head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Я есмь воскресение и жизнь” (От Иоанна 10:22-11:45)

Я ЕСМЬ ВОСКРЕСЕНИЕ И ЖИЗНЬ

От Иоанна 10:22-11:45

Ключевой стих 11:25 : "Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет"

Один раз в год в нашей стране творится что-то невероятное, очень похожее на духовное пробуждение –люди массово идут в церковь. Когда я иду на Богослужение на 12 часов, мне становится стыдно, так как большинство из них пришли в церковь накануне вечером и пробыли там целую ночь. В этот день люди приветствуют друг друга «Христос воскрес!», и отвечают «Воистину воскрес!», а президент читает поздравительную речь. Этот день – это конечно же Пасха. Он – официальный праздник на Украине. В это время кажется, что все в нашей стране верят в воскресение Иисуса. Но это не так. Когда удовольствия и деньги стали управлять людьми, они потеряли веру в то, что человек – это вечное существо. Они стали жить только на физическом уровне и перестали ощущать духовный мир. Они хотят жить в этом мире вечно, наслаждаясь удобствами и комфортом. Но хотят они или нет, смерть ожидает каждого. Поэтому люди теряют мир и радость, и становятся нервными, недовольными и злыми. Иисус знал, как важна людям живая вера в воскресение – Его воскресение и их воскресение. В сегодняшнем слове Он допустил случиться несчастью и пострадать Своих хороших друзей Лазаря, Марфу и Марию, чтобы учить этой вере Своих учеников и нас. Пусть Бог благословит изучение этого отрывка и дарует нам живую веру в воскресение.

Первое, «Я даю им жизнь вечную» (10:22-42). Обратимся к стихам 22-24. Напряжение вокруг Иисуса возрастало. Когда он исцелил слепорожденного человека и рассказал людям притчу о добром пастыре, одни говорили: «Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его», но другие им отвечали: «Это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?» Однажды, когда Иисус был в храме, Иудеи пришли к Нему и спросили: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо». Кажется, что они были готовы поверить в Иисуса, но им только не хватало информации о Нем, и если Иисус подтвердит, что Он – Христос, то они тут же поверят в Него. Но на самом деле они уже решили не верить в Иисуса. Иисус им отетил: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам» (25,26). На самом деле Иисус уже говорил о Себе. Более того, не только Он Сам говорил о Себе, но и дела, которые Он творил, свидетельствовали о Нем. Этого было вполне достаточно, чтобы уверовать в Него, но Иудеи все равно не верили. Иисусу было очень тяжело, что они отвергали Его не смотря на многочисленные доказательства. Но Он не отчаялся. Он знал, что всегда есть Его овцы, которые знают и слушаются Его, и не Его овцы, которые не верят Ему. В истории после грехопадения никогда не было такого периода, когда в мире были одни неверующие, но и не было периода, когда были одни верующие. Многие думали, что в Советском Союзе не было верующих. Хрущев смело заявил, что до 1980 года на территории всего Союза не останется ни одного попа. Но когда рухнул железный занавес и вскрылась правда, оказалось, что в Союзе было много верующих. Многие из них пострадали за веру в лагерях и там умерли. Хотя нам может иногда казаться, что в мире очень мало верующих, это не так – мы просто всего не знаем.

В стихах 27-29 Иисус сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Иисус, как добрый пастырь, делает много-чего для Своих овец. Но здесь Он выделяет главное – Он дает им вечную жизнь. В странах, которые пережили духовное пробуждение – в США, Европе, Корее – много церквей – по всему видно, что люди искали Бога и серьезно относились к вечной жизни. В нашей стране много супермаркетов и ТРЦ, которые предлагают большой ассортимент товаров и развлечений, чтобы помочь людям хорошо обустроиться и жить в этом мире. Также много дорогих клиник и спортивных учреждений, чтобы люди были здоровы и пожили в этом мире подольше. Но в любом случае приходит время когда смерть с косой стучит в двери к каждому человеку. В это время нам нужно будет иметь значение только один факт – мы из овец Иисуса или нет, имеем вечную жизнь или вечную погибель. Для неверующих смерть печальна и трагична. В книге Екклестиаста в главе 12 описана старость и смерть человека, живущего без Бога. Надвигаются мрачные тучи, идет дождь, у человека слабеет зрение, он начинает рано просыпаться, его тело слабеет, у него начинаются необоснованные страхи и он запирается и сидит дома в одиночестве. Затем разбивается кувшин у источника и всему приходит конец. Очень печальная история. В такой жизни нет надежды. Но у верующих в Иисуса есть великая надежда. Она заключается в словах Иисуса: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек». Хотя мы также пройдем через смерть, нас ожидает воскресение к вечной жизни с Иисусом.

Второе, Иисус – воскресение и жизнь (11:1-45) Обратимся к стихам 1-3: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен». В небольшом селении Вифиния, которое находилось недалеко от Иерусалима жила семья – Лазарь и две сестры – Мария и Марфа. Мария очень любила Иисуса, любила Его слушать и помазала Его ноги дорогостоящим миром и отерла своими волосами. Марфа была трудолюбивой и служила Иисусу и ученикам, когда они посещали их дом. Наверное идеальная женщина должна совмещать качества обоих сестер. Однажды их брат Лазарь заболел. Вероятно, болезнь выглядела серьезной, так что сестры сразу послали за Иисусом передать Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен». Вероятно, они ожидали, что Иисус, узнав о болезни Лазаря, немедленно отправится на помощь.

Однако реакция Иисуса на первый взгляд выглядела странно. Посмотрим стих 4: «Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Сестры смотрели на болезнь Лазаря как на большую неприятность. Мы и сами так же относимся к болезням – кому нравится болеть! Но Иисус смотрел на болезнь Лазаря как на возможность явить славу Бога. Иисус хотел не только исцелить Лазаря. Он хотел через его болезнь насадить веру в воскресение в семье Лазаря, в Своих учениках и всех людях. Эти слова Иисуса меняют наш образ мыслей. Если цель нашей жизни в том, чтобы у нас все было хорошо, то мы никогда не достигнем ее, потому что мы живем в грешном мире, где все не так, как должно быть. Поэтому нам нужно учиться жить для славы Бога.

Композитор Гендель был самым высокооплачиваемым композитором на земле. Люди готовы были драться, чтобы попасть первыми на его концерты. Но к 50 годам его слава стала постепенно увядать. Народ перестал ходить на его концерты. Новые произведения никого уже не интересовали, и вскоре этого композитора назвали «старомодным». Композитор разорился, пережил инсульт, почти потерял зрение, замкнулся у себя дома и опустился в глубокую депрессию. Но однажды слово Бога подняло его из депресии. Он захлопнул дверь своего дома и вновь начал работу. Теперь свои произведения он посвящал только Иисусу Христу. В это время он написал хорошо известный хорал «Мессия». Он нашел настоящую цель в жизни – жить для славы Бога. И этой цели послужили даже его неуспехи и болезни.

Когда христианскому писателю Клайву Льюису было уже почти пятьдесят лет, он почувствовал, что его талант уходит. Он изо дня в день ухаживал за своей названной матерью, измученной долгой болезнью, и жил в неустроенном доме, раздираемом ссорами. Тогда он сел и написал письмо своему пастырю. В нем он спрашивает: «Доколе, Господи?» Он объясняет свои трудности, просит о молитве и объясняет, насколько все эти жизненные неурядицы отвлекают его от работы над книгами. Но тут же добавляет: «Если Богу угодно, чтобы я написал еще что-то, то слава Богу! Если неугодно – тоже слава Богу! Быть может, для моей души будет всего полезнее, если я утрачу известность и мастерство и тем самым не впаду в дурную болезнь – тщеславие». Льюис нашел единственную правильную цель в жизни – жить для славы Бога. И Господь обильно благословил его и сделал самым влиятельынм, читаемым и цитируемым христианским писателем XX и XXI века.

Взгляните на стих 6. Иисус не пошел к Лазарю сразу, а пробыл еще два дня на том месте, где находился. Так Он еще более отяжелил обстоятельства. Почему Иисус так поступил? В стихе 15 Он Сам дает ответ на этот вопрос: «и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали». Иисус задержался для того, чтобы дать им гораздо больше, чем выздоровление Лазаря. Иисус хотел им дать веру в воскресение! Так Иисус решил не только временную, но и фундаментальную проблему. Бог иногда задерживается, помогая людям. Бог задержал рождение наследника Авраама на 25 лет. Он сделал это для того, чтобы дать Аврааму веру во Всемогущего Бога. Лютер как-то сказал, что часто мы просим у Бога серебро, а Он дает нам золото. Нам нужно учиться верить в любовь Бога и доверять Ему.

Взгляните на стих 7: «После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею». Ученики не поняли, почему Иисус собрался идти в Иудею только спустя два дня. Но более всего они боялись Иудеев, которые искали убить Иисуса. Ученики чувствовали, что в этом конфликте может достаться и им. Они сказали Иисусу: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (8) Иисус ответил: «не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним». Во дне двенадцать часов – ни больше ни меньше. Так и человеку отведено время жизни – каждому свое – не больше и не меньше. Никто не умрет раньше отведенногу ему времени. Но ученики Иисуса боялись умирать. Страх парализовал их мысли и их действия, поэтому, хотя внешне они следовали за Иисусом, они шли по жизни ночью и спотыкались (10) Дальше Иисус объяснил: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». На то время Лазарь уже умер. Но Иисус сказал, что он уснул. Это значит, что Он рассматривал смерть как сон. Когда человек спит, то похож на мертвого. Я иногда прикладываю ухо к своей спящей дочери, чтобы убедиться, что все в порядке. Но спящий человек, хотя и выглядит как мертвый, на самом деле жив. Так и в жизни верующего. Для верующего смерть – это не конец всего, а переход в новую жизнь в Царстве Бога.

Взгляните на стих 12. Ученики не поняли Иисуса. Они подумали, что Лазарь уснул и сказали: «Господи! если уснул, то выздоровеет». Сон был и остается лекарством от болезней. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер». Теперь поход в Иудею терял всякий смысл. Ученики задумались, идти им с Иисусом или нет, и с боязнью смотрели друг на друга. Никто не решался сказать: «Пошли!», но и никто не хотел сказать «Я не с вами» и прослыть трусом. Их молчание нарушил голос Фомы: «пойдем и мы умрем с ним». Фома еще не имел веры в воскресение, и боялся не меньше других учеников. С другой стороны он хотел победить свой страх, но не знал как это сделать. Поэтому, хотя его губы произнесли «пойдем и мы умрем с ним», его сердце говорило: «Фома, не иди туда!» Без веры в воскресение никто не может преодолеть страх смерти и ученики в страхе последовали за Иисусом в Иудею.

Когда они пришли в Вифанию, Лазарь уже умер и четыре дня лежал во гробе. Его тело уже начало разлагаться и смердеть. Обстановка была гнетущей. Когда Марфа услышала что пришел Иисус, она вышла Ему навстречу и сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (21). Немного позже в стихе 32 Мария сказала Иисусу то же самое. В фильме «Назад в будушее» главный герой возвратился в прошлое и там что-то менял. Возможно, сестры также мечтали иметь какую-то машину времени, чтобы двигаться во времени и менять события согласно своим «если бы». Но это были только фантазии. Как же Иисус помог сестрам? Он даровал им надежду на будущее. Взгляните на стих 23: «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой». Некоторые евреи, в особенности саддукеи, не верили в воскресение мертвых. Однако большинство евреев верили в воскресение и в будущую жизнь. Марфа ответила: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (24) Марфа также верила в доктрину воскресения, но эта вера не утешала ее в данный момент.

Тогда Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (25,26) «Я есмь» стоит в настоящем времени. Значит, перед Марфой стоял Иисус, Который и есть воскресение и Который победил власть смерти. Конечно, очень важно верить в будущее воскресение. Однако, если мы верим лишь в будущее воскресение, то не знаем, что делать с настоящими проблемами и живем в унынии и пораженчестве. Нам нужно также верить в то, что Иисус с нами сейчас, и Он несет жизнь. Иисус говорил Марфе, что у нее есть надежда даже в ситуации, когда Лазарь уже умер и 4 дня во гробе. С таким Иисусом она может справиться со смертью Лазаря и не поддаваться унынию, не преклоняться перед властью смерти. Когда мы верим в то, что Иисус с нами, бессилие уходит, и появляется надежда.

Увидев, что люди находятся под властью смерти, Иисус прослезился (35). Марфа и Мария плакали по умершему брату, но Иисус плакал потому что жалел людей, которые преклонились перед властью смерти. Затем Иисус пришел ко гробу, в котором похоронили Лазаря и приказал: «Отнимите камень» (39а). Марфа ответила: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Здесь мы видим, что Марфа не верила, что Иисус может воскресить Лазаря. Если бы Лазарь был болен, она бы верила, что Иисус может исцелить его. Но когда он умер, ей казалось, что уже ничего нельзя поправить. Мы хорошо понимаем ее. Он умер четыре дня назад, его тело уже начало разлагаться. Она не видела никакой возможности помочь своему брату.

Иисус ответил ей: «не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (40) Иисус упрекнул ее и убеждал только веровать. Чтобы испытать Божью силу нам также нужно веровать даже когда ситуация выглядит безнадежной. Однажды к Елисею обратилась вдова одного пророка, у которой заимодавец хотел забрать детей в рабство. Он спросил: «Что есть у тебя в доме?» В ее доме оказался только одни сосуд с елеем. Печальная картина, которая может повергнуть в уныние любого. Но Елисей сказал ей пойти набрать порожних сосудов у соседей, запереться в доме и наливать в них из полного. Нам кажется что это бессмысленное занятие – переливать из полного в порожние. Но когда вдова повиновалась, все сосуды оказались полными. Это и есть вера. Нам также нужно учиться практической вере в нашей ситуации и собирать пустые сосуды чтобы Бог их наполнил. Пусть Господь наполнит это место студентами, ищущими истину и любящими слово Бога!

Взгляните на стихи 41,42. Люди отняли камень от пещеры, в которой был погребен Лазарь. Иисус воззвал громким голосом: «Лазарь! иди вон» (43) И что же случилось? Умерший Лазарь услышал голос Иисуса, ожил и вышел из гроба! Ученики Иисуса от удивления застыли на месте. Произошло великое чудо, все стоявшие замерли. Иисус показал, что Он действительно есть воскресение и жизнь. Он также показал это когда воскрес из мертвых на третий день и потом явился Своим ученикам. Иисус обещал: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (5:25) Слово Иисуса несет жизнь. Когда люди слышат это слово, они оживают, и выходят из гробов своих грехов чтобы жить для славы Бога.

В последние несколько лет в моей жизни наступил период, который психологи называют кризисом среднего возраста. Это время, когда человек оглядывается назад, видит свои ошибки и мысленно проживает жизнь по-другому. Я спрашиваю себя: «Зачем я занимался физикой? Почему не занимался программированием?» Через это слово я учился, что нужно жить не вымышленным прошлым, а настоящим – для славы Бога. Если я живу для славы Бога, тогда даже мои неудачи и болезни прославляют Бога. Также я учился, что у меня есть все основания светло и с надеждой смотреть в будущее. Меня ожидает не только седина, старость и смерть, меня ожидает воскресение и жизнь с Иисусом.

В заключении давайте вместе прочитаем стих 25: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» Я молюсь чтобы мы научились практической вере в воскресение и такой верой жили для Божьей славы. Аминь.

(п. Яков)