Вивчення Біблії: Проповідь “Прощаются тебе грехи” (Луки 7:36-50)
ПРОЩАЮТСЯ ТЕБЕ ГРЕХИ
Ключевой стих: 50 : "Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром."
Когда мы начинаем что-то менять в своей жизни, когда в нашем сердце появляется желание прийти к Богу, неожиданно возникают проблемы и сложности. Часто они кажутся практически неразрешимыми: проблемы на работе, с родными, со здоровьем или что-то ещё. Тогда кажется, что нужно вначале решить эти проблемы, а потом, когда уже всё наладится, прийти к Богу. Сегодня мы посмотрим, как подобные проблемы решила для себя одна израильская женщина.
1. Женщина в доме фарисея
Давайте вместе прочитаем ст.36:
Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
Итак, фарисей пригласил Иисуса. Для нас тут нет ничего необычного, мы тоже бы пригласили Иисуса, что здесь такого? Но, тем не менее, факт приглашения фарисеем Иисуса – достаточно уникален. Давайте вспомним, что фарисей Никодим, как это рассказывает евангелист Иоанн, ночью пришёл к Иисусу, чтобы только никто не увидел его интереса к Иисусу. А этот фарисей пригласил Иисуса среди бела дня, причём это не было общением тет-а-тет, это было что-то вроде званного ужина. Почему он так поступил? Точно нам неизвестно, но вероятнее всего этот человек просто любил приглашать к себе известных людей, политиков, ораторов, спортсменов, певцов и музыкантов. На прошлой неделе на обед к нему приходил Андрей Шевченко, а в прошлом месяце – сам Михаил Поплавский. Вот и сейчас, в городе появился Иисус. И хотя с точки зрения фарисея, Его поступки были весьма странны, но зато Он был весьма популярен среди народа и послушать Его проповеди стекались толпы людей со всей Галилеи и Иудеи.
Наверное, он также пригласил нескольких своих друзей, таких же фарисеев, как и он сам, а также известных богачей города. Ко входу его дома тянулась красная дорожка, а толпы любопытных журналистов фотографировали всё, что происходило внутри.
Чтобы лучше представить обстановку, которая была внутри дома, сделаем небольшой экскурс в культуру Палестины того времени. Когда мы приглашаем кого-то к себе в гости, мы заранее готовим стол: застилаем его скатертью, раскладываем салфетки, готовим стулья для гостей. Так вот, в доме фарисея ничего этого не было! Вместо привычного для нас стола использовался низенький столик, на который ставилась пища. Гости же ложились рядом или просто на пол, или на некое подобие лежаков. Я не знал, где найти фото таких лежанок, но Бог открыл путь (ФОТО на проекторе). Ложились обычно на левый бок так, чтобы правая рука оставалась свободной, и ею можно было кушать. Чтобы всем хватило места, лежали обычно ногами от стола.
Итак, обстановку представили. Идёт обед. В столовых времён СССР висел плакат с надписью: "Когда я ем, я глух и нем", но поскольку евреи не читали его, то во время еды обычно разговаривали. Так и этот раз, протекала неспешная беседа. Но вдруг, что-то нарушило обычный ход трапезы. То была женщина, которая тихонько вошла в дом через открытые двери. Давайте прочитаем, кто же была эта женщина, стих 37:
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
Эта женщина была грешница. Удивительно! Как будто остальные были святые, с нимбами над головами! Конечно же, Лука знал, что и все остальные, кроме Иисуса, не могли похвастаться безгрешностью. Один с утра накричал на жену, другой, по дороге, на званный обед, обдал фонтаном воды бедняка из-под колёс своего LEXUSa. А третий, прям здесь же, смотрел на эту женщину, рисуя в своей фантазии похотливые образы. Лука знал это, но, тем не менее, написал, что именно женщина была грешницей. Она была грешницей в глазах всех вокруг, все знали её проблему. Вероятнее всего она была блудницей. Об этом говорят её распущенные волосы: ведь никакая уважающая себя женщина того времени не позволила бы себе выйти на улицу, не покрыв головы платком! Все в том доме были грешниками, но считали грешницей только одну женщину. Что же делала блудница в доме фарисея? Зачем пришла она туда, где её никто не ждал? Что заставило её прийти в место, где её все презирали и с удовольствием побили бы её камнями, если бы не римские законы? Об этом читаем в стихе 38:
и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
То, что женщина, подойдя к Иисусу сзади, оказалась у Его ног – неудивительно, особенно, если вспомнить, как располагались гости за столом. Удивительно её поведение. Всё говорило о том, что она глубоко раскаивается в своей греховной жизни.
Иногда, наверное, бывает, что человек раскаивается в душе. Внешне – ничего не изменилось, но внутри произошёл переворот. Иногда бывает, что человек внешне выглядит раскаивающимся, а на деле – всего лишь играет свою роль. Эта же женщина раскаивалась в своих грехах и внешне, и внутренне. Что даёт основания так думать? Вы когда-нибудь видели человека, который целует и отирает своими волосами ноги другого? Я не видел. Более того, в Библии упоминается всего о двух таких случаях, и оба связаны с Иисусом. Это странно для нас. И это не было нормой для израильтян!
Женщина действительно раскаивалась. Ей было всё равно, что на неё смотрело два или три десятка глаз, что они смотрели на неё с презрением и насмешкой. Она видела только Иисуса и пришла только к Нему. Знала она о том, что её, скорее всего, не пустят? Знала ли она, что на входе был фейс-контроль? Знала ли она, что никто ей не посочувствует? Знала ли она, что когда она будет выходить, ей будут плевать в спину?
Да, знала. Но она также знала, что только в Иисусе она могла получить ответ. Только у Иисуса она могла надеяться получить прощение; только находясь рядом с Ним, она могла послужить Ему.
Все мы стараемся служить, в меру своих сил, Иисусу. Но, чтобы это сделать, нужно быть рядом с Ним, прийти к Нему. А это не всегда просто. Друзья смеются: "Ты чё, фанатик"? Родные пытаются запретить ходить в церковь. Студенты подозрительно смотрят на тебя, когда ты им проповедуешь. А рано утром так хочется спать! Это преграды? Да, это преграды. Но они намного меньше тех преград, которые были перед женщиной в доме фарисея. Она должна была унизиться до предела, так как никто и никогда не поступал.
Как смогла она так сделать, как она смогла пройти через всё это?
Во-первых, у неё было решение. Когда у нас появляется решение прийти к Иисусу, откликнуться на Его зов, нас ничто не может остановить, никакая преграда. Откровение говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Иисус стучит, и мы слышим это. Но хотим ли мы принять решение впустить Его в нашу жизнь, или думаем, что Он может немного ещё подождать и постучать за дверью, пока я решу все свои вопросы? Когда мы принимаем решение, ничто не в силах помешать нам прийти на духовный хлеб или на служение, или почитать Библию.
Второе, она хотела послужить Иисусу, поклониться Ему. Это желание было настолько большим, что она не заботилась даже о своём внешнем виде: она не пыталась надеть паранджу, чтоб незаметно пробраться поближе к Иисусу, а потом сказать: "А вот она я, ваша репка!" Она не заботилась ни о чём внешнем, не заботилась о мнении других, и что скажут другие, и как они на неё будут завтра смотреть.
Однажды я был свидетелем бурной сцены между парнем и девушкой. Была ночь. Парень был пьян. Он просил прощения у девушки. Сказал: "Ну, хочешь, я стану на колени? Хочешь?" И стал. На колени. В этот момент я приблизился, так что вынужден был пройти мимо них. Мне не хотелось их тревожить, и я по максимуму старался пройти незамеченным, даже не смотря на них. Но парень меня заметил, и ему показалось, что я со вниманием слежу за его "унижением", хотя это было не так. В-общем, как бы это сказать, он выразил неудовольствие тем, что я проходил мимо. При этом он совершенно забыл и о девушке, и о том, что он говорил ей до этого. Его внимание не было сконцентрировано на девушке, он не просил прощения искренне, его больше заботило, что о нём подумают другие, хотя никому до него не было дела.
Женщина же поступала так, как будто вокруг никого не было. Она думала только об Иисусе и о том, что она – блудница и последняя грешница – может сделать для Него, Сына Бога и Господа? Самое ценное, что она имела, она отдала Иисусу – свои слёзы, своё раскаяние, дорогое миртовое масло. Что ещё она могла отдать Ему? Наверное, ничего. Но она служила всем своим сердцем, не жалея себя и не думая о себе. Слово говорит:
Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог
На том месте, где она встретила Иисуса, она служила всем своим сердцем. И может, служение её покажется кому-то странным и незаметным: "Ну, и что толку? Помыла маслом ноги и вытерла волосами?", – но она это делала для Господа и всем сердцем.
Некоторые из вас вынуждены всё свободное время проводить с детьми. Может, кто-то из вас иногда плачет, из-за невозможности служить больше. Через пример женщины мы видим, что нужно принять решение сделать всё возможное, чтобы прийти к Иисусу, и служить там и отдать всё там, где Бог тебя поставил сейчас. Если воспитывать детей, то для Господа; если работать – для Господа. Может, всё, что у тебя есть – это твои слёзы, но пусть они будут для Господа.
2. Милость Господа
В тот самый момент, когда женщина была у ног Иисуса, фарисей сидел и думал тяжёлую думу. Стих 39:
Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
Дело было в том, что женщина была грешница, и прикасаясь к Иисусу, она оскверняла Его своей нечистотой. По мнению фарисея, пророк должен был обличать людей в грехах, сам сохранять чистоту и соблюдать все законы, писанные и неписанные. Тут же налицо было другое, и фарисей, отдав должное Иисусу-массовику-затейнику, поставил на нём печать: "Не пророк".
Но что Иисус? Знал ли Он, какая женщина к Нему прикасается? Да. Знал ли Он, что думал в этом момент фарисей? Тоже да. Иисус повернулся к Симону, так звали этого фарисея, и рассказал тому притчу. Давайте прочитаем её вместе, стихи 41-43:
Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
Чтобы было более понятно. Один динарий составлял дневную плату работника. К примеру, средняя зарплата за один день работы в Киеве составляет 170 гривен. Получаем, что в переводе на гривны один был должен 8500 грн, а другой 85 тыс. грн. Вопрос: кто будет более благодарным, за прощеный долг: тот, кому простили 85 тысяч или тот, кому простили 8.5 тысяч? Конечно тот, кому простили больше. Так же считал и фарисей.
Ключевой момент здесь: они не имели чем заплатить. У женщины и у фарисея был разный долг перед Иисусом. Фарисей старался соблюдать заповеди, а женщина их сознательно нарушала. Их долг был разный. Но какая разница, какая величина долга, да хоть 85 копеек, – если ты не можешь отдать его?! Писание говорит: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Фарисей, как и женщина, был виновен перед Богом, был грешен в Его глазах. Павел говорит: возмездие за грех – смерть. И в этом отношении не было никакой разницы между женщиной и фарисеем. Но разница между ними всё-таки была.
Фарисей не считал себя грешником. Ему не нужно была милость прощения грехов от Иисуса. Только тот, кто признает справедливым смертный приговор, может ходатайствовать о помиловании.
Женщина знала, что ожидает её за беспутную жизнь. Потому она всем сердцем раскаивалась и ждала милости от Иисуса.
Есть много религиозных систем. Все они говорят, что человек может быть достаточно хорошим. И все лгут. Достаточно просто попытаться делать всё правильно на протяжении какого-то срока. И ты поймёшь – невозможно. Невозможно! Каждый раз, когда ты пытаешься подняться, когда кажется, что всё злое и негативное в тебе побеждено, ты вдруг падаешь в ту же самую грязь, из которой только что выбрался. Говорят, что если бы к голове можно было бы подключить проектор и вывести все наши мысли на большой экран, то о чём мы думаем, когда никого нет рядом. Так вот, мало бы кто согласился на такой эксперимент. Кто сможет рассказать, обо всех своих поступках и мыслях здесь и сейчас?
Человек оказывается в замкнутом кругу: или научиться лицемерить и говорить, что ничего страшного не произошло, или страдать от собственной беспомощности и грехов. Но есть ещё один выход. И этот выход – Иисус! Он дал нам надежду, Своей жизнью на кресте заплатив за наши ошибки и грехи! Как же непостижима и удивительна Божья благодать: когда ты думаешь, что ни на что не годишься из-за своей порочности, в твою жизнь входит Иисус и по милости Своей прощает тебе все грехи! И ты можешь стоять перед Богом богов, перед Царём царей, и никто не вспомнит о твоих ошибках, потому что ты знаешь Иисуса Христа!
Чарльз Сперджен однажды заметил:
"Уличенный и проклятый, с веревкой на шее, стоящий перед Богом и получивший прощение должен плакать, от радости и возненавидеть зло, совершенное им, а также должен проникнуться благодарностью к Спасителю, Который Своей Кровью очистил Его".
Я сам недавно размышлял о том, насколько я грязен и грешен перед Богом, что я всего лишь лживый грешник. Что я регулярно оступаюсь. И из-за этого страдают другие люди, страдаю я сам.
Тогда мне стало непонятно, как же я могу служить Богу, как я могу возвещать Его святое слово, будучи сам грешником? И я понял, что никак не могу. И руки мои опустились:
Но в тот же самый миг, я увидел свет Иисуса Христа, и осознал, что только в Нём я обретаю прощение всех своих грехов и ошибок, что посредством Его жертвы, я, обновлённый и чистый, могу служить Ему.
Иисус посмотрел на женщину и сказал, давайте прочитаем вместе ст. 47-48 и 50:
А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Было бы неправильно думать, что женщина заслужила прощение своим поступком. Нет. Прощение она получила по благодати. Теологи утверждают, что в тот момент, когда она приняла решение прийти к Иисусу, и когда осознала, что ей никогда не оплатить своего долга за свои грехи, в то же мгновение она была прощена. И придя к Иисусу, плача, обливая ноги Его слезами и отирая волосами головы своей, целуя эти ноги и намазывая их миром, она просто поклонялась Тому, Кто освободил её от власти греха и смерти. Потому мы служим в кампусах не для того, чтобы что-то заслужить у Иисуса, но потому, что Он дал нам всё, и всё что мы можем – мы хотим отдать для Него.
ВЫВОДЫ
Интересны, люди, с которыми мы встречаемся в этой главе. Все они были, фактически, изгоями. Вначале это был сотник, который был неевреем, и потому не мог стать до конца "своим". Изгой по национальному признаку. Затем, вдова, потерявшая мужа и сына, обречённая на страдания. Изгой по социальному признаку. Потом Иоанн Креститель, изгой по религиозному признаку. Для Иисуса не бывает грешника достаточно грязного, чтобы Он не протянул Свою руку. Люди редко протягивают руку помощи нуждающемуся, особенно, если это изгой. Но Иисус всегда протягивает Свою руку к таким людям, потому что, как говорит Библия, Он пришёл "благовествовать нищим, : исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу".
И это великая милость и любовь к нам Бога Небес, Сотворившего весь этот мир, каждое растение, каждое животное, солнце, ветер, звёзды! И Этот Бог приходит в нашу грязную жизнь, полную нечистых мыслей, грязных поступков, полных гнева и зависти, приходит, чтобы сказать: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Поистине, наш Бог – велик!!!
Через сегодняшний отрывок мы могли видеть, что нужно делать, чтобы прийти к Иисусу:
1. принять решение;
2. иметь желание поклониться Ему,
Мы также увидели, что, несмотря на все наши старания, мы не можем оплатить наш долг перед Богом самостоятельно. Это можно сделать только приняв Иисуса, как своего Господа и Спасителя. Только по благодати Бога, за которую мы славим и прославляем Его имя! АМИНЬ
(п. Ярослав)