Вивчення Біблії: Проповідь “Вот Агнец Божий” (От Иоанна 1:19-34)
ВОТ АГНЕЦ БОЖИЙ
Ключевой стих 29 : "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира"
Недавно один мой знакомый выложил в интернет фотографию какой-то заблудившейся армии с подписью: «нас невозможно сбить с пути, нам все равно, куда идти». Выглядело это достаточно смешно. Но потом я задумался о том, что, на самом деле, многие люди имеют проблемы даже с идентификацией себя в этой жизни («кто я такой?»), а тем более со своими целями и направлением («к чему я стремлюсь и что я должен делать?»). Поэтому поиск ближайшего ориентира в жизни выглядит примерно вот так (слайд). Когда же мы встречаем кого-то, обладающего действительно целостной и целеустремленной личностью, то такой человек вызывает в нас искреннее восхищение. Согласны?
Примеры таких целостных людей довольно часто мы встречаем на страницах Библии. Один из них — креститель Иоанн. У него есть ответы на все вопросы: «кто я?», «что я сейчас делаю и зачем?». Но кроме ответов, у него есть еще и послание, весть которую он хотел бы донести до каждого человека в его окружении, до каждого человека в мире и до каждого человека в этом зале. Давайте сейчас расположим наши сердца и слух к тому, чтобы воспринимать слово Бога и научаться от него.
С 19го стиха Евангелия от Иоанна начинается его повествовательная часть. Если до этого евангелист Иоанн тезисно провозглашал некоторые истины о Боге, о людях, о всем этом мире. То сейчас он начинает последовательно рассказывать о событиях, связанных с личностью нашего Господа Иисуса Христа и открывать все то, что было провозглашено о Нем.
Посмотрите стихи 19-21: «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет».
Повествование его начинается не с Рождества, как у Матфея или Луки, а со времени проповеди удивительного Божьего слуги, Иоанна крестителя. Этот человек имел очень большое влияние на своих современников, а его ученики и последовали еще больше умножили это влияние, распространив его по всей Малой Азии. Даже до сегодня на территории Ирана сохранились общины мандеев, почитающих Иоанна крестителя своим мессией.
Судьба Иоанна была не простой. История его чудесного рождения рассказывается в Евангелии от Луки. Нам мало известно о его юности и взрослении. В Лук.1:80 сказано: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Когда же он вырос, а ко власти пришли первосвященники Анна и Каиафа, Бог дал Иоанну Свое слово и призвал его для служения.
Не смотря на то, что проповедь Иоанна была довольно резкой и обличающей, не смотря на его странный внешний вид, не смотря на очень необычный, нетрадиционный подход к служению, многие люди прислушались к его словам. В Мат.3:5,6 говорится: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Иерусалим, вся Иудея и вся окрестность Иорданская — это действительно много людей, которые каждый день приходили к Иоанну. Такая активность, конечно же, не могла не остаться незамеченной для религиозных и политических руководителей Израиля. И вот они посылают людей, чтобы выяснить у Иоанна две вещи: «Кто ты?» и «Почему ты крестишь?»
Посмотрите стих 25: «И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» На самом деле водное крещение не было чем-то новым для евреев. Это был давний и известный обычай, который применялся к язычникам, которые хотели принять иудейство. Таким образом они показывали, что раскаиваются в грехах соделанных ранее и принимают новую жизнь. Но Иоанн крестил не язычников, а иудеев, хотя они и так, по праву рождения были частью народа Божьего. Никто не призывал иудеев к крещению. Но Иоанн призывал. Настойчиво призывал. Он говорил: «сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Матф.3:8,9). Не уповайте на свои добрые дела, на свое происхождение, на Авраама и на всех своих великих отцов прошлого. Вам нужно покаяться здесь и сейчас и приготовиться к большим переменам. Точно также и в наше время. То, что родители крестили тебя в детстве, не отменяет того, что сейчас, когда ты сам отвечаешь за свою жизнь перед Богом, нужно прийти к Нему с искренним раскаянием и воздать должное Его чистоте и святости.
Кто ты? – Христос, Илия или один из пророков? Спрашивают Иоанна фарисеи и священники. Такие вопросы не зададут простому человеку с которым можно не считаться. На самом деле Иоанн мог бы назваться любым из этих имен. Он имел достаточно влияния чтобы его словам поверили. Он был достаточно убедителен, имел многих учеников, а многие и вовсе считали его мессией. Он очень легко мог получить славу и поклонение. Но Иоанн сразу отказывается от роли Христа, Илии или пророка. Что же он говорит о себе?
Посмотрите стихи 22,23: «Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия».
Однажды сам Господь сказал об Иоанне так: «…говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лук.7:28). Но сам Иоанн не превозносится, но переводит все внимание вопрошавших с себя — на Того, Кто идет за ним.
Кто ты? – я голос, просто голос в пустыне.
Кто ты? – да не смотри ты на меня, посмотри, кто идет следом за мною.
Кто ты? – кто я? я — глашатай великого Царя, приготовь для Него путь.
Посмотрите стихи 26,27: «Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».
Ответом на вопрос о правомочности крещения, Иоанн отводит внимания вопрошавших от себя на Того, Кто его послал.
Ему говорят: «чего ты тут крестишь, по какому праву народ баламутишь?» А он отвечает: вот вы, такие солидные, важные господа, в одеждах красивых пришли, чтобы спросить кто я. А это совсем не важно. Не тот вопрос вы задаете, товарищи. Здесь на берегу, среди вас стоит Некто, Которого вы, к стыду вашему и к печали моей, не знаете. Вы посчитали меня достойным того, чтобы так далеко идти. Но Тот, Кого вы не знаете, Тот, Кто идет за мной, так велик, так славен, так могуществен, что я даже не достоин развязать ремень обуви Его.
Мы видим, что Иоанн полностью забирает себя из этой проповеди. Он делает себя как можно меньше и как можно незначительней, чтобы еще больше возвеличить Того, ради Кого был послан — Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя.
Наконец, посмотрите стихи 29-31: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».
Постарайтесь представить себе эту картину. Как вы думаете, как и кому Иоанн сказал эти слова? Я уверен, вокруг него, как и обычно было множество людей: его ученики, люди, что пришли креститься, засланные фарисеи. Все шло, как обычно, Иоанн крестил и призывал народ к покаянию. И вдруг на берегу он увидел Иисуса, которого крестил накануне. И остановился. И поднял свою руку и говорил: «вот, посмотрите, это Он, это Тот, о ком я вам рассказывал. Это Тот, ради которого мы все здесь собрались. Посмотрите, это Агнец Божий, который берет на Себя грех мира!»
Только что Иоанн был в центре внимания, все пришли чтобы слушать его. Но эта слава и внимание не радует и не греет его. Вдруг он видит идущего Христа, и его сердце наполняется такой радостью, таким ликованием, таким восторгом, что он просто не может держать это в себе. Как человек мучимый жаждой, он видит оазис в пустыне и говорит своим спутникам — вот, взгляните, там вода, там спасение наше, пойдем туда. Смотрите, Агнец Божий! Вот, ради кого все мы здесь собрались, говорит он. Я ведь тоже раньше не знал его. А теперь знаю, мне Бог показал. Посмотрите и вы на Него. Узнайте и вы Его. И все начинают оборачиваться на Иисуса, ожидают увидеть кого-то в сияющих одеждах, а видят просто сына плотника. Они не знают Его, но Иоанн знает, и снова, и снова он призывает людей следовать не за собою, а за Христом. Аминь.
Личность Иоанна действительно удивительна. Пророк на сломе Ветхого и Нового завета. Величайший из рожденных женщиной и в то же время такой скромный. Он вне всякого сомнения являет пример, образец для подражания для каждого служителя Христова. Чему же мы можем научиться у него?
1. Его четкое самоосознание и понимание своей миссии, ясный ответ на вопрос «кто ты?» и «что ты делаешь?» Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу… я для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
Ясная идентификация и понимание своей миссии — это очень важный момент для всякого служителя. Без этого наше служение, вся наша деятельность — превращается в беспорядочную суету, видимость деятельности, делать хоть что-нибудь, лишь бы не остановиться и не понять, что все, что ты делаешь — пустое и никому не нужно.
Именно поэтому ап. Петр говорит гонимым верующим: хотя вам кажется, что вы странники и скитальцы, «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).
Вот ваша идентификация, вот ваша миссия. Хотя вы гонимы и рассеяны, но помните об этом и живите достойно своего звания. Вы — род избранный, царственное священство. Эти слова звучат и для нас сегодня, чтобы мы не забывали своего места в Божьей истории и верно прославляли Того, кто искупил нас не серебром и не золотом, но драгоценной Кровью Иисуса Христа. Аминь.
2. Его скромность и нежелание прославлять себя. Мы видим, как на всякий вопрос, который мог бы заострить внимание на личности Иоанна, своим ответом он переводит внимание на грядущего Господа. Я не Христос, я — голос в пустыне, я недостоин развязать ремень у обуви Его.
Снимать пыльную обувь было обязанностью рабов, для иудея это было слишком унизительно. Но Иоанн так хочет прославить Христа, что ставит себя ниже раба, и говорит, что недостоин.
Подобное отношение мы встречаем у ап. Павла, когда тот, кто своими ногами с проповедью Евангелия обошел пол-мира, кто так много пострадал ради Христа и Его Церкви говорит: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9:16)
Когда мы что-то хорошо делаем в церкви или еще где-нибудь, нам естественно хочется получить признание и похвалу от окружающих. Хочется, чтобы наши достижения или хотя-бы старание были оценены другими. И нам очень не нравится, когда кто-то пренебрегает нашим трудом. Но и Павел и Иоанн во всем, что делали, прославляли Христа и прибегали ко всякой возможности, чтобы явить совершенства и превосходство Того, Кто призвал нас из тьмы в чудный Свой свет. Пусть Господь поможет и нам не быть, как обидчивые дети, которые только и ждут одобрения от всех. Но вместо этого, в любых обстоятельствах максимально прославлять нашего Господа и Ему воздавать всю хвалу и славу. Аминь.
3. Его полная концентрация на Христе. Все его действия, его проповедь, и даже его идентификация: «я голос в пустыне» имели смысл только в связи с Иисусом Христом. Единственной задачей Иоанна Крестителя было свидетельствовать о Христе. Он был утренней звездой, возвещающей восхождение солнца. Единственное основание для его существования заключалось в Господе Иисусе, поэтому, как только явился истинный свет Христов, звезда Иоанна уходит с небосвода.
Возлюбленные, как же это здорово, как это прекрасно, когда каждый из нас просто не мыслит себя без Христа. Когда вся наша жизнь, вся наша радость, все наше упование и наслаждение заключаются в удивительном Спасителе нашем. Как это прекрасно, когда вместе с Павлом мы можем исповедовать: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть — приобретение» (Фил.1:21). Для меня жизнь — Христос, и я просто не представляю себе другой жизни, без Него — я как ветка оторванная от лозы, а в Нем моя жизнь полна всякой благостью и полнотою Христовою. Без Него все существование мое лишено смысла и всякого значения и ценности, и лишь в Нем я обретаю себя.
Братья и сестры, я хотел бы сегодня, чтобы каждый из нас посмотрел в свою жизнь и в свое сердце и спросил себя: действительно ли вся жизнь моя, все существо мое покорены Христу и заключены в Нем? Действительно ли, без Христа я не мыслю себя? Так ли это? Или же ты считаешь себя и так достаточно состоявшимся, а Христос для тебя — это только лишь приятный бонус, чтобы исцелять тебя, помогать реализоваться в жизни, благословлять или чтобы какие-то там проблемы решать, когда у самого не выходит? Задумайтесь об этом. Задумайтесь и найдите себя в Нем. Осознайте себя в Нем и живите в Божьей полноте, как Иоанн или Павел, во Христе. Аминь.
Мы очень много времени сегодня уделили личности Иоанна. Между тем, как в этом отрывке присутствует Тот, кто неизмеримо больше Иоанна. Тот, ради Кого Иоанн жил. Давайте посмотрим, на кого нам указывает Иоанн и в чем состояла суть его проповеди.
Посмотрите стих 29 еще раз: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира».
Иоанн много знал о Господе Иисусе и мог бы описать Его различные качества. Он мог бы, указать на Него как на величайший пример, как на великого Учителя святости и любви. Однако не это казалось Крестителю первостепенным и самым важным в Господе. Он поднял руку, указал на Иисуса и воскликнул: "Вот Агнец Божий". Он не сказал: "Вот, с Него вы поистине можете брать пример", – хотя, несомненно, с полным правом мог бы утверждать это. Он не сказал: "Вот наш царь". Этого факта Иоанн не стал бы отрицать тоже. И все же первый пункт, на котором он остановился и который наполнил его радостью, заключался в этих словах: "Вот Агнец Божий".
Агнец Божий – в этих словах есть нечто удивительное и поразительное; это выражение встречается в Откровении двадцать девять раз. Это имя стало одним из титулов Христа: в одном слове выражены любовь, жертвенность, страдание и триумф Христа. Что же Иоанн хотел открыть нам о Христе, когда провозгласил эти слова?
Библия дает нам указание как минимум на два разных момента, связанных с агнцем.
Первый — это пасхальный агнец. Согласно описанию первой Пасхи, кровь заколотого ягненка защитила дома иудеев в ночь исхода из Египта (Исх. 12,11-13). В ту ночь, когда ангел смерти проходил повсюду, поражая всякого первенца в земле египетской, иудеи помазали косяки и перекладины дверей своих домов кровью заколотого агнца, чтобы ангел смерти, увидев этот знак, прошел мимо. Кровь агнца спасла всех первенцев иудеев от гибели.
Совсем не трудно помазать косяк двери кровью, но нужна вера, чтобы последовать этому странному способу спастись. Совсем не важно было, кто жил в доме, важно только – есть кровь или нет. Тот, кто поверил Божьему слову – спасся от Божьего гнева, а остальные — погибли.
Второе упоминание — это ягненок, которого приносили в жертву за грехи народа каждый день, утром и вечером (Исх.29:38-42). Эти жертвы приносились каждый день с тех пор, как стоял Храм и до тех пор, пока он не был разрушен. Даже когда люди умирали с голоду на войне или в осажденном городе, они не забывали приносить в жертву агнца.
Агнец Божий берет наши грехи на Себя. Ис.53:5,6 «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас».
Агнец Божий изменят нас и очищает изнутри: Евр.9:11-14 «Но Христос, Первосвященник будущих благ… не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!»
Агнец Божий — это единственная причина, чтобы нам избежать Божьего гнева и наказания за свои грехи. Агнец Божий — это жизнь и спасение наши. Его Кровь — это наше примирение с Богом.
Агнец Божий стоит посреди престола на небесах. Он дает победу верующим в Него. Он — храм и светильник небесного Иерусалима. Агнец Божий — это самый большой и ценный подарок с небес для каждого из нас.
«Смотрите, это Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» говорит Иоанн. Вы пришли сюда с покаянием, но вода Иордана не очистит ваших грехов, сколько бы вы ни погружались. Он очистит. Он спасет. Аминь!
Агнец Божий — это именно то, что крайне необходимо каждому человеку. Не политический лидер, не учитель мудрости, не кто либо еще. Он — спасение и жизнь наша, святость наша и благословение. В Нем есть все для каждого из нас.
Агнец Божий, на самом деле — это тема для отдельной проповеди и еще так много можно и нужно размышлять об этой роли и титуле Христа. Но у нас нет сегодня так много времени, поэтому, как минимум, давайте посвятим этому наши размышления в свидетельствах.
Посмотрите стихи 32-34: «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
Водное крещение важно, потому что нужно признать свои грехи и осознать себя перед Богом, осознать свою нужду в Спасителе. Но признать Иисуса Сыном Божьим и служить Ему может только тот, кто получил дар Духа Святого. Дух Святой изменяет нас изнутри, укрепляет в нас веру и открывает наши глаза к познанию славы Божьей. И какое благо и счастье для нас, что Агнец Иисус послал Духа Святого верующим в Него. Пусть наши жизни будут наполнены и водимы Им, чтобы нам пребывать в полноте Его. Аминь.
Вне всякого сомнения: Креститель Иоанн — это прекрасный пример для всякого служителя Христова. Он счастлив проповедовать об Иисусе. Он провозглашает Его как пришедшего и грядущего. Он приводит своих слушателей к Иисусу. Он обладает смирением, в котором обнаруживается сила, достаточная, чтобы убедить людей отойти от него и примкнуть к Иисусу. В этом похвала Иоанна Крестителя. Меня лично поразила эта полная концентрация на Христе, не способность жить и осознавать себя отдельно от Христа. Агнец Божий, Христос — это центр и смысл его жизни и проповеди. Я молюсь, чтобы и наши жизни так же были пронизаны этой страстью, этим желанием видеть перед собою Христа, служить Ему, поклоняться Ему и исполнять Его волю. Аминь.
(п. Ионафан)