Вивчення Біблії: Проповідь “Любовь прощения Иисуса” (От Луки 22:63-23:56)
ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЯ ИИСУСА
Ключевой стих 23:34а : "Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают"
Сегодня начинается новый 2012 год. Новогодние праздники – самое радостное время в году, особенно для детей. Обычно, на Новый год люди дарят друг другу подарки и желают счастья, здоровья, успехов в личной жизни и так далее. Христиане обычно желают божьего благословения. Это хорошие пожелания, и пожелание благословения лучше, чем пожелание счастья. Но, на самом деле мы уже получили самое большое благословение Бога, которое мы даже не надеялись получить: крест Иисуса Христа. В нем есть все: вся полнота любви Бога, вся милость Его к нам, Его прощение, примирение, искупление, оправдание, освобождение от власти смерти, греха и сатаны, освящение для новой жизни. Другими словами, крест Иисуса – это воплощение любви Бога к грешникам и сила Божия ко спасению всякого верующего в Иисуса. Крест Иисуса несравненно более ценен, чем любой новогодний подарок. Поэтому давайте сегодня не будем думать про Новый год, а подумаем про любовь Бога, которая явилась нам в кресте Иисуса Христа.
1. Суд над Иисусом (22:63-23:25)
Посмотрите на стихи 63-65 22-й главы: <Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него>. После ареста Иисуса и предварительного рассмотрения дела у первосвященника Анны, перед официальным судом синедриона, слуги первосвященника и все находящиеся во дворе начали весело проводить время: они завязали Иисусу глаза и начали по очереди бить Его и требовали, чтобы Он отгадал, кто конкретно ударил. Наверное, им было очень весело: Тот, Которого называли пророком и даже Мессией, теперь был посмешищем для них. Каждый слуга, даже дворник, даже человек, который чистил туалет у первосвященника, теперь имели власть над Иисусом и каждый пользовался этой властью, чтобы показать свои самые низкие стороны. То, что официального суда еще не было и вина Иисуса не была ни доказана ни обоснована, никого не останавливало: все были уверены, что синедрион осудит Иисуса вне зависимости от Его вины. Так и произошло.
Синедрион собрался рано утром. В других Евангелиях говориться, что первосвященники и старейшины искали свидетельство вины Иисуса, достаточного, чтобы предать Иисуса на смерть. Их не интересовала истина, они уже решили казнить Иисуса и только искали как бы оправдать убийство. Почему они так сильно хотели уничтожить Иисуса? Иисус показывал, что значит служить Богу, что такое настоящее поклонение, Он не оставил камня на камне от их религии с показной праведностью, омовениями, лицемерными приношениями. Иисус, самой своей жизнью разрушал атмосферу обмана и лжи, в котором жило иудейское общество и которая обеспечивала процветание религиозных лидеров. Поэтому Иисус для них – смертельный враг. Иисус должен был или стать таким же, как они, или умереть. Иисус не стал таким как они, не было ничего, что могло бы разрушить Его авторитет, поэтому Он должен был умереть.
Первосвященники и старейшины тщательно искали обвинений на Иисуса, но не находили. Наконец, они задали один, главный вопрос. Посмотрите на стихи с 67 по 71: <и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите [Меня]; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его>. Они спросили у Иисуса, кто Он. Он ли Христос, Мессия и он ли Сын Бога? До этого момента Иисус молчал и не отвечал ни на одно обвинение. Только на этот вопрос Иисус ответил. Он отвечал: <да, Я действительно Христос, Я действительно Сын Бога и Бог, и Я воссяду одесную силы Бога>.
Почему Иисус вдруг ответил на этот вопрос? Потому, что от того, кем мы принимаем Иисуса зависит вечная жизнь или смерть. Хотя казалось, что синедрион судит Иисуса, на самом деле они судили и осуждали самих себя. Этим ответом Иисус дал им еще один шанс. Он сказал: <вот, Я действительно Мессия, Я твой Бог, Израиль, Тот, Которого вы так долго ждали. Оставишь ли ты сейчас свое упорство, склонишься ли предо Мною, признаешь ли Меня своим Господом?>. К сожалению они не поняли и не признали Иисуса, потому потеряли свой последний шанс войти в царство Бога. Они признали слова Иисуса богохульными и посчитали, что нашли то обвинение, которое искали, и осудили Иисуса.
Посмотрите на стихи 1-4 главы 23: <И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке>. Сразу после суда синедриона все 70 человек начальников поднялись и повели Иисуса у Пилату. Они хотели, чтобы Пилат утвердил их приговор и взял на себя ответственность за казнь Иисуса. Но для Пилата обвинение в богохульстве ничего не значило. Поэтому начальники выдвинули другое обвинение: Иисус развращает народ, запрещает давать подать кесарю и называет Себя Христом Царем. Все три обвинения были ложью и передергиванием фактов. Собственно, Пилат тоже знал это. Наверное, Пилату было глубоко безразлично моральное состояние израильского народа. Также, он не воспринял всерьез обвинение в подстрекательстве к уклонению от уплаты налогов. Даже если Пилат и не знал, что всего несколько дней назад Иисус публично учил в храме: <отдавайте кесарево кесарю, а божие Богу>, то понимал, что если казнить всякого иудея, который не любит платить налоги, то население Израиля сразу уменьшится в десятки раз. Единственное обвинение, которое Пилат стал рассматривать, это <называет Себя Христом Царем>. Если человек называет себя царем, это может свидетельствовать, что он собирает группу поддержки и готовит восстание. Но Пилат быстро убедился, что Иисус не готовит никакого восстания и не претендует на власть этого мира. Поэтому Пилат объявил: <я не нахожу никакой вины в этом человеке>.
Посмотрите на стихи с 5 по 11: <Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату>. Несмотря на оправдательный приговор Пилата, иудеи продолжали настаивать на своем и давили на суд. Они проговорились, что Иисус – житель Галилеи. Пилат сразу увидел возможность отделаться от этого дела и отправил Иисуса к Ироду. Ирод надеялся увидеть от Иисуса какое-нибудь знамение, но не получил ничего. Он решил, что вся слава Иисуса – пустые россказни, насмеялся над Ним и отправил Его обратно к Пилату. Таким образом Ирод тоже решил для себя, кто Иисус. Для Ирода Иисус – деревенский клоун, на которого не стоит обращать внимания.
После этого Пилат предложил
Здесь видна трагедия Пилата. Он знал истину, но продал ее ради своей выгоды. Но, в реальности, он погубил себя и свою жизнь и стал вечным проклятием. Пусть Господь позволяет нам знать истину и стоять за нее даже до смерти.
2. Распятие Иисуса (26-34)
Посмотрите на стихи с 26 по 31. <И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?> После суда, издевательств, побоев, Иисус так ослаб, что не мог Сам нести крест. Тогда римские воины схватили некоего Симона из Кириней и заставили его нести крест Иисуса.
За Иисусом шли множество женщин, которые плакали и причитали об Иисусе. Но Иисус не нуждался в человеческом сочувствии. Он знал, для чего идет на крест, но женщины не знали. Они должны были узнать, кто Иисус и придти к Нему как к Спасителю.
Посмотрите на стихи 32-34: <Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий>.
Вместе с Иисусом на смерть вели двух злодеев. Иисуса распяли посреди них. Таким образом власти хотели приравнять Иисуса и разбойников и сделать Иисуса их главарем. Но это исполнило слова пророчества о Мессии: <и к злодеям причтен был> (Иса. 53:12). По обычаю, вещи казненного мог забрать себе палач. Так произошло и с Иисусом: под Его крестом солдаты делили одежду Иисуса и бросали о ней жребий. То, что одежду Иисуса разделили по жребию, тоже исполнило пророчество. Вокруг креста, как на зрелище, собралась огромная толпа, и это тоже было предсказано в Библии.
Посмотрите на стих 34а: <Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают>. До этих пор Иисус молчал. Он был как кроткий агнец, который молча принимает смерть. <Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих> (Иса. 53:7). Но сейчас Он заговорил не людям, но Богу. В момент распятия Иисус не проклинал Своих мучителей, не кричал от боли, но молился: <Отче, прости им, ибо не знают, что делают>.
Что значат эти слова? Давайте вернемся назад и вспомним, что было на суде над Иисусом. Во дворе первосвященника не было случайных людей. Это были стражники, слуги и старейшины Израиля. Они не были патологические садисты. Но вдруг они начали испытывать наслаждение от того, чтобы бить и издеваться над Иисусом. Члены синедриона были уважаемыми людьми, но вдруг фабрикуют ложное обвинение, выискивают какую-нибудь вину в Иисусе, чтобы предать смерти, а потом, как базарные бабки злословили, плевали на Иисуса и били Его. Почему толпа так бесновалась и кричала: <распни! Распни Его!>? Почему Пилат не отпустил Иисуса, хотя был уверен в Его невиновности? Зачем начальники, воины и прохожие издевались над Иисусом и искушали Его: <если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого>? Почему даже разбойник на кресте злословил Иисуса? Кажется, что вдруг все пороки, которые до этого времени хранились в самых далеких уголках душ человеческих вышли наружу и стали явны. <Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?> (Иер. 17:9).
На этих людях Господь показал нам всю глубину нашего падения, наше истинное лицо. Слуги терпели унижение от хозяев и теперь сами с садистской радостью вылили свою обиду на Иисуса. Начальники удобно устроились, им было приятно принимать уважение и честь от людей. Они полюбили это и незаметно, маленькими компромиссами, стали не воздавать славу Богу, а использовать Бога для своей выгоды. Они ненавидели Иисуса, потому что Он не такой, потому что Он не искал своей выгоды и действительно поклонялся Богу. Пилат не интересовался истиной, для него Иисус был только непонятный проповедник, которого легко можно продать ради своего спокойствия. Люди на площади ожидали, что Иисус освободит их от власти Рима и олигархов. Когда Он не оправдал их ожиданий, они возненавидели Иисуса. Разбойник на кресте до самого конца бунтовал против Бога и даже в последний момент не мог раскаяться. Но больше всего все эти люди ненавидели Иисуса, потому что <свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы> (Ин. 3:19б). Все эти люди были смертельно больны грехом.
Могли ли такие люди войти в Царство Бога и вечно быть с Тем, Кого ненавидят? Могут ли они воздавать вечно хвалу Богу, если не могли три года терпеть Иисуса? Могут ли они принимать любовь Бога и радоваться о Нем, если не принимали Иисуса Христа? Грех установил между ними и Богом непреодолимую преграду, и пока он стоит, для них закрыт путь в Царство Бога. Поэтому, слова Иисуса <Отче! Прости им, ибо не знают, что делают>, не только означают, что Иисус простил своих мучителей. Они также означают: <прости людям, что они разорвали завет любви и послушания с Тобой и возлюбили тьму. Прости их, потому что они сами не знают, что делают, потому что не они делают, но грех управляет ими. Уничтожь их грех>. Эта молитва Иисуса – это просьба к Богу о спасении грешников. Только подумайте: на кресте Иисус не просто простил своих мучителей, но и молился, чтобы Бог спас Пилата, Ирода, первосвященников, людей, которые беснуются под крестом от ненависти к Богу.
Люди, которые распинали Иисуса, представляют не самих себя, они – срез всего нашего мира. Нам нечем гордиться. Мы – такие же, как и люди, распявшие Иисуса, только Бог на них показал нам все, что есть и в их, и в нашем сердце. Поэтому, как они, так и мы одинаково нуждаемся в спасении. Иисус молился не только за тех, кто стоял вокруг Него, но и за всех нас и за всех грешников мира.
3. Иисус на кресте (35-43)
Посмотрите на стихи 35-43: <И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю>.
Около Иисуса собралась большая толпа зевак. Там были и первосвященники и начальники. Они развлекались тем, что предлагали Иисусу сойти со креста. Хотя им казалось, что это смешно и остроумно, но это сатана до конца искушал Иисуса пожалеть Себя и оставить людей погибать. Но Иисус не спас Себя, Он до конца выпил чашу гнева Бога.
Также около Иисуса были распяты двое разбойников. Один из них злословил Иисуса, другой унимал его. Он говорил: <или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!>. Удивительно, что один разбойник в самый последний момент осознал свои грехи и принял свою казнь как справедливое воздаяние за свою жизнь. Но самое главное – он обратился к Иисусу. Это спасло его. Без обращения к Иисусу покаяние не может спасти. Иисус ответил ему: <истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю>. Даже в такой момент Иисус обратил внимание на веру одного грешника, о спас его.
4. Смерть Иисуса и спасение Божие (44-48)
Посмотрите стихи 44-48: <Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь>.
В полдень всю землю на три часа окутала тьма. В это же время завеса в храме разодралась по середине. В три часа дня Иисус громко возгласил: <Отче! в руки Твои предаю дух Мой> и, после этого, испустил дух. Спасение совершилось. Подтверждение тому – разорванная завеса в храме. Храм символизировал присутствие Бога. Но Сам Бог обитал в святом святых, за завесой, там, куда был запрещен вход не только простым людям, но и священникам и даже первосвященник мог войти туда один раз в год, с кровью очистительной жертвы за грех, чтобы окропить ею крышку ковчега. Бог установил такой порядок не просто так. Святой Бог не может жить с грешниками. До тех пор, пока за грех не заплачено, пока грешник не оправдан перед Богом, не очищен от скверны, он не может придти в присутствие Бога. Завеса символизировала эту преграду между Богом и человеком. Вечная отделенность от Бога – это и есть вечная погибель. Но когда Иисус умер на кресте, Бог разодрал завесу в храме. Разодранная завеса в храме – как удар молотком на аукционе, который обозначает: <продано> или <уплачено>. Смерть Иисуса оплатила весь наш долг перед Богом. Кровь Иисуса Христа, пролитая на кресте, искупила, оправдала, очистила грешников и примирила нас с Богом. Завеса разорвана – это значит праведность Бога полностью удовлетворена. Завеса была разорвана раз и навсегда, значит жертва Христа – полная и совершенная, к ней ничего нельзя добавить. Теперь мы, через Иисуса Христа всегда можем приходить к Богу. Это и есть спасение – всегда жить вместе с Богом. Но цена этого спасения – смерть Сына Божиего на кресте.
Посмотрите еще раз стих 47: <Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник>. Первым плодом спасения Бога, которое открылось в Иисусе Христе был римский сотник, который производил казнь Иисуса. Его сердце закаменело на военной службе. Он видел много смертей и сам много раз убивал. Он не мог иметь надежды когда-либо придти к Богу. Но когда он видел смерть Иисуса Христа, его сердце размягчилось и он исповедовал: <истинно человек этот был праведник>. Удивительно, но римский сотник, язычник стал первым верующим Нового Завета.
5. Погребение Иисуса (49-56)
После смерти Иисуса Христа спасение Божие проявилось еще в одном человеке. Один тайный ученик Иисуса, Иосиф из Аримафеи, прошел к Пилату и просил тела Иисуса, чтобы похоронить его. Раньше он боялся иудеев, поэтому не исповедовал свою веру, но теперь объявил о ней. Спасение Иисуса Христа дало ему смелость.
Иосиф снял тело, обвил его плащаницей и положил его в новом гробе. Таким образом он исполнил еще одно пророчество о Мессии: <Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его> (Исх. 53:9).
Был вечер пятницы и наступала суббота. Женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, смотрели на погребение Иисуса издали, потом возвратились, приготовили благовония и масти и оставались в субботу в покое по заповеди.
Евангелист Лука не очень подробно описывает распятие Иисуса. В любом другом Евангелии подробностей больше. Но в Евангелии от Луки лучше всего видны два факта: глубина падения падшего человека и величина милости и любви Иисуса Христа, Который взошел на крест, чтобы спасти таких людей и восстановить их отношения с Богом. Когда я готовил проповедь, то это было очень благодатное для меня время. Я думал, что самое ценное я имею. Я понял, что самое ценное – это любовь Иисуса Христа, Который умер за меня, чтобы оправдать меня перед Богом и восстановить мои отношения с Богом. Я еще раз думал, что такое ад и рай. Ад – там где нет Бога, рай – там где Бог есть. Для меня по-новому открылись слова Иисуса <Отце! Прости им, ибо не знают, что делают>. Я понял, что это молитва Иисуса к Богу спасти меня, за что Он платил проклятием, отвержением Бога и смертью на кресте. Это больше, чем можно выразить словами. Молюсь, чтобы каждый, кто здесь сейчас, принял крест Иисуса, Его прощение, как самое большое благословение, как самое большое сокровище в своей жизни, которое никогда нельзя потерять. Молюсь, чтобы в этом году, а также всю жизнь мы помнили благодать любви Иисуса, чтобы Его крест был для нас спасением и вечной жизнью с Господом, также чтобы Господь стал Господом для нашего народа и всей Украины. Пусть Господь Иисус прибывает с нами. Ему честь, слава и хвала.
(п. Авраам)