Вивчення Біблії: Проповідь “Кесарево – кесарю, а Божие – Богу” (От Луки 20:1-26)
КЕСАРЕВО – КЕСАРЮ, А БОЖИЕ – БОГУ
Ключевой стих 25 : "Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу"
В прошлых изучениях мы видели, как Иисус торжественно, при многих восклицаниях вошел в Иерусалим. То, что Иисус не остановил Своих учеников и принял их восхваления возмутило священников. Но дальнейшие действия Иисуса были не менее вызывающими. Придя в Иерусалим, Он первым делом посетил храм. Он пришел туда не как прихожанин, но как Хозяин и Господин. Он выгнал оттуда торговцев и менял и для этого Ему не потребовалось разрешение от священников или властей. Действия Иисуса, Его слова, приносили немало беспокойства иудейским лидерам. В храме, который они считали своей вотчиной появился тот, кто совсем с ними не считался.
20 главу Евангелия от Луки называют днем вопросов. Священники сами или через подставных людей приходили к Иисусу и задавали провокационные вопросы, чтобы обвинить и дискредитировать Его. Но Иисус отвечал им в Своей мудрости так, что они не могли произнести в ответ и слова. В Своих ответах Иисус открывает нам Себя, как Сына Божьего и Царя. В стихах с 1-8 Иисус отвечает на вопрос о власти. Далее Он рассказывает притчу о виноградарях в которой отображена вся Божья история. Через эту притчу Иисус показывает то, какими должны быть отношения между Богом и человеком, а также дает ключ к пониманию последующих Его слов: <отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу>. Чем мы должны руководствоваться в ежедневном хождении и выборе? Как мы можем угодить Богу? Как христианин должен вести себя в обществе? Все это есть в этом слове. Давайте же откроем наши уши и сердца, чтобы Дух Святой посредством веры в слово Бога научил нас, провел и благословил в это время.
I. Какою властью Ты это делаешь? (1-8)
Давайте прочитаем стихи 1 и 2 вместе: <В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?>
Евангелист Лука обращает наше внимание на тот факт, что даже в последние дни земной жизни Иисус посвящал Свои дни тому чтобы учить людей слову Бога. Он знал, что до креста осталось всего лишь несколько дней, но не избегал людей. Наоборот, шел в самое людное место, где собирались богобоязненные иудеи и там, на дворах храма проповедовал им Евангелие, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
Здесь мы учимся важности и срочности проповеди Евангелия. Без Иисуса, без веры в Евангелие люди вокруг нас обречены на вечную погибель. И спасение есть только в Иисусе Христе. Однажды известного евангелиста и проповедника, Джонатана Эдвардса, обвинили в том, что он слишком радикален в своем усердии проповеди Евангелия. На что он ответил: <а какими же еще могут быть ваши действия, когда вы видите человека, погибающего в огне пожара?> Ад, также, как и небеса были для него реальностью и он не мог оставаться равнодушным или пассивным. Апостол Павел в своем письме молодому служителю Тимофею, говорит: <проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием> (2Тим.4:2). Он говорит <во время и не во время>. Такое отношение к проповеди Евангелия мы видим у нашего Господа Иисуса и Его преданных служителей. Пусть же Господь поможет и нам не быть пассивными или ленивыми в проповеди Евангелия, и научит со всяким усердием во время и не вовремя проповедовать Евангелие спасения этому поколению. Аминь!
Но вернемся к нашим книжникам. В один из дней, когда Иисус учил народ в храме, к Нему заявилась делегация
Как ответил Иисус? Посмотрите стихи 3,4 : <Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков?>
Люди знали, что Иоанн Креститель был послан Богом. Его проповедь не была ученой. Он жил в пустынях и не учился в университете. Он говорил простыми словами. Но когда он говорил, люди каялись, потому что через него говорил Бог. Но также, люди знали, что Иоанн самого себя называл Предтечей, а Иисуса он признал Мессией. Своим вопросом Иисус заставил священников занять определенную позицию. Но, как мы видим, они не смогли ответить на этот вопрос. Не потому что у них не было своего мнения, оно у них было. Но потому что их интересовала не истина, а политическая власть и мнение людей. Поэтому, когда они столкнулись с необходимостью посмотреть правде в глаза и быть честными с собой и с Богом, они не смогли сделать этого и ушли.
Тем не менее Иисус действительно
II. Притча о виноградарях (9-19)
Одним простым вопросом Иисус поставил священников в тупик. Понятно, что они отступили только для того, чтобы вернуться позже с новыми каверзными вопросами. Но сейчас Иисус использовал это время, чтобы рассказать людям, которые собрались вокруг притчу о виноградарях.
О чем же говорит нам эта притча вкратце? Некоторый человек насадил
В этой притче Господь изобразил всю историю Израильского народа и историю спасения так, как видит ее Сам Бог. Открыл чего ожидает Бог, каково Его сердце к нам и показал какими должны быть отношения между Святым Богом и нами. Давайте рассмотрим притчу поближе.
Посмотрите стих 9: <И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время>.
В свете Ис.5:1-7 виноградник в этой притче символизирует Израильский
Но на самом деле мы можем посмотреть еще шире. Давайте сравним стих 9 и Быт.2:8,15: <И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его>. Очень похоже, правда? Если анализировать эту притчу в более широком смысле, то здесь виноградник – это весь мир, а виноградари – каждый человек. И действительно, Господь, Творец и Создатель всего создал этот мир и поместил в него каждого из нас. Он дал нам различные возможности и дары, приготовил все, чтобы мы могли жить и приносить добрые плоды. Как хозяин виноградника удалился на долгое время, предоставив виноградник арендаторам, так и Бог не сидит, как строгий надзиратель, и не следит за каждым нашим шагом Светы или Алены: <как там они используют свое время и дары? Не в убыток ли?> Он, конечно, все это видит, все знает, но при этом Он дал нам свободную волю, чтобы мы вполне могли реализовать свои возможности и задумки. Очевидно также и то, что придет время, когда нужно будет дать отчет о том, как ты использовал все эти полученные благословения, во что ты вкладывал свою жизнь и какой плод принес.
Здесь мы очень четко видим
Но многие люди сегодня не признают Божьего Господства. Они называют самих себя хозяевами своей жизни. Они не заботятся о том, чтобы принести добрый плод Богу, а думают лишь о похоти очей (желании приобретения вещей), похоти плоти (желании наслаждаться) и гордости житейской (самоутверждение и мирской успех). Например те же первосвященники из сегодняшней притчи. О чем они думали? Они пришли спрашивать о правах Иисуса. Сын Божий пришел к ним, а они говорят: <откуда твоя власть?> Это было бы даже смешно, если бы не было так грустно. Вместо того, чтобы с трепетом и в Божьем страхе заботиться об израильском народе и храме, они считали их своей собственностью и использовали для личного обогащения. Сегодня многие люди живут так. Делают вид, что Бога нет, а на самом деле поступают, как дети, которые закрывают руками глаза и думают, что раз они никого не видят, значит очень удачно спрятались. Люди считают себя очень ловкими и независимыми, а в глазах Бога выглядят глупо. Понятно, когда так себя ведут дети, но когда взрослые просто закрывают глаза – это даже не смешно. Господь есть Бог Ему вся слава, вся честь и всякий добрый плод. Ему все принадлежит. И пусть Господь помилует нас быть мудрыми и ответственными управляющими, чтобы с благодарностью и почитанием служить Ему и приносить добрые плоды. Аминь!
Что еще мы видим в этой притче? Любовь и терпение Бога к грешнику. Посмотрите стихи 10-13: <и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся>.
Непонятно почему, но хозяин из притчи очень сильно ценил отношения с виноградарями. Когда первый слуга вернулся избитым, он подумал: <наверно он плохо себя вел и чем-то обидел этих людей, раз они с ним так обошлись>. Он послал другого слугу, очень вежливого и учтивого. Но и того постигла неудача. После многих попыток, хозяин решил, что там где слуги были неубедительны, чего-то добьется единственный и возлюбленный сын. Но жестокие виноградари не приняли и его.
Подобно этому хозяину из притчи. Бог многократно посылал Своих слуг, пророков к израильскому народу. Их целью было – напомнить людям о том, кто Бог, восстановить правильный порядок, обратиться и примириться с Богом. Но мало кто внимал их словам. Их игнорировали, изгоняли, садили в тюрьмы и убивали. Точно также и в новозаветные времена даже до сегодняшнего дня Бог посылает Своих слуг с проповедью Евангелия, с проповедью примирения. Но и сегодня не многие принимают нашу проповедь и Божье обращение. Но слава Богу за тех, кто принимает.
В конце концов Бог послал Сына в мир, Иисуса Христа, чтобы через Него восстановить правильные отношения со Своим творением. Посмотрите стихи 17,18: <Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит>. Иисус, Сын Божий стал краеугольным камнем нашего спасения и нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4:12). Удивительно Он пришел не с претензией, не с силой и требованиями, не с постановлением суда. Он пришел с кротостью, как Агнец Божий, служил грешникам, прощал и миловал. В притче Иисус использовал слово <увидев его, постыдятся>. И действительно, когда мы смотрим на служение Иисуса, то видим что оно направлено не на то, чтобы силой заставить грешника признать власть Бога. То, как Он пришел в этот мир и родился в хлеву, то, что для Него, для Сына Живого Бога не нашлось места среди людей. То, как Он жил и служил грешникам, с любовью принимал всякого человека. То, как Он без жалоб и с готовностью пошел на крест. Был презираем, замучен и убит и все это Он прошел с молитвой за Своих палачей. Разве увидев такого Сына Божьего, можно не постыдиться? Разве можно устоять перед таким Сыном Божьим со всеми своими грехами и беззакониями, своей неправдой, гордостью и эгоизмом? Из глубины взываю к Тебе, Господи! Из глубины своей испорченности и беззаконий! <Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра, более, нежели стражи – утра. Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его> (Пс.129:2-8).
Виноградари из притчи, первосвященники и старейшины не постыдились, не приняли Сына, но мы не должны уподобляться им. Посмотри сейчас на свою жизнь. Кто господствует в твоем сердце? Признаешь ли ты Его господство и Его власть во всех сферах своей жизни? Или есть какие-то уголки куда ты боишься допускать Его? Если это так, тогда обратись, открой свое сердце для Господа пусть Его мир и любовь царствуют в нем. Аминь!
III. Кесарево – кесарю, а Божие – Богу (20-26)
Первосвященники и книжники поняли, что эта притча о них. Они сильно рассердились, но опять же ничего не могли сделать с Иисусом из-за Его невероятной популярности. Тогда они предприняли новую атаку. В этот раз они действовали не напрямую, а через хитрых людей. Стихи 20-22 говорят: <И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?>
Подать, уплачиваемая кесарю, представляла собой подушную подать, взимавшуюся с каждого человека в размере одного динария в год. Каждый мужчина в возрасте от 14 до 65 лет и каждая женщина в возрасте от 12 до 65 лет должны были платить ее. Эта подать вызывала горячие споры в Палестине и была причиной не одного восстания. Собственно говоря, спорной была не столько ее денежная сторона. Ее никто и не считал высокой, и она не являлась тяжелым бременем. Решающим был другой вопрос: фанатики-иудеи считали, что у них только один царь – Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще кроме Бога – противозаконно. Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол. Скажи Иисус, что подать кесарю платить нельзя, первосвященники немедленно сообщили бы об этом Понтию Пилату, и за этим совершенно определенно последовал бы Его арест. Скажи же Он, что подать кесарю платить следует, это сразу же оттолкнуло бы от Него последователей.
Ответ Иисуса, как всегда, поражает своей мудростью. Давайте вместе прочитаем стихи 24,25: <Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу>.
Жизнь человека состоит из многих сфер. В каждой из них действуют свои законы. Мы покоряемся определенным правилам поведения в обществе, в семье, на работе. Мы придерживаемся правил морали и законов государства. И кроме того, есть еще духовная сфера, где действуют свои законы. Довольно часто эти сферы пересекаются. Иногда они усиливают друг друга и мы хорошо понимаем, как нужно поступить. Но иногда они вступают в противодействие и мы приходим в замешательство: как поступить? Здесь вот иудеи думали, что платя подать кесарю, они нарушают заповедь Бога. Иисус показал, что это не так.
Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу, говорит Он нам. Что такое кесарево и что такое Божье? Через предыдущую притчу мы хорошо понимаем, что такое Божье. Что принадлежит Богу? Какие сферы жизни человека должны быть подчинены Ему? Все! Аминь! Он все сотворил, создал законы которым подчиняется вся вселенная. Ему принадлежит вся слава, честь, хвала и поклонение. Божья заповедь говорит: <и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими> (Втор.6:5), а значит и сами жизни наши, наши сердца принадлежат Ему. Но значит ли это, что можно не уважать политическую власть? Нет. Слово Бога говорит нам: <Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь> (Рим.13:1,2,7). И если мы действительно покоряемся Богу и отдаем Богу Божье, тогда должны повиноваться и этому слову и уважать власти. Заповедь Бога говорит нам: <Почитай отца твоего и матерь твою> (Втор.5:16). Значит мы должны уважать и заботиться о своих родителях. Слово Бога учит нас заботиться о своей семье – жене и детях. Быть прилежными и верными на работе и в учебе. Другой вопрос, если эти власти требуют того, что им не принадлежит по определению, например, поклонения. Когда власти запрещают проповедовать Евангелие или родители препятствуют служению Богу. Им не принадлежит то, чего они требуют. И здесь мы должны повиноваться Божьим постановлениям. Так, например, в книге Деяний описывается эпизод, когда синедрион поймал апостолов и запретил им проповедовать об имени Иисуса Христа. Как тогда ответил Петр? Деян.5:29: <Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам>.
Возвращаясь к притче о виноградарях, мы видим, что проблема виноградарей была в том, что они перестали чтить хозяина, как хозяина, стали почитать самих себя хозяевами. Проблемы человека начинаются, когда он перестает почитать Бога Богом и на Его место ставит себя. Слово: <отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу> хранит нас от этой ошибки и приводит принципы Божьего правления и Божьего Царства в наши жизни. Когда мы придерживаемся этого принципа в своей жизни и от всего своего сердца чтим Бога и уважаем власти, тогда Господь Сам делает нас влиятельными людьми. Людьми, через которых Он изменяет духовную и всякую другую ситуацию вокруг нас. Примером такого человека был пророк Даниил. Когда он верно чтил Бога и поклонялся Ему, и верно исполнял свою работу советника царя, Бог много использовал его. Через него дал веру царю Валтасару и царю Киру. Через его верное хождение и служение имя Бога было прославлено во всей Вавилонской, а потом и Персидской империях.
Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Я молюсь, чтобы Господь помиловал меня и также помог хранить этот принцип в своей жизни. Все, чем я обладаю – это принадлежит Господу. Я лишь молюсь, чтобы Господь помог мне быть верным, чтобы с радостью и усердием совершать свое служение воспитания учеников Иисуса и посвящать свое время, возможности, семью и сердце Иисусу Христу. Пусть через это Его правление, Его Царство распространяется и придет на эту землю. Пусть через это Он изменит Украину в святой народ. Аминь!
(п. Ионафан)