Вивчення Біблії: Проповідь “Мне ли не пожалеть Ниневии?” (Иона 4:1-11)
МНЕ ЛИ НЕ ПОЖАЛЕТЬ НИНЕВИИ?
Ключевой стих 11 : "Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"
Сегодня у нас последняя проповедь по книге Ионы. Сегодняшняя глава — очень важная. Вообще говоря, если бы книга Ионы заканчивалась на третей главе, 10 стихе: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел», то, думаю, никто не обратил бы внимания. Тогда бы книга Ионы вкратце звучала так: Бог послал Своего пророка проповедовать ниневитянам, но он не хотел. Тогда Бог поставил его в форс-мажорные обстоятельства, пророк покаялся и пошел проповедовать. Когда же ниневитяне услышали проповедь, они покаялись и Бог отменил Свое наказание. Хороший конец для голливудского фильма. В этом случае главная тема книги Ионы была бы о важности послушания Богу. Но в книге Ионы есть еще и четвертая глава. Тут не происходит никакого действия, нет бури, нет кита, нет дождя огненного и серного, нет даже орд варваров, которые разрушают Ниневию. Тут есть только разговор Ионы и Бога. Но в этом разговоре хорошо видна сущность человека и видно откровение о личности Бога. И эта глава полностью меняет главную тему книги Ионы: это сердце Бога к пропавшим грешникам и что Бог хочет от Своих слуг.
Во-первых, Иона разозлился.
Посмотрите стихи с первого по третий. «Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить». Иона сильно огорчился тем фактом, что Бог не разрушил Ниневию. Удивительно, только что в Ниневии произошло общенациональное покаяние. Покаялись не только рабы и бедняки, но и все князья и даже царь. Более того, царь первый был в покаянии и побудил к нему и князей и весь остальной народ, который, возможно, несерьезно относился к пророчеству Ионы. Сам Иисус признал, что покаяние Ниневитян было настоящим и поставил их в пример книжникам и фарисеям. Если бы в наше время весь Киев, от последнего бомжа до президента и всех депутатов покаялся, то как бы мы радовались? Это было бы удивительное дело, которые нам реально хочется увидеть. Но, вместо того, чтобы радоваться и прославлять Бога, Иона сильно огорчился. Он стал молиться и жаловаться Богу: «о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить». Другими словами Иона сказал Богу: «вот, я знал, что Ты все равно не уничтожишь их, потому и не хотел проповедовать им. Теперь, я больше не хочу жить». Иона – интересный человек. Когда у него была реальная возможность умереть в море и в животе у кита, он не хотел умирать. Но сейчас для него вопрос, будет ли Ниневия разрушена, стал вопросом жизни и смерти.
Посмотрите на стих 4: «И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?». В русском переводе этого не видно, но в еврейском тексте используются такие же слова, что использовал Господь, когда говорил Каину: «почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6,7). Другими словами, Бог упрекнул Иону: «неужели твой гнев праведный? Что движет тобою?». Но Иона не мог принять упрек от Господа. Вместо того, чтобы раскаяться, Иона вышел из города, сел с восточной стороны, сделал кущу, то есть решил ждать столько, сколько понадобится, и стал ждать, что Господь сделает с городом. Другими словами, он поставил Богу ультиматум: «вот, Ты сказал, что Ниневия будет разрушена, я жду, разрушай».
Возможно, некоторым из нас не понятна суть конфликта Ионы и Бога. Почему Иона огорчился? Почему Бог не оставил это просто так, почему решение этого конфликта не было только между Богом и Ионой и зачем это надо было описывать в Библии? Когда я первый раз прочитал книгу Ионы, я подумал, что Иона огорчился, потому что глупо выглядел: проповедовал, что город будет разрушен, сказал когда конкретно это произойдет, но этого не сталось. Но это не так. Очевидно, что Иона не хотел, чтобы ниневетяне спаслись. Для него казалось лучше, чтобы все они погибли. Для Ионы даже язычники Фарсиса были значительно лучше язычников Ниневии. Мы сможем понять Иону, если вспомним, чем была Ассирия для Израиля. Ассирия для Израиля была врагом. Не противником, не неприятным соседом, с которым можно жить через высокий забор, а именно врагом. Враг — это или он или я, другого не дано. Ассирия была значительно сильнее Израиля, она представляла постоянную угрозу для Израиля и, через некоторое время, Ассирия захватит Израиль и расселит Израильтян по всей своей империи, а на их место заселит язычников, которые потом станут самарянами. От того, что Ниневитяне покаялись, они не стали друзьями Израиля, они остались врагами и угроза от них не уменьшилась. Иона любил свой народ и был патриотом. Он хотел, чтобы враги Израиля были уничтожены и чтобы его народ жил в безопасности. Поэтому то, что ниневитяне не погибли для него было большим огорчением, раздражением, темой жалобы и отчаяния. Бог не признал огорчение и обиду Ионы праведной, но Иона не мог слушать. Как Бог помогал Ионе?
Во-вторых, мне ли не пожалеть Ниневию?
Посмотрите на стих 6: «И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению». Иона не мог слушать Бога. Он поступал как маленький мальчик, который не получил подарок, который хотел. В таком случае маленький мальчик отворачивается, запирается в своей комнате и не хочет слушать никаких слов родителей. Как можно помочь ему в таком случае? У меня в таком случае получается помочь только одним способом: не говорить ничего, но обнять, или дать что-нибудь другое, или почитать книжку, и подождать, пока пройдет огорчение или обида. Так же поступил Бог. Он вырастил над головой Ионы, некоторое растение, возможно лопух или борщевик или гарбуз или особое растение только для этого случая, чтобы оно давало тень для Ионы. Но важно, что Господь сделал это, чтобы избавить Иону от его огорчения. Не смотря на то, что Иона совсем не понимал Бога, ссорился с Ним, но Господь не оставил его. Господь, как отец, обнял Иону и сочувствовал ему. Иона сильно обрадовался этому растению.
Что произошло дальше? Посмотрите стихи 7,8: «И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить». Когда жгучее огорчение Ионы прошло, Бог снова начал говорить к Ионе. Он убрал растение и послал знойный восточный ветер, так, что Иона изнемог и просил смерти. Но если первый раз он просил смерти из-за несогласия с Богом, то второй — потому что был измучан и потерял то, что, как он думал, имел. Теперь он уже мог слушать то, что говорит Бог.
Посмотрите стихи с 9 по 11. «И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Здесь Господь открывает свое сердце. Сердце Бога — пожалеть грешника. Хотя Иона называл Бога Богом благим, милосердным, долготерпеливым и многомилостивым, который сожалеет о бедствии, но он не осознавал, что это сущность Бога. Бог не хочет смерти грешника и ищет, как его можно спасти. Из-за этой сущности Бог обратился к Адаму: «где ты?». Из-за этой сущности Бог так долго слушал торг Авраама, когда он молился о Лоте и жителях Содома. Из-за этой сущности Бога Он послал Иисуса Христа, чтобы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. В конце концев именно из-за этого Бог пожалел Ниневию.
Нам легко понимать Иону и тяжело понимать Бога. С точки зрения Ионы ниневитяне — враги, которых надо уничтожить, иначе они уничтожат Израиль. С точки зрения Бога ниневитяне — грешники, которые пойдут в ад, если не раскаются. Богу жалко ниневитян, так как и они — Его творение, Его погибающие дети и Он ищет способа спасти их. Иона хотел, чтобы Бог был благим, милостивым, долготерпеливым к Израилю, а к ниневитянам был справедливым и неподкупным судьей. Но Бог не делает различия между людьми, для Него нет разницы между иудеем и еллином. Это — самый трудный урок, который тяжело было усвоить и Ионе и иудеям и, в том числе, современным верующим. Чтобы верующие, как времен Ионы, так и современности усвоили этот урок, Бог написал книгу Ионы и вставил ее в Библию.
Если мы внимательно и честно посмотрим на себя, то можем увидеть в себе Иону. Спустя 2700 лет нам легко сказать: «как мог Иона так не понимать сердца Бога?». Но Иона все понимал, просто ему было очень сложно разделить сердце Бога к ниневитянам. Он ненавидел их. Но именно эту конкретную ненависть и должен был преодолеть Иона. Бог хотел, чтобы Иона посмотрел на них с точки зрения Бога: «Мне ли не пожалеть их».
Сейчас, когда мы смотрим, что происходит в нашей стране, всем нам очень легко гневаться, ненавидеть, очень легко молиться, чтобы Бог уничтожил «этих гадких ниневитян». При этом для одного «ниневитяне», которых нужно уничтожить — это «беркутовцы», а для другого – «террористы, которые хотят свергнуть законного президента». То, что мы не часто сталкиваемся с вторыми, это не значит, что их нет, и что они не искренни в своем убеждении. Но, хотя и один и другой уверены в своей правоте, но Бог смотрит на эту ситуацию по другому. Он говорит: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?». Для нас конкретно это значит: «Я отдал за этих и беркутовцев, и титушек, и западенцев, и схидняков, и политиков, отдал Своего Сына. Я ли не пожалею их? Я ли не хочу спасти их? Неужели ты не можешь отбрось свою ненависть, свою злобу, свое желание мести, лень, страх, предубеждение и стать в проломе за этот народ и стать для него настоящим пастырем?». Честно говоря, я думаю, вина за то, что сейчас происходит в Украине, частично лежит и на церкви, и на нас и на мне лично. Вина в том, что мы не хотели идти к агнцам, к тем, кто нам не нравился, к тем, кого мы считали «гадкими ниневитянами», не были для них пастырями и даже не хотели молиться за них. Все это, в частности, и привело к сегодняшнему кризису. Это далеко не единственная причина, но в этом есть наша ответственность. Но если мы, верующие, преодолеем гнев, ненависть, страх, лень, примем сердце Бога и действительно станем пастырями, то Бог сделает нас царством священников, народом святым. Именно этого от нас хочет Бог.
Еще одно. Мы все хотим жить в свободной стране, где все и люди и правители уважают закон и право, где законы государства отвечают законам Бога, где сильный и богатый уважает и не притесняет слабого и бедного, где каждый человек ответственен перед своей семьей, перед своими соседями, перед обществом. Почему я уверен, что мы все этого хотим? Потому что это отвечает Библии, именно так Бог устраивал общество Израиля. Ради того, чтобы так было, сейчас и происходят все события в нашей стране. Но это может произойти только тогда, когда верующие выйдут из своего уютного мирка «Израиля», то есть из своей церкви, своего узкого круга общения, и пойдут к «ниневитянам», к которым не приятно идти, к которым страшно идти, которые ненавидят, и которых, кажется, лучше бы вообще не было. Для того, чтобы это произошло Господь отдал Своего Сына и говорит нам: «Мне ли не пожалеть их». Это и есть реально «царство священников и народ святой». Прошу Господа помиловать меня, чтобы я первый делал это.
Мы заканчиваем изучение книги пророка Ионы. Тема этой книги: сердце Бога к потерянным грешникам. Кто примет это сердце, тот сможет быть пастырем для агнцев Бога. Это поручение и горячее желание Бога. Давайте еще раз прочитаем стих 11: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?».
(п. Влад)