христиан мир очень быстро испортится. Но если христиане перестанут хорошо влиять на мир, то они станут бесполезными.
Второе, “Вы — свет мира” (14). Люди Иисуса должны быть светом миру. Посмотрите стих 14а: “Вы – свет мира”. Когда Иисус сказал “Вы – свет мира”, это означало: “Вы – дети света”. В 1 Ин.1:5б сказано: “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы”. В Ин.1:9 говорится: “Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир”. Мы — дети света. Люди Иисуса, должны принимать свет Иисуса и проливать его на людей вокруг нас.
Почему важно делать это? Те, кто не знают Бога, не знают, что происходит с ними и с их жизнями. Они не имеют Божественного света в своих сердцах, и потому идут на ощупь в темноте, не зная правильного направления в жизни. Верующие имеют истинное направление в Иисусе и должны направлять других к Богу. Они должны направлять к Богу тех, кто блуждает во тьме, изучая с ними Библию 1:1. Библия называет Давида “светильником Бога” из-за его чистой жизни, направленной к Богу. Мир полон тьмы. Но когда верующие играют роль света мира или светильников Бога, они являются надеждой мира (16).
В этой главе мы узнали, что истинно благословенный не телесный, но духовны человек. Восемь заповедей блаженства – это не восемь законов, но восемь граней личности человека, который угодит Богу и живет в благословении и благодати Бога. Давайте не быть беззаконными, давайте иметь слова Нагорной проповеди в наших сердцах, чтобы мы были угодны Богу и стали истинно счастливы.