Вивчення Біблії: Проповідь “Евангелие Сына Божьего” (От Марка 1:1-8)
ЕВАНГЕЛИЕ СЫНА БОЖЬЕГО
Ключевой стих 1:1,8 : "Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия… я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым"
Мы благодарим Бога, который благословил нас изучением пастырских посланий ап. Павла к Тимофею и к Филимону. Сегодня мы с большим ожиданием и благоговением приступаем к изучению еще одной книги Библии — Евангелию от Марка. Пусть Господь даст нам открытые уши, ясный ум и смиренное сердце, чтобы из этой удивительной повести о Сыне Божьем, мы извлекли ценные уроки для наших жизней. Пусть Дух Святой ведет нас через изучение этой книги и назидает нас через каждую проповедь, изучение Библии или собрание свидетельств. Пусть Господь даст нам глаза видеть Иисуса Христа на страницах Писания и расти в Его святой образ. Аминь.
Автор этой книги — Иоанн-Марк. Мы не очень много знаем о нем из Писаний. Но считается, что он родился в богатой семье. Дом его матери стал местом тайной вечери, а потом и местом первых собраний верующих. Мы встречаем упоминания о нем в книге Деяний, где он вместе со своим дядей Варнавой и ап. Павлом идет в их первое миссионерское путешествие, но потом, испугавшись трудностей возвращается назад. В тот момент он кажется ни на что не годным, но позже Павел, в послании Тимофею, говорит: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим.4:11).
Не смотря на родственные узы с Варнавой и сотрудничество с Павлом, Марк считается учеником Петра (1Пет.5:13). Его Евангелие, наверное, самое первое из написанных, составлено со слов и проповедей первого апостола. Оно адресовано язычникам, которые плохо знали историю иудеев и тонкости закона. Самое короткое и динамичное, оно открывает нам Сына Божьего, как Сына Человеческого, который пришел не чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мар.10:45).
С чего же Марк начинает свое благовествование? Посмотрите стих 1: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мар.1:1).
Марк провозглашает начало Евангелия. Что же такое Евангелие? Нам нужно помнить, что многие слова, которые сегодня приобрели исключительно религиозный характер, для первых слушателей имели вполне бытовое значение. Слово евангелие (εὐαγγέλιον) переводится с греческого, как благая весть. Это слово употребляли, когда происходило очень важное событие большого масштаба, которое имело отношение ко многим людям. Услышав его, все собирались на площади, радовались и приносили жертвы богам. Т.е. если кому-то, например, поднимали зарплату на 5 динариев — то это не было евангелие. Но вот победа над сильным врагом или воцарение нового правителя — это было евангелие.
Марк употребляет именно это слово, когда провозглашает весть об Иисусе Христе Сыне Божьем. Почему? Почему весть о приходе Иисуса Христа — это благая весть такого масштаба, что она касается каждого, кто будет читать эту книгу? Ответ на этот вопрос мы находим в самой личности Христа и в той роли, которую Он сыграл в истории Бога.
Его имя, Иисус, означает «Бог спасает», «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мат.1:21). Он — Христос, т. е. обещанный великий Царь, Помазанник и Мессия. Не просто еще один политик в дорогом костюме, а Тот, кому действительно принадлежит вся власть, все могущество и слава. Тот у кого есть праведность и верный суд. Тот, кого ожидал мир. И Он — Сын Божий. Не такой, как римский император — сын юпитера. Нет, это на самом деле Бог, которого мир не может вместить и земля — подножие ног Его, вечный и изначальный. Творец всего сущего стал человеком и пришел чтобы быть со Своими детьми. Ведь случилось нечто совсем необычное: в мир, полный дурных новостей, насилия, эгоизма, зла и развращенности, благой вестью пришел Сам Бог. Пришел, чтобы спасти, чтобы принять, восстановить, чтобы Собою изменить все. То, о чем говорит Марк — это не мемуары, не воспоминания очевидцев и не какая-то доктрина. Это Евангелие спасения, воплощенная Божья сила и любовь, которая открылась, чтобы каждый верующий в него обрел вечную жизнь, прощение грехов и примирение с Отцом на небесах.
Итак, благая весть об Иисусе Христе, Сыне Божьем началась так…
Посмотрите стихи 2,3: «как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мар.1:2,3)
Эти стихи — цитаты из пророчеств Исаии и Малахии о приходе Мессии, провозглашенные за сотни лет до описываемых событий. Мы видим, что Евангельскую историю Марк начинает не с рождества и даже не с Иоанна Крестителя. Он берет глубже и дальше. Евангелие — это не что-то, что вдруг появилось ниоткуда, как порой появляются новые учения и культы. И это не вдруг Богу захотелось посетить мир. Нет, это просто пришло время исполниться тому, что Бог обещал через Своих пророков со времен Адама, когда грех, скорби, болезни и смерть вошли в мир. Это пришло время исполниться верному слову Божьему. И это случилось, как написано: перед приходом Иисуса явился Иоанн. Служитель, который был призван приготовить путь Господу.
Посмотрите стихи 4,5: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мар.1:4,5)
Когда какой-нибудь царь или правитель собирался посетить какую-то местность, перед ним всегда шли служители, которые должны были обеспечить безопасность, оговорить и согласовать расписание встреч и выступлений, организовать все, чтобы посещение состоялось на должном уровне и та местность была готова встретить высокого гостя. Если должны быть подписаны какие-то документы, то целая армия юристов и законников вычитывают эти документы до буквы, чтобы правитель потом просто поставил подпись. Т.е. это не просто как Потемкинские деревни для Екатерины. Это настоящая и серьезная подготовка и большая работа.
Приход Мессии тоже должен был быть подготовлен. Сначала Бог дал закон, потом говорил к людям через пророков. И теперь вестником Мессии, его герольдом, предтечей стал Иоанн креститель. Он пришел не для того, чтобы приготовить для Христа комфортные апартаменты, экипаж и меню. Он пришел, чтобы приготовить сердца людей встретить Господа. Каким образом? – через проповедь о необходимости покаяния и прощения грехов.
Что же такое покаяние? И почему такая проповедь Иоанна была нужна тогда? И, забегая наперед, почему такая проповедь актуальна и сейчас?
Покаяние (μετάνοια), в переводе с греческого дословно означает перемена мыслей. Т.е. изменение ума, поведения и ценностей человека. Как будто ты шел всю жизнь в одну сторону, и тут развернулся и пошел совсем в другую. Как будто ты всю жизнь делал одни вещи, а потом развернулся и начал делать совсем другие. Именно к этому и призывал Иоанн креститель. Но это то, что так не просто сделать.
Мы можем найти пример его проповеди в (Лук.3:7-14).
«7 [Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. 10 И спрашивал его народ: что же нам делать? 11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. 12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? 13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. 14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лук.3:7-14)
Что мы видим здесь? К Иоанну пришли люди, которые столкнулись с определенной проблемой. Эта проблема одна и та же для иудея древности, или для современного человека. Какая это проблема? – грех. У нас есть модель жизни, модель поведения, мы открываем Писание и смотрим, и видим, как нужно жить. Но мы смотрим на свою жизнь, и видим, что эта модель, этот закон не исполняется в моей жизни. Я смотрю в зеркало закона и понимаю, что я на самом деле ничего не могу сделать со своими грехами. И есть третий фактор — это гнев Божий, который открывается на всякую неправду.
Иудей мог утешать себя своим родством с Авраамом, он мог пойти в храм и принести жертву. Современный человек может пойти к психоаналитику, тот внимательно выслушает и скажет: не переживай, это нормально… и тем избавит его от чувства стыда за грех. Современный человек может пойти в храм и выполнить обряд. Может попробовать откупиться: на Тебе, Господь, это и то, и я это тоже готов сделать… только оставь меня в покое, дай мне жить, как мне хочется. Только все равно мы знаем, что ни кровь ягненка, ни священник, ни пожертвования не изменят моей сущности. Я все равно остаюсь тем, кем и был — грешником ожидающим, когда праведный Судья будет топтать точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. И что же мне делать, если этот гнев уже так близко?
Иоанн отвечает — нужно покаяться, изменить свою жизнь и поступать правильно. Не откупаться за грех жертвой, не утешать себя, а просто перестать делать зло. Кажется, так просто, и одновременно: как это вообще возможно? Это не возможно человеку, и потому Евангелием звучит для нас эта весть: Сын Божий пришел, чтобы эта метаноия, это изменение мыслей моих, всей сущности моей произошло. Аминь.
Кажется, что проповедь о покаянии не должна быть очень популярной? Обычно людям не нравится, когда их обличают. Но какой была реакция народа на эту проповедь? Посмотрите стих 5 еще раз: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мар.1:5).
Оказалось, что есть много людей, которым не хватало просто принести жертву в храме и на другой день снова обманывать, воровать, брать взятки и продолжать грешить. В этом мире есть много людей, которые устали поклоняться своим идолам, но никто не показал им, что можно жить по-другому. Им нужен человек, который придет и призовет их к служению истинному Богу. Аминь. Кто расскажет им об этом? Нам нужно это сделать!
На самом деле проповедь Иоанна не заканчивалась на этом. Посмотрите стихи 7,8: «И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мар.1:7,8)
Иоанн призывал людей покаяться. Он будил в них осознание своей греховности, будил в них желание изменить свою жизнь и примириться с Богом. Но он не мог дать им прощения грехов. Его крещение было символом того, что человек раскаивается в содеянном, отрекается от прошлых грехов и готовит себя для новой жизни. Но то, что ты окунулся в Иордане не дает тебе билета в Небесное Царство. Поэтому Иоанн — предтеча. Поэтому тот, кто принял проповедь Иоанна и признал свою греховность не может остановиться на этом. И поэтому креститель в своей проповеди указывает на Того, кто может это сделать. На кого? – на Иисуса Христа, Сына Божьего! Аминь.
Без Иисуса Христа проповедь Иоанна — как мелодия, которая оборвалась посередине такта. Как звук, зависший в воздухе. Когда все мое существо понимает, что должно быть продолжение, все мое существо хочет этого продолжения, но его нет.
В Деян.19:1-6 рассказывается, как Павел нашел в Ефесе некоторых учеников. Он спросил у них: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать» (Деян.19:2-6)
Нам нужен Иисус Христос, Сын Божий. Людям нужен Иисус Христос. Мы можем всем сердцем и силами потрудиться и призвать людей к покаянию, призвать людей к Иисусу. И на этом наши возможности заканчиваются. Но Он — Тот, кто будет крестить вас, Тот, кто погрузит вас в Духа Святого, Тот, кто произведет эту действительную перемену мыслей и всего существа моего. Чтобы жизнь моя, все стремления мои изменились от греха, от эгоизма, от служения идолам и всякого проклятия — к Богу живому и истинному. К Богу, которого жаждет душа моя. Он — Тот, кто из грешников творит святую Церковь, чистую невесту Христа, столп и утверждение истины. Он — Тот, кто принес нам спасение. Каким же еще словом можно назвать эту удивительную весть которая принесла спасение всем нам? Это начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего. Аминь.
Иоанн креститель — прекрасный Божий служитель. Он получил величайшую оценку от Господа. Он пришел из пустыни, жил очень просто, одевался в самую простую одежду и ел самую скромную еду. Но он был на своем месте, прекрасно осознавал свою роль и Бог использовал его велико в Своей истории.
Это удивительно, что Бог, имея возможность сделать все самостоятельно самым наилучшим образом, все таки призывает обыкновенных людей стать участниками Его искупительной истории. Нам нужно научиться у Иоанна правильному отношению к своему служению, чтобы Бог мог использовать и нас. Какое это отношение?
Во-первых, он проповедовал о покаянии и о спасении в Иисусе Христе. Это Евангелие. В этом мире есть много разных вестей: одни — хорошие, другие — совсем наоборот. Но только Евангелие Иисуса Христа дает нам прощение грехов, спасение и жизнь вечную. Нам может казаться, что людям хотелось бы меньше слышать о покаянии и больше об успехе, благословении и других вещах. Может быть это и так. И люди, которые проповедуют об этом действительно собирают большие стадионы. Но только какая польза человеку приобрести весь мир, а душе своей повредить? Господь поручил нам самую большую ценность — Свое Евангелие. Давайте же делиться этим Евангелием с людьми вокруг нас, в студгородках и офисах. Этим Евангелием Бог может изменить жизнь одного человека, одного народа и весь мир. Аминь.
Во-вторых, мы учимся простой и чистой жизни Иоанна. Его простая и чистая жизнь очень сильно влияла на людей, которые приходили его слушать. Каждый, кто видел его понимал, этот человек говорит искренне, а не для того, чтобы от меня что-то получить. Когда мы живем простой и чистой жизнью, мы можем испытать силу Духа Святого, который будет действовать через нас и таким образом влиять на этот мир.
В-третьих, мы учимся иметь правильную идентификацию перед Богом. Иоанн мог провозгласить себя Мессией и многие поверили бы ему. Но он говорит: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (7). Он действительно стал, как голос в пустыне, всеми своими делами и словами он обращал взоры людей не на себя, но на Иисуса Христа. И Бог сказал о нем: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф.11:11а). Такое-же отношение мы находим у ап. Павла и у всех остальных служителей Божьих. Бог поднимает и благословляет служителя, который своей жизнью прославляет Иисуса Христа и всего себя посвящает Ему.
Бог призывает простых людей, таких как мы с вами стать участниками Его истории. Пусть Бог по милости Своей поставит из нас многих плодоносных служителей, как Иоанн, которые смогут проповедовать Евангелие Иисуса Христа и привести наш народ к покаянию и спасению в Нем. Аминь.
(п. Ионафан)