head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Паси овец Моих” (От Иоанна 21:1-25)

ПАСИ ОВЕЦ МОИХ

От Иоанна 21:1-25

Ключевой стих 17 : "Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих"

Сегодня последнее богослужение в 2013 году. Сегодня мы также завершаем изучение Евангелия от Иоанна. Во трех Евангелиях, в самом конце, перед вознесением, Иисус дает ученикам великое поручение: идти по всему миру и проповедовать Евангелие всем людям. В Евангелии от Иоанна этот эпизод опущен, но Иисус в других обстоятельствах дает Петру аналогичное поручение: пасти агнцев Иисуса. Тут поручение Иисуса звучит по-другому, но оно по-новому открывает сердце Иисуса к Своим ученикам и ко всему миру.

Во-первых, Иисус помог ученикам преодолеть неудачу. (1-15)

Посмотрите стихи с 1 по 3: «После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего». После смерти и воскресения Иисуса, воскресший Иисус дважды явился ученикам и даже дал Фоме потрогать раны от гвоздей и копья. Тем не менее, ученики почему-то снова оказались в Галилее. Мы можем понять учеников. До сих пор Иисус водил их у говорил, что им надо делать. Когда Иисус говорил: «пойдем в близлежащие селения, чтобы Мне и там проповедовать», то ученики просто шли, куда ведет Иисус. Когда Иисус вел их в Иудею, в Галилею, в Десятиградие, в Самарию или в Кесарию Филиппову, то ученики просто подчинялись. Но сейчас, после смерти и воскресения Иисуса все изменилось. Воскресший Иисус явился им два раза, но уже не ходил вместе с ними. Он только сказал им через женщин: «пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мтф. 28:10). Они пришли в Галилею, но не имели конкретного плана, что должны делать. Мы можем быть уверены, что они на 100% были убеждены в воскресении Иисуса, что они точно знали, что Иисус — это Господь и Мессия, но не понимали, что им делать с этим знанием. Здесь мы видим, что, как сказала м. Ревекка на изучении, иногда братьям надо дать четкое и конкретное направление, иначе они не будут знать, что делать.

В такой ситуации к ним пришел голод. Конечно, бывало, они голодали и раньше. Но раньше всегда Иисуса приглашали последователи, были какие-то женщины, которые служили, иногда Иисуса приглашали фарисеи или, например, мытарь Закхей. Но теперь им пришлось надеяться только на себя. Поэтому Петр решил делать то, что умел делать лучше всего: ловить рыбу. Шесть других учеников тоже думали, что надо что-то делать и тоже захотели ловить рыбу. Они сразу вошли в лодку, срезу начали ловить, но за всю ночь не поймали ничего. Наши братья, которые любят ловить рыбу, и те, которые не любят ловить рыбу, но зарабатывают на жизнь программированием, хорошо понимают учеников. Часто успех не зависит от опыта, знаний или усердия. Иногда просто ничего не получается, хотя прилагаешь максимум усилий. В такое время, обычно, не хочется ничего делать, хочется придти домой и просто лечь спать. В такое время, обычно, приходит сатана и начинает искушать: у тебя никогда ничего не получается, ты никчема, ты такой, такой и такой. Если слушать сатану, то единственное, что остается дальше делать, это лежать на кровати и смотреть телевизор или Интернет. Но именно в такое время к ученикам пришел Иисус.

Посмотрите на стихи 4-6: «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы». Иисус не только помог им поймать рыбу, но и помог преодолеть неудачу.

Когда у учеников начался такой чудесный лов рыбы, то Иоанн вспомнил, что такое уже было раньше. Когда Иисус призывал первых четырех учеников, они тоже трудились всю ночь, но ничего не поймали. Тогда Иисус сказал им еще раз закинуть сети и они поймали множество рыбы. Для Иоанна этот чудесный лов рыбы звучал так же, как для Марии Магдалины слова Иисуса: «Мария!». Он сразу узнал: это Иисус. И он сразу сказал об этом Петру. Петр действительно сильно любил Иисуса, он быстро оделся и бросился в воду, чтобы поскорее приплыть к Иисусу. Остальные ученики приплыли в лодке, таща сеть с рыбою.

Когда они вышли на берег, то увидели, что Иисус уже разложил костер и приготовил завтрак. Посмотрите стихи 9-12: «Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, [которых было] сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу». Это удивительная история. Иисус — воскресший Господь, Который воссядет одесную Бога, но Он приходит к ученикам, и помогает им на рыбалке, а пока они вытаскивают сеть, готовит им горячие бутерброды с печенной рыбой. Когда они были готовы отчаяться, Он дал им успех, а когда были голодные и усталые, Сам позаботился об их насущных проблемах. Это событие напоминает мне как мама или папа помогает ребенку сделать уроки. Мой младший сын иногда не может сделать английский. Иногда мы приходим поздно, а он еще не сделал уроки. Тогда у нас получается примерно такой диалог: «Даня, чому ти ще не спиш? Ти зробив всi уроки?», «Да вс_», «А англ_йську?» «Я не можу цього зробити, я нiчого не розумiю, а Яник менi не допомогає». «Але ж це твої уроки, ти сам маєш зробити їх». «Ну як я можу зробити, коли я цього не можу?». Тогда я говорю: «добре, принось суди твiй пiдручник, зошит, будемо робити разом». «Ну от, оцю вправу треба зробити, а я не розумiю». «Про що тут запитується? Яке слово не можеш прочитати? Давай шукати в словнику. Добре це правильно. А яка вiдповiдь? Правильно, ти все можеш». Пока мы так делаем его домашнее задание, мама приготовит что-то покушать, потому что уже позно и надо срочно ложиться спать. Так и Иисус, Он помог им в неудаче и позаботился о их нуждах.

Почему Иисус сделал это? Потому что Иисус — Бог благословения. Он не хочет чтобы Его люди жили в чувстве неудачи или ущербности, не хочет, чтобы они были бессильными и отчаявшимися. Как Иисус сказал о Себе: «я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», так Он и делает. Конечно, поймать много рыбы и поесть вкусную еду, когда не надеялся ни на что — это еще не жизнь с избытком и даже не необходимое условие, но это событие показывает глубокое желание сердца Иисуса — благословить, сделать человека сильным, совершившимся, победителем жизни, тем, кто преодолевает трудности, а не течет за обстоятельствами. Также видно сердце любви Иисуса. Любовь Иисуса — придти первым и первым помочь и позаботится. Иисус знает, в чем мы сейчас действительно нуждаемся и дает это.

Не знаю как вы, но когда я смотрю на окружающий мир, то вижу много людей, которые любят разрушать надежду и видение. Они говорят: вы такие, вы всегда были рабами, у вас ничего нет, нет надежды, вы не умеете работать, никогда ничего не достигните, единственное, на что вы способны, чтобы кто-то позаботился о вас. Хотя в их словах есть что-то правильное, но мы должны знать, что это говорит сатана. И я вижу многих людей, которые приняли эту ложь сатаны, потому ищут только трех кусков хлеба и все время сидят за телевизором. Но надежда, и видение, и сердце Бога к нам, к нашему народу и к нашей стране другие. Бог видит, что в Украине будет царство Божие и мы сами будем обеспечивать и хлебом и духовным хлебом не только нас самих, но и весь мир. Мы, как верующие, должны разрушать такой обман сатаны.

Во-вторых, любишь ли ты Меня? (15-17)

Посмотрите стихи 15-17: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих».

Во время обеда Иисус трижды задал Петру один и тот же вопрос: «любишь ли ты Меня?». Первый раз Иисус спросил Петра, любит ли он Иисуса больше нежели «они». В зависимости от того, на что указывал в тот момент Иисус, эти слова можно перевести и как «любишь ли ты Меня больше, чем другие ученики» и как «любишь ли ты меня больше, чем все это: лодка, море, спокойная жизнь». В любом случае этот вопрос несколько странный. Почему Иисус задал его именно Петру и почему Иисус трижды задавал его?

Петр был первым учеником. Очевидно, что он любил Иисуса. Петр первым исповедовал Иисуса Христом. Петр, исповедовал, что ему не к кому идти, потому что Иисус имеет глаголы вечной жизни. Петр единственный, кто попытался защитить Иисуса в Гефсиманском саду, и следовал за Иисусом в двор первосвященника. Но во дворе он отрекся от Иисуса три раза. Это была граница любви Петра. Отречение Петра произошло не так давно, две или три недели назад и Петр чувствовал себя предателем. Когда Иисус спросил Петра о его любви, что мог чувствовать Петр? Наверное, ему было стыдно. Наверное, он думал, что Иисус сомневается в его любви. Наверное сам Петр сомневался в своей любви. Но, несмотря на это, Иисус хотел, чтобы Петр исповедовал свою любовь к Иисусу. Это было необходимо, чтобы восстановить Петра. Петр исповедовал три раза. Три раза Петр говорил то же самое: «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Третий раз Петр опечалился. Он не мог ничем доказать свою любовь и только сказал: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Петр не мог доказать своей любви, он только сказал: «не смотря ни на что, я все равно люблю тебя, Господи». Здесь мы видим одну очень важную вещь. Раньше Петр думал, что любит Иисуса потому что он, Петр, добрый и верный и лучше других. Сейчас Петр узнал о себе, что он не добрый и не верный, но он также узнал, что Иисус любит его не смотря ни на что. Поэтому Петр тоже любит Иисуса — в ответ на любовь Господа. То, что Господь первый возлюбил нас — это и есть правильное основание для отношений любви с Иисусом. Для того, чтобы установить такие правильные отношения любви с Петром, Иисус так спрашивал его и требовал от него исповедания. Поэтому Иисус не требовал такого исповедания от Иоанна. Иоанн и так знал о себе, что он — ученик, которого любил Иисус. Знать, что Иисус любит меня — это источник наших духовных сил и твердости, и это тот духовный якорь, который не дает нам уйти от Иисуса.

В-третьих, паси агнцев Моих (15-17).

Посмотрите еще раз на стихи 15-17. «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». Каждый раз, когда Петр исповедовал свою любовь к Иисусу, Иисус говорил ему одно и то же: «паси агнцев Моих», «паси овец Моих». Иметь отношения любви с Иисусом и «пасти Его овец» тесно связано. Тот, кто любит Иисуса, пасет Его агнцев. И только тот, кто имеет отношения любви с Иисусом может пасти агнцев Бога.

Что значит «пасти овец Иисуса»? Свинью можно поставить в свинарник и давать ей помои или комбикорм несколько раз в день. Но овец надо пасти. Надо водить их на пастбища, где они могут найти корм и свежую воду. На пастбищах надо охранять овец от хищников. Больных овец надо лечить и слабую укреплять. Для овец пастырь это не тот, кто просто кормит, но тот, кто заботится о них и ведет их к жизни с избытком. Для пастыря овцы — это не просто поголовье, он любит своих овец, знает каждую, знает их характер, знает, что нужно каждой. Именно так должен заботиться Петр об агнцах Иисуса. Конкретно, это значит знать каждого агнца Иисуса лично, кормить словом Бога, укреплять в вере, если надо обличать, если надо утешать и, самое главное, во всем всегда приводить к Иисусу. Как пастух, как правило, не ложит корм перед овцами, а водит их на злачные пажити и к водам тихим, так и духовный пастырь не должен решать все проблемы агнцев, но привести их на злачные пажити — туда, где есть Иисус, чтобы они решили свои проблемы перед Иисусом. Как пастух защищает овец от волков, так и духовный пастырь должен защищать стадо Бога от духовных волков: тех, кто обманывают овец, кто под красивыми лозунгами предлагают грех, кто сеют сомнения, страх, разделение, отчаяние. Как пастух лечит больную овцу, так и духовный пастырь должен помочь раскаяться, но не только это. Бывает верующий попадает в неправильном знании или понимании слова Бога, тогда сатана может мучать и искушать его, бывает есть какое-то непрощение, обида или горький корень. Все это использует сатана, чтобы искусить верующего, за которого умер Христос. В этом случае задача пастыря — найти это неправильное знание, это неверие, этот горький корень и помочь перед Иисусом исцелить его. Это все — роль пастыря.

Сам Иисус сказал о Себе как о «добром пастыре, который полагает жизнь свою за овец». Иисус противопоставил Себя «вору, который приходит только украсть, убить и погубить» и наемнику, «который видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит». В истории Израиля было много воров и наемников, которые не пасли стадо, но только использовали овец для себя. В истории церкви тоже немало воров и наемников. Но Иисус призвал Петра и нас не быть наемниками, но подражать Иисусу и быть пастырями. Сердце Бога — это чтобы никто не погиб, но все имели жизнь вечную. Поэтому Он призывает пастырей.

Как можно быть пастырем? Как можно любить чужого для тебя человека и заботиться о нем, даже если он сам этого не сильно хочет? Только имея отношения любви с Иисусом. Мы можем любить другого, когда соединяемся в любви с Иисусом. Тогда сердце Иисуса становятся нашим сердцем и Его мысли становятся нашими мыслями, и мы можем пасти Его овец. И наоборот, если сердце Иисуса стало нашим сердцем, то мы не можем быть равнодушными к Его овцам. И заботиться об овцах Иисуса — это главный способ, как мы можем показать свою любовь к Иисусу.

В-четвертых, иди за мною (18-25)

После исповедания любви Петра и после того, как Иисус поставил его пастырем для Своего стада, Иисус предсказал мученическую смерть Петра и сказал ему: «следуй за Мною». Петр обернулся и увидел сзади Иоанна и спросил: «а он что?». На это Иисус отвечал: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною». Это слово послужило основой слуха, что Иоанн не умрет, пока не придет Иисус. Но Иисус не это имел в виду. Иисус сказал, что следовать за Ним — это личное дело и личный призыв каждого. Иисус призвал Петра следовать за Ним и вера и решение Петра следовать за Иисусом или не следовать — это только его решение, оно не зависит от решения Иоанна или Иакова. Точно так же и наше решение следовать за Иисусом — это наше личное решение, не зависит от решения жены, или детей, или родителей, или соседа. В конце концов каждый сам решает, как жить, слушаться ли Иисуса, или нет, и это решение подтверждается многими мелкими каждодневными решениями. За все это каждый из нас даст отчет Богу.

Благодарю Бога за это слово. Прежде всего я вспомнил, какое основание для моей веры. Это основание — неизменная любовь Бога ко мне. Кто кто, а я точно не имею никаких оснований, чтобы гордиться, чтобы думать что-то о себе. Иисус призвал меня, когда я был рабом похоти, страха и отчаяния, и не мог освободиться. Потом я многократно думал, что Иисус избрал меня за какие-то особые заслуги, за что-то особенное. Но когда я так думал, то всегда попадал попеременно то в гордость, то в отчаяние, всегда возвращался на свои старые грехи и не мог ничего делать. Однажды Бог открыл мне один факт: Иисус умер за меня не потому, что я что-то особенное, но просто потому, что Он возлюбил меня. Он сказал мне: если ты бессильный, то неужели от этого бессильна становится Кровь Христа? Мне было очень стыдно. Сейчас я понял, что именно любовь Иисуса делает меня и каждого из нас особенным перед Богом. Именно любовь Иисуса может быть единственным основанием для нашей любви к Нему.

Второе что я понял, что любовь Иисуса и отношения любви с Ним — единственное основание для того, чтобы пасти агнцев Иисуса. Я плохой пастырь из-за лени, из-за страха, из-за эгоизма, а более всего из-за не близких отношений с Иисусом. Поэтому мне сложно чему-то особому научить. Но я понял, что такое пастырь. Это тот, кто заботится об овцах. Я хотел быть ментором, но менторы сейчас не нужны. Но нужны те, кто помогает хранить видение и надежду, кто могут сказать, что в Иисусе есть будущее, что Он и есть добрый пастырь. Молюсь, чтобы я и мы были добрыми пастырями для овец Иисуса и чтобы царство Иисуса Христа пришло на нашу землю.

Мы закончили изучение Евангелия от Иоанна. Оно, как и остальные три Евангелия заканчивается великим поручением Иисуса о проповеди Евангелия. Но в Евангелии от Иоанна это поручение звучит очень лично и звучит к каждому из нас: «если ты принял Мою любовь, если ты ответил на нее и любишь Меня, то паси Моих агнцев, стань для них добрым пастырем, как Я стал для тебя». Давайте принимаем это слово.

(п. Авраам Влад)