Вивчення Біблії: Проповідь “Кто истинно великий?” (От Луки 9:46-48)
КТО ИСТИННО ВЕЛИКИЙ? (часть 1 : кто из вас меньше всех)
Ключевой стих 48 : "И сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик."
У большинства людей есть желание жить просто и обыкновенно. Но также у людей есть стремление к величию и желание жить велико. Особенно мы, дети Бога, хотим жить необыкновенную, великую жизнь. Это потому, что мы верим: наш Небесный Отец – Великий Бог. Он сотворил нас по Своему образу и подобию. Поэтому мы должны жить великую жизнь. Мы помним, что когда Бог призвал Авраама, Он сразу обещал сделать имя Авраама великим. У учеников Иисуса тоже было такое желание, и поэтому они смогли следовать за Иисусом до конца и стали великими людьми в Царстве Бога. Поэтому мы можем сказать, что стремление к величию очень важно. Но нам нужно также знать, что стремление к величию сильно отличается от стремления к первенству.
В настоящее время, вопрос первенства очень серьезный и даже страшный. Чтобы стать первыми, люди спорят, кто больше из них, и обвиняют друг друга, и воюют, и губят друг друга. В сегодняшнем отрывке Иисус объясняет нам, что такое истинное величие и как придти к нему. Давайте просить помощи Бога, чтобы иметь правильное понятие о величии и стать по-настоящему великими людьми.
Как мы рассматривали в прошлом отрывке, Иисус исцелил бесноватого мальчика. Все удивлялись власти и величию Иисуса. Но в 44-м стихе Иисус сказал: <Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие>. Когда Иисус думал о предстоящей крестной смерти по воле Бога, ученики ничего не могли понять из слов Иисуса и боялись спросить Его об этом.
О чем же тогда они думали? Давайте обратимся к 46-му стиху. <Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?> Ученики думали, что когда Иисус войдет в Иерусалим, Он восстановит Израильское царство и они сразу получат славу вместе с Иисусом. Поэтому для них был очень важен вопрос: кто из них больше, то есть, кто станет главным министром. Петр думал, что, несомненно, это будет он. В Евангелии от Марка, в 10 главе, мы видим, что Иаков и Иоанн не были согласны с Петром и просили у Иисуса сесть по левую и правую сторону в Его славе. Они попросили Иисуса об этом через свою маму.
Молодой, ещё неженатый ученик Андрей мог думать, что для нового правительства нужен спокойный и молодой лидер, как он. Филипп мог думать, что для восстановления страны, для того чтобы вывести ее из экономического кризиса, нужен такой умный и расчетливый человек, как он.
А Варфоломей мог думать, что народ нуждается в таком честном человеке, как он. Каждый из учеников говорил себе: <Разве не я самый первый из учеников?> Никто не хотел стать вторым – все хотели быть первыми. Они хотели получить большую поддержку от других и утвердить свое первенство. Подобно этому, где собираются люди, там возникают разные споры и соперничество. Это справедливо не только среди мужчин, ценящих власть и честь, но также и среди женщин. Вопрос первенства действительно является универсальным вопросом в человеческом обществе. У человека есть неумолимая воля к первенству, хотя мы можем и не осознавать это.
Откуда же у человека взялось такое стремление? В Быт. 1:26 говорится: <И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле>. Человек стремится к первенству, потому что сотворен по образу Бога-Творца, Который больше и выше всех творений, и вся вселенная не может вместить Его славы и величия. Бог сотворил его наилучшим и наивысшим среди всех творений, и поставил его владыкою над всем миром. Сотворив человека, Сам Бог сказал о нем: "вот, хорошо весьма".
Однако когда человек согрешил, и был изгнан из рая, то он стал падшим творением. Он был лишен славы, привилегий и величия, данных ему Богом-Творцом. Его жизнь и сущность стали ущербными и неполноценными. Его душа, лишенная Божьей славы стала духовным инвалидом. Душа человека, лишенная Божьей славы и привилегий, хочет заменить их чем-то. Из-за неправильного понимания об истинном величии и первенстве, люди так жаждут, и этот мир такой шумный и беспорядочный.
Тогда, как Иисус дал им понимание истинного величия? Давайте прочтем стихи 47,48. <Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик>. Иисус – Тот, Кто видит, какое помышление есть в сердце каждого человека. Иисус учит нас тому, что по-настоящему великий человек это тот, кто примет и служит ребенку во имя Иисуса. Иисус говорит, что тот, кто таким образом принимает сие дитя, тот принимает Самого Иисуса, а кто принимает Иисуса, тот принимает Самого Бога. Значит, кто принимает сие дитя и служит ему, тот принимает Бога и служит Богу. Также Иисус говорит: <кто из них меньше, будет велик>. Как это далеко от нашего обычного образа мыслей! Какое это удивительное учение!
Маленький ребенок бессилен, он не может заботиться о себе, а требует внимания и ухода. Поэтому нелегко принимать и служить таким людям. С точки зрения учеников, ожидавших мирской славы, <принять одно дитя> казалось очень ничтожным делом. Но для Иисуса <принять одно дитя во имя Его> является одним из самых важным дел перед Богом. Поэтому Иисус Сам сказал, что принимать дитя во имя Его, означает принимать Его Самого и принимать Бога. Для того чтобы принимать детей во имя Иисуса, ученики должны были учиться любви, долготерпению и молитве. Особенно они должны были научиться у Иисуса Его жертвенному служению. Они должны иметь смиренное сердце Иисуса.
Если мы внимательно посмотрим на каждого человека, мы найдем нечто общее: у всех людей есть святое желание стать великими и первыми. Но после грехопадения Адама в человека вошли гордость, зависть, ненависть и мирские амбиции. Также появилось исполины (Бытие 6:4) которые хвалили свою фигуру и определяли, кто больше из них в силе и размере мышц. Поэтому в мире люди оценивают величие – по власти, деньгам и работе, карьере, знанию, образованию и внешней красоте. Все люди стараются превознести себя и для этого рекламируют себя, хвалятся своими подвигами, своей праведностью. Если это им не удается, возникают ссоры и раздор.
Однако кого Бог признает истинно великим? У одного человека, по имени Иессей, было семь сыновей. Старшие были высокими и сильными и служили при царе Сауле. Давид же был младшим сыном. Он был молод и неприметен, он был скромен и послушен своему отцу. Он, верно пас его стада, и скромно служил своим старшим братьям. И вот однажды к ним в дом пришел пророк Самуил. Он имел Божье повеление помазать в этом доме царя над Израилем. Увидев высокого и красивого старшего сына, он сразу решил, что именно он должен стать царем. <Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце>. (1 Царств. 16:7)
Господь отринул старшего сына Иессея и одного за другим пять других его сыновей. Самуил был немало смущен этим. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И послал Иессей и привели его. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Хотя Давид был последним, младшим и неприметным в доме своего отца, так что даже отец не обращал на него внимания, но Бог видел его. Бог сказал о нем впоследствии (Деян. 13:22б): <нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои>.
Бог очень искал такого человека, как Давид, который угодит сердцу Бога. И Бог нашел его. И Бог поднял его. Таким образом, Давид из самого меньшего стал первым. Чтобы достигнуть истинного Божьего первенства, нам нужно, подобно Давиду стремиться стать людьми по сердцу Бога, Который кого хочет – возвышает, Кого хочет – смиряет. (Пс. 112:7, 1Цар. 2:7) Настоящее величие человека определяется не социальным положением, не богатством, но оно определяется личностью, самим внутренним человеком и его смирением перед Богом. Настоящее величие человека и народа заключается, как сказал Иисус, в его жизни миссии, то есть в том, как он принимает других людей и также другой народ во имя Иисуса.
Проблема учеников <кто из нас больший>, касается также и нас. Нам, христианам, тоже легко искать мирскую популярность, признания и религиозную власть. Нелегко постоянно смиряться перед Богом и быть меньшим из всех, значит служителем для других. Кажется, что если мы не будем заботиться о себе и возносить себя, то мы станем ничем. Но нам надо активно учиться смирению перед Иисусом через всякое служение и дела. Ибо Иисус говорит в Евангелии от Луки 14:11 так: <Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится>.
Как мы можем быть смиренными и слугами для таких беспомощных людей? Ответ есть только в том, когда мы подражаем Иисусу Христу. Наш Господь Иисус есть истинное воплощение смирения. О Его смирении Павел писал так: <Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной> (Фил.2:6-8). Иисус – великий Господь, но Он оставил небесную власть и славу. Он спустился в наш мир, чтобы служить грешникам. Какое удивительное и жертвенное смирение!
До своего обращения Павлу очень не нравилось такое смирение Иисуса, Его страдания и смерть на кресте. Но когда он встретился с Воскресшим Христом, когда он испытал любовь и милость Иисуса, жизнь Павла повернулась на 180 градусов. Павел верил, что именно для таких, как он, Иисус смирил Себя, страдал, умер на кресте и воскрес. Поэтому Павел больше всех трудился ради Христа, и в то же время больше всех смирил себя перед Христом, говоря: <Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною> (1Кор.15:9,10). Как мы учились через послание к Филимону, ап. Павел, который учился истинному величию от Иисуса, хотя сам уже был стариком и находился в тяжелом положении, но принял, и служил в римской тюрьме одному беспомощному агнцу по имени Онисим, до того как он стал полезным для церкви Божьей.
По-настоящему великий человек – тот, кто смирен, очищен Кровью Иисуса и тот, кто верует в Иисуса как Божью праведность, и живет благодатью Бога, считает себя меньше всех и принимает других и служит им сердцем Иисуса. Теперь нам не надо гордиться собой, или отчаиваться из-за своего низкого положения в обществе, или из-за немощи и разных проблем. Нам очень важно приходить к Иисусу такими, какие мы есть, и принимать во имя Иисуса других людей такими, какие они есть.
Именно так мы можем искренно учиться у Иисуса и с верой служить живому Богу и другим людям. Все мы были грешниками, похожими на беспомощных детей, но Иисус умер, пролил Свою Кровь и принял нас с любовью. Когда мы будем принимать других во имя Иисуса, с любовью, терпением и Божьей надеждой, тогда Иисус сделает нас по-настоящему великими людьми в Царстве Бога. Когда мы живем в чувстве, что я меньше всех перед Богом и другими сотрудниками и учиться истинным смирением, однажды Бог возвысит нас, сделает уважаемыми и славными также и перед людьми. Я восхваляю Господа Иисуса, Который стал меньшим всех имен и смирил Себя, и даже был распят на кресте, и принял гордого меня как своя дитя, и служил до этих пор. Я исповедую, что все то, что я есть, всё это благодать Бога. Мы являемся детьми Бога. Мы являемся учениками Иисуса. Мы должны иметь те же чувствования, что и во Христе. Мы стремимся любовью жертвенно служить всем людям и исполнить волю Господа. И действительно это великая и самая благословенная жизнь и истинное первенство. Давайте будем стремиться к такому величию и первенству.
<И сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик>.
(п. Петр)