Вивчення Біблії: Проповідь “Иисус, Который преображает” (От Иоанна 2)
ИИСУС, КОТОРЫЙ ПРЕОБРАЖАЕТ
Ключевой стих 11 : "Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его."
Мы продолжаем изучать Евангелие от Иоанна. Сегодня Пасха, и я поздравляю всех вас с воскресением Иисуса Христа. Сегодняшний отрывок откроет нам некоторые особенности личности Иисуса Христа и какое место Он должен занимать в нашей жизни.
1-11 – Брак в Кане
Прочитаем стихи 1,2:
1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
Это произошло на третий день. То есть, только позавчера Иисус призвал первых учеников, а сегодня Он с учениками, без машины и без лошади, уже километров за 70 от того места, в Кане Галилейской. Куда же так спешил Иисус? Он спешил на свадьбу. Очевидно, Он считал свадьбу важным событием.
Почему свадьба была так важна для Иисуса? Потому что Бог создал брак как самый важный элемент творения. В наше время есть много сил, которые пытаются разрушить само понятие брака, и в результате мы видим массу разочарованных людей. Нам надо всегда помнить, что такое брак и семья, какое истинное значение этих понятий. Брак — это не временное сожительство для взаимного наслаждения или выгоды (*). По замыслу Бога, это вечный союз, проистекающий из самой природы Бога — Его любви и верности. Сам Иисус говорил, что мужа и жену сочетает Бог, поэтому никакой человек не имеет права разрушать этот союз (*). Когда мы читали последние главы книги Откровения, мы видели, что брак используется как символ, чтобы описать единение церкви со Христом в вечности. Наш Бог любит крепкие, долговечные, честные и чистые союзы.
Многие, побывавшие на свадьбе в нашей церкви, говорят, что нигде не видели такой красивой свадьбы. Но это потому, что они не бывали на свадьбах в древнем Израиле. Свадьба длилась целую неделю, с песнями, танцами и обильными угощениями. На этот период отменялись жесткие требования закона, и люди веселились столько, сколько влезет. Конечно, к такому событию хозяева должны были основательно подготовиться. Но там, где есть люди, обязательно происходят ошибки. Так случилось и тут, и Мария, мать Иисуса, одной из первых заметила, что закончилось вино.
Мы решили говорить о Пасхе, поэтому я сейчас скажу и о Пасхе. У нас на Пасху, как и на всякий праздник, возрастает употребление алкоголя. Но алкоголь надо употреблять правильно. В те древние времена вино принято было разбавлять водой. Например, древние греки разбавляли в 6, 8 или 12 раз. Разбавленное в 6 раз вино считалось крепким. Пить разбавленное вино было не так опасно, как воду, в которой, благодаря жаркому климату, кишели микробы. Серьезно опьянеть от такого вина было невозможно. А вот кому давали неразбавленное вино — это рабам, чтобы легче было ими управлять и чтобы они были больше похожими не на людей, а на домашний скот. Археологи нашли могилу одного древнего воина, на которой была надпись: «Он жил, как раб — пил неразбавленное вино». У евреев во времена Иисуса вино разбавляли 1:2 или 1:4. Чтобы напиться таким вином, приходилось выпить пол-ведра. Кстати, вином в Израиле называли и обычный виноградный сок. Готовя эту проповедь, я нашел еще одну интересную информацию — в 1859-м году в России произошел крестьянский антиалкогольный бунт. Крестьяне уничтожали питейные заведения и требовали запрета на продажу алкоголя. Но правительство жестко подавило этот бунт, задержало 11000 участников и около 780 из них отправило на каторгу. Похоже, что в наше время правительство окончательно добилось своего. Но, чем больше люди пьют, тем больше их жажда и тем меньше радости в их жизни.
Итак, во времена Иисуса вино было обычным, почти безалкогольным, напитком. Закончилось вино — значило, что закончились напитки. Какой же это праздник, когда все всухомятку?
Так вот, на этой свадьбе вино закончилось. В след за ним неумолимо должна была закончиться радость. В таких случаях люди обычно жалуются на хозяев, затем по привычке ругают правительство и бьют бутылки на дороге. Но мать Иисуса пошла к Иисусу. Прочитаем стих 3:
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
Очень интересно сказано. Сестры любят выражаться в такой форме. Однажды подошла ко мне одна сестра и спрашивает: «У Вас есть дрель?». «Есть» – говорю. А она мне: «И что?». Мне понадобилось несколько минут, чтобы понять, что она просит у меня дрель. Вот и Мария сказала: «Вина нет у них». И, хотя она не продолжила, но после такой фразы сразу просятся слова: «Почему ты ничего не делаешь?». Психологи называют это манипуляцией:вызвать у человека стыд, и таким образом заставить его что-то сделать. Но что ответил Иисус? Посмотрим стих 4:
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
Мария получила довольно жесткий ответ. Фактически, Иисус отказался решать проблему под действием стыда и сказал, что у Него есть Свой час, то есть Свой план, созданный и утвержденный небесным Отцом. К сожалению, иногда христиане действуют именно под действием стыда, боясь, что подумают братья и сестры и особенно пастырь. Но давайте посмотрим на Иисуса. Из следующих стихов мы видим, что Он почти сразу взялся за решение проблемы. То есть, здесь имело значение не время, а мотив. Дав Марии понять Свою мотивацию, Он затем сделал именно то, что она хотела, но по совсем другой причине — по плану Бога-Отца. Нам надо хорошо учиться у Иисуса. Если Вы до сих пор занимались служением из-за стыда — или наоборот, не служили Богу из-за стыда, – тогда надо исправить мотив и служить Богу, потому что такова Его воля. Не как раб, а как сын (или дочь).
Удивительно, что когда Мария получила такой жесткий ответ, она не обиделась и не закричала: «Да как ты смеешь так отвечать собственной матери!». Нет, наоборот, она поняла, что здесь не она главная, а Иисус. И тогда она смогла подготовить условия, чтобы Иисус мог действовать. Посмотрите стих 5:
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Мария была обычным человеком, как мы, поэтому она тоже делала ошибки. Но у нее была прекрасная вера, достойная уважения и подражания. Вспомнив, что здесь главный Иисус, она подготовила служителей, чтобы те слушались Иисуса. Она не знала, что будет делать Иисус, но она знала, что Бог действует там, где есть люди, готовые Его послушаться. Иногда мы задаем себе вопрос: «Когда же Бог благословит нашу страну?» Ответ простой: когда здесь будут люди, готовые Его послушаться. И мы должны заниматься подготовкой таких людей.
Прочитаем стихи 6-8:
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
Я не знаю, почему слуги так сделали, но они не просто послушались Иисуса, а послушались от всего сердца, словно это их собственное сердечное желание. Поэтому, когда произошло чудо и вода превратилась в вино, только они знали, что именно произошло. Посмотрим стихи 9,10:
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
Распорядитель, который отвечал за вино и все остальное, просто оценил вино, как самое лучшее. Но только те, кто повиновались Иисусу и трудились вместе с Ним, пережили нечто большее, чем просто появление вина. Они увидели, как действует живой Бог.
Когда в Европе произошла Реформация и люди вернулись к Евангелию, Бог обильно благословил их. Европа стала процветать. Но потом люди забыли, откуда все эти благословения, и сейчас многие европейские страны утверждают безбожие. Уже сейчас видно, как они страдают от принятых законов, ограничивающих церковь и поддерживающих развращенность. Нам надо трудиться вместе с Иисусом и всегда помнить, откуда происходит всякое благословение.
Стих 11 подводит резюме этому событию:
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Иисус явил Свою славу, и ученики уверовали. Явить славу — значит, показать, каков Он на самом деле. Что же показал Иисус нам через это чудо? Я бы выделил три вещи.
Во-первых, Иисус главный. Он не действует по нашим желаниям или под натиском. У Него есть чудесный Божий план, и Он приглашает нас принять участие в этом плане.
Во-вторых, Иисус дает радость. Если у вас закончилась радость — идите к Иисусу!
В-третьих, Иисус имеет силу изменять сущность вещей. Как Он сделал из воды вино, так он может изменить что угодно, потому что Он сотворил это все и лучше всех разбирается в сущности вещей. Согласно легенде, на Пасху красят яйца потому что яйцо изменило свой цвет в руках императора Тиберия, когда Мария Магдалина свидетельствовала ему о воскресении Иисуса Христа. Возможно, это просто сказка, но она тоже хорошо выражает изменяющую способность Иисуса. Он может изменить любую вещь. Он может изменить любые обстоятельства. Он может изменить любого человека. Когда мы следуем за Иисусом, Он изменяет нас и делает новыми людьми.
Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. (2Кор. 5:17)
Иисус — это Бог, который пролагает дороги в степи и реки в пустыне. Иисус изменил воду в вино, крест — в славу и спасение, грешников — в святой Божий народ и царственное священство.
Этот мир уничтожает радость и только нагружает нас стрессами. Поэтому люди ищут все нового и нового вина — в прямом и переносном смысле. Давайте же в этот пасхальный день придем к Иисусу и решим слушаться Того, кто может изменить все и наполнить нашу жизнь настоящей радостью.
12-25 – Пасха в Иерусалиме
12-й стих говорит, что после свадьбы Иисус, его ученики и семья пошли в Капернаум и пробыли там несколько дней. Согласно другим Евангелиям, в это время Иисус уже оставил Назарет и жил в Капернауме. Но, поскольку здесь не описано, что они там делали, и я не буду на этом останавливаться. А затем они пошли в Иерусалим, чтобы праздновать Пасху. Наконец мы дождались, и теперь все будет про Пасху.
Еврейский народ праздновал Пасху в память о том, как Бог вывел их народ из рабства в Египте и сделал Своим избранным народом. Бог сказал им помазать косяки дверей кровью агнца, и затем умертвил в Египте всех первенцев, кроме тех домов, на которых была кровь. В одну из следующих Пасх Иисус должен был умереть на кресте, чтобы вывести нас из рабства греха и сделать Своим святым народом. Он должен был стать тем пасхальным агнцем, кровь которого дает спасение от Божьего гнева.
Мы празднуем Пасху, и даже неверующие ее празднуют. Но давайте сейчас посмотрим, что делал на Пасху Сам Иисус и подумаем о смысле этого праздника.
Прочитаем стихи 13-17:
13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
Придя в храм, Иисус увидел, что это весьма оживленное место. Но тут не проводились изучения Библии. Оживленным его сделала торговля. Там продавали овец, которых можно было приносить в жертву Богу. Для бедных был и бюджетный вариант — голуби. Стояли киоски обмена валют, потому что ко храму приходили паломники из разных стран. Голосили животные, звучали зазывные крики торговцев и брюзжание недовольных клиентов. Не хватало только неоновой вывески «Храм Плаза».
Что сделал Иисус? Он поступил совсем неожиданно. Он сделал плетку и разогнал весь этот базар. Мы привыкли к нежному и любящему образу Иисуса-пастыря. Но почему мы видим в Иисусе такой образ? Бог благой, Он ненавидит зло, и поэтому не делает зла. Но то, что происходило в храме, Иисус однозначно воспринял как зло, и поэтому безжалостно искоренил. Представьте, в какой ярости должен быть человек, чтобы разогнать целый базар! Кстати, он даже не повредил товар — скот выгнал, а голубей, которые могли разлететься, сказал торговцам забрать самим. Иисус не против торговли — но Он против того, чтобы дом Божий делали местом торговли.
Обычно большие праздники являются временем всплеска торговли. Например, специалисты уже посчитали, что эта Пасха обойдется, в самом экономном варианте, в 244 гривны на человека. И это абсолютно нормально. Но Богу не нравится, когда люди ставят на первое место в жизни не Бога, а деньги. Бог является Творцом мира и нашим Отцом и Хозяином, а не товаром или средством получения прибыли. Конечно, церковь может, например, издавать литературу и продавать ее — ведь на ее выпуск потрачены деньги и труд, и надо это все компенсировать. Но это не главное дело церкви. Если заходишь в храм, и вместо изучения Библии и молитвы видишь там прейскурант платных услуг (крещение — столько-то, молитва — столько-то, отпущение грехов – столько), то что-то здесь не так. Евангелие нельзя продавать за деньги, потому что оно куплено дорогою ценою, не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Иисуса Христа. В наше время популярны проповеди «Веруй в Иисуса, и Бог благословит тебя материально». Вроде и правильно, но главная ошибка таких проповедей — смещение ценностей. Они унижают ценность спасения от греха и примирения с Богом, и ставят на главное место мятые зеленые бумажки. Библия называет это идолопоклонством, поклонением идолу маммоны.
Слава Богу, мы не занимаемся торговлей в нашей церкви. Но может ли быть у нас такое смещение ценностей? Да сколько угодно. Например, когда мы готовили конференцию, кто-то мог подумать: «Зачем мне приходить на молитвенные собрания, это неэффективная трата моего времени». А кто-то все будет делать как надо, но в душе жалеть потраченных денег. Или самый простой вариант: служить Богу, рассчитывая получить что-то от Него за это, как служил отцу брат блудного сына. Нам надо помнить, что было а сердце у Иисуса: «Ревность по доме Твоем снедает Меня».
Конечно, резкие действия Иисуса не могли не вызвать протест у владельцев бизнеса. Прочитаем стихи 18-22:
18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать?
19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21 А Он говорил о храме тела Своего.
22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
Обычно, зарабатывающие много денег, не говорят о том, имеют ли они на это право. Но если кто-то мешает им зарабатывать, то должен показать лицензию. Люди, превратившие храм Божий в базар, требовали, чтобы Иисус доказал Свое право на очищение храма. Иисус сказал «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Это были ужасные слова для Иудеев. Они помнили, сколько времени и денег было сложено в строительство этого храма. Им даже не могла прийти мысль, что его можно разрушить. Тем более, они не стали бы делать это для доказательства правоты Иисуса. Через три года, когда Иисуса распяли на кресте, они все еще помнили эти слова и цитировали их в своих насмешках (Мк.15:29). Но Иисус говорил не о здании, а о храме Своего тела. Он говорил о Своей смерти на кресте и воскресении на третий день. Иисус умер за нас и стал нашим Спасителем. Он воскрес и стал победителем над смертью и нашим вечным Господом. Конечно, Он имеет власть изгонять грех из святого места. Когда Иисус умер и воскрес, Его ученики вспомнили этот диалог и убедились во власти Иисуса.
До Иисуса к Богу приходили через храм. Но Иисус заменил Собою храм, и открыл новый, живой путь к Богу через Свой крест. Теперь, чтобы прийти к Богу, не надо идти в какое-то специальное здание и совершать обряды. Нужно только покаяться и верить, что Иисус заплатил Своей смертью за все твои грехи.
Библия также говорит, что тело каждого верующего — это храм, в котором обитает Святой Дух.
1Кор.6:19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
Как легко наш храм наполняется разными компромиссами! Но когда приходит Иисус, Он проводит очистку, чтобы мы могли молиться и поклоняться Богу живому и истинному.
Подведем итог прочитанного.
Мы видим в этом отрывке две силы, действующие в этом мире. Во-первых, люди. В первой части люди совершают ошибки и теряют радость. Во второй части люди делают святое предметом наживы. Одним словом, люди умеют все портить. Во-вторых, Иисус. Он изменяет сущность вещей. Он благословляет и дает радость. Он очищает и открывает дорогу к Богу для грешников. В этом суть Пасхи. Мы были отделены от Бога из-за наших грехов. Мы должны были скитаться в поисках радости и жить в цинизме этого мира, используя все для выгоды и не имея ничего святого. Но Иисус пришел в этот мир, умер на кресте за наши грехи и воскрес для нашего оправдания. Теперь всякий, кто принимает Иисуса в свою жизнь, становится новым человеком. Он удаляет наши испорченные мотивы и делает нас чистым храмом Святого Духа.
Прочитаем стихи 23-25:
23 И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.
24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех
25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.
Мы видим, что на празднике Иисус тоже творил чудеса, и многие уверовали. Но после этого сказаны удивительные вещи. Хотя у Иисуса появилась толпа поклонников, Он не доверял всем им. Он знал всех. Он знал, что находится внутри каждого человека. Ему важно не количество, а качество поклонников.
Господь знает, что внутри каждого. И сегодня к храмам тянутся огромные очереди, но сколько среди этих людей Иисус признает истинно верующими? Сколько из них позволили Иисусу изменить и очистить их жизнь? С каким мотивом приходят они в церковь? Готовы ли послушаться Бога, как служители в Кане Галилейской, или просто хотят попользоваться Богом, как торговцы в храме? Я не знаю. Но Иисус знает каждого лично. Давайте пригласим Его в свою жизнь, каждый лично, чтобы Господь Иисус делал нас новыми людьми и помог поклоняться Богу в духе и истине.
В заключение еще раз прочитаем ключевой стих (11):
Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(п. Ной)