head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Пир в Небесном Царстве” (От Луки 14:1-35)

ПИР В НЕБЕСНОМ ЦАРСТВЕ

От Луки 14:1-35

Ключевой стих 14:23 : "Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой."

На прошлой неделе мы слышали о том, что в Царство Небесное нужно входить тесными вратами, что означает, что для этого нужно прикладывать определённые усилия. Когда видишь перед собой цель, которая тебя манит, тогда ты готов пожертвовать многим и прикладываешь значительные усилия для её достижения. К примеру, для того, чтобы поехать в Корею, мне необходимо было отдать все деньги, которые у нас были отложены. Это стоило того. Но если цель не имеет ценности для тебя – то стоит ли прикладывать усилия для её достижения? Сёстры, стоит ли вставать в 3 часа ночи, чтобы посмотреть финал Лиги чемпионов? Братья, стоит ли ходить полдня по рынку, выбирая туфли, если у тебя ещё старая пара не сносилась?

Сегодня мы узнаем, стоит ли Царство Небесное того, чтобы входить в него тесными вратами и отказываться от многого в этой жизни.

1. Обед у фарисея

Давайте прочитаем стих 1:

Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

Однажды в субботу Иисуса пригласили на обед. Почему Его пригласили? Из вежливости? Может быть. По традиции пришедшего в город бродячего проповедника обычно принимали самые известные люди в городе. Хотели ли они реально видеть Иисуса? Нет, это мы четко видим в стихе 1б: они наблюдали за Ним. Каждое слово, каждый жест – абсолютно ничто не ускользало от их бдительного взгляда. Все действия Иисуса они взвешивали и оценивали. Иисус находился под громадным давлением. Попробуйте, к примеру, выйти сейчас на сцену и просто скушать что-нибудь – это неимоверно тяжело, когда все смотрят на тебя – кусок в горло не лезет. Помню, как одна сестра во время спектакля должна была выпить полстакана виноградного сока. Она поперхнулась уже на первом глотке. Аудитория, наблюдавшая за Иисусом, была не просто аудиторией, но аудиторией неблагожелательно настроенной и готовой буквально уничтожить Иисуса за малейшую оплошность. Тем более поразительным в данной ситуации есть поведение Иисуса: Он был спокоен, выдержан, и речь Его не была поспешной или непродуманной.

Что же произошло во время этого обеда? Смотрим стихи 2-3:

И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

Был день субботний, и это делало его особым. По традиции фарисеи практически ничего не делали в субботу. Закон Моисеев говорил (Исх.20:8): Помни день субботний, чтобы святить его; И они старались святить его, в меру их разумения, хотя это их разумение переходило всякую меру. К примеру, считалось грехом и большой работой нести в субботу кусок бумаги, достаточный для записи; или чернила, которыми можно написать больше одного письма; или булавку в своей одежде. Также почиталось грехом приготовить еду в субботу. Потому готовить нужно было в пятницу вечером или еще раньше. Именно потому на этом пиру у фарисея перед Иисусом стояли только холодные закуски, и не было ничего горячего. На столе преобладал холодец и тосты, потерявшие свои хрустящие качества еще вчера. К таким вот людям и обратился Иисус с вопросом. Те молчали, им, собственно, нечего было отвечать – в законе не было такого правила, которое бы запрещало исцеление в субботу. Тогда Иисус прикоснувшись, исцелил его и отпустил (ст.4).

При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? 6 И не могли отвечать Ему на это.

Рядом с Иисусом сидели удивительные люди: они готовы были вытащить из ямы животное, которое принадлежало им, но не хотели пальцем о палец ударить, чтобы облегчить страдания больного человека. Они хотели исполнять Божий закон, они назывались фарисеями, т.е. <обособленными, отделёнными> от всякого греха и нечистоты. Они очень почитали Неемию и были, как они считали, продолжателями его традиций. Но они забыли самое главное в законе: любовь и милость. Потому, когда дело касалось чужих проблем и страданий – они ссылались на закон и не только не помогали, но и другим не давали. Как собака на сене – и сама не ест, и другим не дает. Когда же речь заходила о них самих, то они всё же находили в законе какие-то лазейки и оправдания для себя, или для своего осла.

Давайте вместе прочитаем стихи с 7-го по 11-ый:

7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. 10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Люди, которые находились в доме и слышали слова Иисуса, наверное, подумали: <хорошо сказал! Истинно Он великолепный моралист!>. Христианская мораль здесь отчётливо видна: будь скромным, не думай, что ты лучше других, и к тебе потянутся люди. Но для фарисеев, сидевших напротив Иисуса, Его слова носили где-то даже оскорбительный характер. Евангелие от Матфея 23:1-2 говорит: 1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; Фарисеи заняли место Моисея – этого известного в прошлом лидера Израильского народа, выведшего его из Египта. Это было место не в хвосте, и не возле туалета, и даже не на верхней полке. Это было место в купе проводника. Они считали себя духовными лидерами народа, абсолютно знающими закон и обязательно спасенными. Выше них уже мест не было. Но вот, перед ними сидел Иисус, Который был Сыном Бога Живого. А они сидели на Его месте и еще возмущались, что Он говорит им об этом.

Стихи 12-14: 12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. 13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, 14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

На пиру, куда позвали Иисуса, сидели только начальники, боссы, шефы и мастера. Не было ни бедных, ни голодных, ни нуждающихся. Справедливости ради следует сказать, что греки иногда приглашали людей низших сословий на обед, чтобы услышать от них слова благодарности. Иудейские учителя тоже иногда потчевали нищих едой, потому что, по их мнению, такое их действие удваивало их бонусы в Небесном Царстве, так что они уже могли рассчитывать на венец нетленный с двумя лавровыми листками вместо одного. Они делали это не из любви к своим братьям, но из корысти. Все же действия Иисуса и вся Его жизнь и смерть были продиктованы одной причиной: любовью к человеку. Ин.3:16: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного… Иисус учил всё делать от чистого сердца и из побуждений любви и милосердия, которыми наполнен Сам Бог.

2. Притча о пире в Небесном Царстве

После таких слов Иисуса, один из фарисеев, съев очередную порцию вчерашнего, окончательно стекшего салата, и запив всё это вчерашним, начавшим подкисать молоком, воскликнул в сердцах: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! После чего Иисус рассказал притчу:

Один человек сделал большой ужин и звал многих, 17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.

Человек, о котором говорится в притче – это Сам Бог, а пир – Небесное Царство. Что такое пир или званый ужин? Наверное, дать определение не так просто. Но самая главная черта, без которой пир – это не пир, это чувство веселья и радости, которое переполняет каждого человека, участвующего в нём. Пир – это интересно, это бесплатно, много необычных незнакомых блюд, которые можно попробовать, много интересных людей, с которыми можно познакомиться. Такой вот пример радостного пира у нас был в Корее и ночью в Абу-Даби.

Потому именно пиру уподобил в Своей притче Иисус Царство Небесное. Можно сказать, что Небесный пир – это Сам Иисус. В Ин. 6:35 Иисус говорит: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Человек, встретившийся с Иисусом, не забудет этого никогда. Вспомните людей, которых Он исцелил: сухоруких, прокаженных, немых, слепых, глухих, – в их жизнях не было ничего, кроме пустоты. Но пришел Иисус – и их жизнь осветилась Небесным светом, и в их жизни вошла настоящая радость. Сколько людей умирало от наркотиков, погибало от алкогольного угара, от депрессии, но когда в их жизни вошел Иисус – их жизнь изменилась, наполнилась смыслом. Те, кто вчера еще были отбросами общества и кончеными людьми, сегодня хорошие мужья и жены, успешные бизнесмены. В Вишневом есть аллейка, в конце которой стоит стела с надписью: <Эта аллея посажена людьми, освобожденными от наркотической зависимости>. Освобожденными от наркотической зависимости!! Да любой врач скажет, что это, практически, невозможно. Но не для Бога!!! Это ли не пир, это ли не радость для матерей, для отцов, для жен?! Но то, что ждет нас в Небесном Царстве, превосходит самые лучшие наши ожидания!

Однако вернёмся к нашей притче. Когда пришло время пира, все гости, которые ранее говорили, что обязательно придут, стали все как один отказываться прийти. Давайте вместе прочитаем стихи с 18-го по 20-ый.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. 19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. 20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.

По обычаям того времени – это было неслыханное дело и большое оскорбление для хозяина – отказаться прийти на пир, если ранее согласился. Что же хозяин? Стихи 21-23:

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. 22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. 23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.

Здесь, званые гости – это Израильский народ. Они назывались избранным народом, и имели Завет с Богом. Но, тем не менее, как говорит Неем.8:16,они постоянно упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Божиих.Потому, когда Иудеи, не увидели в Иисусе Мессию и распяли Его, Бог призвал вместо них тех, кто были язычниками, и до этого не имели вообще никакого права на Царствие Божие – нас с Вами.

Смотрим далее, в 24-м стихе Иисус говорит:

Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Много званых… На самом деле много! Мы каждую неделю идем и приглашаем студентов прийти к Иисусу, прийти на Небесный Пир, который приготовил наш Господь. Но в большинстве случаев слышим отказ или слова: <Я подумаю об этом в старости> или <Это здорово, но я чувствую, что еще не созрел к этому>. Пир в Небесном Царстве – это самое грандиозное и радостное событие, которое только может быть! Но люди отказываются от него. Откладывают на потом. Действительно, мало избранных:

В первой части проповеди мы говорили о пире земном, на который попал Иисус. Он был, если отбросить шутки, не такой уж и плохой: много еды, разной и вкусной. Обычно в субботу евреи подавали даже больше пищи, чем обычно, т.к. это был день праздничный. Сейчас же Иисус говорит о Небесном пире. Эти два пира кажутся такими похожими. Наверное, потому люди часто и довольствуются земным пиром. Здесь, на земле, мы тоже можем радоваться, мы тоже можем веселиться. Люди женятся, едут отдыхать, испытывают счастье от выигрыша любимой футбольной команды.

Но всё это, во-первых, преходяще. Вспомните брачный пир в Кане Галилейской. Всё было хорошо и прекрасно. Но в какой-то момент закончилось вино – и веселье закончилось. И лишь когда там появился Иисус – праздник возобновился. Иисус даёт нам настоящий праздник, который никогда не заканчивается, и который ни от чего вокруг не зависит: ни от курса доллара, ни от результатов игры Динамо, ни от природных катаклизмов! Во-вторых, вспомните, что было на земном фарисейском пиру? Желание быть главным, быть выше других. Что ещё? Забота только о себе и своих интересах – болезнь человека с водянкой никому не интересна. Прагматизм и лицемерие – приглашу только тех, кто может как-то повлиять на мою карьеру, хотя они мне, может, и не нравятся. Всё самое лучшее и радостное, что есть здесь на земле, омрачено грехом и эгоизмом людей. Только на Небеса, только с Иисусом мы обретаем полноту радости и любви!

3. Путь ученика, идущего на пир в Небесное Царство

После всего выше сказанного, становится совершенно непонятно, каким образом званые гости могли прошляпить такую возможность попасть на пир? Кто-то скажет: <Ну, и глупые! Я бы никогда не отказался по таким причинам!>. Конечно, не отказался бы! Попробуй сейчас купи в Киеве землю или 5 пар волов! Но не нужно забывать, что Иисус говорил всего лишь притчу. И под словами я купил землю скрывалось понятие <деньги и богатство>. Под словами я купил пять пар волов и иду испытать их скрывается работа. Под словами я женился подразумевается семья. Деньги, работа и семья – это то, что остановило людей из притчи и не дало им возможности прийти в Царство Бога.

Стих 25а гласит: С Ним шло множество народа; Иисус шел по дороге, и за Ним, по обе стороны её тянулась длинная процессия людей. Они все были радостны. Многие, правда, даже не знали, в чем причина этого всеобщего ликования. Некоторые спрашивали об этом и получали ответ: <Вроде, будет пир какой-то, всем будет бесплатная еда, очень много еды>. Другие говорили: <Да нет же! Тут сейчас будут чудеса показывать всем, кто пошел за Этим Человеком>. Эти люди абсолютно забыли или не знали слова Иисуса о том, что нужно входить тесными вратами, и что следовать за Иисусом – это не просто походить за Ним пару дней, но посвятить такому хождению всю свою жизнь, без остатка.

Чтобы рассеять их заблуждение, Иисус обернулся к ним, и сказал: Давайте вместе прочитаем стих 26:

26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

В русском языке это называется <обухом по голове>. Как может говорить такие вещи Иисус, Который учил Своих учеников: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (Лк.6:27)? Не удивило ли это самого Луку? Как можно любить врагов и ненавидеть родителей?! Сами Иудеи здесь не видели никакой проблемы. Просто восточные языки намного образнее, чем европейские. Исследователи Библии единодушны в этом вопросе: наше слово <ненавидеть> соответствует здесь словосочетанию <любить меньше>. Параллельное место Писания в Евангелии от Матфея 10:37 говорит: 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Иисус не говорил, чтобы мы пренебрегали и не любили своих родных и близких. Наоборот, Иисус много раз подчеркивал важность уважительного к ним отношения. Но что же Он имел в виду в этот раз?

Вспомним притчу, как человек отказался прийти на пир из-за создания семьи. Вспомним себя. Когда я только пришёл в церковь, то очень часто родные просили меня остаться в воскресенье дома, говоря, что им нужна моя помощь. Тогда я оставался и помогал, хотя работы было всего ничего и её можно было бы выполнить раньше или позже. Если мы хотим следовать за Иисусом, мы должны правильно расставить приоритеты: иногда родители требуют от детей даже отказаться от Иисуса, запрещают им читать Библию или молиться. Если мы любим их больше Иисуса, больше истины, то легко соглашаемся и: оказываемся теми, кто отверг приглашение Иисуса в Небесное Царство. Потому Иисус и говорит о правильных приоритетах и ценностях: сначала Бог, дело Божье, а потом семья.

если кто приходит ко Мне и не возненавидит : самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

Когда мы приходим к Иисусу, у нас всегда есть выбор: следовать за Ним, или жить, как и раньше. Но что есть в жизни человека, что стоило бы того, чтобы не прийти в Царство Небесное? Человеческое счастье? Как сказал один мой знакомый слово <счастье> используют только люди, которые не знают, что оно значит. Успех? Сегодня он есть, а завтра нет. Что есть на самом деле, так это грязь, похоть, это ненависть, зависть, обман, предательство, обиды. Это коктейль, который тяжело любить – он того не стоит.

Перед тем, как прийти в церковь, я на 100% знал, что в этом мире и моей жизни смысла нет ни на грамм. Я всеми фибрами своей души возненавидел свою жизнь, потому что в ней ничего кроме грязи не было. Я уже даже не понимал, что есть грех, и есть ли он вообще. Благодаря телевидению и обществу, всё казалось мне правильным: случайные связи, гомосексуальные отношения, разврат, гражданские браки, наркотики, алкоголь, даже психическая неуравновешенность, к примеру, Квентина Тарантино выглядела как-то даже притягательно. Незыблемой и абсолютной истины я не видел нигде. Всё, что наполняло мою голову, было каким-то пестро-отвратительным, в нем не было никакой жизни, никакого смысла. Потому, встретив Иисуса, я отдал Ему целиком и полностью то, с чем я сам не мог справиться – свою жизнь. Иисус пригласил меня на пир в Своё Царство, и я не мог Ему отказать.

Когда Иисус вошел в мою жизнь, она наконец-то приобрела смысл. Тогда я впервые узнал, что такое настоящая радость и дружба. Не фальшивая, вызванная действием алкоголя, когда тебе говорят: <Ты – вот такой пацан!>, а завтра, за глаза, говорят совершенно другое. А настоящая дружба! Вы знаете, мы в КПИ иногда проводим анкетирование, и в анкете есть вопрос: <Кому можно доверять в современном мире?>. Знаете, в 95% случаев студенты выбирают вариант <Никому>. И только в 5% – они выбирают <Наука> и <Интернет>. Ни один человек из более полусотни опрошенных не выбрал вариант <Другу>. Это ужасно и печально! И только в Иисусе я могу смело сказать: <Да, у меня есть друзья, которым я доверяю!>

В стихах с 28-го по 33-ий Иисус в притчах призывает нас не быть беспечными и ни о чем не задумывающимися, плывущими по течению. Он говорит: желая построить башню – вычисли издержки, идя на войну против другого царя – посоветуйся прежде. Да, приглашение в Небесное Царство – это великое и приятное дело! Но чтобы прийти на этот праздник, тебе придётся от многого отказаться, по-другому расставить приоритеты в своей жизни. Легко отказаться от испытаний волов, когда их нет, от осмотра земли, когда её нет, но намного тяжелее отказаться от утреннего сна, чтобы начать день с молитвы и чтения Слова. Намного сложнее отказаться от желания пожить чуть-чуть в своё удовольствие – пару месяцев. Намного сложнее прийти на вечернее собрание, вместо того, чтобы провести вечер с родными. Нужно принять много сложных решений, если ты хочешь быть учеником Иисуса и прийти на Его пир. Но он этого стоит!

Мы не ищем страдания просто так, от нечего делать. Мы ищем Бога, мы хотим войти в Его Святость, что невозможно без очищения, невозможно без жертвы с нашей стороны. Тогда зачем же мы все это делаем? Стоит ли это того? Да, стоит! Мы видим изменения в себе, наших знакомых, родных и близких, радость, которая появляется от встречи с Иисусом. Все самое лучшее, что есть в этом мире, нельзя даже сравнивать с тем, что ожидает нас на Небесах! Этот пир не сравнится ни с чем, что было, что есть или что будет! Потому, зная, какая награда ожидает нас в Иисусе, давайте будет входить тесными вратами, давайте будем изменять свои жизни по Божьему плану так, как угодно Ему.

Давайте будем участниками Небесного пира!

(п. Ярослав)