head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Хорошо, добрый раб!” (От Луки 19:11-27)

ХОРОШО, ДОБРЫЙ РАБ!

От Луки 19:11-27

Ключевой стих 19:13 : "призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь."

Благодарю Бога за конференцию, посвященную 20-тилетию нашей церкви в Украине! Слава Богу за каждую проповедь, за каждое свидетельство. В субботу вечером мы слышали проповедь о том, что наш Господь Иисус пострадал за наши грехи на кресте, после чего вознесся на Небеса, обещая вернуться во время, которое известно только Отцу Небесному.

Что самое трудное, когда ты страшно хочешь спать, но знаешь, что выходные будут только через несколько дней? Миссионер Антон, что было самое сложное, когда Вы узнали о своем поступлении в аспирантуру Миланского университета, но еще не было визы?

– Правильно, ждать! Иисус обещал вернуться, но что нам делать, ожидая Его возвращения? Может, нам нужно вычислять время Его прихода? И те, кто это время правильно вычислят, будут спасены и услышат слова: <Хорошо, добрый раб!> Так многие делают. Или может нам нужно жить, как обычно, и уже после Пришествия Иисуса что-то начинать менять в своей жизни и трудиться для Бога? Сегодня мы услышим Библейский ответ на этот вопрос из уст Самого Иисуса: что Он хочет, чтобы мы делали, ожидая Его второго Пришествия.

I. Когда откроется Царствие Божие?

Итак, отмотаем пленку чуть-чуть назад, до начала конференции: мы уже слышали, что Иисус шел в Иерусалим, чтобы совершить там Cвою последнюю Пасху. Во время Cвоего пути Он много раз подчеркивал эту мысль, так что когда ученики услышали фразу из стиха 10: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее, – они сразу подумали: <Кто более погибший, чем Израильский народ? Кто нуждается в спасении от римлян больше, чем Израиль>? Они определённо ждали, что войдя в Иерусалим Иисус станет Царём и избавит наконец Иудею и весь Израиль от того позора, в котором они пребывали. Стих 11б говорит: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Они уже представляли, как Иисус исцеляет тяжело раненных в боях с римлянами и воскрешает, как на конвейере, одного за другим всех павших иудейских героев. Как римляне будут просто поражены этим фактом, видя их целыми и невредимыми, и спрашивая один у другого: <Это не те ребята, которых мы вчера порубали в капусту>? Все эти юношеские мечтания взрослых дядек были настолько далеки от реальности и от того, что на самом деле ожидало в Иерусалиме Иисуса, что Он рассказал им притчу, в которой пророчески описал все грядущие события. Давайте вместе прочитаем стихи с 12 по 14:

Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; 13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. 14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

В этой притче человек высокого рода – это Сам Иисус. Он должен был после Своей смерти на кресте и воскрешения отправится в дальнюю страну – на Небеса, чтобы там получить Себе Царство из рук Бога. Ученики ожидали, что Он силой возьмет Себе Царство на земле, ломая хребты и рубая шеи неугодным. Но планы Иисуса простирались гораздо дальше Соединенных штатов Израиля и царства только в этом мире. Иисус хотел решить основную проблему человека – проблему греха. В Его планы входило Вечное Царство Бога. А для этого Ему предстояло совершить неблизкий путь. Но что ещё входило в Его планы – это обязательно возвратиться. Посмотрите на стих 12б: чтобы получить себе царство и возвратиться. Иисус две тысячи лет назад приходил не для того, чтобы побыть немного здесь и вернуться навсегда на Небеса. Он приходил, чтобы возвратиться!!!

Далее, в этом отрывке мы видим две категории людей: свободных граждан и рабов. Вернее, граждане были несвободны, но сами себя считали свободными. На самом же деле, они были рабами множества вещей, только не хотели себе в этом признаться. Так, они были рабами ненависти, стих 14 говорит об этом: граждане ненавидели его. Они люто ненавидели человека высокого рода, и эта ненависть толкала их на глупые и необдуманные поступки. Например, они послали посольство, которое только и должно было что делать – скандировать: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

Эти граждане – это люди этого мира, которые не знают Иисуса. Конечно, они слышали о Нём – кто о Нем не слышал? Но Иисусу нет места в их жизнях, они готовы на всё, чтобы не слышать даже имени Иисуса: они готовы врать, что заняты, даже готовы врать, что они верят в Бога. Если задать такому человеку вопрос: <Что мешает тебе принять Иисуса как Царя своей жизни?>, то можно услышать гордый ответ: <Я дорожу своей свободой>.

Это удивительная свобода! Знаете анекдот: <Я поймал медведя! Веди его сюда! Так он не пускает!> Так и эта свобода не выпускает человека из своих цепких объятий: алкоголь, курение, убивание времени перед телевизором, ненависть, ссоры, обиды, измены – это все считается признаком <настоящей свободы>. Это свобода, в которой нет свободы, но она, почему-то, так называется.

Люди этого мира думают, что они все контролируют. Но это не так. Некоторые думают, что после смерти они получат то, во что верят. Но это тоже не так! Во что бы они не верили, что бы ни говорили, в конце концов, их ожидает Страшный Суд перед Лицом Всемогущего Бога, смотрите стих 27:

врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

Их ожидает ужасная участь – испытать на себе всю ярость и силу гнева Божия! Пророк Исайя в своей книге (Ис. 66:14-16) так описывает время Суда Господня:

и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается. 15 Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. 16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью

Такова участь тех, кто ищет свободы в этом мире, всё более погружаясь в грех.

С другой стороны, мы видим тех, кто названы здесь рабами, хотя мы не видим ни одного отличия этих рабов от тех же служащих на фирме. Они даже премию получают, да еще какую! Рабы в этой притче – это христиане, которые живут, боясь Бога и исполняя Его волю. В их жизнях нет места <настоящей свободе>, которая разрушает семьи, уничтожает здоровье, вгоняет в отчаяние. В их жизни есть место только для Бога, и Бог, как добрый господин, следит за тем, чтобы его рабы ни в чем не нуждались.

Господин дал каждому из десяти рабов по одной мине – всем одинаково. Поясню, что мина – это денежная единица, составлявшая примерно 435 грамм серебра и ничего общего с арт. снарядом не имеющая. При этом господин дал четкое указание, что с этими деньгами делать: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. После чего уехал в дальнюю страну.

II. Возвращение государя

Из названия этой части уже понятно, что господин возвратился. Давайте вместе прочитаем, как это было, в стихе 15: И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

Давайте же посмотрим, что делали рабы господина во время его отсутствия и что из этого получилось. Прочитаем вместе стихи с 16-го по 19-ый:

Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. 17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. 18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. 19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

Эти два раба любили своего господина, уважали и внимательно прислушивались к тому, что он говорил. Первый был талантливый администратор и финансист. Он провел широкомасштабный поиск всех возможных вариантов получения прибыли: он интересовался и ПИФами, и банками, консультировался с брокерами и даже один раз зашел на Форекс. В результате, когда пришел его господин, он сообщил тому, что прибыль за время его отсутствия достигла 1000%! Второй был человеком более консервативным, он доверял только банкам, причем только одному из них – <Приватбанку>. И перед господином своим он отчитался хоть и не в такой большой прибыли, как первый, но всё же 500% – это тоже неплохо.

А что же третий раб? Посмотрите на стихи с 20 по 21:

Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, 21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

Этот раб ничего не делал. Деньги, которые ему дали он не удосужился отнести даже в ближайшее отделение банка. Они так и лежали у него на верхней полочке, завернутые в платочек.

Этот человек был слугой своего господина. А что делают слуги? Выполняют то, что им поручают. Но этот раб абсолютно не слушался своего господина. Когда тот сказал, что нужно дать деньги в рост, он просто пропустил эти слова мимо ушей. В его сердце царило безразличие и лень. И когда пришел хозяин, свои действия, а вернее свое бездействие, он оправдал, свалив всю вину на господина: оказывается, он был во всём виноват! Слова его были напыщенны и тем более жестоки, что ничего общего с реальностью они не имели: ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Нормально? Сказал ли господин: <Я уезжаю. Когда вернусь, чтобы каждый принес по 10 мин серебра и мне все равно, где вы его возьмете>? Нет, он не сказал так. Наказал ли он раба, который принес меньше 10 мин? Нет, не наказал! Наоборот наградил. И после такой милости и такого снисхождения господина к своим слугам этот никчемный раб ещё имеет совесть назвать своего господина жестоким?!!

Это была клевета! В этой притче Сам Иисус нигде не называет господина жестоким. Если судья был неправедный, то об этом Иисус так и говорил. Но здесь Он называет его человеком высокого рода. Как же больно, наверное, господину было слышать такие слова. Он мог бы, наверное, не согласиться с ними и выпороть раба хорошенько. Но он всего лишь сказал ему: <Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб!Хорошо! Если ты считаешь меня таким жестоким и не умеешь ценить милости, оказанной тебе, почему тем более ты ничего не делал? Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью>? Но раб молчал, ему нечего было отвечать – он попал в капкан, который сам же и расставил.

Когда Иисус вознесся на Небеса, у всех верующих в Него появилось то, чего раньше не было – Евангелие, Дух Святой и Царство Небесное в сердце. Три в одном. У всех одинаково – одна мина. У всех одинаковая любовь Бога и радость от общения с Ним. При этом тот, кто принимает Божье прощение и спасение не может не принять и Божьего поручения! Иисус в Евангелии от Марка 16:15 говорит: И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Это то, что поручил нам наш Господин – Иисус.

Первые два раба – это христиане, которые имели благодарные сердца. Они знали, что Иисус сделал для них. Они знали, что они должники пред Ним, они помнили, в какой грязи и безысходности они жили до встречи с Иисусом. И потому они делали все возможное, чтобы Царство Божие распространялось до края земли, они жили, проповедуя Евангелие, делами являя этому миру Божью любовь.

Третий же раб не имел такого сердца. Мина ему была не нужна. Этот третий раб олицетворяет собой тех христиан, которые понимают Бога умом: <Иисус? Да, Он – Господь. Признаю. Церковь? Да, хожу обязательно>. Но в их жизнях нет самого главного – личных отношений с Иисусом, а потому и благодарности Ему за жертву на кресте, нет осознания своего громадного долга перед Ним. Нет осознания, что быть дитем Божиим означает исполнять волю Отца, пустить мину в оборот, проповедовать Евангелие. Он готов был возвратить её господину хоть сразу. Он не ценил её.

Иисус претерпел страшные страдания, физические и эмоциональные, до креста и на кресте. Он, Сын Бога Живого, умирал, оставленный Богом, на кресте, самой позорной и очень тяжелой смертью. Умирал для того, чтобы каждый из этих рабов имел возможность получить одну мину! Чтобы каждый из них получил надежду для себя на спасение, чтобы каждый из них мог поделиться благой вестью о Божьем спасении с другими такими же несчастными! А этот человек, который называл себя верующим, ему не было до этого никакого дела: <Вот твоя мина. Она мне не нужна>!

Что представляет собой жизнь такого верующего? Вначале ему все нравится: и люди, и отношения между ними, и чинность и благопристойность на Богослужениях. Но со временем все становится бременем: и утренняя молитва, и чтение Библии, и проповедь Евангелия. Появляются жалобы: этот не так делает, тот неправильно читает проповеди, вообще непонятно, что с ними со всеми происходит? Появляется апатия, усталость, начинается тяжелый дневной сон на Богослужениях. Тогда такие люди говорят Иисусу: <Вот твоя мина! Она мне не нужна! Это большое бремя для меня>.

Стих 26: Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

Неимеющий личных отношений с Богом, ничего не делающий для Него, потеряет и то, что имеет. Когда-то в церкви в Краматорске был брат. Его звали Саша. Он прилежно ходил в церковь на протяжении 2 лет, а потом пропал. Уехал в Россию. И вот, я как-то встретился с ним в электричке. Мы разговорились. Оказалось, что все это время он не ходил ни в какую церковь. А потом, в процессе разговора, он рассказал, что один его знакомый умер, и он, сидя с друзьями за столом, выпил за упокой его души, сказав <Царство ему Небесное>. Тогда я сказал ему, что он достаточно долго ходил в церковь, и как казалось, знал Иисуса, разве он не знает, что такое пожелание абсолютно бессмысленно? Он начал говорить, что это как бы традиция и дань памяти. Из его пространного и сбивчивого ответа я вдруг понял, что отойдя от Бога в сторону он не сохранил тех откровений, того знания, тех отношений, которые имел! Это поразило меня. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; Если мы не возрастаем день ото дня в познании Бога, то теряем и то, что имели в начале.

Я сам обвинял Бога, уже будучи в церкви, что Он жестокий и хочет от меня невозможного, когда я смотрел по сторонам и нигде не видел помощницы, соответственной мне. Это продолжалось достаточно долго. Я не хотел ничего делать для Бога, потому что считал Его волю по отношению ко мне неправильной и злой. Я так и говорил в сердце своем: <Если так Бог, если ты мне не помогаешь, то и я не буду ничего делать для Тебя>. Но однажды, когда я молился, я почувствовал сильнейшее Божье присутствие и почувствовал, наверное, то, что чувствовал Иов: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? И тогда все мои жалобы и стенания, вся та глупость, что лилась до того из моих уст – всё стало таким мелким и смешным. Я понял, что до того не ценил по-настоящему Божью милость ко мне, что я не ценил того, что Он никогда не оставлял меня, хотя я часто вел себя как ребенок. Я увидел настоящую Божью любовь и величайший масштаб Его работы по всему миру именно в ту самую минуту. И тогда все жалобы ушли, и я в молитве сказал: <Я хочу исполнить волю Твою до конца. И мне уже неважно, будет у меня жена или нет. Ты сотворил Небо и землю, и Ты знаешь, что лучше для меня, намного лучше меня самого>. И как только я впервые по-настоящему смирился, в ту же секунду я услышал голос Бога: <Через два месяца ты познакомишься со своей будущей женой>. Так я познакомился с Ларисой. Я благодарю Бога за этот самый большой урок в моей жизни, что хотя я был злым рабом, работающим и делающим только то, что мне выгодно, Бог не оставил меня, но помиловал и дал мне увидеть Его величие.

Что же нужно было делать третьему рабу? Ему нужно было увидеть доброту своего господина по отношению к нему и научиться ценить то, что он имел. Ему нужно было оценить, что господин милостиво дал ему мину, хотя мог бы и не дать. Тогда, с таким сердцем, он бы увидел, что отдать эту мину в оборот вовсе не так уж и сложно, как казалось изначально.

Если кто-то внутри чувствует раздражение на людей вокруг, на Бога, покайтесь. Вспомните о той любви, которую имеет к вам Бог. 1 Ин.4:9-10: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. 10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

Бог все сделал для нас. Он оправдал нас на кресте, когда еще мы были грешники. Бог сделал для нас больше, чем можно себе даже представить. Потому давайте будем ценить ту мину, которую Он дал нам. Давайте будем иметь благодарное сердце и выражать это в исполнении воли Его на этой земле. И только тогда наша страна сможет измениться в Святой народ. Только когда в наших сердцах будет искренняя благодарность Богу и желание пустить Его мину в оборот.

Давайте еще раз прочитаем ключевой стих – 13: призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

(п. Ярослав)