Вивчення Біблії: Проповідь “Покаяние Ниневии” (Иона 3)
ПОКАЯНИЕ НИНЕВИИ
Ключевой стих 8 : "и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих."
Когда Бог велел пророку Ионе проповедовать в Ниневии, тот решил сбежать, чтобы не исполнять это повеление. Он не любил Ниневитян. Он не хотел, чтобы Бог помиловал этих злых и жестоких людей, сделавших его народу так много зла. Но, когда он бежал на корабле, Бог начал его воспитывать через бурю, а потом через огромную рыбу, которая проглотила Иону. Иона был вынужден поднять руки и признать, что Бог является суверенным хозяином мира и его жизни. По милости Бога он остался жив, но это был уже другой человек: человек, сделавший решение слушаться Бога независимо от того, нравится ему это или нет.
Сегодня мы подумаем о национальном кризисе Ниневии и о выходе из кризиса, который предлагает Бог.
1. Проповедь Ионы
Прочитаем стихи 1, 2:
1 И было слово Господне к Ионе вторично:
2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.
Бог снова заговорил с пророком. После всего, что случилось, Иона, наверное, ожидал услышать: «Извини, Иона, я не думал, что ты так остро отреагируешь. Я не хотел задевать твои национальные чувства. Иди с миром в Израиль и возвести им о грядущих благословениях». Но Бог обращается к Ионе с тем же приказом, который Он давал в первой главе. Воля Бога осталась неизменной.
Бог иногда повторяет то, что уже сказал. Например, когда Бог вывел Израильтян из египетского рабства, Он дал им закон, а после 40 лет в пустыне — Второзаконие, где повторил то же самое. Иисус не менее трех раз говорил ученикам о своей смерти и воскресении. Богу приходится повторять несколько раз, потому что мы склонны забывать. Но воля Бога не меняется по желанию одного человека или большинства людей.
Прочитаем стих 3:
3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.
На этот раз Иона послушался. Он еще надеялся, что Бог разрушит этот город. Но он сделал решение повиноваться Богу.
Написано, что Ниневия была великим городом у Бога. Во-первых, Ниневия была большим городом. Это был один из самых древних городов. Ее площадь была более 700 гектар, а длина крепостной стены составляла 12 километров. Сейчас на ее территории находятся несколько населенных пунктов, один из которых называется Тель-Неби-Юнис, что переводится как «холм пророка Ионы». Центральная улица Ниневии имела 26 метров в ширину, и была полностью заасфальтирована и обставлена статуями по обе стороны, а воду в город поставлял акведук длиной более 50 километров. Предположительно, в Ниневии находилось одно из чудес света: висячие сады Семирамиды. Царский дворец был настоящей крепостью, и оформлен алебастровыми плитами с барельефами огромного размера. Вокруг Ниневии располагались селения, в которых рабы трудились для благосостояния города. Город был блестящим образцом цивилизации.
Но среди всего блеска и богатства, мораль жителей города была полностью испорчена. Его жители были «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». Особенно символом этого города стали обман и физическое насилие. Коррупция и криминал никогда не приводят к процветанию, и Ниневию тоже ждал печальный конец. Пророк Наум посвятил целую книгу предсказанию разрушения Ниневии, где назвал ее «блудницей приятной наружности» и «городом кровей», чей обман и злоба беспрестанно простирались на всех. Их злодеяния не только были известны среди людей, но стали настолько злыми, что сам Бог решил вмешаться.
Во-вторых, город великий у Господа. Бог говорит, что этот город имеет великое значение для Него. В Библии Бог часто обращается к городам, и редко — к селам. Города имеют важное значение, потому что они задают направление целым народам и странам. Влияние городов быстро распространяется вокруг. Когда народ в Киеве вышел отстаивать свою свободу, сразу то же самое началось по всей стране. Точно так же, если Киев будет искать свободу от греха, то волна пробуждения накроет всю Украину.
Прочитаем стих 4:
4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!
Во-первых, Иона послушался Бога и начал проповедовать. Он не начал любить ниневитян, но он послушался Бога. Чтобы Бог действовал, Его слуга должен сделать решение слушаться Бога. У нас есть куча недостатков, и дьявол часто обманывает нас, что в таком состоянии мы не можем служить Богу. Но Библия другого мнения. Все герои веры, о которых Библия говорит, были обычными людьми. Библия честно рассказывает об их ошибках и недостатках. Но их отличало то, что они слушались, когда Бог говорил к ним. Некоторые верующие думают сначала стать совершенными, а потом начать служить Богу. Но так не бывает. Только Бог совершенен, а мы принимаем участие в Его совершенстве только благодаря крови Иисуса Христа. Поэтому не надо смотреть на себя, надо начинать слушаться Бога сейчас.
Во-вторых, содержание проповеди Ионы не было приятным. Говорить людям, привыкшим совершать насилие, страшновато. Но Иона передал слово Бога так, как оно есть. Он не говорил слащавых слов о том, что Бог всех любит и не надо ни о чем беспокоиться. Грешник идет в ад, и нуждается в спасении, а не в успокоении. Люди обычно думают, что отвечать за свои дела придется через несколько десятков лет,а если не скоро — то кажется, что никогда. Но Бог сказал им: у вас не десятки лет, а сорок дней. Сорок дней! Это очень реально и близко. Возлюбленные, суд Бога реален, мы дадим Ему отчет. Кто-то через десятки лет, кто-то через сорок дней. Кто игнорирует эту реальность, находится в опасности. Все должны услышать эту весть. Это милость Бога, что грешники могут узнать, к чему ведет их образ жизни, и начать искать выход. В Иисусе Христе Бог предложил такой выход, и нет ни в ком ином спасения.
2. Раскаяние Ниневитян
Иона успел обойти только треть города. Больше он не успел, потому что в городе началась цепная реакция осознания своего состояния. Люди один за другим начинали понимать, что достойны самого страшного наказания.
Прочитаем стих 5:
5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
После трех дней в желудке рыбы и дальнего пути Иона не выглядел эффектно. Но, когда он говорил, Дух Божий тревожил сердце каждого, обличая о грехе, о правде и о суде. Это не был результат ораторского искусства Ионы. Это был результат действия живого слова Бога:
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
(Евреям 4:20)
Господь, пусть Твой Дух таким же образом действует и в нашей церкви, и среди нашего народа!
Центральный майдан города начал заполняться людьми в траурной одежде. Каждый из них перестал обманывать себя и осознал себя ответственным за те злодеяния, которые стали нормой в его стране. Осознание объяло все слои общества. И взрослые и дети, богатые и бедные, кто воровал и кто только завидовал ворующим, простые люди, бандиты и милиция, все были одержимы одной мыслью: «Я погиб, потому что делал зло перед Богом». И тогда царь предложил единственный выход.
Прочитаем стихи 6-9:
6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем".
Царь не только раскаялся сам, но и весь народ призвал к двум важным вещам. Во-первых, серьезно просить милости у Бога. Он призвал поставить это выше всех других потребностей, даже важнее еды и питья. Люди должны были понять, что они не отдают дань традиции и ищут не каких-то бонусов или «покращення». Человек, висящий на краю обрыва, тонущий в море или смотрящий в дуло пистолета, не думает так легкомысленно. Спасение начинается с мысли: «если Бог не спасет меня, то я погибну».
Во-вторых, царь призвал всех перестать делать зло и насилие. Убрать злого человека — легко, но не имеет смысла, если не убрать зло изнутри себя. Раскаяние не должно быть только на словах. Если ты признал грех грехом, надо перестать его делать.
Прочитаем стих 10:
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
Бог всегда полон милости. Как Он помиловал непослушного пророка Иону, теперь точно так же Он помиловал кающийся народ Ниневии. Бог милостив. Это значит, что Он всегда готов помиловать кающегося грешника.
Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?
(Иезекииль 33:11)
Когда накал событий в нашей стране только начался, я разговаривал с одним братом во Христе, и сказал ему, что я не против действующего президента — я за то, чтобы он имел совесть. Конечно, многие библейские пророки, да и Сам Иисус, обличали правителей в их злых делах, и это надо делать. Но, изучая покаяние Ниневии, я понял, что сам тоже должен иметь совесть. Коррупция нашлась не где-то там, а в моем собственном сердце. Пару лет назад я закончил автошколу, но получить права по месту прописки было трудно. Узнав, что мои земляки для этого возили взятки, я подумал, что не буду готовиться, а просто заплачу деньги. Перед Богом было неудобно, когда думал об этом, поэтому не спешил, но, тем не менее, не оставлял до конца желание получить все на шару. Я убеждал себя, что это мелочь. Но сейчас я вижу, что маленькая коррупция в национальных масштабах привела к ужасным последствиям. Те погибшие, покалеченные и несправедливо осужденные люди, о которых мы знаем, пострадали из-за того, что инфекция любви к нечестному приобретению заразила нашу страну. Хорошо, когда страной управляют честные люди. Но если в сердцах каждого из нас управляет грех, то улучшение будет не надолго, и грех снова приведет к рабству. Мы должны молиться не просто за честное правительство, а за то, чтобы Дух Божий работал в каждом сердце и приводил к покаянию. А где Дух Господень, там свобода. Писание говорит, что мы должны жить «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии». Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Сегодня нам надо взывать, крепко вопиять к Господу о милости, за себя и за наш народ, и решить слушаться Его. Также нам надо передавать слово Бога, как оно есть, не приукрашивая, во время и не во время, чтобы Бог действовал здесь, как Он действовал через Иону.
Итак, сегодня мы научились:
– через Иону — слушаться Бога, независимо от того, нравится это нам или нет, и проповедовать слово Бога, даже если кажется, что слушатели неподходящие;
– через Ниневитян — честно, не обманывая себя, принимать слово Бога и видеть реальность последствий греха;
– у царя Ниневии — что спасение должно быть делом первой необходимости, и что покаяние должно быть не только на словах, а на деле.
Молюсь, чтобы мы серьезно принимали Божье слово, и чтобы Божье спасение пришло на нашу землю.
Прочитаем ключевой стих:
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
(п. Ной)