Вивчення Біблії: Проповідь “Важность благодарности” (От Луки 17:11-19)
ВАЖНОСТЬ БЛАГОДАРНОСТИ
Ключевой стих 17:17-19 : "Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя"
В сегодняшнем слове Иисус исцеляет десять прокаженных. Это великое чудо и великая милость Иисуса. Но сегодня мы, в основном, будем говорить не о чудесной исцеляющей силе Иисуса, и не о Его милости, а о том, как нам иметь правильные отношения с Господом.
1. Исцеление 10 прокаженных (11-14)
Посмотрите на стих 11: <Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею>. Земное служение Иисуса подходило к концу. Иисус уже шел в Иерусалим, чтобы там принять смерть на кресте для искупления грешников. Иисус знал, что Ему предстоит сделать, но Он продолжал воспитывать и учить учеников, продолжал исцелять больных, прощать грешников и делать все то, что Он делал последние три года.
По пути в Иерусалим Иисус проходил по Изреельской долине, еще называется Мегиддонская долина, которая находится между горами Галилеи на севере и горами Самарии на юге. Это была плодородная равнина, через которую пролегал <приморский путь> из Египта в Ассирию и далее в Вавилон. В древности тут находились стратегически важные города Изреель и Мегиддо, которые евреи взяли во время Иисуса Навина. Эта местность по жребию досталась колену Иссахара, тут одержали победу Варак и Гедеон. Во времена разделения царства цари северного Израиля построили себе резиденцию в Изрееле, где Бог осуществил суд над царицей Иезевелью. В этой долине, в городе Мегиддо, погиб последний праведный царь Иудеи – Иосия, когда попытался остановить войско фараона. Некоторые считают, что это место станет местом последней битвы, Армагедона. Но в то время эта долина была просто местом между Галилеей и Самарией, ничейной землей, где отдельно селились римляне и греки, отдельно евреи и отдельно самаряне. Тем не менее, Иисус пришел и в эту долину и проповедовал и служил и таким людям.
Посмотрите стихи 12,13: <И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас>. Вблизи одного из поселков к Иисусу вышли десять прокаженных. Проказа – это страшная болезнь, при которой поражаются кожа, нервная система, иногда внутренние органы. На теле возникают гноящиеся раны, деформируются конечности, теряются пальцы, нос, уши и так далее. Даже сейчас, когда лечение проказы возможно, она оставляет свой след на всю жизнь. Но в то время заболеть проказой означало одно – ты пропавший человек, все равно, что мертвый, у тебя больше нет будущего и нет вообще ничего. Такой человек изгонялся из общества до тех пор, пока не исцелится, то есть навсегда. Он не мог войти в селение, не мог общаться с родственниками. Даже милостыню ему подавали особым образом: еду ложили в отдалении, а потом отходили и только тогда прокаженный мог приблизиться и забрать подаяние. Более всего, проказа была нечистой болезнью, то есть прокаженный не мог иметь ничего общего с Богом, он не мог ни войти в храм, ни дать приношение и все, к чему он прикасался становилось нечистым. Проказа считалась наказанием Бога, поэтому другие люди не только боялись и сторонились, но и еще презирали прокаженных. Жизнь прокаженного – это жизнь проклятия, но у прокаженного оставалась одна совсем маленькая надежда – что Бог Своим чудом исцелит его.
Такие 10 человек пришли к Иисусу. Они не решались подойти к Иисусу, но стали вдали и громким голосом кричали Иисусу: <Иисус Наставник! помилуй нас>. Они прекрасно понимали, что у них нет другой надежды, кроме как милость Бога. И они верили, что Иисус – это именно Тот, Кто может дать эту милость. Прокаженные обычно теряют голос, поэтому громко кричать для них – большая проблема. Но они точно верили, что Иисус может дать им милость и поэтому, не жалея себя кричали: <Иисус Наставник! помилуй нас>. Это значит, они приняли, что Иисус – их единственная надежда.
Посмотрите стих 14. <Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились>. Иисус увидел их веру и захотел исцелить. Но проказа – это не простая болезнь. Для того, чтобы исцеленный мог вернуться в общество, требовалось еще получить сертификат от священника: священник должен был осмотреть исцеленного, и если больше не увидит проказы, то исцеленный должен был принести установленную жертву и потом священник объявлял, что теперь этот человек исцелен, он более не нечистый, должен вернуться в общество и должен быть восстановлен во всех правах и обязанностях гражданина. Иисус послал 10 прокаженных к священникам, чтобы они сделали все по закону.
Но Иисус не просто хотел восстановить прокаженных в обществе. Он хотел, чтобы они делом проявили свою веру и чтобы их вера делом достигла совершенства. Если бы кто-то из прокаженных сказал: <я еще не исцелен, зачем мне идти?>, то он не мог бы исцелиться. В Библии Бог часто требует от человека делом доказать свою веру. Так, например, Бог хотел, чтобы Авраам принес в жертву Исаака и только в самый последний момент остановил его. Иисус один раз сказал царедворцу: <иди, сын твой здоров> и ждал, что тот поверит и пойдет. Другой раз Он очень радовался, когда римский сотник сказал: <скажи только слово, и выздоровеет слуга мой>. Третий раз Он не хотел отвечать сирофиникиянке до тех пор, пока она не сказала, что ей достаточно даже той милости, которую псы получают под столом у хозяев. Вера – это уверенность в невидимом. Поэтому когда-нибудь Бог потребует от нас поступить по вере, когда еще ничего не видно. Я думаю у большинства из нас есть такой опыт, но я не сомневаюсь, что еще будет много таких случаев. Бог делает так не потому, что нуждается в подтверждении нашей веры, а для того, чтобы наша вера стала совершенной.
Как поступили прокаженные? Вторая часть 14 стиха говорит: <И когда они шли, очистились>. Когда прокаженные поверили в слово Иисуса и пошли, как сказал Иисус, то все они исцелились. Аминь! Аллилуйя! Если бы Библия больше ничего об этом не говорила, то тут можно было бы закончить проповедь. Но Библия продолжает и говорит о более важных вещах, чем просто исцеление.
2. Важность благодарности (15-19)
Что произошло потом? Посмотрите стихи 15,16: <Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин>. Все 10 прокаженных исцелились. Для них это была великая радость. Наверное, все они смеялись и кричали от радости: <Вася! Посмотри на меня! Я снова стал полностью здоровым! Посмотри, теперь я снова могу прыгать, мои пальцы снова разгибаются! Побегу побыстрее к своей жене и детям и скажу им, что я снова здоровый!>. И девять человек исцеленных прокаженных куда-то быстро побежали, но один человек, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Иисуса и благодарил Его.
Это печальная и радостная история одновременно. Радостная потому, что один человек получил исцеление и благодарил и прославил Бога. Печальная потому, что это был только один человек из десяти. Даже Иисуса неприятно поразило это событие: <Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?>. Тот кто что-то получил от Бога, но не благодарит, не славит и не хвалит Бога, тот делает грех.
Эти события хорошо показывают природу грешного человека: люди хотят только что-то получить от Бога. Бог дает, потому что Он благой и милостивый, но как только человек получает просимое, сразу забывает про Того, Кто дал ему все. Природа грешного человека – не благодарить, но жаловаться. Но хвалить и благодарить Бога – это самый фундамент жизни верующего. Это – самая первая заповедь и единственная заповедь данная Адаму в раю. Для чего Бог поставил в раю дерево познания добра и зла? Для того, чтобы, человек приходил к этому дереву и вспоминал, Кто создал этот мир и Кто поставил человека управляющим и благодарил и славил Бога как своего Господа и Бога. Как только человек перестал благодарить, он преступил заповедь и ел от дерева познания добра и зла и потерял все: и отношения с Богом, и рай, и вечную жизнь. Библия говорит, что неблагодарность – корень грешной и развращенной жизни: <Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела>. (Рим. 1:21,24)
Благодарить Бога и хвалить Его – это прямая заповедь Бога. Ап. Павел писал: <Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе>. (1 Фес. 5:16-18). Сам Иисус не позволял, чтобы кто-нибудь, получив исцеление, ушел просто так, не воздав славу и хвалу Богу. Когда женщина 12 лет страдавшая кровотечением подошла и тайно прикоснулась к Его одежде и исцелилась, Иисус остановился и искал ее и слушал ее свидетельство, не смотря даже на то, что сейчас умирала маленькая девочка и родители рвались сердцем, чтобы Иисус поскорее пришел. Здесь видно, как важно благодарить и славить Бога.
В Библии есть много примеров жизни верующих, которые благодарили Бога. Например, это Авраам, который везде строил жертвенники, это Анна, которая посвятила сына Самуила для служения Богу, это царь Давид, который написал множество хвалебных песней. <Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!> (Пс. 56:10-12) Эти удивительные слова Давид написал, когда прятался от Саула в пещере. Есть и много других хороших примеров. Все эти люди прославили Бога своей жизнью и Господь высоко оценил их веру.
Но есть и противоположные примеры, когда человек, получив благодать от Бога забывали о Нем и это приводило их к падению. Такими были, например, царь Саул и все цари северного Израиля. Особенно сильно оскорбил Бога первый царь северного Израиля, Иеровоам, сын Наватов. Бог возвысил его из среды простого народа и дал ему в управление 10 колен Израилевых, и обещал, что если он, как Давид, будет всем сердцем исполнять все, что Господь будет говорить ему, то Господь укрепит его царство и устроит ему крепкий дом, как дом Давида. Но вместо того, чтобы благодарить и слушаться Бога, Иеровоам сразу же поставил двух золотых тельцов: в Дане и в Вефиле и привел Израиль к идолопоклонству. В результате его имя стало вечным проклятием. Далее в Библии о каждом царе северного Израиля говорится так: <он не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех>. Так страшно не благодарить и не славить Бога.
Посмотрите еще раз на стихи с 17 по 19: <Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя>. Тут есть одно чудесное дело. К Иисусу возвратился один человек, самарянин. Иудеи ни во что не ставили самарян, даже считали их ниже чем язычников, даже не пили с ними из одного кувшина и одного колодца. Но этот человек благодарил Бога и Иисус принял эту благодарность. Для Иисуса национальность ничего не значит. Иисус дал ему еще один дар: <встань, иди, вера твоя спасла тебя>. Иисус дал ему не только физическое здоровье, но и прощение грехов, вечную жизнь и отношения с Богом. Иисус пришел чтобы исцелить наши болезни. Но не только это. Он хочет восстановить падшего человека, исцелить наши грехи, восстановить наши отношения с Богом такими, какие они были до грехопадения, то есть, чтобы мы доверяли Богу, чтобы благодарили Его и чтобы наша жизнь стала хвалой Богу. Иисус сделал это в жизни этого самарянина, а остальные 9 прокаженных потеряли такую возможность.
Большинство людей приходят в церковь, чтобы решить какую-то свою конкретную проблему, например, проблемы со здоровьем, проблемы алкоголизма или наркомании у родственников, материальные проблемы и так далее. Это не плохо, большинство людей, которые приходили к Иисусу тоже приходили для того, чтобы решить свою конкретную проблему. Люди проходят в церковь, и слышат Евангелие и верой получают ответ от Бога. Это хорошо, но это не все. Получить ответ от Бога – это не конец жизни верой, это ее начало. Далее надо благодарить и служить Богу. Некоторые верующие, получив ответ от Бога, говорят: <спасибо, мне больше ничего не надо> и уходят. Они теряют возможность узнать Бога, иметь с Ним близкие отношения, войти в Его мир и в Его небесное царство. После получения ответа от Бога, надо сделать свою жизнь жизнью благодарения. Это основание, чтобы иметь правильные отношения с Богом. Благодарный образ жизни – это исполнение воли Бога и хорошая защита от искушений. Вспомните каждый свой день, когда конкретно приходят искушения. Я точно заметил, что если я с утра не буду благодарить Бога, а буду что-то бухтеть себе под нос, жаловаться или обижаться, то точно в этот день будет много искушений и весь день будет какой-то скомканный и бесполезный. Но если я ухожу с духовного хлеба с благодарностью, то в этот день делаю что-то полезное. Благодарность – это ключ, чтобы угодить Богу.
Сейчас я хочу благодарить Бога, за все то, что Он делал в моей жизни. Я был слабым и трусливым мальчиком. Я страдал от этого, но все было более-менее нормально, пока от рака не умерла моя мама. Вот тогда начался настоящий ад: я увидел, что умру и попаду в ад за всю свою нечистоту, за похоть, за трусость, за гордость. Господь только чуть-чуть позволил мне взглянуть не свое истинное положение перед Богом и оно настолько ужаснуло меня, что я стал как мертвым: без надежды на изменение в будущем, без радости, только ожидая дня смерти, чтобы отправиться в ад. В этом плане я был похож на этих прокаженных: тоже не жил, но продолжал существование до смерти. Благодарю Господа, что Он помиловал меня. Благодарю м. Сарру, что пригласила меня в церковь, что изучала со мной Библию, за то, что сказала, что Кровь Иисуса Христа смывает грех как такой, как никогда и не было. Благодарю Бога, что Он дал мне поверить в Иисуса через слова пророка Исаии: <кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним как отпрыск, как росток из сухой земли. Нет в Нем ни вида ни величия, и мы видели Его и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились>. Когда я поверил в Иисуса и раскаялся, это был самый прекрасный и радостный день в моей жизни. Я благодарю Иисуса Христа за спасение. Также я благодарю м. Петра и м. Сарру, что взяли меня в общую жизнь и воспитывали меня как своего сына. Хотя я тогда не понимал, сейчас, после 15 лет жизни в браке, когда у меня есть двое детей, я начинаю понимать какой я все-таки эгоистичный человек. Я благодарю Бога, за то, что Он позволил мне создавать семью с прекрасной женщиной веры, п. Марией. На самом деле это чудо, что она 15 лет терпела мою гордость, мой эгоизм, укрепляла меня, иногда заставляла вставать с места отчаяния и служить Иисусу. Я признаю, что не я для нее был опорой, а она для меня. Я благодарю Бога, за то, что Он дал нам двух прекрасных сыновей и до сих пор растил их. Но более всего я благодарю, что Господь дал мне Самого Себя. Когда я только поверил, я не знал значения Крови Иисуса. Когда я поверил, то это был мой второй шанс заново начать жизнь, чтобы теперь не грешить, но я не понимал, что Кровь Иисуса постоянно омывает меня, потому постоянно падал духом и возвращался к старым грехам. Я не знал важности благодарения и не знал, как важно иметь веру в Него и большое видение. Но Он покрывал все это и понемногу воспитывал меня. Когда я не верил в Иисуса, единственная моя надежда была получить от жизни немного грешных наслаждений, пока не умру, но теперь Господь показал мне видение, что Он сделает Украину Своим избранным народом, что тут на Жулянах будет Его церковь из бывших зависимых людей, что Рома не будет говорить: <сегодня не получается прийти на богослужение, может быть в следующий раз получится>, а сам будет говорить соседям: <некогда пить, некогда жаловаться, Господь сейчас хочет использовать нас, чтобы спасать людей>. Я верю, что так будет. Я верю, что Господь сделает, что не наши студенты будут ездить в Америку, а студенты из Америки будут приезжать сюда, чтобы учиться в наших университетах. Я верю, что Господь сделает, что жулянские дети будут прибегать в церковь и исповедовать: <Господь – самый важный для меня>. Из-за этого видения могу что-то делать. Благодарю, что Господь так изменил мою жизнь.
В этом году у нас есть две знаменательные даты: 20 лет независимости Украины и 20 лет нашей церкви. У нас есть за что благодарить Господа и в одном и во втором случае. Господь использовал нас и нашу церковь, чтобы проповедовать многим людям, многие поверили в нашей церкви, хотя многие из тех, которые изучали Библию сейчас в других церквях, другие – неизвестно где, но они услышали об Иисусе, поверили и, я верю, Господь не оставляет их. Мы можем благодарить, что Господь позволял нам посылать миссионеров в Америку, в Турцию, в Италию, на Кипр, благодарить за то, что Он хранит наших пионеров в Харькове и Днепропетровске. Мы не знаем, как оценивает Господь, то что мы делали и делаем, но мы можем благодарить, что Он давал нам благодать участвовать в Его работе. Господь давал нам благодать начинать новое дело в Украине: мы построили здание церкви, при этом около половины средств собрали местные верующие. Мы можем благодарить, что ни одна из домашних церквей киевского UBF не распалась. Все это чудо и благодать Бога и тема для благодарения. Точно так же у нас есть множество тем благодарности за Украину. Но скажу только одну: Господь хочет сделать нашу страну царством священников и народом святым. Если мы будем иметь в это веру и будем благодарить Бога и участвовать в работе Бога, то Он осуществит это еще при нашей жизни.
Давайте еще раз прочитаем ключевые стихи 17-19: <Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя>. Давайте помолимся.
(п. Авраам)