head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Дом Мой есть дом молитвы” (От Луки 19:39-48)

ДОМ МОЙ ЕСТЬ ДОМ МОЛИТВЫ

От Луки 19:39-48

Ключевой стих 19:46а : "говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы."

Когда я был неверующим, меня часто посылали в командировки. Однажды меня послали в командировку в город Макеевка, это как Бровары в Киеве. Там, недалеко от гостиницы стояло новенькое здание церкви, и я не преминул, естественно, зайти туда. Как раз в этот момент там шла служба. Поскольку я не знал, как себя вести, то я просто смешался с толпой, и стал делать то же, что и они. Это все настолько увлекло меня, что я пропустил какой-то очень важный момент во всем этом действе. Когда я очнулся, то увидел, что рядом со мной уже никого нет – все разошлись почтительно в стороны и только знаками показывали, чтобы я уходил быстрее оттуда, где стоял. Когда я посмотрел направо, буквально обомлел: на меня шел священник с кадилом и крестом во главе целой процессии, и я явно стоял на его пути. Тогда я подумал, что для того, чтобы быть в церкви нужно хорошо знать все внутренние правила.

Я думал об этом как неверующий. Но что же такое, на самом деле, церковь и что нужно знать, чтобы быть ее частью? Через сегодняшнее слово мы услышим ответ на этот и другие вопросы.

1. Иисус входит в Иерусалим

На прошлой проповеди мы слышали, что когда Иисус приблизился к Иерусалиму все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога. Они громко восклицали: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! Казалось, даже птицы поют для Иисуса. Но не все разделяли радость народа и птиц. Давайте прочитаем вместе стих 39: И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Их крайне злило, что перед Иисусом постилают одежды, их крайне злило, что Его называли Царем. Так всегда было и будет: имя Иисуса никого не оставляет равнодушным. Иисуса либо ненавидят, либо прославляют.

На замечание фарисеев, Иисус сказал: Посмотрите на стих 40: Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. Наверное, фарисеи немного обиделись на Иисуса. Ведь Он фигурально обозвал их бесчувственными. Потому что даже каменные камни будут славить Иисуса, если ученики умолкнут. Фарисеи замолчали и надолго задумались над смыслом сказанного, а потому больше не приставали к Иисусу.

Тем временем, процессия, во главе с Иисусом приблизилась к Иерусалиму. В учениках бушевал ураган страстей. Это было сродни открытию Америки, сродни открытию чего-то нового и волнующе неизвестного. Это было как открытие <Олимпийского>: всеобщее ликование, салюты, милиция, радостные трезвые лица вокруг. Звезды отечественной и зарубежной эстрады выступая на импровизированной сцене, исполняли один за другим известные хиты: <О, благодать, спасён тобой!>, <Иерусалим Прекрасный> и многие другие. Пётр искоса поглядывал на Иисуса, ожидая что Тот вот-вот разразится поздравительной речью: <Здравствуйте, товарищи иерусамляне! Поздравляю вас с пришествием Царства Небесного!> А в ответ раздастся дружное троекратное: <Ура! Ура! Ура-а-а!>. Но стих 41 неожиданно говорит: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. Все опешили. Нафанаил с воздушными шариками чувствовал себя не в своей тарелке и всё пытался опустить их пониже. Иоанн, застенчиво озираясь, прятал за спиной бенгальские огни. Петр, пытаясь найти выход из неловкой ситуации, предположил: <Это слезы радости!> И тотчас эта фраза, подхваченная тысячами сдавленных голосов, понеслась от головы процессии в самые последние её ряды. Все дружно и понимающе закивали головами: <Это слезы радости!>. Но это не были слёзы радости. Слова Иисуса как удар в колокол буквально оглушили всех стоявших рядом с Ним и навсегда запомнились каждому Его ученику: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, 43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, 44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Иисус смотрел на этот город, и вся его история, как кинолента, проходила перед Его взором. Он видел царя Давида, который всю свою жизнь ожидал Того, Который воссядет на престоле Израилевом навечно. Он видел пророка Исайю, который на фоне ужасного поражения Северного Израиля за целых 700 лет до этого с надеждой ожидал Спасителя. Он видел пророка Захарию, который написал (Зах.9:9): Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. А еще Иисус духовным взором видел тысячи и тысячи простых людей, которые слушая или читая Библию, поднимали свои глаза к небу, ожидая прихода Того, Кто даст им надежду и спасение. И вот, обещанный Царь стоял у ворот Иерусалима: И Его не узнавали, Его не понимали, Им хотели руководить, Его хотели использовать для достижения своих собственных целей. Ты не узнал времени посещения твоего. О, Иерусалим, святой город, ты не узнал времени посещения Бога, не увидел Его, когда Он был так близко. Горе тебе, о, Иерусалим!

Тогда, в этой толпе, никто и ничего не понял. Ученики изумленно переглядывались друг с другом. Фарисеи улыбались: <Вот она – неадекватность Иисуса!>. И только через 40 лет слова Иисуса стали вполне очевидны и ясны. В 70-м году нашей эры римская армия во главе с Титом, осадила Иерусалим. Вот что пишет историк Иосиф Флавий: <Осада и бои за город длились пять месяцев. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Общее число погибших от меча и голода было около 1 миллиона 100 тысяч человек>. Трагедия иудеев заключалась в том, что этого всего можно было избежать, вступи они на путь Христа.

Мессия пришел, чтобы даровать людям бесценный дар спасения с Небес. Но как сказал Иисус в стихе 42б: это сокрыто ныне от глаз твоих. Когда я писал эту проповедь, мне вспомнился фильм <Мост>. Если вы его не смотрели – обязательно посмотрите. В этом фильме повествуется о человеке, который однажды был вынужден сделать трудный выбор: на кону стояла жизнь или его сына, или сотен пассажиров скорого поезда. Кто-то должен был погибнуть. Тот человек сделал свой выбор: и спас жизни множества людей. Самым трагическим был эпизод в конце, когда главный герой рыдает возле проходящего мимо поезда, оплакивая своего сына, а в это время в поезде едут ничего не подозревающие люди. Кто-то спешит домой, чтобы успеть на вечернюю трансляцию футбольного матча, кто-то думает о долгожданной встрече с родителями, кто-то читает комиксы – все по-разному. И всем им невдомек, что сейчас совсем недалеко маленький мальчик отдал свою жизнь, чтобы они могли жить. Некоторые смотрели в окно поезда и дивились странному рыдающему человеку возле железнодорожной колеи. Кто-то показывал пальцем, кто-то смеялся:

Иисус смотрел на Иерусалим, на каждого его жителя, и знал, что Он будет умирать на кресте медленной, позорной и мучительной смертью ради этих людей, которые думали о будничных вещах и даже не знали, что рядом с ними был Божий Сын, Обещанный Мессия.

О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Люди живут и ничего не знают о том, что Иисус умер за них, за их грехи, чтобы они имели мир с Богом. Что мы можем сделать? Мы можем рассказать этим людям, пребывающим в неведении, Кто Такой Иисус и что Он сделал для Них. Они могут смеяться в ответ и показывать пальцем. Но смысл и ценность жертвы Иисуса Христа от этого не становится меньше. Давайте не будем беспечными пассажирами поезда, которые тратят свою жизнь непонятно на что. Иисус отдал Свою жизнь, и что мы можем сделать – говорить об этом, открывать с силой Духа Святого закрытые от рождения духовные уши нашего народа.

2. Иисус очищает Храм.

Давайте вместе прочитаем стихи 45-46:

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, 46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

Что же так разгневало Иисуса? Мы видим, что в Храме были продающие и покупающие. Кто же они были такие, и что они продавали и покупали?

Одной группой людей были менялы. Каждый иудей ежегодно должен был платить налог на храм. В Палестине того времени в ходу были самые разнообразные монеты: греческие, римские, финикийские, сирийские, египетские. Но они не годились для уплаты храмового налога. И вот тут-то на сцене появлялись менялы: <Зачем расстраиваешься? Нехорошо. Давай, я тебе деньги поменяю. Что? Да, абсолютно бесплатно. 2 бакса с твоей десятки себе возьму – и все, остальное бесплатно>.

Другая категория людей, постоянно находившихся в Храме с утра до вечера – продавцы животных. Дело в том, что посещение Храма было связано с жертвоприношением. Перегонять свою корову за 150-200 км было экономически не оправдано. Потому большинство брало с собой деньги, чтобы уже на месте купить подходящее животное. Проблема была в том, что в Храме неусыпным оком каждое животное осматривали контролеры. И не дай Бог, на нем находили хоть какое-то пятнышко или малейший порок! В этом случае лица контролеров становились каменными, и они ни в какую не разрешали приносить такое животное в жертву. Потому наиболее опытные паломники покупали животных непосредственно в Храмовом дворе, где стояли специальные палатки для продажи, принадлежавшие, кстати, первосвященнику. И ничего, что продав в Галилее барана, ты мог купить здесь только голубя! И ничего, что у него лапка сломана – бдительные контролеры почему-то не замечали этого и говорили, что это особая порода голубей.

Что такое был Храм? Когда Соломон построил свой Храм в Иерусалиме, освящая его, он молился (3Цар. 8:30): Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй. Храм это было место, куда сошла Слава Господня, и это было место, где каждый мог обратиться к Богу, молиться Ему. Именно в Храме находилось Святое Святых, отделенное завесой от просто Святого. Именно туда раз в год входил первосвященник, чтобы предстать пред лицом Всемогущего Бога. И вот, этот самый Храм, место резидентного присутствия Бога, стал рыночной площадью, на которой каждый старался обмануть своего ближнего. Место молитвы и освящения наполнилось духом наживы и обмана. Это разгневало Иисуса, и именно потому, написано, Он начал выгонять продающих в нем и покупающих.

Что такое церковь? Что наиболее полно характеризует её? Молитва! Бог в книге пророка Исайи (Ис. 56:7б) говорит: дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. И Сам Иисус, цитируя Исайю, подтверждает: Да, дом Мой есть дом молитвы. Именно звуки молитвы чаще всего были слышны из окон первых собраний христиан. Когда ученики Иисуса собрались в горнице в Иерусалиме, то они на протяжении многих дней, что делали? Молились! Все они единодушно пребывали в молитве и молении. Что делали сотрудники Петра, когда он сам попал в тюрьму? Они собрались в доме Марка и прилежно молились. Есть молитва – есть церковь, нет молитвы – нет церкви.

Молитва нужна для верующих и для церкви, как воздух. Молитва не формальная, но искренняя, которая есть общение с Богом. Вильгельм Буш в своей книге рассказывает такую историю. В 1915 году, когда он был еще солдатом, фельдфебель приказал всей их роте посетить церковь. Он дал следующий инструктаж: <Когда вы зайдете в церковь, вам нужно молча пройти к сиденьям, остановиться возле них, опустить голову и в уме просчитать до 12-ти. После чего тихо сесть>. Солдаты, досчитывали и садились. А в этот самый момент прихожане думали: <Боже мой, какие же они набожные>. Очень часто люди оценивают принадлежность к Богу и церкви по внешнему виду, иногда по особым знакам. Так, недавно один студент заявил мне, что заключенные – это особо набожные люди, потому что у них даже наколки – с церквями. Послушайте, верующий ты или нет не определяется тем, есть ли на твоей машине особый значок <рыбка> или висит ли у тебя дома крест. Или ходишь ли ты иногда в церковь. Твоя принадлежность к церкви и Богу определяется только тем, знаешь ли ты Христа и молишься ли ты.

Важно, крайне важно для церкви молиться. Если в вашей жизни нет молитвы по двое: с Богом:, вам нужно задуматься: а где я нахожусь? Хорошо молиться всем вместе, укреплять друг друга. Но нужна и личная молитва. Если её нет – нет и личного общения с Богом. Так, вместе со всеми к Богу пришел в толпе, где-то в задних рядах. Что там спереди происходит? Так и не ясно.

Только через личную молитву можно выстроить тесные взаимоотношения с Богом, только с помощью личной молитвы можно преодолеть множество сложностей и возрасти в вере. Молитва – это зачастую самое действенное оружие христиан. Очень часто мы просто ничего не можем изменить в своих жизнях или жизнях наших родных и близких. И тогда остается только молитва: Кто-то скажет: разве в этом есть сила? Но Библия говорит таким (Иак.5:16): много может усиленная молитва праведного. Действительно много.

Я родился и вырос, как многие из вас знают, в городе Славянск Донецкой области. Чем был известен наш город? Во-первых, своим курортом, который имел Всесоюзное значение и на крохотной железнодорожной станции которого останавливались даже самые скорые поезда. А во-вторых, и это печально, в Славянском районе находился поселок городского типа под названием Былбасовка, также известный как наркостолица СССР. Кстати, этот поселок находился всего в двух километрах от моего дома. Впрочем, даже так далеко ходить не нужно было – нашим соседом со стороны сада был дядя Гриша, известный наркобарон. Я хорошо помню, как во времена моего детства, в середине 80-х, к дяде Грише приезжали очень интересные личности из Донецка. Приезжали на такси, а это 120 километров в одну сторону. А после приезда одного мотоциклиста, дядя Гриша загадочным образом умер.

Жить в Славянске было страшно. Поэтому если у кого-то появлялась возможность куда-то уехать, он уезжал. И в то же время была другая жизнь. Как казалось – слабая и немощная. На нашей улице чуть ниже нас жили так называемые баптисты. Что это значит, я не знал, но было очень страшно. Иногда у них всю ночь напролет горел свет, а если заглянуть в окно, можно было увидеть фигуру молящегося. Еще чуть дальше, в полукилометре от нашего дома, в 1989 году открылась пятидесятническая церковь, которая тоже, вроде, ничего особенного не делала, разве что собиралась и молилась. А примерно в 2000 году в соседнем дворе во флигеле поселился Руслан, брат из той же церкви. У него свет ночью горел всегда, и молился он громко и на иных языках. Многие возмущались, особенно мои родители. Но я их успокаивал: <Ничего страшного – это все бессмысленно и от этого ничего не поменяется>. А через четыре года покаялся я сам и тогда свет по вечерам стал гореть и у меня. Прошло еще четыре года, и покаялись мои родители, а вслед за ними и наши соседи стали ходить в церковь. Когда мы приезжали с женой последний раз в Славянск, то узнали, что покаялся еще один дом на улице, именно тот, где мои друзья и иногда я, приходили смотреть видео, иногда порнографию. И такое движение началось по всему Славянску. А еще, когда я приехал в Киев, то узнал, что многие здесь знают славянские и краматорские церкви, смотрят ТВ-программы этих церквей и слушают их проповедников. Когда-то в Славянск стекались наркоманы со всего Союза. Сегодня они тоже стекаются туда, но уже, чтобы пройти курс в реабилитационных центрах, которые здесь есть почти при каждой церкви. Вот так Славянск из наркостолицы СССР превратился в центр духовного пробуждения на Украине. Подумать только! И причиной всего стали молитвы. Такие незаметные, такие, как кажется, бессильные. Я говорил когда-то: <Молитва? Это бессмысленно. От этого ничего не поменяется>. Но теперь я говорю иначе: <Молитва? Много может усиленная молитва праведного>

Как мы можем измениться? Вот я такой, я такая – и ничего не могу с собой поделать. Можешь! Молись, и Бог изменит! Это бесполезно, меня не изменишь, это гены, это воспитание. Послушай, Иисус менял террориста Симона Зилота в Своего учеников, Он менял желающего мучить и убивать Савла в желающего проповедовать Слово Бога Павла. Молись – и Бог изменит твою жизнь из жизни неудачника в жизнь победы.

Давайте вместе прочитаем стихи 47-48:

И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, 48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Иисус учил как власть имеющий. Его учение было кристально чистым и не угождало ничьему самолюбию. Именно потому тысячи людей неотступно ходили за Иисусом и буквально ловили каждое Его слово. Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что в таком развернутом виде учение о молитве, было раскрыто именно Иисусом. И не просто учение, но Иисус явил пример жизни, наполненной таким огромным количеством молитв, какое себе можно только представить. Всегда перед всяким делом Он молился. Это был стиль Его жизни.

Стиль жизни и мода меняется очень быстро. За ней тяжело уследить. Кажется, еще совсем недавно было стильно ходить в косухе и спортивных штанах, как тут же в моду вошли облегающие джинсы и футболки. А современную моду мне тяжело определить так, чтобы никого не обидеть. Мода меняется, стиль жизни меняется. Но стиль жизни христиан меняться не должен. Этим стилем жизни должна быть молитва. Везде и всегда, во веки веков – молитва. Дом Мой есть дом молитвы. Только тогда Украина изменится. Она меняется, постоянно меняется вместе с модой, политикой и погодой. Только, к сожалению, меняется постоянно не туда, куда бы ей нужно поменяться. Нашей стране нужен стержень – то, что будет держать её, то, что будет постоянным и неизменным. И это что-то, это, безусловно, именно молитва всех христианских церквей.

Как мы можем влиять на нашу страну, на Президента? Писать письма? Убеждать? Нет, но молиться. Как мы можем изменить украинских студентов, если они часто сами ничего не хотят менять в своей жизни? Молиться, чтобы следующий раз то течение, по которому они плывут, завернуло в нужное русло. Молитва – это то, что изменяет, молитва – это суть церкви.

Давайте прочитаем еще раз ключевой стих Лк.19:46а

говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы.

(п. Ярослав)