Вивчення Біблії: Проповідь “Посеянное на доброй земле” (Луки 8:1-15)
ПОСЕЯННОЕ НА ДОБРОЙ ЗЕМЛЕ
Ключевой стих: 15 : "а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"
В первом стихе 8-ой главы сказано: <После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать>
Слова <после сего> возвращают нас к событиям предыдущей главы. Там автор Лука показал нам Иисуса, Который Своим могущественным словом исцеляет от болезней и освобождает от смерти. Иисуса, Который прощает грехи, Мессию, который достоин всей нашей любви и поклонения. Для многих слова Иисуса стали источником радости, надежды и жизни вечной. Но, не для всех. Были люди, которых слова Иисуса приводили в смущение, в замешательство, других – в ярость. Одно и то-же прекрасное семя дало такой разный плод в разных сердцах.
В сегодняшнем отрывке Иисус притчей
I. Верные сотрудники Евангелия (1-3)
Давайте еще раз посмотрим стих 1: <После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать>.
Итак, чем же занимался Иисус и Его ученики? Это было время, когда Иисус и ученики много странствовали по Иудее и Галилее. Они шли туда, где слово Иисуса могли услышать простые люди, туда, где больше всего нуждались в Нем. Среди тех, кто искал Иисуса, мы часто видим людей недостаточных, нуждающихся в помощи. К Нему приходили больные и прокаженные, Приходили за утешением и прощением, приходили за исцелением и надеждой.
Что же Иисус давал всем этим людям? Многие получили то, за чем пришли. Мы знаем о чудесных исцелениях, которые совершил Иисус. Каждый раз, в зависимости от ситуации Иисус действовал по-разному. Однако было нечто неизменное в Его проповеди. Что это? Это проповедь Царства Божьего. От начала Его служения и до самого конца, даже и после воскресения, Иисус учил Своих учеников о Царстве Бога. О характере и сущности этого Царства, о его гражданах и о Царе, который правит всем. Евангелие Царства Божьего – это универсальная истина, это то, что необходимо каждому человеку не зависимо от его положения в обществе, достатка или состояния здоровья. Это Евангелие просвещает всякого человека и изменяет жизнь. Его достаточно, чтобы всякий человек мог жить полноценной жизнью, радоваться и благодарить Бога в любых ситуациях.
Кто был с Иисусом в этом служении?
Давайте прочитаем стихи 2 и 3: <и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим>.
Лука обращает наше внимание на женщин, которые следовали за Иисусом. Мы не так много знаем о них, только кое-что. Однако удивителен уже сам факт того, что Лука упомянул о них. В те времена женщины не пользовались особым уважением. Они исполняли некоторую работу на заднем плане, однако никто и никогда не отмечал их по этому поводу. Это воспринималось, как нечто само-собой разумеющееся. Но не в этот раз.
Итак, кто же были эти женщины, и что они делали рядом с Иисусом?
Мы встречаем здесь довольно таки разношерстное собрание. Это Мария из Магдалы. О ней сказано, что Иисус освободил ее от семи бесов. Ясно, что у нее было темное и ужасное прошлое. То, что Иисус совершил в ее жизни было не возможно забыть. И мы не однократно встречаем ее на страницах Писания. Встречаем, как одного из самых верных последователей Иисуса. Они следовала за Ним по дорогам Иудеи и Галилеи. Она не оставила Его, когда Он был вознесен на высокий крест. Она же была первой, кто пришел к Его гробу в первый день воскресения.
Вместе с ней упоминается Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова. Мы не знаем ее истории. Может быть это именно ее сына однажды исцелил Иисус. Ее муж был чиновником, он управлял имуществом царя Ирода, заведовал его финансами и всем добром. Иоанна была женщиной из высшего общества. Однако же она вместе с Марией служила Иисусу своим добром и своими руками. Упоминается и некоторая Сусанна. В других отрывках мы находим рядом с Иисусом Саломею, мать Иоанна и Якова, а также и Марию, матерь Иисуса.
Эти женщины не могли проповедовать вместе с учениками Иисуса, они не собирали стадионов. Они много чего не могли делать из-за обычаев и устоев того времени. Но они делали то, что могли. Они служили этой маленькой общине чем могли. И Господь высоко оценил их труд, они навсегда вошли в историю Бога, как верные служительницы и помощники Иисуса и учеников.
На самом деле, далеко не всегда главную работу выполняет человек, чье лицо на переднем плане. Часто за ним стоят люди которые поддерживают и укрепляют его. Люди, которые молятся за него, служат и решают какие-то вопросы. Может быть этого не видно, но если забрать этих людей, то тот, кто стоит на переднем плане и недели не продержится сам.
И яркий пример тому мы видим в служении сестер. Их служение часто остается незамеченным, может им самим это служение может показаться незначительным, но ведь это благодаря именно им, во многом, мы имеем то, что имеем. Я уверен, что каждый из братьев-пастырей нашей церкви может свидетельствовать о том, что он сам стал тем, кем есть благодаря молитве и поддержке жены. По крайней мере, я – точно. Кем бы я был и что бы я был, если бы не благодать Господа и кроткое, любящее служение моей прекрасной жены? Когда я на работе, когда я в студ.-городке, когда я готовлю проповедь, я знаю, что она молится обо мне.
Так много в церкви зависит от молитвы и верного служения сестер. Их служение агнцам, сердечное изучение Библии, их верность Иисусу Христу устрояет и укрепляет церковь. Там, где братья колеблются, сестры остаются верными. Когда мы смотрим на историю Бога, то всегда видим там некоторых сестер, через которых Бог работал. И я уверен, что подобно, как в этих стихах отмечены сестры, которые так сердечно служили Иисусу, так и наши сестры высоко оценены и отмечены у Господа. Пусть Господь обильно благословит и воздаст нашим сестрам за их кроткое и верное служение Церкви и делу Бога.
II. Притча о сеятеле (4-15)
Однажды, когда Иисус с учениками был недалеко от Галилейского моря, к Нему пришло множество народа. Людей было так много, что Иисусу пришлось сесть лодку. Как мы говорили только что, проповедь Иисуса была о Царстве Бога. Однако Его слова обращены к простым людям, которым многое могло быть не понятно, когда Иисус говорил о духовных и небесных вещах. Поэтому небесные истины Иисус преподносил в виде притч, Он сравнивал духовные вещи с тем, что окружает нас каждый день.
И вот одна из притч. Давайте вместе прочитаем стихи 5-8: <вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!>
Ситуация, описанная в притче действительно очень простая и обыденная. Люди, которые пришли слушать Иисуса, постоянно сталкивались с этим. Каждый год они сеяли зерно. Они готовили грунт, сеяли зерно, боролись с сорняками и камнями, чтобы получить урожай побольше. Они хорошо знали, что каким бы хорошим ни было зерно, если оно попадет не туда, то не будет никакого плода. Зерно просто пропадет.
Но кто-то скажет: все это очевидно и так. Это какие-то аграрные заморочки. Зачем Иисус говорит такие простые, примитивные вещи? Но посмотрите стих 10: <Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют>. Может быть, кто-то услышав, что Иисус учит, как нужно сеять зерно ушел домой. Но были ученики, которые знали, что Господь не говорит пустых слов. Были люди, которые жаждали знать и понимать тайны Царства Божьего. Поэтому они просили Иисуса растолковать им, объяснить им эту притчу. И Иисус открыл.
Бог благословляет и открывается тем, кто искренно ищет Его и Его правды всем своим сердцем, кто хочет повиноваться Его слову и верить Ему. В Иер.29:12-14 сказано: <И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами>. Бог открывает Свои тайны и открывается Сам тем, кто ищет Его всем своим сердцем.
Каково же значение притчи? Давайте посмотрим стихи 11,12: <Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись>.
В притче семенем изображено слово Бога. Оно действительно похоже на семя. Слово Бога живо и действенно. Оно имеет в себе огромный потенциал.
Подумайте только: словом Бога сотворены небо и земля. Слово Бога открывает истину. Слово Бога исцеляет. Не так давно мы изучали о сотнике, который говорил: <скажи только слово и выздоровеет слуга мой>. Слово Бога дает жизнь, даже мертвый сын вдовы из Наина услышал слово Иисуса. Вот какую власть имеет слово Бога! Сам Господь Иисус назван воплощенным словом Бога. Оно действительно имеет в себе огромный потенциал.
Но для того, чтобы оно начало действовать и дало плод в жизни человека, нужно, чтобы оно попало в правильное сердце. И здесь, в притче Иисус сравнивает сердце человека с разными видами почвы.
Сердце, как почва при дороге, каменистое место, сердце, в котором растут сорняки и, наконец, добрая земля.
Давайте по-порядку рассмотрим каждый из видов почвы из притчи.
Во-первых: <иное упало при дороге>. Давайте прочитаем стих 12: <а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись>.
В деревне во время уборочной, когда грузовики возят зерно с полей в
Дорога твердая, значит семя не может пустить корня. Дорога сухая, а значит семени нечем напитаться на ней. По дороге все время передвигаются, поэтому семя оказывается попранным ногами и колесами, отброшено, и в конце концов отдано птицам. Люди, которые идут по дороге, имеют цель, они заняты чем-то и зерно, рассыпанное на дороге – это помеха, мусор, который нужно убрать.
Оказывается, есть люди, сердце которых по отношению к слову Бога подобно дороге. Сеятель сеет широко, и такие люди могут слышать слово Бога. Сегодня можно услышать слово Бога где угодно. В интернете есть множество ресурсов, посвященных Библии. По телевизору идут программы и для детей и для взрослых. У меня в Вишневом, на кухне, каждый вечер по радио проповедник разъясняет какой-то отрывок из Писания. В конце концов, множество проповедников слова ходит по городу, как наши пастыри, в студ.-городках, ходят проповедуя, сея слово.
И что же происходит, когда такие люди слышат слово Бога? Происходит то, о чем говорит Иисус: приходит дьявол и похищает слово из их сердца, похищает раньше, чем оно могло бы там укорениться. Эти люди и правда обмануты дьяволом, и для них слово Бога – как мусор на дороге, бесполезный шум, среди множества разной информации. Они не знают его величия и ценности. Когда они переключают каналы в телевизоре и натыкаются на проповедь, то только раздражаются и спешат переключить дальше. Когда они встречаются с проповедником на дороге, им незачем остановиться. И даже если они вдруг услышат что-то, то совсем не для того, чтобы принять сердцем и практиковать в жизни.
Этот мир действительно обманут
Аминь.
Второе. Посеянное на каменистом месте.
Давайте прочитаем стих 13: <а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают>.
В Палестине много камней, скал и различных известняковых отложений. Земледельцу приходится потратить множество времени и усилий, чтобы очистить участок от камней. Какова же проблема такого грунта? Слово говорит, что семя, дав росток, засыхает, потому что не имеет корня и влаги. Плодоносный слой земли на каменистом месте очень тонкий. Когда проходит дождь, вода напитывает эту землю, но когда восходит солнце, эта земля очень быстро высыхает. Когда семя попадает в такую землю, оно быстро пускает росток, потому что грунт прогрет, и семя близко к поверхности. Но корень упирается в камень и расти дальше некуда. Взошло солнце, земля высохла, и корню уже неоткуда брать живительную влагу. Подул ветер и растение упало, потому что корень не глубок.
Такой человек с радостью принимает слово Бога, быстро становится членом церкви, принимает какое-то участие в ее жизни. И, внешне кажется, все хорошо. Пастырь не может нарадоваться. Но внутренний процесс, то, что под поверхностью – не так хорошо. Почему? Потому что сверху петрушка растет кучерявая, а корня нет. Есть что-то там в сердце, что не дает корню углубляться. Однажды приходит момент искушения, жизненные трудности. Сессия пришла, заболел сам или кто-то из родственников, или работу потерял. Да мало ли в жизни происходит всего? И глядишь, куда-то пропал человек. Говоришь: идем Библию изучать, а он отвечает: не… у меня и так проблем хватает.
Как же так? Вроде ж все так хорошо шло. И на изучение приходил, и в сценках участвовал, и плакал даже, когда жизненный согам читал. По правилам же все делал, куда же делся? И ответ мы находим в слове Бога. Почему? Потому что не имеет корня, говорит Иисус.
Растение, которое имеет глубокий корень выстоит в любую засуху или ураган. Глубокий корень даст ему живительную влагу из таких глубин, куда не проникает солнечный зной. Глубокий корень крепко держится за землю, так что ветер может согнуть, может сломать, но никогда не может полностью вырвать растение.
Что же мешает нам пускать глубокий корень? Часто это леность ума, поверхностность и безосновательность. Когда лень, когда не хочется серьезно относится к изучению слова Бога, к написанию свидетельств. Когда совершаешь это формально, механически, потому что так нужно, а не для того, чтобы углубиться в слово Бога, найти в нем скрытые сокровища, найти в нем жизненную силу и крепость.
Иисус говорит: <От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его> (Матф.11:12). Кому принадлежит Царство Небесное? Тому, кто употребляет усилие. Ленивые Царства Божьего не наследуют. Оно открывается тем, кто не ленится задавать честные вопросы перед словом Бога. Кто не ленится искать в нем ответы на эти вопросы. Кто не ленится углубляться в него, укрепляться в нем.
Корень не однажды появляется. Корень постепенно растет, понемногу, но все глубже и все шире. Так и человек не однажды становится крепким верующим. Это происходит постепенно, через постоянный, ежедневный труд над словом Бога. Через ежедневные маленькие решения покоряться слову Бога, практиковать его в своей жизни. Через маленькие победы веры, когда вот, поступил как Бог велит и вопреки здравому смыслу и жизненному опыту получил пусть маленькую, но победу. Аминь!
Пусть Господь хранит нас от духовной лени и поможет активно, усердно и постоянно углубляться в слово Бога, через изучение, через написание свидетельств и ежедневную практику покорности слову Бога.
Третье. Среди терниев.
Давайте прочитаем стих 14 вместе: <а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода>.
Главная проблема этого типа почвы – терния, по-нашему, бурьян. Сорняк – это гадость, которую никто не сеет, но он растет, при чем растет быстрее и больше, чем то, что посадил. В результате сорняк забирает ту часть солнца и полезных веществ из грунта, которые должно было получить наше растение, а само растение получается чахлым, немощным, покрученным и, главное, бесплодным.
Так же происходит и в духовном мире. Есть сорняки, которые глушат ростки слова Бога в нашей жизни. Иисус указывает, что это за сорняки: это заботы, обольщение богатством и наслаждениями. Это вещи, от которых никто не застрахован, и которые сопровождают нас каждый день жизни.
Мы заботимся о своем будущем, переживаем о завтрашнем дне. О том, как будем жить, как сдадим экзамены, как поступим в ВУЗ, как найдем работу, как прокормим семью, как купим квартиру и машину, как кредит будем выплачивать. Много забот, много переживаний. Изучать Библию? размышлять над словом? Служить студентам? Когда? И так забот полон рот, детей лечить нужно, деньги зарабатывать, учиться. Нет, как нибудь потом.
Богатство и наслаждения. Это то, к чему стремится этот мир. Стремится активно, мощно. Настолько мощно, что и нас увлекает за собой. И приходит момент, когда смотришь на себя, а все твои мысли и сердце уже в этом. Тело пришло на Богослужение, а мысли – на работе. Проповедник говорит: <будем жить для Царствия Божия!>, рот открывается, чтобы сказать: <Аминь!> А в голове вопрос: <де б це взять грош?в?>
Наши ресурсы ограничены. В сутках всего 24 часа, и хотя бы несколько нужно отдать сну. Силы ограничены. И нам очень трудно думать о нескольких делах, или делать несколько дел одновременно. Очевидно, что то время и усилия, которые могли быть отданы слову Бога, отдаются заботам и обольщениям. Как же тогда слово может дать плод? В Мат.6:24 сказано: <Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне>.
Не можете служить Богу и маммоне. Иисус учит нас не заботиться о завтрашнем дне, не переживать, не отдавать свое сердце этим вопросам. Делай свою работу, то, что в твоей силе сегодня, сейчас и доверяй Богу, доверяй Его слову, трудись над тем, чтобы иметь правильные отношения с Богом. Лучше на работе размышлять о слове Бога, чем на изучении Библии о бизнесе или новой машине. Не зря ведь Бог обещает сделать успешным и плодоносным человека, который расположит свое сердце к Его заповедям, который день и ночь наслаждается Его словом (Пс.1).
Пусть Господь по великой милости Своей оградит нас от разных забот и обольщений, чтобы мы могли быть верными Ему и Его слову. Аминь!
Четвертое. Добрая почва.
Давайте прочитаем стих 15 вместе: <а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!>
Как в начале мы отметили, одного лишь семени не достаточно, чтобы принести добрый плод. Важно, в какую землю ляжет это семя. Иисус говорит здесь нам о доброй почве сердца. О человеке, который услышав слово Бога, принимает его и решает жить покоряясь ему, практикуя его. О человеке, который умеет раскаяться перед словом Бога и склониться перед ним. В таком сердце слово приносит много плода. Эти плоды явны самому человеку и всем окружающим. Это благие плоды Царства Божьего.
Но те, кто работал с землей, знают, что в природе не бывает доброй земли. Есть только земля, над которой много трудились, много удобряли и очищали. Земля, из которой в терпении удаляли различные камни и сорняки, чтобы она приносила много плода. Добрая почва, это результат терпеливого и усердного труда.
Если мы честно и внимательно посмотрим в свое сердце, то сможем увидеть там все то, о чем Иисус говорит в этой притче. Увидим, как порой вместо того, чтобы ценить слово Бога, мы пренебрегаем им и дьявол ворует его из сердца. Если будем честными, то увидим, как бываем ленивы к слову Бога и не прилагаем усилия к тому чтобы расти и углубляться в нем. Увидим раз личные заботы и обольщения, через которые сатана ворует у нас время, силы и сердце чтобы мы были бесплодны.
И вопрос здесь в том, как ты поступишь, увидев все это. Оставишь ли все, как есть, или приложишь усилие чтобы принимать слово Бога, чтобы слово Бога производило в тебе, в твоем сердце обильный прекрасный плод для Царствия Божия? Приложишь ли усилие, чтобы глубоко укореняться в Боге и Его слове? Приложишь ли усилие, чтобы устранить из своего сердца неправильные мотивы, переживания, страхи и обольщения? Много из этого мы даже не можем делать сами, не можем сами изменить свое сердце. Но когда открываем его для работы Бога и Его слова, когда искренно ищем Его, тогда Он Сам приходит и изменяет нас Своим живым словом. Пусть Господь помилует нас и поможет быть людьми, которые слышат Его слово, принимают и повинуются ему. Открой свое сердце для Христа, сделай его мягкой и доброй почвой, чтобы Он Сам совершил в тебе Свой прекрасный, святой и славный плод.
(п. Ионафан)