head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Иисус – хлеб жизни” (От Иоанна 6:22-71)

ИИСУС – ХЛЕБ ЖИЗНИ

От Иоанна 6:22-71

Ключевой стих 28,29,35 : "Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда"

Тема сегодняшней проповеди: «Иисус – хлеб жизни». В наше время у нас достаточно хлеба в самом разном виде – кроме обычного хлеба у нас есть булочки, макароны, печенье, пицца, пироженные и торты. Поэтому мы редко думаем о том, насколько важен хлеб для нашей жизни. Но как во время Иисуса, так и сейчас, хлеб является самым важным продуктом. И если бы нам пришлось отказаться от каких-либо продуктов, то от хлеба мы отказались бы только в последнюю очередь. Хлеб нужен нам всегда. И есть еще один хлеб, без которого жизнь невозможна – хлеб жизни. Пусть Господь насытит нас сегодня хлебом жизни.

Посмотрим стихи 22-26. Накануне Иисус досыта накормил 5 тысяч людей 5 хлебами и 2 рыбками. Люди были полностью удовлетворены, ведь они ели сколько хотели. Если бы у этих людей было духовное желание, то одного такого чуда было бы достаточно, чтобы они уверовали в Иисуса. Незадолго до Своей смерти и воскресения Иисус воскресил Лазаря. Этого чуда хватило, чтобы насадить ученикам веру в воскресение, и они больше не просили Иисуса еще кого-то воскресить. Однако эти люди не увидели в этом чуде Иисуса никакого духовного значения, но они увидели в нем большое практическое значение. Иисус умеет производить хлеб – прекрасно, теперь мы будем жить безбедной обеспеченной жизнью, нам не нужно будет ходить на работу. Они попытались насильно сделать Иисуса царем, но Иисус ушел от них. Тем не менее, люди не были намерены так легко сдаваться. Они сели в лодки и поплыли за Иисусом в Капернаум. Найдя Его, они радостно воскликнули: «Равви! когда Ты сюда пришел?» Хотя они больше ничего не сказали, это означало: «Иисус, вчера хлеб и рыба были просто замечательны и мы приехали к Тебе, чтобы получить еще!»

Иисус не стал объяснять им, как сюда добрался, а сразу ответил на их невысказанную просьбу. Прочитаем стихи 26,27: «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог». Иисус видел в их сердцах огромное переживание за тленную пищу. Вопрос тленной пищи для них стоял как вопрос жизни и смерти.

Что такое тленная пища? Это не только хлеб и рыба, но и все физические потребности человека, такие как еда, сон, создание семьи, воспитание детей, квартира, машина и т.д. Мы живем в век потребления. Люди думают, что чем больше товаров они будут потреблять, и чем лучше эти товары, тем более счастливее и радостнее будет их жизнь. Современные супермаркеты и ТРЦ делают все возможное, чтобы этот процесс был как можно более приятный. Конечно, такая пища нужна человеку. Мы – люди, мы на ангелы, и нам нужно что-то есть, во что-то одеваться и где-то жить. Но в тленной пище есть серьезные ограничения – она тленная по своей природе, она не может дать человеку спасение и вечную жизнь, она не может решить проблему греха. Нельзя сказать, что я такой злой, потому что езжу на троллейбусе, но когда буду ездить на машине, то стану сразу добрый. Нельзя сказать, что я завидую другим, потому что живу на съемной квартире, и что как только куплю свою квартиру, то проблема зависти сразу будет решена. Есть много людей, которые ездят на манишах и живут в своих квартирах, но при этом злые как черти. Тленная пища не изменяет человека, и не решает проблему греха. Более того, история показывает, что материальное изобилие часто приводило людей к развращенности и насилию. Во времена Авраама Иорданская земля была богата и плодоносна (Быт.13:10). Но на ней находились города Содом и Гоморра, в который процветали развращенность и насилие.

Люди думают, что цель их жизни в том, чтобы много работать и приобрести как можно больше тленной пищи. Но не в этом настоящее благословение. Когда Адам согрешил, Бог проклял землю, говоря: «проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт.3:17) Просто работать как лошадь чтобы питаться, а потом умереть и все – это не благословение, это настоящее проклятие. Для лошади – это нормальная жизнь, но для человека – проклятие. В Харькове церковь «Пробуждение», с которой мы сотрудничали, купила для служения прекрасный 2-х этажный дом. Этот дом построил один милиционер – там были также детская площадка, сад, красивые клумбы цветов, гараж, беседка и даже сауна. Но он умер вскоре после его постройки, так и не успев пожить в нем. Этот красивый дом никак не решил его проблему греха и проблему смерти.

Итак, какие же у нас есть альтернативы? Иисус в стихе 27 Иисус сказал: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог». Эти слова Иисуса не означают, что нам совсем не нужно стараться о тленной пище. Нужно, конечно. Например, утром после духовного хлеба у нас всегда есть завтрак, а после Богослужения – обед. Это слово устанавливает правильный порядок в жизни и формирует правильную систему ценностей. «Пища, пребывающая в жизнь вечную» – это Сам Иисус, Который должен быть на первом месте в нашей жизни. Во времена Ноя люди ели, пили, женились и выходили замуж. Больше о них ничего не сказано, это означает, что они ели только тленную пищу. В результате они все погибли. В отличии от них, о Ное сказано что он был человек праведный, непорочный и ходил перед Богом. Конечно, Ной также ел, пил и женился. Но на первом месте в его жизни стоял Бог и отношения с Ним. В результате через него Бог продолжил человеческий род.

Посмотрим на стих 28: «Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Надо воздать этим людям должное – они знали, зачем пришли, и они не намерены были так легко сдаваться. Вообще-то люди очень настойчивы в погоней за тленной пищей, и готовы серьезно рисковать чтобы добыть ее. В этот раз они подумали, что бесплатно хлеба не будет и им нужно что-то сделать, чтобы получить его. Они были готовы на многое, чтобы опять досыта наесться. Почему же люди выказывают такое рвение в поисках тленной пищи. Это потому что они думают, что такая пища даст им счастье, мир и гарантии будущего. Мы тоже иногда думаем, как было бы хорошо досыта наесться тленной пищей – жениться или выйти замуж, купить 3-х комнатную квартиру, хорошую машину, или, если машина уже есть, то поменять ее на лучшую, обеспечить безбедную жизнь своим детям и отложить денег в банке на черный день. Однако такой пищей никогда нельзя наестся досыта. Это потому что человек – это не животное, и не растение. Он создан по образу Бога, и у него есть душа, которую нельзя накормить тленной пищей.

Посмотрим стих 29: Иисус ответил: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Конечно, есть разные дела Бога. Одни дела – интересные и приятные, как, например, поехать на конференцию в Америку или Корею, мы с нетерпением ожидаем, когда же наконец сможем их совершить. Другие дела требуют терпения и постоянства, как, например, молитва, проповедование или уборка в церкви. Однако в первую очередь нам нужно веровать в Иисуса, Которого послал Бог. Какого Иисуса послал Бог? Бог послал Иисуса Спасителем от наших грехов. Поэтому веровать в Иисуса это означает раскаяться в своих грехах и получить Божье прощение. Нам нужно веровать, что Иисус спас нас от пустоты, отчаяния, похоти и зависти. Нам нужно верить, что Иисус – это Бог благодати и благословения. В Нем одном есть жизнь с избытком. Иисус – целитель. Он один интересуется нашими духовными и физическими болезнями и исцеляет нас.

Посмотрим на стихи 30,31: «На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть». Люди были готовы веровать в Иисуса не как в Спасителя, истину и Исцелителя, а только как в поставщика хлеба. Они мечтали, чтобы вернулось то время, когда они 40 лет ходили по пустыне и каждый день ели бесплатно манну. Он мечтали, чтобы вернулось то время, когда Моисей «хлеб с неба дал им есть».

Иисус ответил им, что это не Моисей, а Бог дает им истинный хлеб с неба. Главное назначение этого хлеба – дать жизнь миру. Люди ответили: «Господи! подавай нам всегда такой хлеб». Итак, что же имеют верующие в Иисуса? Во-первых, они насыщаются. Посмотрим стихи 35: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Здесь Иисус ответил им ясно: Он есть хлеб жизни. Приходящий к Нему не будет алкать, и верующий в Него не будет жаждать никогда. Это означает что верующий в Иисуса обязательно насытится. Иисус полностью утолит голод и жажду его души. Если христианин не насытился Иисусом, то он духовно голоден, и выглядит как ни рыба, ни мясо. А как выглядят духовно сытые христиане? В книге Малахии они описаны так: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал.4:2). Вы видели как играют упитанные тельцы? Они сыты, они радостны, они довольны, они полны сил. В таких христианах виден живой и великий Бог. Через таких христиан Бог прославляется. Глядя на христиан, которые играют как упитанные тельцы, мы понимаем, как хорошо, что Бог привел нас к Себе и сделал Своими детьми, и у нас появляется огромное желание благодарить Бога и расти духовно.

Во-вторых, верующие в Иисуса имеют воскресение и вечную жизнь. В стихах 38-40 Иисус сказал: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». Для верующих в Иисуса Он дает воскресение и вечную жизнь. Люди в мире ведут себя так, как будто им не нужен Бог и Иисус. Однако никто без Бога не может решить проблему смерти. Недавно я был на похоронах хорошего знакомого. Люди вели себя неловко, они не знали, что им делать, они не знали, как утешить вдову, они ничего не могли противопоставить смерти, они были подавлены и сломлены. Все люди живут в ожидании смерти, этим они похожи на узников в камере смертников. Поскольку они не могут решить проблему смерти, они отмахиваются от нее, как будто ее не существует. Но смерть не оставляет их и постоянно напоминает о себе: начинают выпадать и седеть волосы, портятся зубы, появляется усталость и медлительность в движениях, нас начинают называть на «Вы». И хотя мы мыслим как 25 летние юноши, в действительности мы уже гораздо старше. Однажды на собрании свидетельств, лет 15 назад, п. Петр предложил купить землю чтобы хоронить там пастырей UBF. Мы все посмотрели на него как-то странно и не поняли, о чем он говорит. Думаю, что сейчас он нашел бы гораздо больше понимания. Однако для верующих в Иисуса есть радостная новость – Иисус дает им воскресение и вечную жизнь. Они не живут как смертники – они имеют живую надежду на Небесное Царство.

В-третьих, верующие в Иисуса избраны Богом. Посмотрим на стихи 41,42: «Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?» Они отказывались принимать, что Иисус пришел от Бога и веровать в Него. Они говорили, что знают Его отца и мать, как же Он мог сойти с небес? В наше время люди также отказываются принимать Иисуса по той или другой причине. Однако, что ответил им Иисус? В стихе 44 написано: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». Люди думают, что это они выбирают Бога, они думают, что это они решают, прийти к Богу или нет. Современные люди приходят в супермаркет за продуктами и выбирают, какие продукты им покупать, а какие нет. Они думают, что разные боги, в том числе и христианский, также находятся на этих полках супермаркета, и они решают, выбирать их или нет. На самом деле никто не может прийти к Иисусу, если его не привлечет Бог. Не человек выбирает Бога, но Бог избирает человека. Однажды один еврей по имени Савл ехал в Дамаск чтобы арестовать там всех последователей Иисуса. Он выбрал противление Богу, но Бог выбрал его. По дороге Иисус встретил Савла и явил ему Свою благодать. Иисус простил все его грехи и сделал Своим апостолом. Савл не мог более противится Богу. Благодать Бога мощным потоком вошла в его сердце и изменила его жизнь.

В-четвертых, верующие в Иисуса участвуют в причастии (47-58). Посмотрим на стихи 53-57: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною». В Ветхом завете описана история исхода Израильтян из Египта. В ту ночь каждая семья должна была заколоть агнца, его кровью помазать косяки дверей, а его сжарить на огне и съесть. В Новом Завете таким агнцем стал Иисус. На кресте Его тело было распято, и Его кровь была пролита за наши грехи. Через эту жертву Иисус открыл нам путь к Богу. Когда мы едим тело Иисуса и пьем Его кровь – это называется причастием. Причастие – это участие в Божьей жизни. Есть мирская жизнь, где люди едят, ходят на работу, покупают продукты и спят. Но есть другая жизнь – Божья, которая вечная, в ней есть любовь Бога, настоящая радость, мир. Эта жизнь была недоступна нам, но вот, пришел Иисус, Который открыл путь к Богу. Теперь, через Иисуса, мы имеем доступ к Богу и к этой новой жизни. В книге Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ» описана жизнь арестованных узников в камерах следствия – теснота, спертый воздух, скудное питание, тяжелая психологическая атмосфера, маленькое окошко у потолка, через которое не проходит солнечный свет и свежий воздух. Но каждый день на 20 мин. их выводили на прогулку во внутренний дворик. Это событие было одним из самых важных на протяжении дня. Арестанты с жадностью дышали свежим воздухом, поднимали глаза и смотрели на синее небо, ступали по земле, смотрели на зелень деревьев. Причастие – это такая прогулка во внутреннем дворике. Мы принимаем причастие не потому что мы – хорошие христиане, и у нас все хорошо, а потому что мы – несчастные грешники, которые задыхаются от своих грехов и хотят получить глоток Божьей жизни.

Посмотрим на стих 60: «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» Многие люди не поняли, о чем говорил Иисус. Но они не поняли, потому что не хотели понимать. Они хотели хлеба, и не хотели слышать ни о чем другом. Если бы Иисус удовлетворял все их желания, то они были готовы следовать за Ним. Но так как Он отказался сделать как они хотят, они отошли от Него. Эти люди выбрали легкий путь, потому что пытались удовлетворить своей плоти. Поэтому Иисус сказал: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (63).

Конечно, Иисусу было тяжело что много учеников оставили Его. Он также знал, что и двенадцати ученикам тяжело видеть, как толпа оставляет Его. Тогда Иисус спросил Своих учеников: «не хотите ли и вы отойти?» (67). Говоря современными словами: «Вас Я тоже кормить не буду. Можете и вы уйти». Как обычно, первым ответил Петр: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (68,69). Петр, как и эти люди, был человеком, и ему также нужно было есть. Но по его ответу видно, что цель его жизни не была в хлебе. Он следовал за Иисусом, потому что у Иисуса были глаголы вечной жизни. Какие были варианты у Петра? Петр оглянулся назад – возвратиться к прежней жизни без Иисуса. В этой жизни его ожидала только смерть. Второй – следовать за Иисусом, у Которого есть слово вечной жизни. И Петр понял, что у него есть только один истинный путь – следовать за Иисусом.

В этом слове мы узнали о том, что Иисус – истинный хлеб с небес, Который дает нам настоящее насыщение и вечную жизнь. Аминь.

(п. Яков)