Вивчення Біблії: Проповідь “Слово и плод” (От Марка 4:1-20)
СЛОВО И ПЛОД
Ключевой стих 4:20 : "А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат"
В начале каждого лета нашу страну охватывает лихорадка поступления в ВУЗы. Тысячи выпускников – кто с родителями, кто сам, бегают от одного ВУЗа к другому, думая, куда бы им лучше поступить. Однако после поступления оказывается, что большинство из них совсем не умеет учиться. Они говорят, что учеба – это скучное дело, что то, что они учат, им не пригодится в жизни, поэтому они гуляют, бездельничают и заваливают сессии. По этой причине таких студентов сперва нужно учить тому, как нужно учиться, и только потом непосредственно учить. То же самое делает Иисус в сегодняшнем отрывке. К нему пришло много людей, и Он начал их учить. Но большинство из них не знали, как нужно правильно относится к Его учению и поэтому не могли принести добрых плодов в жизни. Поэтому Иисус сперва учил их учиться. Как же Он делал это?
Во-первых, Иисус учил народ притчами. Посмотрим стихи 1,2: «И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. И учил их притчами много…» Почему же Иисус учил народ притчами? Сейчас людей редко говорят и учат притчами. Нам на самом деле непросто вспомнить хотя бы одну притчу, ну разве что «Лебедь, рак и щука». Но на самом деле учение притчами имеет много преимуществ. Притчи интересные и хорошо запоминаются. Но самое важное в том, что притча побуждает людей мыслить самостоятельно. Притча имеет скрытый смысл, которого рассказчик не говорит, но до которого слушатели должны догадаться сами. Это требует интенсивного мыслительного процесса. Но как мы знаем, большинство людей не любят думать. Они хотят, чтобы им все разжевали и накормили. В книге Притч написано так: «Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего» (26:15). Трагедия ситуации в том, что хотя есть чаша с вкусной едой, и нужно только опустить туда руку и донести до рота, ленивый человек не делает даже этого, потому что думает, что это – очень тяжелый труд. Здесь людей учил Сам Иисус, Бог, Который спустился с небес. Но из-за равнодушия и лени людей, была опасность что они уйдут домой голодные. Чтобы помочь им опустить свою руку и взять вкусную еду, Иисус старался изо всех сил. Нам также нужно стараться усердно думать, когда мы слушаем слово. Поэтому на изучении Библии мы разбираем разные вопросы. На собрании фронтов мы спрашиваем друг друга: «Чему ты учился через сегодняшнее слово?» Ленивый человек говорит: «Ничему не учился». Но трудолюбивый и ответственный собирается с мыслями, усердно думает и говорит чему учился. Такеж чтобы размышлять над словом, мы пишем свидетельства и духовный хлеб.
Во-вторых, Иисус служил людям творчески. В то время людей обычно учили в синагоге, это делали книжники. Когда к Иисусу стало приходить много людей, где их нужно было учить? В синагоге они могли просто не поместиться, более того, Иисуса могли не пустить в синагогу. Тогда Иисус Иисус учил людей на берегу моря – Он вошел в лодку, немного отплыл от берега, а люди стояли на берегу. Это было необычно – нам с вами также непросто представить книжника, который учит людей с лодки. Но Иисус делал так. Когда обычные методы трудно реализовать, нужно быть творческими и искать необычные. Конечно, нам, пастырям, нравится, когда агнцы сами звонят, чтобы договориться об изучении Библии. Затем когда подходит время, то спокойно изучать в церкви. Но часто так не получается. Скорее всего, сейчас так не часто получается. Недавно Жанна д’Арк сильно удивилась, когда одна сестра спросила ее: «Когда мы будем изучать Библию?» Когда классические методы перестают работать, нужно искать новые. Например, папа Римский Иоанн Павел II учил людей, ходя с ними в походы в горы. Сейчас у нас есть различные клубы. Это также нестандартный способ донести другим слово Бога. Пусть Господь благословит наши изучения Библии!
Итак, давайте еще раз послушаем притчу Иисуса: «слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто» (3-8). Одни и те же семена попали на разные виды почвы. Но принесли плод только те, которые попали на добрую землю. Здесь видно, что то, принесет семя плод или нет, зависит не от семени, а от почвы, в которую оно попало. Во все времена люди стремились найти такое семя, какое принесет плод на любой почве. Это потому, что люди не хотят изменяться сами, но хотят принести добрые плоды. Когда я учился в университете, все начали массово изучать английский язык. Они шли то на одни, то на другие курсы, покупали разные самоучители, пробововали различные методики. Многие думали, что стоит купить именно этот курс, как английский тут же запишется им в голову, как записывается информация на flesh-ку. Вообще-то выучить иностранный язык непросто. Для этого нужно много и усиленно работать. Эксперты утверждают, что чтобы выучить иностранный язык для лингвиста нужно минимум полгода напряженного труда. Но люди не хотели трудиться. Они искали такой курс, который прорастет на любой почве сердца. Многие студенты думают, что стоит им поступить в какой-нибудь престижный ВУЗ, как они тут же станут крупными специалистами. Но они не готовы меняться сами, бороться со своей ленью, не готовы бросать вызовы трудностям, не готовы принимать решения и нести ответственность. Подобным образом люди иногда ищут «хорошего» проповедника, «хорошую» церковь. Они хотят в разные церкви, но нигде надолго не задерживаются. Но проблема не в церкви, а в почве их сердца. Они не готовы раскаиваться, изменяться, брать свой крест. Они хотят только чтобы им было хорошо, и чтобы их никто не трогал. Здесь мы учимся, что нам нужно обращать внимание на почву сердца.
Когда Иисус закончил притчу, то возгласил: «кто имеет уши слышать, да слышит!» (10) Иисус призывал людей хорошо запомнить и поразмыслить над сказанным. Посмотрим стихи 10-12. Когда народ разошелся, возле Иисуса остались ученики и еще несколько человек. Они спросили Иисуса о значении притчи. Конечно, с точки зрения науки агрономии вопросов у них не было – здесь все было правильно и ясно. И все же они понимали, что у этой притчи был скрытый смысл, которого они не могли понять. Что хотел сказать этим Иисус? Кто такой сеятель? Что символизирует семя? Что означают разные виды почв? У них было много вопросов. Преподаватели хорошо знают, что студенты, у которых есть много вопросов, являются как правило лучшими студентами. Наверное, п. Самурай не может нарадоваться, когда после его лекции возле него собирается группа студентов и засыпают его разными вопросами: «Станислав Викторович, а вот такой вопрос!», «а еще такой вопрос!» Если нам что-то не ясно, нам нужно задавать вопросы. Если человек хочет что-то узнать, он не может задать глупого вопроса. Но когда человек прекращает задавать вопросы, то он прекращает расти. Иисус не хочет от нас слепой веры. Он хочет, чтобы мы задавали много вопросов и понимали тайны Небесного Царства.
Иисус им ответил: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (11,12). Здесь видно, как Иисус обрадовался этим людям. У них было духовное желание. Они хотели знать тайны Небесного Царства. Иисус обещал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). Здесь мы учимся тому, что тот, кто ищет ответ, обязательно найдет ответ. Но ленивый, равнодушный человек не найдет, не потому что Бог не хочет ему открыть, а потому что он сам не хочет. Иисус также сказал, что духовное желание ведет к тому, что человек обращается и ему прощаются грехи. Он получает спасение и вечную жизнь. Этот очень важный жизненный вопрос. Поэтому нам нужно с большим внимаем слушать слова Иисуса. Раньше, чтобы участвовать на Богослужении и послушать проповедь, люди поднимались в 4 часа утра и шли в церковь за несколько километоров. Сейчас им достаточно просто войти в Интернет. Но они и этого не хотят. Такие люди сами делают себя внешними и лишают прощения грехов.
Иисус с радостью объяснил ученикам значение притчи. Сеятель сеет слово (14). А четыре виды почвы символизируют человеческие сердца.
Во-первых, придорожье (15). Прочитаем стих 15: «Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их». Проблема придорожья не в том, что там нет почвы. Проблема придорожья в том, что оно очень твердое, и семя просто не может проникнуть в почву. Чтобы семя проросло, оно должно какое-то время находиться в земле. Но на придорожье оно остается лежать на поверхности и становится хорошей мишенью для птиц. Здесь птицы символизируют сатану. Задача сатаны в том, чтобы люди не слушали слова, но если они все же услышат – то тут же отобрать его. Обычно почву сердца придорожье имеют люди с силными предубеждениями и своим мнением. Предубеждения – это серьезная проблема нашего времени. Например, в Советском Союзе не любили иностранцев – это потому что их считали агентами иностранной разведки. Хотя Союз давно умер, но такое предубеждение осталось. И люди продолжают с недоверием относится к иностранцам. Такие предубеждения мешают им прийти в церковь, основанную миссионерами и слушать Божье слово. Люди с предубеждениями обычно легкомысленно отвергают предложение изучать Библию и послушать проповедь, думая, что и так все знают. На самом деле и почва нашего сердца может стать твердой. Информационные потоки нашего времени, шум, суета и усталость приводят к тому, что наши сердца также могут стать невосприимчивыми к слову Бога.
Но придорожье – это не приговор. На самом деле есть решение этой проблемы, и оно состоит в том, чтобы помочь семени держаться в сердце, чтобы его сразу не украл сатана. Для людей с типом почвы «придорожье» нужно учиться хранить слово Бога, например, записать в тетради, выучить наизусть, глубоко размышлять над ним через свидетельство, поехать на христианскую конференцию. Тогда слово Бога может укорениться и прорасти. На самом деле Сам Бог также может «разрыхлить» такую почву сердца. Часто Он делает это через разные проблемы, болезни. Зачастую в трудностях сердце человека становится более восприимчивым к слову. Джон Ньютон был жестоким работорговцем. Однажды он попал в шторм на море, из которого думал что не выберется. Он упал на колени и обещал Богу, что если Тот спасет ему жизнь, то он отдаст свою жизнь Богу. Тогда Бог спас его и Джон Ньютон исполнил свое обещание: оставил прибылный бизнес и стал Божьим служителем. Его жизнь – это хороший пример, как Бог может изменить почву сердца как придорожье.
Во-вторых, каменистая почва (16,17). Прочитаем стихи 16,17: «Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются». На каменистой почве есть немного земли, поэтому, попав туда, семя хорошо прорастает. Однако чтобы расти дальше, необходимо укорениться, а продвижению корня мешают камни. Из-за камней семя не укореняется и засыхает. Такая почва символизирует поверхностных и непостоянных людей. Вначале они с радостью принимают Евангелие, потому что оно приносит радость, общение, избавляет от одиночества. Им нравится в церкви, потому что в церкви есть хорошие братья и сестры и там вкусный чай. Но корень Евангелия растет вглубь сердца, и вскрывает там различные камни. Камни – это скрытые или явные грехи, проблемы или трудности. Это может быть, например, конфликт с каким-то человеком, когда я не могу принять в церкви вот этого брата или вот эту сестру. Это может быть проблема создания семьи, когда нужно доверить этот вопрос Богу. Укоренение приходит, когда человек встречает много трудностей и борется с ними со словом Бога и решает их перед Богом. Иосиф из книги Бытие рос любимым сыном своего отца Иакова и одевался в разноцветные одежды. Но в один мир его жизнь превратилась в ад, когда его братья из зависти продали его в рабство. Мы не можем даже представить, насколько ему тяжело было простить своих братьев, которые причинили ему столько боли и страданий в юности. Непрощение было большим камнем на пути его духовного роста. Но Иосиф простил братьев. Это видно по тому, когда они пришли к нему во время голода, он не стал мстить им, как граф Монте Кристо, а благословил. Когда Иосиф простил братьев, семя слова Бога выросло и принесло через него большой плод.
В-третъих, тернии. Прочтитаем стихи 18,19: «Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода». В терниях мягкая почва и там нет камней. Поэтому семя хорошо прорастает и пускает корень. Но проблема заключается в том, что одновременно растут и терния, и в конце концов они заглушают семя и оно остается без плода. Иисус назвал несколко видов терний. Первые – это «заботы века сего». У этого века полно забот: что есть, что пить, во что одеться, где жить. Такие люди часто говорят: «Я устал». Еще у современных людей появилась забота как себя развлечь. Такие люди говорят: «У меня нет времени». Человеческое сердце – это фабрика по производству различных забот, которая работает до самой смерти. Вторые терния – это обольщения богатством. Оно возникает, когда человек сильно любит этот мир. Третьи терния – это другие пожелания. У кого-то может быть сильная человеческая амбиция – он может требовать от Бога того, чего Бог не обещал. Как сделать так, чтобы тернистая почва принесла плод? Необходимо вырвать тернии через покаяние. Необходимо решить доверять Богу, а не позволять заботам управлять жинью, необходимо принять решения жить для Бога, а не для денег.
В-четвертых, добрая земля (20). Прочитаем стих 20: «А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат». Семя имеет огромный потенциал. Когда дорога вспахана, камни убраны и тернии вырваны, ничто не мешает принесению плода, и семя приносит большой плод – в тридцать, в шестьдесят и даже во сто крат. Недовно я был в гостях у п. Петра, где мне на глаза попалась книга, рассказывающая о жизни и служении Билли Грэма. Через этого человека Бог принес много плода. Также недавно Украину посетил Равви Захарис, через него Бог также принес и приносит большой плод. Конечно, не все станут как Билли Грэм и Равви Захариас. Но Бог обещал, что добрая почва сердца принесет много плода.
В Библии Бог часто изображается как земледелец. Например, в Ин.15:1 Иисус назвал Бога виноградарем. Бог постоянно обрабатывает наши сердца – вспахивает землю, убирает камни, вырывает тернии. Он делает это через различные трудности в нашей жизни. В Евр.12:11 написано: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». Через покаяние Бог ведет нас к принесению плода. Но все начинается с того, чтобы внимательно слушать слово Бога. Поэтому Иисус начал и закончил сегодняшнюю притчу словами «Слушайте!»
Мы живем в очень занятом и шумном мире. Не так просто просто сеть и слушать Божье слово. Но первое что нам нужно делать – это сесть и слушать Божье слово. В Пс.45:11 написано: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог». Когда нам кажется, что мы осуетились и устали, нам нужно сесть и внимательно слушать Божье слово. Тогда Бог сделает почву нашего сердца доброй и мы принесем много плода. Давайте помолимся.
(п. Иаков)