Вивчення Біблії: Проповідь “Божья семья” (От Марка 3:20-35)
БОЖЬЯ СЕМЬЯ
Ключевой стих 35 : "ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь"
Я помню свидетельство одного брата, верующего времен СССР. Он на работе постоянно терпел насмешки неверующего коллеги. Но однажды их двоих отправили в командировку в какую-то Сибирь. И там для них не приготовили никакого места, им пришлось бы ночевать в холодной конторе на столе. Тогда верующий брат вышел на улицу и спросил, где живут Евангельские христиане. Ему довольно быстро подсказали. Они пошли туда и попросились к ним на ночь. Их приняли, согрели и накормили. Во имя Иисуса Христа. На другой день неверующий коллега спросил: ну что сегодня опять пойдем к твоим братьям? На это верующий ответил: нет, сегодня пойдем к твоим братьям коммунистам и попросимся к ним во имя Ленина, Маркса и Энгельса. Больше этот человек не насмехался над верующими. Бог благословил нас большой семьей. Семьей, в которое есть место всякому, исполняющему волю Божью. Аминь.
На прошлой неделе мы изучали о том, как Иисус призвал 12 учеников. С этого момента Он практически все Свое время проводил вместе с ними. Он учил их, посылал на проповедь, объяснял им значение Библейских отрывков и открывал им Самого Себя. В этих двенадцати исполнилась Божья воля, Его мудрость и Его надежда искупления грешников через проповедь Евангелия и веру в Иисуса Христа. Почему? Потому что за время Своего земного служения Иисус повлиял на жизни многих людей. Они постоянно приходили к Нему и потом уходили. Но эти двенадцать стали основой Церкви, основой общины верующих, которых Писание называет телом Христа, а сам Господь в этом отрывке — Своей семьей. Эта Церковь Божья пережила все нападки и гонения, окрепла, выросла, умножилась и до сегодняшнего дня продолжает исполнять волю Бога по всему миру. Давайте подумаем сегодня о том, кого же Бог принимает в Свою семью? а также: что значит для нас сегодня быть семьей Иисуса Христа?
Посмотрите стихи 20: «Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть» (Мар.3:20)
После столкновения с фарисеями в синагоге, Иисус учил людей у моря. Потом Он взошел на гору и призвал учеников. И теперь Он опять пришел в город и вошел в дом. Возможно, Он хотел провести время со Своими учениками. Но как только стало известно, что Иисус в городе, в доме сразу собралось множество людей. Они были больны и изранены телом и душой. Они нуждались в любви и заботе, в исцелении и освобождении. В конце концов, они нуждались в том, чтобы слышать Божье слово. Никто не хотел заботиться о них. Но Иисус, как добрый пастырь и отец, принял их Своими детьми, позаботился, исцелил и накормил Божьим словом. И здесь написано, что людей было так много, что Иисусу даже некогда было покушать. Так порой родители, занимаясь детьми, сами забывают покушать и позаботится о себе, чтобы все лучшее отдать детям. Мы видим, что эти люди были очень дороги для Иисуса.
Обычно люди относятся к своей еде и отдыху очень серьезно. Как говорится: «война войной, а обед по распорядку». Особенно остро это ощущается в государственных конторах, когда ровно в час у тебя перед носом закрывается окошко и кассир идет обедать… и пусть весь мир подождет. Но Иисус и ученики много раз пропустили обед чтобы послужить тем, кто в этом нуждался. Иисус полностью отдавал Себя и так уставал, что крепко спал даже во время бури. Поэтому окружающим, особенно близким людям, было очень трудно понять Его. Посмотрите стих 21: «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мар.3:21)
Как можно так трудиться, что даже некогда покушать? – думали они. Как можно служить другим и не получать за это зарплаты? Как можно, вместо того, чтобы зарабатывать хорошие деньги своим ремеслом, мотаться из города в город вместе с ватагой каких-то непонятных людей? Он не думал о карьере и зарплате, Он не собирался жениться. Он поступал не нормально. По крайней мере не так, как того ожидали Его родственники, поэтому они решили, что Он сошел с ума, нужно пойти, забрать Его домой и вразумить.
На самом деле люди вокруг нас сходят с ума ради разных вещей. Одни ради денег, другие ради власти, третьи ради удовлетворения своих грешных желаний, четвертые ради различных увлечений. Периодически многие мужчины сходят с ума ради «Кубка мира» или «Лиги Чемпионов». И почему-то весь мир с пониманием относятся ко всем этим «сумасшествиям», но только не к посвящению Христу.
Наверное, многие из вас также испытали непонимание старых друзей и родственников, когда решили следовать за Христом. Я помню, как однажды меня пригласил на день рождения мой школьный товарищ. Но в этот день также было собрание фронта. Поэтому я пришел к нему на день рождения, провел с ним некоторое время, помолился за него, благословил, отказался пить водку и потом пошел на собрание. В тот вечер я впервые услышал в свой адрес слова: «Саня, ты — сумасшедший». Мои родители тоже очень сильно переживали, когда мы с братом стали членами церкви. Они испугались, что если мы будем любить Бога и посвятим свои жизни Ему, то перестанем любить их, никогда не сможем создать хорошей семьи и найти работу. Но со временем Бог работал в их сердцах, забрал страх и изменил их. Я всегда благодарю Господа за это.
Жизнь посвященная Господу — это действительно благословенная жизнь. Хотя иногда из-за служения мы пропускаем обед, приходим домой уставшие и порой по нескольку дней не видим своих детей. Но Господь принимает такую жизнь и воздает нам многократно радостью, миром, любовью, всяким Своим благословением с небес. Пусть Господь помилует нас и поможет нам хранить правильные ценности и приоритеты в жизни, поможет нам быть даже безумными ради Христа, чтобы через нас Он привлек к Себе многих людей, в том числе наших друзей и родных, и через наши жизни открыл им Себя и дал спасение. Аминь!
Далее мы находим людей которых тоже очень сильно интересовала деятельность Иисуса. Посмотрите стих 22: «А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя» (Мар.3:22).
Служение Иисуса очень быстро росло в Галилее, и это сильно беспокоило религиозных лидеров в Иерусалиме. Они решили разрушить Его влияние на людей. Поэтому они отправились из Иерусалим в Галилею и по дороге всюду распространяли слух, что Иисус сам одержим Вельзевулом и изгоняет бесов силой бесовского князя. Они не могли отрицать того факта, что Иисус изгоняет бесов, поэтому они решили по-своему этот факт интерпретировать. Иисус позвал их к Себе и через притчи показал несостоятельность их слов.
Посмотрите стихи 23-26: «И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его» (Мар.3:23-26)
Слова Иисуса говорят о том, что самые страшные враги — враги внутренние. Перед опасностью внешнего врага люди объединяются. Но когда в товарищах согласья нет… что может их объединить? Мы можем видеть опасность разделения на примере нашей страны. Если бы Украина имела дело только с внешним врагом, то это было бы пол беды. Но когда часть населения не хочет ничего менять, хочет назад в СССР и поддерживает сепаратистов, то как с этим справиться? «Разделяй и властвуй» – это старинная формула, которой успешно пользуются многие политики. Они сеют зерно раздора и ловко играют на чувствах и эмоциях, не позволяя, чтобы люди объединились, стали сильными и увидели правду. Сатана не глупее политиков. Он точно не будет действовать сам против себя. Поэтому такие обвинения фарисеев — очевидная глупость.
Далее Иисус говорит нечто очень важное для нас о Своем служении. Посмотрите стих 27: «Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его» (Мар.3:27)
В этой притче сильный — сатана. Его дом больше похож на твердыню полную узников. Мы так часто оказываемся бессильны перед его ударами и искушениями. Он держит людей в цепях сомнений и страхов. Что человек может противопоставить ему? Но Писание говорит: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14,15). Иисус — Тот, кто входит в дом сильного сатаны и просто связывает его Своим могуществом. Он Тот, кто разрушает его цепи и отпускает измученных на свободу. Он умер на кресте за наши грехи и неправды и воскрес из мертвых, чтобы освободить нас навсегда. Аминь!
Далее Иисус делает очень серьезное предупреждение. Посмотрите стихи 28-30: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух» (Мар.3:28-30).
Живя в этом мире мы много согрешаем. Мы забываем Божью благодать и не благодарим, мы ищем себе славы, завидуем, обманываем, крадем, жалуемся и т. д. Царь Давид, размышляя о своей испорченности молился так: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс.50:4,5) Ни время ни различные духовные практики не могут исправить этого. Только Господь может очистить и омыть наши испорченные сердца. Поэтому благой вестью здесь звучат для нас слова Иисуса: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления». Евангелие состоит в том, что когда мы исповедуем наши грехи и раскаиваемся, «…Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9)
Но когда речь идет о хуле на Духа Святого, Иисус говорит совсем другие слова: «но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению». Что значит хулить Духа Святого? Это значит Божью работу называть работой дьявола. То, что делал Иисус явно было работой Духа Святого. Глядя на Его дела люди раскаивались в своем неверии и грехах. Они прославляли Бога и приходили в благоговейный трепет ощущая себя в присутствии святого Бога. Когда Иисус посетил Петра в лодке и дал ему чудесный улов, Петр сказал: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лук.5:8). Но эти фарисеи, видя дела Иисуса не только не раскаялись, но наоборот еще больше ожесточились и сказали, что это работа сатаны. Иногда мы встречаем служителей и формы служения которые очень сильно отличаются от того, что мы привыкли видеть. Нам нужно хранить себя от гордости и предубеждения и быть внимательными к работе Духа Святого.
Когда Иисус закончил разговор с фарисеями, к нему пришли мама, братья и сестры. Посмотрите стихи 31, 32: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя» (Мар.3:31,32)
Они решили не входить в дом, в котором и так было слишком много народу, а позвали Иисуса выйти к ним. Наверное, они думали, что Иисус узнав об их приходе сразу отменит изучение Библии и выйдет к ним на улицу. Они думали, что семейные узы должны быть для Него прежде всего остального. Люди связаны друг с другом множеством разных отношений: через дела, политику, образование, увлечения и т. д. Но самой сильной связью считается все-же родственная. Как ответил Иисус? Посмотрите стихи 33-35: «И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мар.3:33-35).
Здесь Иисус очень сильно расширяет наше понятие семьи. Люди привыкли принимать в свою семью ближайший круг родственников: жена, дети, родители, братья и сестры. Но семья Иисуса построена не на генетическом или кровном родстве, а на исполнении воли Божьей. Все, кто принял Иисуса Христа своим Спасителем и решил следовать за Ним стали частью этой большой семьи. В Иоан.1:12,13 сказано: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Таким образом через Кровь Христа, в благодати Своей, Бог собрал людей со всех концов Украины, из разных стран из всех племен, колен и языков и стал нашим Отцом, а нас сделал братьями и сестрами. Это узы, которые сильнее генетического родства. Хотя п. Вочман — мой родной брат, но он стал для меня намного ближе, когда мы стали братьями также и во Христе. Как много раз я удивлялся, когда в каком-то путешествии ты встречаешь человека и уже через несколько минут разговора ты понимаешь, что этот человек близок тебе. У вас одни желания, вам хочется разделить свои темы молитвы и делать одно дело вместе — исполнять волю Отца на Небесах. По всему миру, где только есть христианская община мы можем найти братьев и сестер в Иисусе Христе.
Какие же последствия несет для нас тот факт, что Бог сделал нас Своей семьей? К сожалению, в этом мире слишком сильно испортилось понятие семьи, так что молодые верующие, приходящие в церковь не знают, как нужно относится друг ко другу. Но мы находим правильный образ в Библии.
Нам нужно помнить, что семья скрепляется любовью. И Господь говорит Своим ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:34,35). Господь учит нас любить друг друга. Любить не на словах, а делом. Любить жертвенно, полагая душу свою. Об этом так много говорит в своем первом послании апостол Иоанн, об этом же говорит и Павел, когда призывает верующих заботиться друг о друге и принимать друг друга не смотря на немощи и различия. Церковь состоит не из идеальных людей, а из разных людей. Людей с разными характерами, предпочтениями и немощами. В одном только этом зале собрались люди из разных регионов страны и даже из разных стран. Очень легко требовать и обвинять. Но как трудно принимать и благодарить за одного человека. Если мы не можем принимать друг друга из-за того, что одному нравится одна еда, а другому — другая, или из-за разных музыкальных предпочтений, то как можем вместе исполнять волю Господа? (пример о.ж. братьев) Нам нужно научиться принимать всех людей, из всех племен народов и языков. Потому что так их принял Христос. И потому что нам еще вместе в вечности предстоит единым хором прославлять нашего Отца на небесах и Сына Его, Иисуса Христа. «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Иоан.4:11,12)
Второе, чему мы учимся — это правильные приоритеты. В Мат.10:36,37 Иисус говорит: «И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф.10:36,37). Он говорит это не для того, чтобы мы враждовали с родственниками. Но чтобы мы знали, что иногда в своей заботе и любви, близкие нам люди становятся преградой в том, чтобы исполнять волю Господа. Они хотят оградить нас от трудностей и ошибок, но вместо этого ограждают от благословенной и плодоносной жизни во Христе. А мы, в свою очередь, если потакаем им, также не даем им встретится со Христом, который хочет действовать и в наших и в их жизнях. Нам нужно любить своих домашних и служить им жертвенно. Но также нам нужно хранить правильные приоритеты и ценности. Когда мы ставим Христа в центре своей семьи, тогда Он благословляет нас, и через нас приводит наших неверующих родственников в Свою Божью семью.
Сын Божий пришел на землю, чтобы связать сатану, разделявшего нас и собрать нас в Свою семью. Критерий, согласно которому Иисус определяет эту общину — тот, «кто будет исполнять волю Божью». Здесь нет места эгоизму или нечистым мотивам. Когда мы ставим целью своей жизни, своей семьи, общей жизни и церкви — исполнять волю Бога, служить Его агнцам, тогда Он стирает и покрывает наши немощи и строит из нас радостную и благословенную Божью семью. Пусть Господь поможет нам исполнять Его волю в этом поколении, любить друг друга и проповедовать Евангелие. И пусть Господь растит нашу духовную семью, приводя в нее новых и новых братьев и сестер, здесь в Киеве, в Украине и по всему миру.
(п. Ионафан)