head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Скажи слово” (Луки 7:1-10)

СКАЖИ СЛОВО

От Луки 7:1-10

Ключевой стих 7 : " потому и себя  самого не почел  я достойным придти  к Тебе; но скажи  слово, и выздоровеет  слуга мой"

I. НЕОБЫЧНЫЙ СОТНИК

Где и  когда происходили события этого  отрывка? Давайте посмотрим стих 1: <Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум>. В предыдущих отрывках мы изучали заповеди блаженства, истинного счастья, которое открыто для тех, кто любит Бога и ищет Его с нищим духом, искренним сердцем и твердой верой. То, чему Иисус учил о счастьи, о блаженстве человека, диаметрально противоположно тому, чему учит по этому поводу мир. Однако это заповеди Того, Кто создал нас, дал нам жизнь и знает нас лучше чем даже мы сами. И не зря Иисус закончил эту проповедь призывом положить Его слово в основание своей жизни, довериться ему, сделать его твердым фундаментом для своих слов и поступков.

Проповедь Иисуса закончилась, стих 1 говорит, что  после этого Он с учениками  отправился в Капернаум. Здесь им предстояло на практике убедиться в  том, что слово Иисуса – действительно живо, что это абсолютная истина, что в нем заключена огромная сила и власть, способная изменить жизнь человека, исцелить, освободить и дать вечное спасение.

Кто же помог им научиться этому? Давайте  посмотрим стихи 2 и 3: <У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его>.

Здесь мы знакомимся с главным героем сегодняшнего отрывка, римским сотником. Кто же такой сотник? Сотник – младший офицер, под началом которого находилась сотня воинов, центурия. Такие люди составляли костяк армии. Он должен был быть человеком опытным, мудрым и рассудительным, мужественным и сильным. Он должен был хорошо заботиться о вверенных ему солдатах и следить за порядком.

Чем же так необычен этот сотник и чему нам нужно у него научиться?

Во-первых, это сострадание. Стих 2 говорит: <У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти>. Римский закон определял слуге положение наряду с домашними животными и инвентарем. Хозяин обладал всеми правами даже на жизнь своего раба. Старого или больного раба зачастую просто выбрасывали умирать на улицу, как сломанный инструмент. Но здесь мы видим совсем другую историю.

Мы не знаем, какой была история их отношений. Может быть этот слуга сопровождал его во многих военных походах и заботился о нем. Или однажды спас его от врагов. Наверняка за многие годы они подружились и ценили друг друга. Но сейчас слуга заболел, настолько сильно, что был при смерти.

Сотник много постарался, чтобы помочь слуге, приглашал врачей. Однако никто не смог ему помочь. Когда же в городе появился Иисус, сотник не преминул возможностью обратиться с просьбой о помощи к Нему.

Кого  он послал к Иисусу? Он послал не другого  такого же раба, не одного из своих солдат. Ради своего слуги он упросил иудейских старейшин, уважаемых людей, сам поставил себя в зависимое положение чтобы они ходатайствовали о нем перед Иисусом.

Слово <сострадать>, значит – страдать вместе. Мы редко можем встретить пример такой трогательной заботы и сострадания в мире. Люди холодны, равнодушны и не любовны. Но когда мы проявляем сострадание на том месте, где находимся, когда с таким сердцем служим одной душе, чтобы привести ее к Иисусу. Тогда Иисус приходит и являет Свое удивительное исцеление, спасение и освобождение. Пусть Господь поможет каждому из нас быть пастырем с сострадательным сердцем. Аминь.

Во-вторых, мы учимся его любви  и служению. Как о сотнике отзывались иудейские старейшины? Посмотрим стихи 4 и 5: <И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу>. Обычно, иудеи и римляне не дружили. Слишком много различий: культурных, религиозных и политических. Гордые римляне ни во что ставили иудеев, а иудеи почитали римлян темными язычниками. Однако этот сотник много послужил иудейскому народу и был искренен в этом. Своими делами он завоевал уважение старейшин и любовь народа. Он построил им синагогу и заботился о них. Он не мог сам стать иудеем, потому что находился на службе императора, но по крайней мере он делом проявлял свою заботу и любовь.

Для сравнения: часто перед всяческими выборами, кандидаты делают некоторые полезные дела и дают множество обещаний. Я помню, как когда выбирали мэра Винницы, в нашем квартале во всех домах заменили двери. Вместо старых разбитых дверей поставили новые, металлические с кодовыми замками. Это было очень хорошо. Много подобных вещей происходит. Они делают полезные и нужные дела. Но их мотив – повысить свой рейтинг, а не любовь. О многих ли вы можете сказать, что вот этот человек действительно любит и заботится о своем народе? Но о сотнике говорили именно так. Они говорили: <он достоин, чтобы ты сделал для него это… он любит народ наш>. Он являл любовь и служение на том месте, где был поставлен. Он тратил свое имущество, чтобы служить другим.

Мы называем себя христианами, молимся, чтобы Украина  стала источником благословения  для всего мира. Но практикуем ли мы такую любовь и служение на том месте, где поставлены? В университете, на работе, в школе, по отношению к соседям? Могут ли твои одноклассники или сослуживцы сказать: <это действительно достойный человек, он любит наш народ> <наш ВУЗ>? Грешная и эгоистичная природа ведет нас к тому, чтобы оправдываться, жаловаться или обвинять других, вместо того, чтобы на своем месте являть Христову любовь и служение.

Часто мы видим, как миссионеры, проявляют  больше любви и заботы к этому  народу, чем мы сами. Я помню, как  во время первой конференции в Турции п. Пойнт учил нас молиться не просто о Турции, но о <нашей Турции>: <Тюркие миз – кахинлер кралы>. Я помню, как сам молился в КПИ, когда Господь только привел меня служить в этот ВУЗ, чтобы Бог расширил мое сердце, чтобы я смог действительно любить этих студентов, чтобы этот ВУЗ стал мне родным. Тогда Бог расширял сердце, давал любовь и видение, чтобы я мог отдавать свое время и силы для служения там. И сейчас я вижу, что мне нужно еще больше молиться об этом и практиковать эту любовь, чтобы с сердцем Христа помогать студентам КПИ и растить среди них учеников Иисуса. Пусть Господь помилует нас и использует источником доброго влияния, любви и служения на том месте, где мы поставлены. Аминь.

В-третьих, мы учимся его смирению. Давайте посмотрим стихи 6 и 7: <Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой>. Что говорили об этом сотнике старейшины? Они говорили: <он достоин, чтобы Ты сделал для него это>. Но сам сотник почитал себя настолько недостойным, что даже быть под одной крышей с Иисусом, испытать Его посещение он считал для себя слишком большой милостью.

Зачастую  люди, которые занимаются благотворительностью и чем-то помогают другим, стараются  также, чтобы об этих их поступках  узнало как можно больше людей. Люди стремятся показать себя достойными чего-то. Этот римский сотник мог  настаивать, чтобы Иисус пришел к нему, а мог даже и конвой прислать. Однако он не сделал этого. Он понимал, что может поставить Иисуса в неловкое положение: ведь иудей не мог войти в дом язычника не осквернившись. Ему было неловко и неудобно беспокоить Иисуса своей просьбой.

Как часто  мы требуем и настаиваем на своих  правах, жалуемся когда чего-то не имеем, завидуем и предъявляем свои претензии  людям и даже Богу. <Бог, я достоин, я потрудился… почему ты не дал мне  того или этого? почему ты дал мне  меньше, чем тому брату?..> Но этот римский сотник являет нам образ самого Иисуса, который <уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек> (Фил.2:6-8). Он являет нам пример человека, нищего духом, который вполне осознает и живет уповая только на милость и благость Господа.

Молитва этого сотника смиренная, но уверенная. Молитва, основанная на осознании себя перед Святым, Величественным, Всемогущим и Милосердным Богом. Это молитва, которую слышит Господь. Пусть Господь помилует нас и научит так знать Его и так стоять перед Ним.

II. СКАЖИ СЛОВО

Нам действительно  есть чему поучиться у этого сотника. Однако, есть кое-что у этого человека, что было особенно отмечено Иисусом. Это его вера в Иисуса и власть Его слова.

Давайте еще раз прочитаем стихи 7 и 8: <потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает>.

Сотник  был человеком военным. Он хорошо знал, что такое власть, дисциплина и порядок. Это основополагающие понятия в армии. Командир не просит солдата об одолжении, он приказывает. Приказы не обсуждаются, они исполняются. Всегда и обязательно. Также, в армии есть строгая субординация. Есть командир и есть подчиненный.

Таким был мир этого сотника. В этом мире всякое слово имеет реальную власть и силу. Словом приводятся в  движение отдельные солдаты и  целые армии, возводятся укрепления и разрушаются города, от слова зависит жизнь и смерть. Значение имеет только то, какой властью обладает тот, кто это слово произносит.

И вот  этом мире, в мире властного слова  появился Иисус. Иисус, о котором  говорили, что Он исцеляет болезни, изгоняет демонов, очищает прокаженных и воскрешает мертвых. Он делает это, а значит обладает властью, чтобы исцелить больного слугу. Ему даже не нужно самому непосредственно приходить, достаточно, чтобы Он приказал, сказал Свое слово и это слово обязательно исполнится. Так верил этот сотник, и даже Иисус был поражен. <И в Израиле не нашел Я такой веры>.

Мы живем  в мире лживых слов. Мы привыкли, что  слова – это просто звуки, и  очень часто за ними ничего нет. Ни реальных действий, ни искренности. Мы хорошо знаем, что такое обман и подмена понятий. Мы уже не обращаем своего внимания на слова. Беда в том, что такое отношение переносится и на слово Бога. Человек называет себя верующим, христианином, однако Библия для него – это что-то из разряда: <интересно знать>, какая-то теория вместо того, что <необходимо исполнять и верить каждый день своей жизни>.

Но  <Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?> (Чис.23:19) Бог – это Бог. Он верен и Его слово – верно и истинно. Бог говорит: <Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно> (Ис.40:6,8).

Если  мы хотим, чтобы слово Бога исполнялось  в нашей жизни, тогда нужно относится к нему, как к слову Бога. Нужно исполнять его и покоряться ему.

Каково  же оно, это слово?

Слово Бога – это слово  власти. Кто Бог? Он – Бог-Вседержитель, Творец неба и земли. Он создал все видимое и невидимое Своим словом. Ему принадлежит все. Небо – Его престол и земля – подножие ног Его. Он – самый великий! самый могущественный! в этом мире нет никого, кто мог бы сравниться с Ним. Поэтому Его слово, Его воля исполняется абсолютно. <Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, – и кто отвратит ее?> (Ис.14:27) И мы можем, и мы должны доверять этому слову. Аминь!

Доверяю слову вечного  Царя

Божью мудрость славят горы и моря

Слава в вышних Богу повторяю я

Доверяя слову Бога сил

Слово Бога действует само по себе. <слово Мое, которое исходит из уст Моих> – говорит Бог, – <оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его> (Ис.55:11). Мы верим действенность этого слова, поэтому провозглашаем его, даже когда не видим быстрых изменений. Мы сеем это слова в сердца с верой, что оно произведет свое действие в Божье время. И иногда видим, как это происходит. Так, однажды, мы служили одному брату в КПИ. Миша. Потом он ушел и решил стать бандитом. Казалось, что слово для него оказалось тщетным. Но через несколько лет я встретил его в студ.-городке, он проповедовал Евангелие и благодарил за слово, которое мы посеяли в его сердце. Слово Бога сделало свое дело, оно работало когда мы не видели этого. Оно превратило этого человека из бандита в прекрасного слугу живого Бога.

Слово Бога открывает истину и просвещает нас. Оно <…живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные> (Евр.4:12). Всякая неправда, всякая тьма сердца изобличается словом Бога, открывает свое истинное лицо и больше не может отравлять наши жизни.

Слово Бога освобождает: <если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными> (Иоан.8:31,32). Мы наполняем этим словом свои жизни, стоим в нем и уже перестаем быть рабами греха и страхов. Перестаем быть рабами обстоятельств, комплексов и людского мнения.

Слово Бога дает жизнь и  исцеление.

В Библии есть замечательный Псалом – Псалом 118. Это 176 стихов, самый длинный Псалом. И каждый стих говорит о слове Бога, о заповедях и постановлениях Его. Как они благи, как они хранят от зла и глупости, как они направляют и просвещают. Как они утешают и обновляют. <Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей> (Пс.118:105)

В слове  Бога есть все ответы для моей и  для твоей жизни.

У этого  сотника была конкретная проблема –  болезнь его слуги. Он верил, что  слово Иисуса может разрешить  эту ситуацию, поэтому просил: <скажи слово, и выздоровеет слуга мой>. Иисус сказал, и слуга выздоровел.

Наверное  у каждого из нас есть какие-то сферы жизни, которые нуждаются  в исцелении, в исправлении. Может  быть это твои отношения с женой, с детьми или родителями. Может  быть это тайный грех. Может это болезнь. Может это страх. Может это трудности на работе или в учебе. Может быть служение твое не клеится.

Что делать?

Проси Бога. Проси, как этот сотник: <Господь, скажи только слово, и моя жизнь  изменится!> <Господь, скажи слово и я буду свободен от моих грехов и страхов>, <Господь, скажи слово и моя семья будет исцелена!> <Господь, скажи Твое слово! Я нуждаюсь в Твоем слове!>

Возьми  слово Бога и принеси его в  ту сферу своей жизни, где есть проблемы, где есть неустройство. Доверь ее Богу, подчини эту сферу Его слову и она начнет упорядочиваться и выпрямляться.

Когда я смотрю на свою жизнь, то вижу, что  во всякое время, в разные периоды  моей жизни во мне работало одно слово Бога. Когда я был рабом  греха и не знал, как мне освободиться, Бог дал мне слово: <Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода> (2Кор.3:17). Вдруг мне открылась удивительная свобода, свобода не делать того, что ненавидел, свобода от блуда от зависти и злобы. Когда я не знал, для чего мне служить, Бог дал мне одно слово: <но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли> (Деян.1:8). Когда я переживал о спасении своей семьи, своих родителей, Бог утешил меня одним словом: <Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет> (Гал.6:7). Я понял, что если я буду сеять в Бога и Его Царство, служить Ему всеми своими силами и жизнью, тогда Он Сам позаботится обо всем, Он поругаем не бывает. Одно слово Бога дало направление моей жизни, цель, которая достойна того, чтобы посвятить ей все свои силы и сердце – познание Иисуса Христа (Фил.3:8).

<Скажи  слово и выздоровеет слуга  мой>. Это вера, которая изменила ситуацию, разрушила смертельную  болезнь. Иногда нам может казаться, что так много всего не хватает, чтобы служить, чтобы быть плодоносным, чтобы быть счастливым. А на самом деле не хватает одного – веры в слово Бога, в Его вечные обещания. Но у нас есть Библия, сказанное и написанное слово Бога. Пусть Господь помилует нас и поможет стать людьми, которые глубоко всеми силами, серьезно изучают слово Бога, углубляются в нем, абсолютно доверяют и повинуются Ему и учат других Его заповедям.

Сейчас  Бог говорит нам Свое слово. Будешь ли верить ты Его словам? И если у кого есть сейчас трудности: грех, болезнь или другое какое неустройство. Пусть все это будет исцелено сейчас, во имя Иисуса Христа. Аминь.

(п. Ионафан)