head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Иисус исцеляющий” (От Иоанна 4:43-5:18)

ИИСУС ИСЦЕЛЯЮЩИЙ

От Иоанна 4:43-5:18

Ключевой стих 6 : "Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?"

В предыдущем отрывке Иисус рассказал о самом важном и срочном деле спасения душ. Сегодня мы поговорим об исцелении. Я несколько дней назад, благодаря офисному кондиционеру, простудился. У меня часто что-то такое случается, когда надо готовить проповедь. Поэтому тема исцеления лично меня тоже интересует. Исцеление — это спорная тема. Люди часто поднимают споры о том, возможны ли исцеления. Одни приводят веские аргументы, что время исцелений закончилось сразу после Апостолов. Другие, не смотря на это, успешно исцеляются и освобождаются от зависимостей. Думаю, лучше думать не о том, из-за чего нельзя, а о том, из-за чего, точнее, из-за Кого можно. В этом отрывке Иисус исцеляет двоих людей — одного ребенка и одного уже немолодого и хронически больного человека. Значит, Христос может дать исцеление не только в легких случаях, но любому человеку.

1. Исцеление сына царедворца

Прочитаем стихи 43-45:

43 По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею,

44 ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве.

45 Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, – ибо и они ходили на праздник.

Пророков обычно нигде не любят, потому что люди не хотят слышать, что Бог о них думает. Но Иисус творил чудеса в Иерусалиме на празднике Пасхи, а чудотворцев принимают везде и всегда. Поэтому Галилеяне приняли Иисуса с радостью. Люди любят сверхїестественные проявления. Даже слишком любят. Например, в одном магазине на чеках всегда печатают предсказания. Иногда очень точные. Например, мне однажды напечатали: «Сегодня лягте спать пораньше». Откуда они знали, что в тот вечер мне надо было готовить еду на утреннее собрание? В ходу у религиозных людей благодатные огни, мироточивые мощи и плачущие иконы. Но являются ли чудеса достаточным критерием истинности? Об этом показательно говорит книга Второзакония:

1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,

2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", –

3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;

4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;

5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя.

Чудеса могут помочь в свидительстве, чтобы обратить внимание людей, но прилепляться надо не к чудесам, а к Господу, помнить Его милость, слушать Его голос и исполнять Его слово.

Прочитаем стихи 46,47:

46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.

47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.

Царедворец, очевидно, был придворным слугой царя Ирода Антипы, того самого, который посадил в тюрьму, а потом и обезглавил Иоанна Крестителя. Через три года, когда Пилат пошлет Иисуса к Ироду на суд, Ирод будет выказывать желание увидеть от Иисуса какое-то чудо, но Иисус не ответит ему ни слова. Иисус не делает чудес для развлечения. Но царедворец пришел не ради развлечения, а по срочному делу. У него умирал сын, и он хотел, чтобы Иисус применил Свой дар и спас ребенка. Что Иисус ответил царедворцу?

Посмотрите стих 48:

48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

Когда у тебя что-то болит, то кажется, что это самое важное, что существует в мире. Кажется, что Иисус на такие просьбы должен сразу отвечать положительно. Но, на самом деле, Иисус не всегда так делал. Когда Мария и Марфа известили его осмерти Лазаря, Он два дня не двигался. Когда сирофиникиянка пришла просить, чтобы он выгнал беса из ее дочери, Он сначала отказал, сказав, что сначала хочет накормить детей, а не собак. Когда Он исцелял слепорожденного, Он плюнул на землю, налепил полученную грязь ему на лицо и сказал пойти умыться. Вот и сейчас Он начал говорить о неспособности царедворца к вере. Зачем Он это делал? Не для того же, чтобы поиздеваться? Конечно, нет! У Иисуса была цель — дать людям не только здоровье, но и веру. Когда Он воскрешал умершего Лазаря, Он молился так:

«Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.» (от Иоанна 11:41,42)

Конечно, потом Иисус шел и исцелял или воскрешал. Но, тем не менее, Он считал веру более важной, чем исцеление. Почему? Видите сами, что воскресший Лазарь все равно уже умер. Исцеленный сын царедворца тоже уже давно умер. Исцеление носит временный характер. Но вера в Иисуса Христа не только позволяет жить полноценно до физической смерти, но также имеет вечное действие, соединяя нас с Иисусом навсегда. Иисус не хотел, чтобы эти люди при здоровом теле остались духовно мертвыми, поэтому приходилось говорить им неприятные слова, благодаря которым они могли задуматься и поменять свои стремления с временных на вечные. Есть одна закономерность: если вам будут говорить только то, с чем вы согласны и чего желаете, то это никогда не изменит вашего образа мышления. Поэтому, если вам говорят неприятные слова, это хороший шанс. Всегда хорошо говорят только о покойниках.

Наверное, царедворец ожидал, что Иисус придет, совершит какие-то магические действия, и таким образом исцелит ребенка. Наверное, он думал, что Иисус знал особенные, секретные, запатентованные заклинания. Но Иисус хотел научить его, что дело не в действиях, а в самом Иисусе.

Прочитаем стих 49:

49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

До царедворца вдруг дошла серьезность ситуации. Он понял, что приход Иисуса для него не просто развлечение или хобби, но жизненно важный вопрос. Это спасительное понимание. Я тоже когда-то приходил в церковь, что называется, «поржать», и попить чаю с печеньем. Но позже, когда я увидел, как грех делает мою жизнь бесполезной, я пошел в церковь, чтобы научиться, как изменить свою жизнь. Я начал изучать Библию, и таким образом узнал Иисуса, и моя жизнь наконец обрела смысл.

Прочитаем стих 50:

50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

Иисус не пошел и не стал совершать магических ритуалов. Вместо этого он потребовал от царедворца поверить Его словам. Легко ли поверить таким словам? Если бы пришел и возложил руки, или провел иглоукалывание — тогда понятно, более-менее видно связь. Но Иисус находился за много километров от больного мальчика и никогда раньше с ним не встречался. Царедворец должен был поверить, что Иисус не ограничен телом, что Он знает больше, чем видит и слышит, и может влиять дальше, чем может дотянуться руками. Одним словом, он должен был поверить, что Иисус — всемогущий Бог. И самое большое чудо — это то, что он поверил и пошел, как сказал ему Иисус. Нам легче верить слову Бога, когда мы можем подтвердить его естественным объяснением, например, законами физики или социологии. Но нам надо настолько узнать Иисуса, чтобы сама Его личность была для нас достаточным подтверждением.

Прочитаем стихи 51-54:

51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.

53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.

54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Когда царедворец повиновался, он увидел исполнение слов Иисуса. Наверное, он был образованным человеком, поэтому применил научный подход, и увидел, что действителльно это Иисус исцелил его сына. Когда мы повинуемся словам Иисуса, мы можем видеть, как действует Бог, и это укрепляет нашу веру.

Получив желаемое, другой человек сказал бы: «Ну вот, все обошлось», и дальше жил бы так, как раньше, пока снова не приспичит. Но царедворец не был таким. Он уверовал сам и рассказал другим и убедил свою семью, чтобы они тоже поверили в Иисуса. Таким образом через исцеление одного ребенка целая семья была спасена для вечной жизни.

2. Исцеление болевшего 38 лет

Прочитаем стихи 1-4:

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

На праздики Иисус ходил в Иерусалим и учил собиравшиеся там толпы народа. Недалеко от Храма был хоспис для неизлечимо больных. Там была купальня, и в эту купальню время от времени Бог посылал Своего ангела с новой порцией исцеления. Наверное, это происходило достаточно часто, так что люди заметили закономерность. Бог милостив, и Он дал людям чудесную возможность исцеляться. Бог благой, и он хочет благословить каждого человека. Иисус сказал:

«… ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Матф. 5:45)

Бог любит всех. Но что сделали люди из чудесной купальни? Там лежало великое множество больных людей. Мы видим, что место, где надо бы исцеляться, стало местом, где люди болели. «Л_карня» превратилась в «больницу». Почему так произошло? Потому что первыми всегда исцелялись те, кому это меньше всего было надо. Мощный мужик с фингалом под глазом всегда успевал первым прыгнуть в бассейн, чем любой калека. В наше время многие посещают качалки, фитнесс-клубы, для того, чтобы с красивым телом и железными мышцами пить пиво и смотреть телевизор. Это полностью уничтожает смысл их стремления к здоровью.

Многие люди становились постоянными жителями Вифезды. Они знакомились, дружили, помогали друг другу. Точно не знаю, но, возможно, даже заводили семьи. Как и здоровые люди, они радовались праздникам, потому что на праздники приходило много желающих дать им милостыню. Они ели, спали, общались, мечтали. Кто-то из-под полы продавал обезбаливающее. Кажется, что жили, как нормальное общество.

Но все изменялось, когда возмущалась вода. Тогда они быстро неслись в купальню с одним желанием: успеть первым. Победитель забирал все. Из друзей они превращались в безжалостных конкурентов. И снова кто-то исцелял свой насморк, а остальным неудачникам приходилось заново строить отношения, словно ничего не произошло, хотя в сердце каждый знал, что будет, когда выпадет следующий шанс. Это так сильно напоминает наше общество.

Прочитаем стихи 5,6:

5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

38 лет — это очень долго. Мне столько будет этой осенью. Представьте, как жил этот человек. Наверное, когда он только пришел к купальне, у него теплилась надежда, и, увидев расходящиеся от ангела круги, он быстро плюхнулся в бассейн. Но оказалось, что кто-то уже сделал это за полторы секунды до него, а он только намок и от этого еще и простудился. С каждым разом его запал уменьшался, а разрыв с лидером увеличивался. После нескольких неудачных попыток он уже начал сачковать, а через несколько лет и вовсе перестал вставать с постели, и только презрительно смотрел на суетящихся соседей. Время шло, и жизнь налаживалась. Он научился кричать жалобным голосом: «Подайте калеке!», и у него завелись какие-то деньги. Хотя часть из них он вынужден был отдавать мафии Вифезды, но, в общем, жилось неплохо. Он привык к вони, исходивших от немытых больных и от него самого, и уже не ощущал неудобства. Потом он стал местной знаменитостью, как старейший обитатель Вифезды. Он находил удовольствие, когда инструктировал новоприбывших, что все люди эгоисты и верить никому нельзя. Он убеджал, что в их бедах виноваты здоровые, которые не заботятся об их благах, поэтому дело чести выманить у них побольше денег. «Делайте как я, и вы тоже сможете долго прожить в этом месте» – авторитетно говорил он. Он уже не думал об исцелении и изменении образа жизни. Однажды ему приснилось, что он здоров и идет на работу, и он проснулся в холодном поту от ужаса.

И тут пришел Иисус и задал вопрос: «Хочешь ли быть здоров?». Этим вопросом Иисус попытался вывести его из состояния умственного паралича, в котором он оказался. Иисус мог просто исцелить его болезнь, но Иисус знал, что это не решит проблему. С его мышлением, он снова будет жить так же. Иисус хотел не просто вылечить тело, но хотел вернуть ему полноценную жизнь. Иисус хотел, чтобы этот человек снова научился отвечать за себя, снова научился надеяться и стремиться. Иисус хотел, чтобы он снова смог любить, верить и радоваться, чтобы его жизнь снова стала нужной и важной. Слова «Хочешь ли быть здоров?» показывают нам желание, которое исходит из самого сердца Бога. Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (от Иоанна 10:10)

Как ответил ему этот человек?

Посмотрим стих 7:

7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Видно, что человек знал правильный ответ. Но было две проблемы: во-первых, он не видел другой возможности исцелиться, кроме одной: войти в купальню первым. Так же как он, многие люди видят решение своих проблем, например, только в том, чтобы получить много денег. Или только в том, чтобы получить киевскую прописку. Им и в голову не приходит искать решение в чем-то другом. Во-вторых, он сделал себя полностью зависимым от людей и винил людей в своих несчастьях.

Прочитаем стихи 8,9:

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

И снова повиновение слову Иисуса принесло исцеление.

Посмотрите стихи 10-13:

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Мы видим, что исцелиться физически — это не самое трудное. Намного труднее взять в руки инициативу и стать самостоятельным. Исцеленный человек сразу столкнулся с трудностями и испугался. Он еще не знал Иисуса. Но Иисус не оставил его.

Прочитаем стих 14:

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Иисус не угрожал ему. Иисус сделал очень важное предупреждение. Если человеку исцелить, например, горб на спине, но он будет продолжать по привычке горбиться, у него опять будет горб и все исцеление станет бесполезным. Если человек получает возможность быть самостоятельным, но опять живет в страхе и использует свободу для прикрытия греха, он снова попадает в зависимость. «Не греши» означает «больше не будь безбожником, но каждый шаг в жизни делай с Богом вместе, живи для Бога». Помнить милость Бога и жить для Бога — это важнее, чем получить исцеление. В 12-й главе Евангелия от Матфея Иисус сказал, что, когда из человека выходит нечистый дух, но человек остается пустым, бес возвращается, да еще и не сам, а с другими бесами. Получив от Бога освобождение, надо наполниться Святым Духом. Это же касается и исцеления. Исцеленное тело надо использовать для Бога. Если мышцами не пользоваться, они атрофируются. Если ничего не делать для Бога, наша жизнь тоже атрофируется и становится бесполезной и ненужной.

Прочитаем стихи 15-18:

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу.

17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

То, что Иисус исцелял в субботу, неудивительно. Он исцелял всегда, поэтому около 14% исцелений приходилось на субботу. Иисус исцелял, потому что исцеление — это характер Самого Бога. Бог создал человека по Своему образу, чтобы человек жил инициативно и полноценно. Иудеи были очень религиозными, но не понимали этой сущности Бога. Они придумывали массу причин, по которым исцелять нельзя, но не видели, что Бог милостив, и что Бог хочет исцелить. В результате они не помогли исцеленному человеку вернуться к полноценной жизни, а вгоняли его в страх непонятными претензиями.

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что у большинства сидящих в зале есть какие-то болезни. А если нет болезней — есть другие проблемы. И поэтому, наверное, вас тоже интересует вопрос: исцелит ли меня Бог? Восстановит ли меня Бог? Поможет ли мне Бог преодолеть обстоятельства? Бог очень сильно желает этого. Многие Библейские персонажи были здоровыми и крепкими даже в старости. Иов заболел ужасной болезнью, но Бог его полностью вылечил. Более того, Бог исцеляет, ничего не требуя взамен. Однажды Иисус исцелил десять прокаженных, из которых девять сразу убежали, и только один вернулся поблагодарить. Бог может исцелить вас просто так, но важно, станет ли жизнь от этого лучше.

Есть другие примеры. В послании Евреям говорится о тех, кто, вместо здоровой и счастливой жизни, скитались по миру или были замучены, чтобы получить лучшее воскресение. Их надежда была не в этом мире, но в Иисусе Христе и в вечной жизни с Ним. Я думаю, что больше надо думать не об исцелении, а о другом вопросе.

Помните, что исцеление — не самоцель. Если вы собираетесь всю жизнь смотреть телевизор, то вам не так уж и надо это исцеление. Я люблю приводить пример с людьми, бросающими мусор возле нашего двора. Нет разницы, здоровые или больные люди это делают, результат тот же. Но Бог желает, чтобы вы жили, как полноценный человек, прославляющий Бога своими делами. Один брат хотел служить Иисусу, но у него были красные, хронически воспаленные глаза, из-за чего люди думали, что он наркоман, и боялись с ним встречаться. Он просил Бога, и Бог исцелил его. Сейчас этот брат служит миссионером. Лично у меня с юношества испорчена спина. Но Бог дам мне силу делать утреннюю зарядку. Я знаю, что сам позвоночник не в порядке, но могу жить, как здоровый человек, и прославлять Бога. Если болезнь мешает вам жить полноценно и служить Богу — Бог с радостью исцелит ее. Но иногда болезнь помогает чловеку более ярко раскрыться, например, как в случае Ника Вуйчича, которому, наверное, уже икается из-за того, что все приводят его в пример. Оставаясь без рук и без ног, он живет намного более полноценно, чем некоторые здоровые люди. Служение многих известных пасторов началось с того, что Бог исцелил их от неизлечимых болезней. Решите жить для Бога — а Он позаботится обо всем, что для этого нужно.

В заключение хочу привести пример из известной книги «По образу Его». Пол Брэнд говорит там о своей маме, которая служила врачом и миссионером в бедных районах Индии. Она была уже старой и сморщеной, из-за чего не держала дома ни одного зеркала. Она перенесла несколько травм и переломов и с трудом могла ходить. Но, тем не менее, садилась на пони, ехала в окрестные деревни, лечила там людей и говорила им об Иисусе. Когда ей было 75, Пол приехал к ней, чтобы забрать к себе в город, где он сможет ухаживать за ней. Мама удивленно спросила: «А кто же будет работать здесь? Во всей ближайшей округе нет больше никого, кто мог бы благовествовать, перевязывать раны и удалять зубы». И закончила следующими словами: «В любом случае незачем беречь мое старое тело, если оно больше не будет служить там, куда призывает его Бог». Через 18 лет она уже не могла сидеть верхом, и еще два года четыре индуса носили ее в гамаке, и так она продолжала благовествовать до самой смерти. Сквозь ее старое, морщинистое тело светилась душа, сияющая славой Христа.

Хотим ли мы, чтобы наша жизнь была удобной, но никому ненужной, или хотим принести Богу результат, имеющий вечную ценность? Хотим ли жить, как больной 38 лет, в зависимости от людей и обстоятельств, или желаем стать самостоятельными и инициативными, способными отвечать за себя? Хотим ли служить своему животу, или служить милостивому Богу? Каждый из нас должен лично дать ответ на этот вопрос. И пусть придет в нашу жизнь Божье исцеление и восстановление.

В заключение вспомним ключевой стих:

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

(п. Ной)

47