Вивчення Біблії: Проповідь “Как тебе имя?” (От Луки 8:26-39)
КАК ТЕБЕ ИМЯ?
Ключевой стих 8:30 : "Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него"
Сегодняшнее слово говорит об удивительной любви Иисуса к одному человеку. Этот человек был бесноватый, то есть одержим дъяволом. Он был проклятием для своего города, люди боялись его и избегали его как только могли. Они много раз попытались обезопасить себя, но у них ничего не получилось. Уверен, что, если бы они могли убить его, то убили бы. Но Иисус увидел в этом человеке нечто другое – Он увидел в нем искаженный бесами образ Бога и изгнал бесов. Давайте через эту проповедь подумаем, как Иисус смотрит на нас и на других людей, как Он ценит одну душу и как мы можем защититься от бесовского влияния в этом мире.
Посмотрите на стих 26: <И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи>. После того как Иисус усмирил бурю, измученные ученики приплыли в страну Гадаринскую на юго-востоке Галлилейского моря. Раньше эта страна принадлежала половине колена Манасиина, которые получили удел на восточной стороне Иордана. Но потом евреи фактически утратили контроль над этой областью. Еще до переселения в Вавилон эта область обезлюднела, потом ее колонизировали люди, принявшие греческую культуру и традиции. Сейчас там распологался укрепленный город Гадары, в котором распологался римский гарнизон. Гадары был типичным римским городом с цирком и театром. Население города было смешанным: иудеи, сирийцы, греки, римляне, а более всего – денационализированные представители новой исторической общности, <священного народа римской империи>. Здесь жители не придерживались иудейских традиций, в частности, не считали свиней нечистыми животными, и, как все греки и римляне, по завету своих отцев, с аппетитом их ели. Еще одной особенностью этого города было местное кладбище. Около города в скалах было вырыто множество пещер, в которых, в боковых нишах, клались тела. Пещеры не закрывались и внутрь был свободный вход.
Посмотрите стих 27: <Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах>. Как только Иисус с учениками вышли из лодки, их встретил страшный человек: он был худой, заросший, грязный и полностью раздетый. Еще хуже, он был явно не в себе, глаза горели демоническим огнем, а рот издавал нечленораздельные, но явно агрессивные звуки. В трех Евангелиях дано подробное описание, какой это был человек. В Евангелии от Матфея сказано, что это был известный в городе бесноватый, он был весьма свирепый и люди боялись ходить тем путем. Также в стихе 29 и в Евангелии от Марка сказано, что местные жители пытались обезопасить себя, многократно сковывали его узами и цепями, но всякий раз он разбивал оковы и разрывал цепи и был гоним демоном в пустыню. Всегда в горах и гробах он кричал и бился о камни. Жил этот бесноватый на городском кладбище, в пещерах, среди открытых могил, среди мертвецов, ежедневно рассматривая, как мертвое тело разлагается, тлеет и обращается в ничто. Из-за этого бесноватого итак жуткое городское кладбище становилось еще ужаснее и страшнее.
Кажется, что он уже перестал быть человеком. Но этот бесноватый оставался человеком. Когда Иисус вышел на берег, бесноватый издали увидел Его и сразу прибежал и поклонился Ему. У него осталось желание прийти к Иисусу и поклониться Ему. Но, в то же самое время, он закричал: <что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня>.
Почему он хотел поклониться Иисусу и, одновременно, быть рядом с Иисусом было мучение для него? Почему он не хотел жить в доме и одеваться в одежду, а жил среди ужасного кладбища? Откуда у него была такая сила – многократно разбивать цепи и оковы и убегать к гробам? И, наконец, если никто не мог укротить его и он делал все как хотел, то почему он постоянно кричал и бился о камни? Библия ясно говорит о нем: он был бесноватый, это значит, что в него вселился и его контролировал злой дух. Часто современные люди не верят в существование бесов, думают, что это только психические расстройства и болезни. Но бесы существуют. Когда бесы вселились в этого человека, он утратил власть над собой. Больше он не принимал решений, а подчинялся тому, что говорили ему демоны. Это не он выбрал жить на кладбище и бегать раздетым, это бесы заставили его так сделать. Это не он мучался от присутствия Иисуса, это бесы мучались и заставляли мучаться и его. Это бесовская сила позволяла ему разрывать оковы и цепи и убегать в пустыню. Дьявол заставлял его думать, что окружающие только хотят ему зла, распаливал в нем ненависть и агрессию. Иисус сказал о дьяволе: <он был человекоубийца от начала>, и: <вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить>. Этот бесноватый – хорошее подтверждение слов Иисуса. Дьявол не дал ему ничего, но забрал его семью, его жизнь, разрушил его личность и, в конце концов, хотел привести его в вечную погибель. Хотя бесы контролировали его, но они делали это тайно, чтобы он думал, что это он хочет жить в гробах, ходить раздетым, ненавидеть и так далее. Бесам нравилось мучать этого человека, поэтому они позволяли ему немного осознавать себя и кричать от отчаяния и бессилия и биться о камни.
Как случилось, что этот человек стал бесноватым? Мы не знаем об этом, но опыт церкви говорит: дьявол не вселяется сам по себе, существует какая-то причина. Как правило, человек сам открывает дорогу дьяволу, например через участие в бесовских ритуалах, через оккультизм, гадание, спиритизм и так далее. У нас в Украине есть множество <традиционных>, а по сути языческих верований, колдовство, ворожба, наведение порчи, гадание и так далее. Человек, который занимается такими делами сам открывает дверь дьяволу в свою жизнь. Сюда же относятся разные восточные <духовные> практики, цель которых – попасть <в астрал>, <в нирвану>, <в высшие миры> и так далее. Иногда <интелегентные> люди, к которым относятся и студенты, из-за интереса читают книги Кастоньеды, чуть-чуть практикуют йогу, медитацию, нью-эйдж. Это не значит, что они сразу станут бесноватыми, но все такие вещи – прикосновение к бесовскому миру и тот, кто это делает, сам открывает двери дьяволу. Бог не хочет, чтобы мы имели какой-нибудь контакт с дьяволом. Поэтому Он приказал Израилю полностью уничтожить хананеев, всех их идолов, посвященные деревья и рощи, а также всех из Израиля, кто практиковал колдовство, ворожение, вызывание мертвых. Заповедь <ворожеи не оставляй в живых> – это очень серьезный повод задуматься.
Другая причина, по которой человек может стать одержимым – это
Есть самый серьезный грех, который идет еще из Едемского сада, но о котором современные люди даже не думают, что это грех – это желание жить без Бога. Современные люди называют это <свобода>, хотя это неподходящее слово. У каждого человека начиная от Адама есть грешное желание жить независимо от Бога, желание не подчиняться Его заповедям, самостоятельно устроить свою жизнь и показать Богу: <вот, я всего достиг без Тебя>. Людям кажется, что Бог их контролирует, ограничевает, хочет что-то отобрать, поэтому противятся Ему. Внимание вопрос! Кто лучше всего может помочь противиться Богу? Конечно сатана, и люди сами помогают сатане контролировать себя. Такая сатанинская гордость, нежелание подчиниться Богу, сознательное противление Его воле – причина многих одержимостей.
Когда мы смотрим на таких людей как бесноватый, нам хочется сказать: это уже не человек, хочется закрыть его в психиатрическую больницу, оставить его на попечение санитаров и сильнодействующих препаратов. Но у Иисуса было другое отношение. Посмотрите на стих 29а: <Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека>. Иисус увидел в этом человеке образ Бога. Он разделил человека и бесов, которые управляли им. Если освободить его, то он сможет жить нормально, сможет служить и поклоняться Богу, сможет вернуться в общество, делать все, как нормальный человек. Иисус видел этого человека так, как его создал Бог и видел, что единственная проблема, не позволяющая ему реализовать план Бога, войти в любовь Бога – это бесы. Если изгнать бесов, то человек станет полностью нормальным. Иисус захотел сделать это и приказал бесам выйти.
Что произошло? Посмотрите стих 28: <Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня>. Бесы не хотели выходить. Они хотели спрятаться от Иисуса и доказать, что они и есть настоящая личность этого человека. Тогда Иисус спросил человека: <как тебе имя?>. <Как тебе имя?>, – это значит: <кто ты? Какая твоя личность?>. Этот вопрос помог осознать бесноватому, кто он, каким его сотворил Господь. Действительно ли он ненавидит Бога и людей или хочет поклониться Богу, хочет принести Богу хвалу, быть полезным другим и себе? Действительно ли он хочет продолжать жить без Бога во власти дъявола или хочет освободиться? В Евангелии мы видим только ответ демонов, они сказали: <легион> – потому что их много вошло в бесноватого. Но мы не слышим ответа самого человека, который без слов взывал к Иисусу об освобождении. В любом случае вопрос Иисуса достиг цели – теперь демоны не могли скрываться ни от Иисуса ни от человека и вынуждены были выйти.
Посмотрите на стихи 31-33: <И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло>. Бесов действительно было много, их хватило на большое стадо свиней, 2000 голов, которые бросились в море и потонули. Местные скотопромышленники понесли огромные убытки, торговый баланс города был нарушен, экологическая ситуация в юго-восточной части Галилейского моря стала катастрофической, а пастухи из-за ненадлежащего выполнения своих обязанностей могли попасть в рабство. Но человек освободился от бесов. Пастухи быстро побежали в город и рассказали все, что произошло. Они говорили, что наступили форс-мажорные обстоятельства и они ничего не могли сделать. Жители города вышли, увидели бывшего бесноватого, который был в здравом уме, одет и сидел у ног Иисуса и ужаснулись. Их объял ужас от силы Бога, от того, что они непосредственно столкнулись с духовным миром и властью Иисуса. Они не могли терпеть и выгнали Иисуса из своего города. Иисус удалился, а тот человек, из которого вышли бесы, хотел следовать за Иисусом. Но Иисус не позволил, а сказал вернуться в свой город и в свой дом и рассказать, что сотворил ему Господь. Он пошел и свидетельствовал всему городу, что сотворил ему Иисус.
В этой истории мы видим, духовную власть Иисуса. Если смотреть на этот мир кажется, что власть дьявола велика. Но перед Иисусом бесы умоляли и просили, чтобы Он не отсылал их в бездну. Как только Иисус приказал, бесы сразу вышли и более не возвращались. Иисус имеет в мире всю власть и все подчинено Ему. Он сказал: <дана Мне всякая власть на небе и на земле>. И Он дал власть во имя Иисуса изгонять бесов также и ученикам: <именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы>. Также мы видим, что Иисус не хочет, чтобы человек находился под бесовским влиянием и, тем более, под бесовским контролем. У Господа есть воля, чтобы разрушить дело дьявола и сотворить Божие дело. <Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола>. (1 Ин. 3:8б) Мы должны знать, что в любом случае, желание Бога – изгнать беса и освободить человека.
Второй факт, который мы видим через Иисуса – это насколько Он ценил одну душу. Наверняка жители города с радостью обменяли бы этого бесноватого на одну свинью. В смысле чтобы кто-то забрал бесноватого а им дал свинью. Даже они отдали бы его просто так, абы сдыхаться. Но Иисус без сожаления отдал 2000 свиней за одну душу.
Есть одна сказка, которую я читал в детстве. Была одна скрипка известного мастера, которая прпала в плохие руки, к человеку, который не знал ее ценности и не умел играть. За ней не ухаживали, занапастили, поломали и в конце концев отдали старьевщику, а старьевщик продал какому-то человеку за смехотворную цену, как совсем негодный товар. Но этот человек был скрипичным мастером, он сразу увидел, что это не простая скрипка львовского завода музыкальных инструментов, а скрипка великого мастера. Он купил ее и очень осторожно, чтобы не повредить, начал реставрировать. Через долгое время скрипка стала такой, какой она была сделана: прекрасным инструментом, годным играть великие произведения и сам мастер играл на ней. Иисус похож на этого мастера. Он увидел погибшую душу такой, какой ее создал великий мастер-Бог и очистил от бесов и вернул утраченную личность и восстановил такой, какой Бог хотел ее видеть. Точно так же Иисус смотрит и на нас. Он увидил нас такими, какими Бог создал нас, но испорченными из-за греха, часто под властью бесов: беса похоти, ненависти, низкой самооценки, безисходности, каждый сам может сказать каких. Но Иисус увидел в нас шедевр Бога и взял к Себе, искупил и оправдал и сейчас восстанавливает в том образе, который Бог хочет видеть. У Иисуса есть власть и способность и добрая воля это сделать.
Современный мир наполнен бесами, хотя многие этого не замечают. Особенно сильно в современном мире работает желание людей жить независимо от Бога, противиться воле Бога. У каждого человека, даже у верующих, есть такое желание, потому что это сущность греха Адама. И сатана часто действует именно через это желание. Иногда мы встречаемся с ситуацией, когда брат или сестра вроде хорошо растет, пытается служить Богу, но, в какой-то момент, вдруг бросает все, без единого слова отключает телефон, не отвечает на звонки и SMS-ки, собитает вещи и уезжает домой. Это – демоническое влияние. Это не значит, что он бесноватый, но то, что сейчас он слушает обман сатаны. Чаще всего это происходит из-за того, что слово Бога вступило в конфликт с желанием неограниченной свободы, или есть нераскаянный грех или боится что Бог отберет у него что-то. Такое происходит не только у молодых верующих. Если мы внимательно посмотрим на себя, то увидим, что и у нас, и у меня тоже бывает такое искушение – противиться воле Бога, не потому, что она плохая, а потому, что это воля Бога. Также в такие моменты легко обвинять братьев и сестер, пастырей, что они не такие, какими должны быть, и, одновременно, оправдывать себя. Это – сатанинское искушение, и если будем прислушиваться и идти за сатаной, то это очень опасно. Тогда мы должны честно ответить на вопрос Иисуса: <как тебе имя?>, <кто ты?>. Это значит стать перед Иисусом и честно посмотреть в сердце, на глубокие мотивы, на желания, на веру и сомнения и изгнать оттуда все нечистое, что не от Бога.
На вопрос <как тебе имя?> легко ответить: <легион, имя мне>, или <похоть>, или <гордость>, или <эгоизм>. Но Бог не этого от нас хочет, не это наша настоящая сущность и Бог не создал нас такими. Хотя мы согрешаем, мы все равно должны исповедовать: <я дитя Бога, сотворенное по Его образу и Он возлюбил меня так сильно, что дал мне Спасителя, Иисуса Христа>. Именно такое исповедание было у бывшего бесноватого, когда он ходил и проповедовал в городе. Бог хочет, чтобы в ответ на вопрос: <как тебе имя?> мы вспомнили, какие мы испорченные люди перед Ним, потом вспомнили, как Он оправдал и помиловал нас, поняли, какими Он нас создал и какими видит, а потом исправили всякий неправильный мотив, раскаялись во всяком тайном грехе и во всем том, что мешает Ему царствовать в нас.
Эта история – удивительный пример любви Иисуса к одному несчастному человеку. Он почти потерял человеческий облик, не известно, был ли он из сынов Израиля или из язычников, но Иисус смотрел на него как на дитя Бога. Он увидел, что если изгнать бесов, то он будет нормальный человек, дальше может вернуться в общество и расти в образе Бога. Иисус хотел иметь личные отношения с этим человеком и хотел помочь ему осознать себя, поэтому спросил: <как тебе имя? Кто ты?>. Молюсь, чтобы через вопрос <как тебе имя?> каждый из нас глубоко осознал себя перед Богом, раскаялся во всем, что мешает Богу царствовать в нас и предоставил себя в послушание Господу.
(п. Авраам Влад)