Вивчення Біблії: Проповідь “Спасение погибшего” (От Луки 19:1-10)
СПАСЕНИЕ ПОГИБШЕГО
Ключевой стих 10 : ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Когда я был студентом, а Билл Клинтон – президентом Америки, однажды он приехал в Украину и выступал возле университета. Я приехал поздно, поэтому площадь была заполнена людьми, и тогда я залез на дерево, чтобы увидеть. Честно говоря, это мало повлияло на мою дальнейшую жизнь. Я даже не помню, что он говорил. Но в сегодняшнем слове мы увидим одного человека по имени Закхей, который тоже залез на дерево, и это изменило его жизнь на 180 градусов и превратило его из проклятого человека в наследника Божьего благословения. Это потому, что он залез на дерево, чтобы увидеть кого-то намного более важного, чем президент Америки. Он желал увидеть Царя царей и правителя правителей – Иисуса Христа. Иисус – это Тот, кто может изменить и мою и твою жизнь. Давайте вместе с Закхеем зададим этот вопрос: <Кто же Иисус?>
1. Закхей на дереве (1-6)
Прочитаем 1-й стих:
1 Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него.
Эта история произошла в Иерихоне. Иерихон – город с очень интересной историей. Когда Израильтяне после 40 лет в пустыне вошли в Ханаан, на их пути стоял Иерихон. Бог разрушил этот город и четко сказал, чтобы никто его не восстанавливал, потому что это даст построившему только проклятие. Через много лет один человек подумал, что построить город в этом месте – это неплохой бизнес, поэтому он отстроил Иерихон, и проклятие действительно сбылось, как и сказал Бог. Но город продолжил существование, и во времена Иисуса стал важным экономическим центром не только для Израиля, но и для всей Римской империи. Возле него располагались обильные рощи душистого бальзового дерева, а также сады финиковых пальм. Все это шло на экспорт. Через город проходил торговый путь между востоком и западом, и поэтому в городе находилась римская таможня. Финансовые потоки были такими большими, что даже в бальзовых рощах там пахло деньгами. Этот запах привлекал разбойников и других охотников за длинным динарием. Хотя все помнили, что Иерихон – это город проклятия, но даже жители столицы с радостью переезжали, чтобы устроиться на работу в Иерихон. Некоторые, правда, во время переезда могли попасться разбойникам, и их спасало только то, что через Иерихон также часто ездили добрые Самаряне.
Вот через такой город проходил Иисус, направляясь в Иерусалим. Хотя тебе кажется, что ты живешь в проклятом месте, далеко от Бога, но это не так. Иисус обязательно проходит рядом, как Он проходил через Иерихон.
К тому времени Иисус уже был известным, и как только Он вошел в город, вокруг Него собралась большая толпа людей. Возможно, что даже на крышах домов сидели желающие увидеть Иисуса.
Прочитаем стих 2:
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый
На сцене появляется некто по имени Закхей. Давайте внимательно посмотрим, что это был за человек.
Во-первых, его имя переводится как <правдивый>. Возможно, родители хотели, чтобы он стал честным человеком в их коррумпированном городе.
Во-вторых, он был начальником мытарей. Мытарей было много, и стать начальником в таком жирном городе было нелегко. Однозначно, это был целеустремленный человек, который умел ставить себе задачи и решать их. Дальше написано, что он был невысокого роста. Может, у него был комплекс из-за этого, и он всячески старался его побороть. Часто именно невысокие люди становятся успешными. Когда я был маленького роста, я учился лучше всех. Но в 9-м классе я начал расти, и учиться перестал, и лучшим в классе стал п.Иаков 🙂
В-третьих, он был человеком богатым. Кто из вас хочет быть таким, как Закхей? Но он был что богат не только деньгами, но и грехами. Грехами мы тоже богаты, так что завидовать не надо. Если об его богатстве сказано особо, значит он не просто жил на зарплату начальника, но был слишком богатым. Наверное, вы понимаете, каким образом начальник становится богатым.
<О, Абрам, я не могу пропустить твой товар через город! У меня есть серьезные причины считать его нечистым по закону!> – <Но я уже потратил деньги на перевозку, не везти же мне все назад!> – <Хорошо, Абрам, я согласен войти в твое положение, давай договоримся по-человечески>.
После этого разговора карман Закхея становился тяжелым, а товар Абрама – чистым. Так Закхей стал очень богатым, построил себе дом с трехметровым каменным забором и привез себе из Рима самую лучшую колесницу <Феррари>. Окружающие одновременно завидовали и ненавидели его.
Но, как говорится, богатые тоже плачут. Богатство не может утолить пустоту в душе человека. Из-за этой пустоты богатые люди погрязают в пьянстве и наркотиках, многие совершают самоубийства. Жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
Если добавить, что мытари работали на Римскую империю, то израильтяне считали их такими же грешниками, как бандиты и проститутки. Немалое богатство и власть Закхея были уравновешены всеобщей ненавистью и презрением. Даже Иерихонские бомжи говорили: <Такие, как Закхей, будут гореть в аду!>. Даже его собственное имя насмехалось над ним. Иногда нам хочется достичь того, чего желаем, любым способом. Есть даже пословица: <Цель оправдывает средства>. Но на самом деле, если мы сделаем так, как Библия предостерегает нас не делать, достигнутая цель нас только разочарует. Так было с парнем, отстроившим Иерихон, и такое происходит с множеством людей сегодня, которые поставили свои желания выше Божьего слова. Нечестное зарабатывание денег, половые отношения без обязательств, убегание от реальности в пьянство или наркотики или, в последнее время, в компьютерные игры – это все то, против чего Бог предостерегал в Библии. Любой грех разрушает жизнь человека и вредит тем, кто его окружает.
Зачем же Закхей появился в это время в этом месте? Может, он пришел собрать налог или взять штраф за несанкционированный митинг? Прочитаем стих 3:
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом
К нашему удивлению, Закхей имел ясную цель – увидеть Иисуса и узнать, кто Он. Мы точно не знаем, откуда у него появилось такое желание. Похоже на то, что он уже что-то слышал об Иисусе. Возможно, он узнал о своем коллеге мытаре Левии, который стал учеником Иисуса. Его интересовало, что это за человек, что принимает мытарей и грешников и так изменяет их жизнь. Око не насытится виденьем, и кто пришел в церковь просто посмотреть на шоу, останется с пустым сердцем. Нам надо открыть очи нашего сердца, чтобы духом увидеть Христа, узнать кто Он. Я молюсь, чтобы сейчас, на этом богослужении, каждый присутствующий увидел Христа и лично узнал Его.
Откуда у человека вообще может появиться желание узнать о том, кто такой Иисус? Библия говорит, что хотение в нас производит Бог. Но как именно? Через слышание свидетельства об Иисусе. Если ты слышал слово Божье, однажды вдруг появляется желание узнать этого Бога, так изменяющего людей. Но обычно, когда появляется желание узнать Иисуса, появляется и препятствие. И чаще всего это люди. Закхей был маленького роста, а вокруг Иисуса толпилось много рослых широкоплечих парней, которые воспользовались моментом, чтобы досадить мытарю. Часто именно люди и нам мешают увидеть Иисуса. Друзья, с которыми раньше вместе грешили, тянут тебя грешить дальше и насмехаются над поисками твоей души. В церкви тоже собираются самые разные грешники, и когда мы видим их, кажется, что это уж точно не святое собрание. Люди могут своими плохими поступками и манерой поведения отбивать у нас охоту искать Иисуса. Люди это люди. Но если ты желаешь встретиться с Иисусом, нужно найти возможность узнать Его, несмотря на людей. Есть один секрет, как увидеть Иисуса в компании таких несовершенных людей, как мы: нужно смотреть не на человека, а на то, что Господь совершил в его жизни. Может, сейчас человек и не кажется тебе каким-то очень хорошим, но сравни с тем, каким он был до встречи с Иисусом, и тогда увидишь, что сделал Бог.
Попытавшись протиснуться между людьми к Иисусу, Закхей понял, что это так же трудно, как верблюду пройти в игольное ушко. Но Закхей не пришел сюда играть в игры, его намерение было серьезным, поэтому он искал возможность. Прочитаем стих 4:
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Раньше Закхей надеялся только на себя. Теперь он понял, что не сможет своими силами добавить себе хотя бы один локоть роста. Но впереди возле дороги росла смоковница. Хотя в связи с ажиотажем место на ветке смоковницы стоило дороже, чем билет на открытие спорткомплекса <Олимпийский>, Закхей залез туда и стал ожидать, когда же Иисус подойдет ближе. Он сидел на ветке, весь в поту, ободранный и с листьями на лысине. Больше он ничего не мог сделать, даже не мог привести себя в порядок. Но больше и не надо было. Если ты ищешь Бога, надо не бояться, что подумают другие. Даже если ты будешь выглядеть смешно или глупо, как Закхей на смоковнице, все равно лезь на смоковницу, потому что Господь точно ответит.
Прочитаем стих 5:
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
Иисус шел посреди живого потока людей. Из всех окон и крыш, а, возможно, и с веток деревьев, смотрело множество любопытных. Но Иисус среди всех их увидел именно Закхея. Даже самое высокое дерево не поможет тебе добраться до Бога. Но если твое желание такое же серьезное, как у Закхея, Бог обязательно ответит и обратится к тебе Сам.
Иисус сказал: <Закхей!>. Иисус знал его имя. То, что Иисус назвал его по имени, значило, что Иисус знает его. Иисус сотворил и устроил его и ради него он сейчас шел в Иерусалим пострадать и умереть на кресте, чтобы искупить его грехи. Библия говорит так:
Ис. 43:1 Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.
Закхей думал, что никто не хочет его знать. Он был важным человеком – но при этом ненужным, многие даже считали его вредным. Но в это время был тот, кто знал его имя, знал о нем все и хотел иметь с ним отношения.
Может ты думаешь, что ты маленький и незначительный, и Бог тебя не замечает в тени других, более <продвинутых> людей? Но на самом деле Он знает твое имя, знает твои трудности и страдания, твои грехи и твое желание узнать Его, и Он обязательно обращает на тебя Свое внимание. Ты – Его любимое творение. Он уже пошел ради тебя на крест, чтобы ты больше не был ненужным, но чтобы ты принадлежал Ему как самое драгоценное приобретение. <Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой>.
Прочитаем стих 5 еще раз:
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
Как хозяин приглашает к себе в дом гостей, так Иисус пригласил Закхея в гости в его собственный дом. У Закхея появился выбор: принять ли Иисуса хозяином в своем доме? Когда Бог отвечает, он не просто желает решить одну твою проблему и на этом все. Он желает стать хозяином твоей жизни. И что будет дальше – зависит от того, как ты ответишь. Сходить со смоковницы было не очень хорошей идеей – ведь тогда на сможешь смотреть на других сверху вниз, все увидят твой маленький рост, каждый сможет к тебе дотянуться. Для Закхея сойти означало смирить свою гордость. Это не так легко. Даже бедные люди часто не могут усмирить свою гордость, тем более богатые или начальники. Но что сделал Закхей?
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
Несколько дней назад один богатый юноша на предложение Иисуса ответил отказом и ушел с печалью. Но Закхей поспешно спустился к Иисусу, и в его сердце забил родник живой, чистой радости. Эта радость происходила от того, что он нашел своего творца, Спасителя и лучшего Друга. Точнее, наоборот, это Иисус нашел его, и он больше не был потерянным. Сам Бог радовался и веселился об этой спасенной душе, и мириады ангелов на небесах, как эхо, отражали эту радость. Эта радость лилась в сердце Закхея прямо с небес, и светилась в его глазах. Когда ты искренне раскаиваешься и принимаешь Христа хозяином в доме своего сердца, такой же всплеск радости происходит на небесах. Поэтому, если ты сейчас ходишь с печалью, как богатый юноша, прими Христа своим хозяином, как Закхей, и войди в радость Господина твоего!
2. Взыскать и спасти погибшее (7-10)
К сожалению, не все люди способны ощущать небесную радость, когда спасается один потерянный грешник. Есть те, кто еще слеп духовно. Они смотрят на работу Бога с печалью. Посмотрите стих 7:
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
Люди не понимают, как можно заходить к грешнику. Они думают, что бывают не грешники. Сатана пытается использовать таких людей, чтобы говорить тебе: <ты грешник, Богу не место в твоей жизни>. Не надо обращать внимание на таких людей. Надо смотреть на Того, кто долго стучал в дверь твоего сердца, и Кому наконец ты решился открыть дверь. Закхей видел только Иисуса. Конечно, он тоже понимал, что он очень грешный. Если человек этого не понимает или не признает, он вообще не может иметь что-то общее с Богом. Один раз я стал настойчиво молиться: <Господь, покажи мне Твое присутствие!>. И во время молитвы мне начали вспоминаться множество моих грехов. Я думал: <Уйди, дьявол, не мешай! Я тут Бога хочу увидеть>. Но потом я понял, что это пришел Бог, и в Его свете стали разбегаться все тараканы в моей душе. Бог пришел наводить порядок. Бог говорит:
Ис. 51:1 Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены.
Знаете, что такое ров? Это похоже на кювет, только шире и глубже. Закхей взглянул в глубину рва грехов, в котором он сидел по самую макушку, и его потрясла та любовь, с которой его любил Бог все это время. Он не мог оставить все так, как было раньше. Прочитаем стих 8:
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Хотя Иисус ничего не требовал от него, но теперь в сердце Закхея стала отражаться не только небесная радость, но и небесная любовь. Он решил половину имения отдать на помощь нуждающимся. Также он вспомнил тех, кого обидел, то есть, кому принес ущерб или вред, когда насыщал свои грешные желания. Он решил воздать им вчетверо. Из этих слов мы можем сделать вывод, что Закхей пускал свои мины в оборот, и они принесли немалую прибыль, так что он теперь мог отдать вчетверо больше. Но это не все, что можно узнать из этих слов. В законе Моисея говорится, что виноватый должен заплатить дополнительно пятую часть к ущербу. Если же человек украл, и украденное у него нашли, то он должен возместить вдвое. В четыре раза должен возмещать только тот, кто умышленно украл и продал или использовал украденное. Таким образом, Закхей приравнял себя к худшему виду воров. Но он сделал это не под давлением обстоятельств, а потому, что теперь ему были важны не деньги, а любовь Бога. Любовь Бога обязательно производит в нас такие изменения. Когда я встретил Христа и узнал Его любовь ко мне, мне сразу захотелось оставить грех. До этого я часто покупал порножурналы, и поскольку я не имел особо денег, они были для меня ценными. Но любовь Христа подвигла меня собрать всю эту стопку и, под удивленные комментарии соседей, выбросить в мусоропровод. То, что раньше управляло мною, теперь больше не имело надо мной власти. Я исповедал свои грехи, и почти физически ощутил то прощение, которое дарует Бог всякому кающемуся.
Наше покаяние не должно быть только на словах. Если единственное изменение в твоей жизни – это то, что ты начал налево и направо цитировать Библию, но нет практического изменения в жизни, значит тебе еще надо узнать, что ты грешник. Если заботишься только о себе, и тебе все равно, кого ты обидел, значит еще надо встретить Иисуса и получить Его прощение.
Что сказал Иисус Закхею? Прочитаем стих 9:
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама
Когда наше покаяние становится практическим, мы получаем от Бога подтверждение нашего спасения. Иисус указал причину, по которой в дом Закхея пришло спасение. Конечно, физически Закхей был потомком Авраама, как всякий еврей. Но Иисус имел в виду не это, а то, что Закхей стал ходить по следам веры Авраама. Однажды некоторые неверующие спорили с Иисусом.
Иоан. 8:39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
Иисус признавал не плотскую связь, но духовное подобие, одинаковое мировоззрение и образ жизни. Слово Божье говорит:
Гал. 3:7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Если ты веришь Богу и слушаешься Его, как верил и слушался Авраам, тогда ты тоже сын Авраама, независимо от национальности, и спасение принадлежит тебе в полной мере. Спасение не пришло в дом Закхея в результате его милосердия и возмещения долгов. Все эти дела были следствием спасения, а не причиной. Предания говорят, что Закхей стал епископом в Палестинской Кесарии. Значит, он продолжал помнить любовь Иисуса и приглашал к Иисусу других грешников.
Люди, осуждавшие Иисуса за то, что зашел в дом грешника, смотрели на все это непонимающим взглядом, поэтому Иисус дал им Свое объяснение. Прочитаем стих 10:
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Сын Человеческий – это Иисус. Он пришел взыскать и спасти погибшее. Это – цель Его прихода в этот мир; ради этого Он родился в хлеву, ради этого жил и ради этого умер на кресте и воскрес. Закхей был погибшим – и Иисус пришел Его спасти. Люди обычно тыкают пальцем и говорят: <Он – погибший! Туда ему и дорога!>. Но Иисус говорит: <Он погибший, его надо спасать>. Люди удивительно легко начинают осуждать других, думать и говорить о других плохое. Мне всегда неприятно, когда вижу такое среди верующих. Нам нужно измениться, и смотреть на других не глазами прокурора, а глазами Иисуса. В словах Иисуса <погибший> – не значит <плохой> или <достойный презрения>. Это значит <потерянный>. Кто из вас когда-либо терял деньги? Если ты потерял 100 гривен, ты не начинаешь думать: <Какая плохая купюра! Ненавижу! Если найду, порву на части!>. Наоборот, начинаешь наводить порядок в комнате, выискивая пропажу, и когда найдешь, зовешь товарищей и говоришь: <Порадуйтесь со мною, я нашел мои пропавшие 100 гривен!> Примерно так смотрит Иисус на потерянные души и пытается найти их. Хотя, конечно, люди намного ценнее, чем купюры. Есть такая христианская пословица: <Человек больше всего нуждается в любви именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает>. У нас бывает дефицит любви. Но у Иисуса любовь не иссякает. Кто думает: <О, я по уши в грехах, Богу такой не нужен>, тот не прав. Бог ищет погибших, чтобы сделать их детьми Авраама и сонаследниками того же благословения, которое он обещал Аврааму. Иисус пришел, чтобы заглянуть в ров, где люди погибают в бессмысленности, обмане, эгоизме, пьянстве, похоти и других вещах, разрушающих жизнь. И Он ищет, чтобы спасти и дать новую жизнь, полную благословения.
Сейчас мы молимся, чтобы Украина стала святым народом. Чтобы это осуществилось, каждому из нас нужно сердце Иисуса, то есть желание искать и спасать погибшее, восстанавливать те жизни, которые разрушил грех. Помолимся, чтобы каждый из нас подражал Иисусу, и таким образом Бог через нас изменил весь наш народ.
В заключение, прочитаем еще раз ключевой стих:
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(п. Ной)