Вивчення Біблії: Проповідь “Путь ученика” (От Луки 9:49-10:24)
ПУТЬ УЧЕНИКА
Ключевой стих 10:2 : "и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою."
Через сегодняшнее слово мы увидим, каким путём и с каким сердцем должен идти ученик Иисуса, и что ждёт его в конце пути.
Итак! Служение Иисуса в этом мире подходило к концу. До Голгофы оставалось ещё каких-то 4-5 месяцев. Уже были избраны двенадцать, которые должны были возглавить миссию Евангелия после ухода Иисуса, и которые всё ещё не понимали смысла всего происходящего. Наверное, когда Иисус слышал их прения по поводу того, кто больше, и кто лучше, Иисусу больше всего хотелось покоя и тишины. Но каждый день и в каждом селении к Иисусу подходили люди, которые хотели последовать за Ним.
Давайте посмотрим стихи 57 и 58:
Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. 58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
Мы не знаем, что дальше было с этим человеком. Может быть, он испугался слов Иисуса и более не ходил за Ним. Три года Своего земного служения Иисус жил в пустынях, у случайных людей, согласившихся приютить Его и учеников; часто Он ночевал под открытым небом. Ученики жили так же, и далеко не каждого человека прельщала возможность такой жизни.
Смотрите далее – стихи 59-60:
59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. 60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
Слова Иисуса кажутся жестокими. Но если посмотреть внимательно на контекст, в котором они были сказаны, многое становится понятным. В Палестине того времени был распространён интересный обычай: человека хоронили дважды: первый раз – непосредственно после смерти, а второй – через год – просто производили перезахоронение. Скорее всего, человек, пришедший к Иисусу, должен был выполнить именно такое перезахоронение. Его связывала традиция, он хотел всё выполнить, как предписывали правила. Настолько хотел, что решил, что дело Божие немного может подождать, месяц или два. Но ученик не может учиться спустя рукава. Он не может приходить в школу, когда ему вздумается. Точно также, если мы идём путем ученика Христа, мы должны все свои мысли подчинить одной цели, одной мысли. Иисус говорит нам, решившим следовать за Ним и быть учениками Его:
никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Если мы хотим следовать за Иисусом, наши слова должны быть: <Да и аминь>, а не <Я не знаю, может быть, из этого что-то получится>. Ветхий Завет даёт прекрасный пример такой неблагонадёжности: жена Лота, когда Ангелы выводили их из Содома и Гоморры, оглянулась назад, жалея о городе и всём, что было в нём, жалея обо всех удобствах и удовольствиях, – и тут же превратилась в соляной столб. Мы, конечно, в такой столб не превратимся, но и следовать за Иисусом, оставив всё и не озираясь назад, тоже не сможем.
В конце концов, за Иисусом стало ходить довольно много людей. Из них Он избрал ещё 70 учеников. Читаем стих 1:
После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти.
Давайте прочитаем самые первые слова Иисуса, обращенные к ним (ст.2):
и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Может быть, после этих слов особо рьяные ученики побежали домой за серпами и косами. Они, конечно, немного удивились словам Иисуса, потому что на дворе стоял декабрь-месяц, но всё-таки верой побежали. Другие остались, и правильно сделали. Потому что Иисус говорил совсем не о физической жатве. Он всего лишь говорил понятными для каждого человека образами, за которыми что-то скрывалось.
В этой аллегории под жатвой подразумеваются людские души, жаждущие общения с Богом, восстановления утраченных в Эдемском саду отношений. Под делателями – те, кто покажут путь к Богу, наставят народ в слове.
Что же побудило Иисуса говорить об этом? Давайте подумаем. Почему Иисус вообще пришёл в этот мир? Писание говорит: Ибо так возлюбил Бог этот мир, что отдал Сына Своего Единородного: Когда Иисус смотрит на этот мир, Он испытывает любовь к каждому человеку в нем. Иисус оставил славу Небес и пришёл сюда, чтобы жить с нами, страдать с нами, умереть за нас.
Иисус видел, что человек страдает от разлуки с Богом, что он пытается как-то вернуть себе ощущение славы и величия Божия, но не может этого сделать. Параллельное место Писания в Евангелии от Матфея (9:36) говорит: Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Когда Иисус говорил ученикам о жатве, Он говорил это с состраданием и любовью.
Сердце Иисуса было полно любви и сострадания. Точно такой же любовью к этому погибающему миру наполнились со временем и сердца Его учеников. Это дало им импульс к служению. Если мы хотим быть настоящими учениками Христа, то мы должны иметь те же чувствования, что и Он. Иисус любил этот мир, и полагал душу Свою за нас. Он видел, что этот мир нуждается в делателях, потому что жатва уже поспела.
Нам нужно широко раскрыть глаза и внимательно посмотреть на этот мир. Раскрыть глаза не физические, а духовные. Иногда мы смотрим в мир, и не видим возможности привести хотя бы одну душу ко Христу. А Иисус смотрит, и говорит: жатвы много. Нам нужно широко раскрыть свои глаза и посмотреть вокруг себя так, как это делал Иисус. И мы тут же обнаружим одного, двух, трёх человек, которые крайне нуждаются в слове. Сейчас мы живём в эпоху постмодернизма, но это не значит, что люди не нуждаются в слове. Они нуждаются в нём так же, как и две тысячи лет назад. Просто они прячут свои чувства, надевают дежурную улыбку и идут: "У меня всё прекрасно. Дела у меня – лучше всех". Знаете, когда я слышу такие слова, я сразу настораживаюсь: если человек так говорит, значит, вполне возможно, у него есть проблема.
Нет проблемы жатвы, есть проблема делателей; нет проблемы агнцев, есть проблема пастырей. Жаждущие души – они всегда есть. В разные эпохи они выглядят по-разному: две тысячи лет назад они были в тогах, двести лет назад они были в цилиндрах и пышных платьях, а сейчас они с наушниками и с гелевыми ногтями. Они выглядят по-разному, но они есть всегда.
Давайте посмотрим на вторую часть 2-го стиха: молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Если рядом с Вами не достаёт делателей, тогда что нам остаётся? Смотрим слова Иисуса: молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Если ты смотришь на этот мир глазами Иисуса, и видишь жатву, и видишь, что на ней нет делателей – молись Господин[у] жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. И Он вышлет.
Вновь призванные ученики должны были готовить народ к приходу Иисуса в Иерусалим и событиям, которые последуют за этим. Они должны были стать Его глашатаями, должны были пройти через Галилею, Самарию и Иудею. Места не самые гостеприимные, а иногда даже и опасные. Потому Иисус в стихе 3-м, обращаясь к ученикам, говорит: Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Далее Иисус даёт ученикам инструкции, что нужно делать в той или иной ситуации.
В 4-м стихе Иисус говорит: Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви: Конечно, здесь Иисус не говорит, что мы должны быть нищими и не должны даже работать. То, что говорит Иисус, относится к духовному миру. Мы должны во всём полагаться на Господа. Если сейчас что-то не получается, к примеру, с диссертацией, с учёбой, мы должны смотреть на Иисуса и доверять Ему свою жизнь, зная, что Он всё усмотрит для нас на нашем пути.
В конце 4-го стиха мы видим удивительные и неожиданные слова: и никого на дороге не приветствуйте. Вообще, это не первый раз в Библии, когда мы слышим подобные слова. Точно так же говорил пророк Елисей своему слуге Гиезию (4Цар.4:29): если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; На первый взгляд, это кажется каким-то суеверием. Однако здесь есть очень глубокий смысл: когда мы выполняем миссию Господа, у нас не должно быть времени на расшаркивания с каждым встречным человеком. Творя дело Божие, мы должны быть тверды и непоколебимы. Очень часто наши старые знакомые приглашают нас в гости, родители, наверное, хотели бы нас видеть чаще, чем раз в полгода, как это у некоторых из нас получается. Многие, наверное, обижаются, что мы не уделяем им достаточно внимания, не звоним каждый день, не пишем сообщения ВКонтакте, не висим постоянно в Skype. Но если мы хотим быть учениками Иисуса и следовать за Ним, нам нужно быть твёрдыми и не приветствовать никого на дороге – Иисус и дело Господа для нас должны быть важнее. Когда Неемию приглашали прекратить строительство стен Иерусалима и прийти пообщаться, тот ответил (Неем.6:3): я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошел к вам. В таких делах мы не можем идти на компромисс: либо мы идём за Иисусом, либо мы начинаем всем угождать, и стараться своим отказом никого не обидеть.
Что Иисус говорит дальше? Давайте посмотрите на стихи 5-8.
5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6 и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. 7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. 8 И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
Если не касаться каждого пункта в отдельности, то здесь Иисус говорит, чтобы ученики Его были скромными и принимали то, что им дают, не перебирая и не выбирая, кому служить. Это было принципом для тех учеников, и это должно быть принципом и нашей жизни. Ученики Иисуса не должны были искать собственной выгоды и комфортной жизни: у тебя есть <БМВ> – буду проповедовать тебе, а у тебя ничего нет, потому не буду проповедовать.
До сих пор мы говорили о том, как должен исполнять своё поручение ученик Иисуса. Но мы ещё не видели самого поручения.
О нём читаем в стихах 8-10:
И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9 и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
Вот оно – поручение: исцеляйте: больных, и говорите: приблизилось: Царствие Божие.
Смысл поручения был очень простым: говорить о приближении Царствия Божия. Кажется, что может быть проще? Но сердца людей закрыты для Слова, закрыты для посторонних. Люди никого не хотят пускать в свою жизнь. Особенно сейчас. Ещё 50 лет тому назад все соседи по улице знали друг друга, помогали, ходили в гости, вместе кушали, как это делаем мы на духовном хлебе. Но сейчас спросите у кого-нибудь: кто живёт по соседству? Ответа не последует. Люди не хотят никого пускать в своё сердце. Это каменные, ледяные сердца, которые, кажется, ничто не в силах растопить. Но любовь Божия это сделать в состоянии.
Во время своей проповеди Ученики Иисуса должны были внимательно смотреть на физические нужды людей и восполнять эти нужды силой Бога. Они должны были не просто словами проповедовать приближение Царствия Божия, но должны были самими своими действиями живо иллюстрировать это приближение. В 1Кор.2:4 Павел говорит: И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.
Ученики не должны были поступать так, как иногда бывает:
– Извини, у меня нечего покушать дома.
– Ну, я помолюсь за тебя!
или
– Завтра нужно убирать церковь к празднику. Кто сможет прийти?
– Я буду молиться, чтобы Господь привёл горящие сердца!
Это выглядит здорово духовно. Поначалу. Но на самом деле духовностью тут и не пахнет.
Когда мы, как ученики Иисуса, молимся за исцеление больных и проявляем живейшее участие в жизни людей, их сердце оттаивает. Тогда им интересно знать, Кто же это Такой – Иисус, что Он решил мою конкретную проблему: проблему болезни, депрессии, отсутствия работы и т.д. Тогда сердца людей оттаивают, и мы можем говорить Слово Бога в эти жизни. Так говорил делать Иисус Своим ученикам: исцеляйте находящихся в нем больных, а после этого: говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
Когда люди получают конкретный ответ на свою конкретную нужду, они готовы слушать вас, они готовы выслушать послание, которое вы несёте. Иначе они просто почитают новости в Интернете.
Путь ученика кажется таким сложным и трудным. Но в конце этого пути нас ожидает великая награда. Что же это за награда? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть на учеников, которые откинув все сомнения всё же решили идти за Иисусом. Если вы думаете, что они возвратились изможденными, уставшими и полными злобы, то вы глубоко заблуждаетесь. Давайте посмотрим на них, об этом читаем в стихе 17:
Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
Они все были в приподнятом настроении, они радовались: шутка ли – им повиновались даже бесы, когда слышали имя Иисуса! Когда ученик идёт путём креста, отвергая себя, то кажется, что это очень сложно и это сплошное страдание. Но в этом отвержении всегда есть место радости. Быть учеником Христа – это интересно, это радостно. Они искренне радовались успеху дела Божия, и тому, что они стали частью этого дела. Потому, когда они вернулись к Иисусу, первым делом сказали Ему. Что ответил им Иисус (стихи 18-20)?
Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Служение учеников, внешне выглядевшее таким неказистым – всего лишь говорить о приближении Царства Божия, принесло обильные плоды. Сатана, услышав об этом даже упал с неба, как молния. Аллилуйя! Это великая радость! Но ещё большая радость для учеников была в том, что их имена записаны в книге Жизни на небесах.
Жить делами, которые Бог творит через нас – это уже радостно. Но настоящее основание для нашей радости – это личные отношения с Иисусом, понимание, что всё в Его руке, что Он заплатил за нас величайшую цену на кресте и мы выкуплены Им у смерти. Все знают цитату из Филиппийцам (Фил.4:4): Радуйтесь: и еще говорю: радуйтесь. Но далеко не все обращают внимание на маленькое словосочетание: в Господе. Ведь полностью этот стих звучит: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Наша надежда должна быть только в Господе. Мы должны радоваться, как сказал Иисус, тому, что имена наши записаны на Небесах. Вот истинный источник нашей радости. Это непреходящая радость, она никуда не денется. Она есть всегда!
Выводы
Через сегодняшний отрывок мы видели, что же является движущей силой ученика Иисуса Христа. Иисус пришёл в этот мир и служил нам, и умер на кресте, потому что Он полюбил каждого человека, хотя каждый этот человек был грешником и ничего не хотел слышать о Самом Иисусе. Если мы хотим идти путём креста, мы должны смотреть на этот мир точно так же, как Иисус, мы должны видеть страдание этого мира без Иисуса, видеть жатву. Когда мы смотрим на мир, как Иисус, мы не можем быть равнодушны, мы будем молиться, чтобы Господь выслал делателей. И Бог – вышлет их.
В церкви в Краматорске ведением для каждого было: <Спасённый я и один человек через моё служение Иисусу>. Но когда я пришёл в церковь, мне так всё нравилось, так было всё замечательно, что когда вопрос только заходил о ведении церкви, я предпочитал сразу перевести разговор на что-то другое. Я был как младенец, купающийся в любви родителей, и словно говорящий: <Не требуйте от меня ничего. Я ещё очень мал и слаб. Потому – любите меня, и может быть, когда-нибудь, я пойду по пути ведения церкви>. Так шло время, всё устраивало, молодёжь приходила почти что сама собой. Конечно, ей кто-то служил, её кто-то приглашал, но это был не я. Я смотрел на сестру Иру, которая пригласила лично меня, Тараса, Диму и ещё много других братьев и сестёр, и думал: <Вот, Бог дал талант приглашать и проповедовать! Слава Богу за эту сестру! Не буду ей мешать в её служении! Поеду домой, посмотрю футбол и лягу спать>. Но когда люди перестали приходить, и даже стали уходить, в том числе и Ира, то возник вопрос: что же это происходит, и где делатели? Я поспрашивал у всех, а потом, решил всё-таки спросить в молитве ещё и у Бога, и попросить Его прислать человека, который имеет дар евангелиста и делателя. Во время молитвы очень скоро выяснилось, что такой потенциальный делатель есть, и даже был всё время, только ничего не делал. И этот делатель был я сам.
Когда мы слышим призыв Иисуса, мы должны пойти за Ним, и всем сердцем исполнять Его поручение: проповедовать приближение Царствия Божия. Проповедовать, отвергая себя и свои желания, будучи всецело посвящёнными одной цели, одному призванию. Это непросто. Но награда, которая ожидает нас на Небесах, слава Божия, которая наполняет каждый день нашего служения, присутствие Духа Святого в наших сердцах – это стоит того! Давайте будем настоящими делателями, будет проповедовать приближение Царствия Божия. Аминь!
(п. Ярослав)