“Бог помогает Израильтянам перейти Иордан”
Бог помогает Израильтянам перейти Иордан
Ключевой стих 3:8
«а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане».
Из предыдущей главы мы узнали о храброй вере двух соглядатаев. Они пересекли линию обороны, реку Иордан, и высмотрели город Иерихон. В то же время в Иерихонской крепости была блудница Раав. Но хотя она и была блудницей, у нее была вера, что Бог Иегова – это суверенный правитель истории. Ее вера была основана на Божьих делах и исторических событиях ее времени. Она сказала: «я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили» (2:9,10). Благодаря вере Раав соглядатаи спаслись от преследований врагов и вернулись к Иисусу Навину с донесением. В то же время Раав стала прабабушкой царя Давида, хотя она и была язычницей. Она была включена в родословие Христа! То, что языческая блудница вошла в родословие Христа, выглядит нелепо. Но для Бога важнее всего вера. Расовые или этические проблемы ничего не стоят.
Первое, генерал Иисус Навин готовится к переходу Иордана. Из сегодняшнего отрывка мы узнаем, как Бог позволил Своему народу Израилю перейти Иордан после донесения соглядатаев (2:24). Из этого отрывка мы узнаем, как Израильтяне смогли пересечь Иордан. Река Иордан была линией обороны Иерихонской крепости, поэтому было совсем непросто это сделать. Но Израильтяне все же перешли Иордан. Как это возможно? Давайте посмотрим.
На следующий день после услышанных от соглядатаев новостей генерал Иисус встал рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя его. Так они начали переход Иордана. Чрез три дня пошли надзиратели по стану и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним (3). Надзиратели сказали это, чтобы дать народу узнать, как найти путь, следуя за священниками, несущими ковчег. Но здесь мы находим один важный момент: ковчег завета Господа. Куда бы они ни шли, они несли с собой ковчег завета Господа. Это потому, что в ковчеге завета находилось место милости и Десять Заповедей, то есть слово Бога. Они верили, что когда ковчег с ними, с ними пребывает Бог. Они верили, что когда Бог с ними, победа в их руках. Также они верили, что там, где ковчег Божий, преизбыточествуют благословения. Однажды Давиду не удалось доставить ковчег Божий в Иерусалим. Поэтому он оставил его в доме Аведдара. “И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его” (2Цар.6:11). Надзиратели прошли по стану и сказали им: “следуйте за ковчегом завета Господа, Бога вашего, и за священниками Левитами, несущими его”. Они сказали: “двиньтесь с места своего и идите за ним; впрочем расстояние между вами и им должно быть до двух тысяч локтей мерою; не подходите к нему близко, чтобы знать вам путь, по которому идти; ибо вы не ходили сим путем ни вчера, ни третьего дня” (3б,4). У них был благоговейный страх и почтение к ковчегу Бога, поэтому они хотели сохранять дистанцию в две тысячи локтей. Во времена Давида Оза пытался перевезти ковчег Божий в Иерусалим. Он случайно прикоснулся к ковчегу, когда волы его наклонили. Оза мгновенно умер, потому что это засчиталось ему как неуважение к ковчегу Бога. Израильтяне считали ковчег символом своего Бога. Вчитавшись в стих 3, мы увидим, что они относились к ковчегу Бога так же, как к Самому Богу. Там сказано: “когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего…”. Это предложение говорит нам, что ковчег завета – это то же, что и Сам Бог. До тех пор, пока у них была вера в ковчег Бога, то есть в слово Бога, они могли завоевывать Обетованную Землю и управлять ею.
Нам тоже нужно относиться к слову Бога с великим страхом и уважением. Есть одна интересная история о Петре. Когда Иисус накормил 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбками, они были изумлены. Они даже решили силою сделать Иисуса царем. На следующий день, когда Иисус говорил о духовном хлебе, они настаивали, чтобы Иисус дал им физический хлеб, как давал Бог с небес их отцам. Когда Иисус продолжил объяснять силу Его плоти и крови, они стали расходиться – по 500, по 200, целыми деревнями и отдельными парами. Остались только Петр и ученики Иисуса. Когда все ушли, Иисус спросил Петра: “Не хочешь ли и ты отойти?”. Симон Петр ответил ему: “Господи, к кому нам идти? и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого” (Ин.6:68). Поскольку Петр хранил в сердце слово Бога, он, несмотря на множество ошибок, до конца остался первым учеником Иисуса. Другой пример мы видим в Апостоле Павле. Он сказал в Галатам 2:20: “Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня”. Павел хранил в сердце слово Бога и всемирную миссию. Воскресший Христос помазал его быть светом для язычников. Он должен был обойти мир с проповедью Евангелия. Его евангельское служение было нелегким. Во время служения в Коринфе и Эфесе у него были невыносимые трудности. Обычный человек сделал бы перерыв или вообще оставил миссию, но Павел не оставил повеление о всемирной миссии нашего Господа Иисуса Христа. В Деяниях 19:21 он сказал: “Я должен видеть и Рим”. Павел верил, что слово Бога спасает людей, прощает их грехи и наконец приводит их в Царство Бога, поэтому он не жалел собственной жизни ради проповедования Евангелия Господа Иисуса Христа. Сидя в тюрьме, он изредка встречал евреев, эмигрировавших в Рим. Он договаривался с ними об изучении Библии, но они не приходили, поэтому он изучал Библию с тюремной стражей. Тогда многие из стражей, изучавших Библию с Павлом, стали преданными Христианами.
Второе, Бог прославляет Иисуса, чтобы он был их лидером. Израильтяне боялись и уважали ковчег Бога, то есть слово Бога. Благодаря этому у них была уверенность перейти линию обороны, реку Иордан. Когда у нас есть уверенность в слове Бога, для нас нет ничего невозможного. Поэтому Павел сказал: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе” (Фил.4:13). Сколько раз вы говорили: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе”? Кто не говорил так ни разу, должен в этом году сказать так двенадцать раз и пережить силу Божьего слова и веры в нашего Господа Иисуса Христа. В духовной битве единственное наше важное вооружение – это слово Бога, потому что слово Бога дает нашей душе Божью силу.
“И сказал Иисус народу: освятитесь, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса” (5). Генерал Иисус знал, как поступать со своими солдатами. Самое первое и последнее, они должны освятить свое сердце словом истины. Они не должны впасть в самодовольство или поиск наслаждений. Они должны быть готовы к сражению. Они должны приготовиться к переходу линии обороны – реки Иордан. Таким образом, генерал Иисус доказал, что он знает, как повиноваться слову Бога. Давайте рассмотрим, почему мы должны освятиться словом Бога. Когда Авраам был доволен Измаилом, сыном своей наложницы, Бог явился к нему и сказал: “Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен”. Затем, в Быт.17:11, Бог сказал Аврааму: “обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами”. Авраам должен был освятить себя и своих домашних обрезанием. Также Иисус молился за своих учеников: “Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина” (Ин.17:17). Генерал Иисус Навин знал, что приготовить себя словом Бога – это самая лучшая стратегия. Это принесет успех при пересечении Иордана.
“Тогда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою” (7). Когда генерал Иисус Навин освятился словом Бога и приготовился, Бог признал его лидерство и хотел дать Израильтянам понять, что он – тот, кто занял место Моисея. Также Бог сказал Иисусу отдать священникам приказ: “а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане” (8). Священникам не нравилось слушаться генерала Иисуса, но когда Бог назначил его, они повиновались. Затем генерал Иисус обратился к Израильтянам: “Иисус сказал сынам Израилевым: подойдите сюда и выслушайте слова Господа, Бога вашего. И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый, Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Аморреев, и Иевусеев” (10). Генерал Иисус верил, что слово Бога будет исполнено точно так, как оно сказано.
Третье, переход через Иордан. Иисус продолжал говорить: “вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан” (11). Он убедил народ, что не они должны идти первыми, но слово Бога должно войти в Иордан впереди их. Иисус сказал: “и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною” (13). “Идите и ступите в реку” – это страшноватое приказание. Всем было известно, что у Иордана был сезон разлива. Но Иисус Навин сказал: “Пусть священники, несущие ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду, и вода Иорданская иссякнет, а текущая же сверху вода остановится стеною”. Какая интригующая история. Если бы это был фильм, нам бы дух захватывало. Но это происходило на самом деле. В это трудно поверить. Но генерал Иисус Навин имел веру Божию.
Как ответили люди? Когда народ разбил лагерь перед Иорданом, священники шли впереди их. Здесь мы узнаем глубокую истину. Лидеры должны иметь слово Бога и должны идти впереди народа. Иисус сказал в Ин.10:4б: “идет перед ними; а овцы за ним идут”. Это образцовое лидерство. Лидеры должны подавать хороший пример и хорошо влиять, как Иисус Навин.
“лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, – вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. “ (15-16). Как только их ноги погрузились в поток, вода остановилась. Что за картина! Так народ перешел напротив Иерихона. У священников были опасения. Израильский народ переходил русло по суху, но священники могли сомневаться: “Ух ты, так много народа переходит реку. Что будет, если вода сорвется и рухнет на нас?”. Эти лидеры переживали, и эти страдания постоянно теснили их душу. Кто является лидером, тот часто переживает такие ощущения. Он чуть не задыхается. Но священники, несшие ковчег завета Господа, стояли твердо. Мы помним генерала Ейзенхауера, главнокомандующего соединенных сил во Второй Мировой Войне. Многие генералы не могли определиться со стратегией, особенно с высадкой в Нормандии. Генерал Ейзенхауер решил пересечь Английский пролив. Были страшные волны, но он приказал высадиться на Нормандском берегу. Солдаты удивлялись такому приказу. В то же время, это укрепило их дух. Таким образом были разбиты непобедимые немецкие укрепления. Но несмотря на свое лидерство, он был кротким и благородным. После войны он стал ректором Гарвардского университета, а затем президентом Соединенных Штатов.
Из этого отрывка мы учились, что лидер должен быть твердым и признаваться своими солдатами. Нам легко видеть, что значит быть твердым, когда мы смотрим на пример Моисея. Для Моисея был критичный момент, когда он привел народ к Красному морю. Египетская армия, которую можно сравнить с американской, преследовала Израильтян, гремя железными колесницами. Израильтяне не могли идти вперед, потому что там вздымались волны моря. Но Моисей верил, что Всемогущий Бог спасет их. Он поднял свой жезл и молился: “Господи будь с нами”. Тогда Красное море разделилось и стало по обе стороны стеною. Когда Моисей былл тверд во всемогущем Боге, Бог был с ним и помог перейти Красное море как посуху (Евр.11:29). Теперь генерал Иисус Навин должен был твердо стоять во Всемогущем Боге. Это было для него время пересечь Иордан, который был первой линией обороны Иерихонской крепости. Это было для Иисуса Навина время быть твердым и перейти реку. Боевой план генерала Иисуса Навина – это и наш план. Пусть Бог даст вам твердую веру во Всемогущего Бога, суверенного правителя человеческой истории.