Вивчення Біблії: Проповідь “Протяни руку твою” (Луки 6:1-11)
ПРОТЯНИ РУКУ ТВОЮ
От Луки 6:1-11
Ключевой стих 6:10 : "И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая."
У каждого человека есть вопросы, на которые хочется найти ответы. Наверное, привычка задавать вопросы остаётся еще с детства. Известно, что четырехлетний ребенок в среднем задает 437 вопросов в день. Мы уже не четырёхлетние дети, вопросов уже меньше. Сложность в том, что отвечать на них уже некому – родители тут не помогут. На некоторые вопросы, кажется, просто невозможно найти ответа. Рано или поздно каждый человек задаст себе вопрос: <Зачем я живу? В чём смысл жизни>? Многие задают вопрос: <В чём смысл моего служения>? Иногда, чтобы найти ответ, достаточно просто поднять глаза и протянуть руку.
Через сегодняшний отрывок мы увидим Библейский ответ на все вопросы, который находится на расстоянии вытянутой руки.
1. Господин субботы.
Итак, мы находим Иисуса, Который идёт вместе со Своими учениками в субботу засеянными полями. Ученики Иисуса сильно проголодались, так что стали срывать колосья, растирать их руками и кушать прямо с рук. Наверное, мы никогда не узнали бы об этой истории, если бы не бдение и орлиный взгляд группы фарисеев, которые стояли на страже общественных интересов. Когда они увидели, что делают ученики, они сразу сказали им:
– Зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? (ст.2)
Наверное, ученики хотели что-то ответить, может быть, попытаться как-то оправдаться, но Иисус Сам ответил за них.
Вообще, сам факт появления фарисеев в чистом поле, да еще в Галилее, очень примечательное событие. Дело в том, что даже в самые хорошие времена количество фарисеев никогда не превышало 6 тысяч человек. Если исходить из того, что население Палестины было, грубо, 6 миллионов человек, то получаем, что на 1 тысячу человек приходился только 1 фарисей. Чтобы лучше представить вероятность встречи с ними, скажу, что такое же процентное соотношение имеют в составе населения Украины цыгане или армяне. Встретить их можно, но не везде. А тут Иисус в чистом поле встречает даже не одного, а целую делегацию фарисеев. Их было несколько. Посмотрите на ст.2а: Некоторые же из фарисеев сказали им: Очевидно, что эта встреча не была случайна. Если мы внимательно посмотрим на Евангелие от Луки, то увидим, что в первых четырёх главах, в том числе и в 4-ой, где говорится о начале служения Иисуса, упоминаний о фарисеях нет. Но, начиная с 5-ой главы, они появляются всё чаще и чаще. Они не были теми, кто ходил за Иисусом в надежде услышать прекрасную проповедь и получить Одно слово для своей жизни. Они повсюду ходили за Иисусом, чтобы услышать одно слово, которое погубит Иисуса. Они искали компромат на Него и делали это с настойчивостью папарацци.
И вот, предлог, кажется, найден! То, что ученики ели зерно с чужого поля – не только не было преступлением, но более того, было узаконено ещё Моисеем: <Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько [хочет] душа твоя, а в сосуд твой не клади. Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего>. (Втор.23:24-25). Никто в обычный день не имел права ничего сказать ученикам. Но проблема была в том, что это не был обычный день. Это была суббота. Чтобы понять всю важность субботнего дня для иудеев, обратимся к Втор. 5:12-15: "Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты". Через эту заповедь Бог хотел, чтобы человек в субботу отказался от всяких своих обычных дел и посвятил этот день личным отношениям с Господом. В этом было всё её предназначение: прийти к Господу, служить Ему, общаться с Ним, искать Его. Но фарисеи забыли цель субботы. Вместо того чтобы искать самим Лица Бога и помочь в этом другим, они обратили всё своё внимание на слова <не делай>, не работай. Поскольку сами они работать не привыкли, и для них не работать было совсем нетяжело, они придумали массу правил, что считать работой, а что не считать. Например, в субботу можно пройти 999 м – и это не было работой, но стоило ошибиться в подсчёте и сделать лишний шаг – всё, значит, ты уже работал, а значит – ужасно грешил. Они очень долго спорили: может ли выйти в субботу на улицу человек, имеющий вставную челюсть; или это будет считаться за совершение работы? По этим правилам, ученики не просто нарушили закон субботы, они просто попрали его! Ведь они, срывая колосья, жали зерно; растирая колосья руками и сдувая с ладоней шелуху, они молотили и веяли. И это ещё цветочки: они ели зерна, а значит, они готовили пищу в субботу! Фарисеев буквально начало трусить от праведного гнева, так что, вполне вероятно, многие из них также согрешили, выполнив определённое количество работы.
Иисус понимал, чем вызвано их негодование, однако не принял их претензий. Он привел пример из жизни всеми уважаемого и почитаемого царя Давида. Давайте вместе прочитаем стихи 3,4:
Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
Когда Давид спасался от царя Саула, который хотел его
Сын Человеческий есть господин и субботы.
Для чего фарисеи разработали такую
Есть такой анекдот. Один бедный человек очень сильно страдал и, в конце концов, обратился в молитве к Богу. Тот ответил ему: <Сын Мой, иди в церковь>! Человек послушался и зашёл в первую попавшуюся ему церковь. Но его тут же встретила группа порядка и выставила его вон, поскольку от него дурно пахло. Тогда человек возопил к Господу: <Боже, они не принимают меня>! На что Бог ему ответил: <И Меня тоже, сын Мой>!
Иногда мы увлекаемся собственными идеями, тем, что кажется нам правильным. И это хорошо, что-то делать, пробовать изменить. Но при всём при этом нужно помнить, для Кого и для чего это всё делается. Давайте вместе ещё раз прочитаем стих 5:
Сын Человеческий есть господин и субботы.
Иисус – Он наша цель. Мы приходим каждое воскресенье на служение не для того, чтобы найти повод не работать, но потому, что хотим пережить личную встречу с Иисусом. Можно много служить и что-то делать, но не пережить личную встречу с Иисусом, когда Он подойдёт к тебе. Фарисеи очень старались всё выполнить, два раза в неделю постились, хотя закон этого не требовал, молились чётко по графику. Но когда Иисус подошёл к ним, они Его не увидели. Всегда нужно помнить и держать перед собой нашу цель – Иисуса Христа.
2. Исцеление сухорукого.
После этого ответа Иисуса, фарисеи уже поняли, что уловить Его в незнании закона и побить камнями не удастся. Иисус хорошо знал и Закон, и Пророков, и Писания. Он не только знал весь закон, Он прекрасно понимал сам его дух. Фарисеи поняли, что с Иисусом им нужна будет особая тактика. И они нашли её. Они стали пытаться уловить Иисуса в нарушении закона субботы.
В одну из таких суббот Иисус заходит в синагогу.
Давайте прочитаем ст.6-7:
Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. 7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
Публику, собравшуюся в синагоге, можно было разделить на две категории. Одни очень внимательно слушали Иисуса и при отдельных Его фразах довольно кивали головами. Другие же, сидящие на почётных местах, тоже очень внимательно следили за всем, что говорил и делал Иисус, но никак не выражали внешне своих чувств. Лука говорит, что <фарисеи наблюдали за Ним:>. Есть большая разница между <внимательно слушать> и <наблюдать>. Фарисеи наблюдали, внимательно следили, не скажет ли Иисус чего-то такого, к чему можно будет придраться. Или, может, Он исцелит кого-то? Ведь этот Человек известен тем, что многих исцеляет. Вот и недавно Он исцелил прокажённого и паралитика. Только это было не в субботу. Было бы здорово, чтобы Он сейчас взял, да и повторил один из своих фокусов! А мы его – тут как тут и схватим! Нарушитель субботы! И тут же Его и каменьями побьем!
В глубине синагоги сидел человек. Лицо его было печально. Одна его рука была неестественно согнута. Она была сухая. Некоторые говорят, что он был каменщиком, который тяжёлым трудом добывал себе хлеб. Но с его рукой случилось несчастье. Вначале она стала плохо его слушаться, а потом и вовсе потеряла чувствительность и омертвела. При сотворении человека Господь создал две руки, чтобы человек мог эффективно работать. Но из-за иссохшей руки этот человек многое уже не мог делать. Из-за иссохшей руки у него возник комплекс неполноценности. Он часто плакал по ночам и стонал: <Как же мне жить теперь>? Иссохшая рука стала для него огромной проблемой и повлияла на его характер и судьбу.
В мире таких людей много. С первого взгляда кажется, что студенты в университете здоровы и живут счастливо, ни в чём не нуждаясь. Но если мы посмотрим повнимательнее, мы узнаем, что внутри у них есть серьёзные жизненные проблемы. Они страдают из-за похоти, из-за отвращения и ненависти, из-за своей внешности, из-за развода родителей. На самом деле, они нуждаются в помощи. Тот человек, имевший сухую руку, услышал весть надежды, что Иисус исцелил прокажённого и расслабленного, что Он может исцелить любую болезнь. Когда он услышал это, луч надежды осветил его сердце. Он пришёл в синагогу исцелиться от болезни. Любящий и милосердный Иисус пожалел его и захотел помочь ему. Он сказал тому человеку: <встань и выступи на средину>.
Как только человек услышал слова Иисуса, обращённые к нему, буря чувств охватила его. Изумление, сомнение, радость, недоверие – всё пролетело в какую-то долю секунды в его голове. Но он послушался Иисуса и, встав, вышел на средину. В эту секунду взгляды всех были прикованы к нему. Одни смотрели с любопытством, другие с презрением и насмешкой, в глазах третьих, и это были фарисеи, промелькнул огонёк злорадства: наконец-то! Ты будешь в наших руках, Иисус из Назарета! Но того человека уже не интересовало мнение других. Он никого не видел: синагога растворилась во тьме и он видел перед собой только Того, Кто мог дать ответ на его вопрос, Кто мог избавить его от страданий и бессмысленности жизни. Пока он выходил Иисус смотрел на него, и в Его глазах читалась любовь. Библия говорит, что Он знал все помышления людей, сидящих в синагоге, знал, чего они ждали, знал, что они искали только повода убить Его. Но Он видел страдание этой души, бесцельность её существования и надежду на чудо.
Точно так же происходит и в наших с вами жизнях. Иисус призывает нас: встань и выступи на средину. Он зовёт нас в освещенный круг не для того, чтобы поглумиться над нами, показать пальцем и сказать: посмотрите на этого неудачника, он ни на что не способен. Нет. Иисус зовёт нас, чтобы помочь и освободить. И если мы только встанем, если только примем это решение, несмотря на реакцию людей вокруг, наших друзей, родных, коллег, если только откликнемся на зов Иисуса, Он изменит нашу жизнь, Он наполнит её Своей любовью и полнотой. Он даст ответ на самый главный наш вопрос: для чего я живу?
Около года назад я прочитал статью о двух туристах – отце и сыне, которые заблудились в горах.Поскольку у них не было с собой ни спичек, ни еды, вообще ничего, они приняли решение покончить жизнь самоубийством. Для суицида один из них использовал свой шарф, а другой шнурки от ботинок. А через час их нашёл вертолёт МЧС.
Иногда кажется, что выхода нет, что он где-то далеко. Но выход есть! И он совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки.
Но пока калека еще стоит в центре синагоги, а Иисус спрашивает всех присутствующих (см.ст.9):
что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
Они молчали не потому, что нечего было сказать. Как раз им было что сказать. Но они молчали и этим молчанием хотели подтолкнуть Иисуса к тому, что казалось им грехом. Они уже понимали, что произойдёт сейчас, но боялись спугнуть свою жертву. Они боялись, что Он послушает их или просто испугается. Они не говорили ничего. И пропустили смысл слов Иисуса: Иисус пришёл исцелять, прощать, поднимать, в том числе и в субботу. А фарисеи в этот же самый момент думали только о том, как бы расправиться с Иисусом в субботу.
Иисус посмотрел на них со скорбью в глазах и сказал калеке:
– Протяни руку твою.
Человек протянул и внезапно понял: рука протянулась! Она стала ровной и послушной ему. Он смотрел на неё и не мог поверить. Он сжимал и разжимал пальцы на этой руке, щупал другой, здоровой – и просто не мог в это поверить.
В это же самое время с лиц фарисеев упала маска безразличия.
Стих 11-ый говорит:
Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.
Жесты их стали резкими, многие из них соскочили со своих мест и начали что-то бурно обсуждать в своём узком кругу. Обвинить Иисуса они всё же не могли – Он даже не прикасался к сухорукому, Он не нарушил субботы. О, если бы только Иисус прикоснулся, если бы только Он помазал эту руку! Но! К их большому сожалению Сам Бог исцелил сухорукого, не дав возможности фарисеям праздновать победу. К сожалению, Сам Бог надумал исцелить калеку: Они даже не задумались над тем, что Сам Бог исцелил в субботу больного, нарушив при этом тот закон, который они так старательно пытались вложить Ему в Уста. Они пришли в бешенство, и скрежетали своими зубами. Иисус смотрел на эти перекошенные от ненависти лица и думал о том, что Он пришёл в этот мир, чтобы понести на крест грехи и этих людей. Он смотрел на них и знал, что независимо от их реакции сейчас, независимо от их реакции во время суда синедриона через пару лет, Он всё равно пойдет на крест и умрёт за грехи всего человечества, чтобы они были свободны от всякого осуждения, чтобы их потомки имели ту величайшую возможность спастись, о которой только мечтали бесчисленные поколения до того.
Иисус стоял на расстоянии вытянутой руки от фарисеев. И для того, чтобы получить ответ на вопрос всей своей жизни: <Зачем я живу? Зачем я служу?>, – нужно было только протянуть руку: Человек с иссохшей рукой сделал это. Он видел, что сам он никогда не найдёт ответа на свою нужду. Фарисеи же считали, что они сами по себе – достаточно хороши и как-то самостоятельно разберутся со своими вопросами. Нашли ли они ответ? Нет. А Он был так близко – на расстоянии вытянутой руки:
Когда-то, 6 с половиной лет назад, я был неверующим. Мне казалось, что моя жизнь никому не нужна, что есть я или нет – это никому неинтересно, кроме моих родителей. Друзья, вроде, были искренни, но я знал, исчезни я, они забудут меня через пару месяцев. Так я жил со своими мыслями, как вдруг услышал голос: <Встань и выступи на средину>. Этот голос принадлежал Иисусу. Я выступил, немного сомневаясь, а что подумают мои друзья? Но потом понял, что не завишу от их мнения. Это моя жизнь и мне решать, как её прожить. Я выступил на средину, и вот уже 6 с половиной лет стою в освещённом круге рядом с Иисусом. Иногда я отвожу взгляд от Него, смотрю в темноту синагоги, в которой таится столько проблем. Тогда мне кажется, что эти проблемы, они просто громадные: как закончить диссертацию? Как потом жить на зарплату научного сотрудника или кандидата наук? А вдруг я буду сегодня проповедовать, и никто не захочет меня слушать? Что будет тогда? Что тогда я буду делать? Мне кажется, что я один, и никто мне не в силах помочь. Но внезапно я слышу голос: <Протяни руку твою>, поворачиваюсь, и вижу Иисуса, Который меня никогда не оставляет и держит за правую руку всегда. Тогда я понимаю, что, на самом деле, я вовсе не один. Иисус – Он рядом и всегда поможет, если только я сам протяну к Нему руку!
Может, и ты сейчас сидишь, и думаешь, что оставлен всеми наедине со своими проблемами. Но ты не один. Ответ очень близко. Иисус стоит совсем рядом – на расстоянии вытянутой руки – и стоит тебе просто протянуть руку, сказать: <Иисус, помоги! Иисус, очисти! Иисус, прости!> – как ты ощутишь то же, что ощутил человек с сухой рукой. Ощутишь, что мир Божий наполняет тебя и вытесняет всякую печаль и депрессию. Что твоя жизнь из никчемной превращается во что-то особенное. Ты ощутишь что то, что тебе мешало, оно уходит. Ты не один в своей борьбе и проблемах – Иисус, Он совсем рядом. И Он говорит тебе: <Протяни руку твою>:
(п. Ярослав)