Вивчення Біблії: Проповідь “Не будь неверующим, но верующим” (От Иоанна 20:1-31)
НЕ БУДЬ НЕВЕРУЮЩИМ, НО ВЕРУЮЩИМ
Ключевой стих 20:29 : "Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие"
Воскресение Иисуса Христа — это центральное событие в христианской вере. Оно настолько важное, что мы каждую неделю празднуем его. Евреи праздновали Субботу, потому что Бог отдыхал в этот день после сотворения мира. Мы празднуем воскресенье, потому что Своим воскресением Иисус сделал нас новым творением. Давайте через сегодняшнее слово научимся, как мы можем быть свидетелями воскресения Иисуса Христа.
1. Что ты плачешь? Кого ищешь?
Прочитаем стихи 1,2:
1 В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
Из других Евангелий мы знаем, что с Марией были и другие женщины, но Иоанн упоминает только ее, как главное действующее лицо. Кем она была? Марк и Лука говорят, что Иисус изгнал из нее семь бесов. Матфей говорит, что она была одной из тех женщин, которые всегда следовали за Иисусом и служили Ему. Она стояла возле креста Иисуса, а также участвовала в Его погребении. Мы можем предположить, что Иисус был для нее важнее жизни. Она благодарила Его за то, что Он освободил ее от бесовской власти, и все свои мечты она связывала с Иисусом. Когда Иисус умер на кресте, ее надежды умерли вместе с Ним.
Как только закончилась суббота, она пошла ко гробу. Она надеялась отдать телу Иисуса свою дань уважения, помазав его благовониями. Удивительная сила женщин в том, что они действуют, не обращая внимания на преграды — ни на огромный камень, закрывающий гробницу, ни на римских солдат, охраняющих ее.
Но оказалось, что камень был уже отвален, а стражи и след простыл. Мария сразу построила логическую цепочку: камень отвален, значит кто-то его отвалил. Иисус умер, значит отвалил кто-то другой. А если кто-то отвалил камень и пробрался в гробницу, то, конечно же, он забрал самое ценное, что там находилось! Для Марии самым ценным было тело Иисуса. Поэтому она быстро побежала к ученикам и рассказала, что тело Иисуса украдено из гроба.
Мы очень легко видим естественные объяснения тому, что с нами происходит. Но там, где действует Бог, естественных объяснений недостаточно. Бога не может описать никакая наука и никакой опыт. Нужно искать объяснения в слове Бога.
Не поверив Марии, Петр с Иоанном побежали на разведку. Войдя в гроб, они увидели, что тело исчезло, но пелены, в которые оно было замотано, остались. Ученики поверили Марии и возвратились домой. Все это было странно и добавляло им новых переживаний. Наверное, вы уже догадались, что там произошло. Но ученики не догадались. Почему?
Прочитаем стих 9:
9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
Ученики уже не раз видели, как Иисус воскрешал людей. Но теперь сам Иисус был мертв, и воскресить Его было некому, поэтому они даже не думали в этом направлении. Мы читаем в Евангелиях, что Иисус не менее трех раз предупреждал их о Своей смерти и воскресении. Но они не обратили внимания на слова Иисуса. Израильтяне читали Библию в синагогах каждую Субботу, но тоже не знали из Писаний о том, что Христос должен был умереть за грехи людей и воскреснуть. Ветхий Завет не говорит об этом систематически, поэтому надо было сопоставлять и анализировать. Например, 21-й Псалом и 53 глава Исаии говорят о страданиях Христа. А о воскресении, например, говорит Псалом 15:
Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс 15:10)
Как и было обещано, Иисус воскрес. Об этом говорят перемазанные липкими благовониями пелены, изнутри которых словно испарилось тело, и аккуратно сложенный рядом платок. Об этом говорит отваленный камень, и все остальное, о чем мы читаем в этом отрывке.
Проблема учеников была в том, что они на первое место ставили свой опыт и здравый смысл, а не Божье откровение. Когда Иисус говорил о смерти и воскресении, о том, что скоро будет, они отвечали: «Господи, да не будет этого». И когда Иисус молился «Отче, пусть будет не чего Я хочу, а чего Ты» и взял Свой крест, ученики могли только думать «Да что же это такое?».
Прочитаем стихи 10-13:
10 Итак ученики опять возвратились к себе.
11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
Братья ушли, а Мария осталась. Она стояла у гроба и плакала. Смерть заставляет людей печалиться, потому что смерть — это потеря и разлука, которую невозможно предотвратить. Тот, кто большими жертвами нажил себе большую собственность, должен будет с нею разлучиться навсегда. Смерть разлучает близких, которые никогда не хотели бы разлучаться. Когда умерла моя мама, мой отец, сильный человек, плакал как ребенок и говорил, что не знает, как ему жить дальше. Единственное, что осталось у Марии — это тело Иисуса. Но теперь она лишилась и этого. Поэтому ее слезы было невозможно остановить.
Бог хотел помочь ей, и потому послал двух ангелов. Кажется, что увидев ангелов, она должна была вспомнить о Боге и обратиться к Нему. Вот если бы мне явились, то моя вера в Бога очень бы окрепла. Но это так не действует. Например, когда патриарх Иаков возвращался домой и переживал, что брат убьет его за совершенный много лет назад обман, Бог послал ему навстречу целую армию ангелов. Иаков увидел их, сказал: «А, это ополчение Божье», и пошел дальше, погруженный в свои тяжелые мысли. Марию ангелы тоже совсем не впечатлили. Она только сказала им о своем горе. Это было единственное, о чем она могла говорить. Более того, прочитаем стихи 14,15:
14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
Сам Иисус подошел к ней. Иисус задал Марии два важных вопроса: «Почему ты плачешь?» и «Кого ты ищешь?». Иными словами, «Какая у тебя проблема?» и «Кто, по-твоему, решит эту проблему?». Но она не могла сквозь слезы видеть Его ясно. Она опять нашла объяснение: это наверное садовник! И она попросила садовника отдать тело Иисуса. Фактически, она ответила: «Какая у тебя проблема?»– «У меня проблема, потому что я потеряла труп», «Кто, по-твоему, решит эту проблему?» — «Труп и решит». Знала ли она, что будет делать с телом? Как она сама понесет его, куда, и, главное, зачем? Перестанет ли она тогда плакать? Будет ли радоваться? Думаю, что нет. Скорее всего, будет плакать еще сильнее, потому что этот труп напомнил бы ей о том, как она несчастна.
Многие люди, подобно Марии, ищут тот труп, который решит их проблему. Они даже не понимают, в чем их проблема. Один думает, что его сделают счастливым деньги или власть. Если у него получается, и он обретает желаемое, то думает, что несчастлив, потому что мало приобрел. И чем больше получает, тем больше стремится получить еще, и тем больше его разочарование. Другой ожидает стать счастливым, найдя спутника жизни. Потом, найдя, разочаровывается, и думает, что надо найти не такого. Третий отдается любимой работе или накоплению знаний. А кому-то кажется, что он нашел все, что надо, и доволен жизнью. Но в тот момент, как он все нашел, начался обратный отсчет времени до того момента, как придет смерть, и человек все потеряет навсегда. Все, что мы ищем в этом мире — как безжизненный труп, и приносит только печаль. Только живой Иисус Христос может высушить все слезы и превратить любую печаль в радость.
Прочитаем стихи 16,17:
16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель!
17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
Когда Иисус назвал Марию по имени, она узнала Его. Наверное, Он произносил ее имя по-особенному, как никто другой. Иисус, наш добрый Пастырь, знает своих, каждого из нас, по имени. Вера в Иисуса появляется не от логического убеждения, но от личной встречи с Иисусом. Мария закричала «Раввуни!», что буквально означает «мой Учитель!», и хотела броситься к Нему и крепко обнять. Но Иисус неожиданно отстранился и запретил к Нему прикасаться. Не только Марии, но и нам такой поворот событий кажется неожиданным. Но Екклезиаст говорит, что есть время, когда надо уклоняться от объятий. Давайте подумаем, почему Иисус так сделал. Посмотрим на эти стихи еще раз внимательно. Мария назвала Иисуса своим учителем — а Иисус начал говорить ей о Своем Отце Боге. Мария любила Иисуса, но она отдала свое сердце человеку Иисусу, а не Божьему Сыну, Христу. Она хотела прикоснуться к человеку, но Иисус помогал ей прикоснуться к небесному Отцу, к живому Богу. Только Бог мог вытереть ее слезы и вернуть смысл ее жизни. Когда Иисус разговаривал с учениками перед Своей смертью, Он сказал такие слова:
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам
(Иоанна 16:7)
Хорошо иметь верного друга, хорошего наставника или сотрудника. Но Бог желает, чтобы мы в первую очередь имели отношения с Ним. Лучше для нас, чтобы мы могли полагаться не на ограниченного человека, а на Святого Духа. Потому Иисус и сказал эти слова:
восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему
Благодаря смерти и воскресению Иисуса мы примирились с Богом. Теперь это не только Его Отец, но и наш Отец, не только Его Бог, но и наш Бог. И как Он воскресил Иисуса из мертвых, так воскресит и нас. Нам больше не нужно плакать и бояться потери и вечной разлуки. С Богом смерть — это не конец, а начало вечных, живых отношений. Хотя мы не могли видеть Иисуса в теле, но Бог жив, могила не удержала Его, и мы можем сейчас встретиться с Ним лично. Я молюсь, чтобы мы здесь не просто имели общение друг с другом, но знали своего Бога и Отца.
2. Не будь неверующим, но верующим
Прочитаем стихи 19,20:
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Ученики Иисуса переживали тяжелое время. Они имели много поводов для беспокойства. Во-первых, Иисус, с которым они связали свою жизнь, и от которого они ожидали восстановления Израильского царства, был убит. Во-вторых, был риск, что иудеи проведут зачистку и уничтожат всех последователей Иисуса. Они сидели под замком, чтобы иудеи не нашли и не поймали их. В-третьих, почти все они разбежались во время ареста Иисуса, и никто не встал на Его защиту. Теперь им было трудно даже смотреть в глаза друг другу. Эти и другие проблемы были источником большого беспокойства в их сердцах. Мы немножко понимаем их, потому что у нас тоже есть поводы для беспокойства. Мы не знаем, какая будет завтра ситуация в стране и каким будет курс гривны; иногда мы совершаем ошибки, и не знаем, как на них отреагируют братья и сестры, начальник или жена. Мы хорошо знаем, что такое беспокойство. Но все меняется, когда мы встречаем Иисуса. Иисус прошел сквозь запертые двери, чтобы сказать ученикам: «Мир вам!». Он показал им Свои руки, ноги и ребра. Когда они убедились, что это Он, их беспокойство сменилось миром и радостью.
Прочитаем стихи 21-23:
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Иисус еще перед распятием предупреждал их, что они будут иметь скорбь в этом мире, но в Нем они будут иметь мир. И сейчас Он словно напоминает эти слова. Бог-Отец послал Иисуса в мир, чтобы спасти грешников. Кульминацией земной жизни Иисуса стала смерть на кресте за наши грехи. Точно так Иисус посылает нас в мир, чтобы мы несли свой крест, исполняя волю Бога. И чтобы мы могли нести этот крест, Бог дал нам две вещи: Духа Святого и власть прощать и оставлять грехи. Сущность этих стихов можно сформулировать так: мы должны свидетельствовать людям о том, что они живут в грехах, и что спасение можно получить только через веру в смерть и воскресение Иисуса Христа. Без Духа Святого мы не можем свидетельствовать об Иисусе. Также без Духа святого мы не знаем, кому прощать грехи, а кому нет. В Деяниях апостолов есть примеры того, как эту власть использовали Апостолы. Одним они приносили прощение Бога, и Святой Дух нисходил на них. Других жестко обличали. Когда Анания и Сапфира задумали обмануть Бога и не раскаялись, Петр четко указал их грех, и сказал, что они умрут за это, и они умерли. Это серьезный вопрос, и в нем нельзя поступать по своему произволу. Каждый раз в такие решающие моменты написано, что Апостолы исполнялись Святым Духом. Таким образом, они подчинились воле Бога и говорили то, что хотел от них Бог.
Бог прощает грехи тем, кто раскаялся и принял искупление в Иисусе Христе. Бог оставляет грех на том, кто не желает раскаяться. И мы не должны льстить такому человеку, мы имеем власть сказать ему, что он живет в грехе и должен раскаяться и поверить в Иисуса. Мы должны провозглашать, что в грехе нет спасенья, спасенье есть только в воскресшем Иисусе Христе.
Прочитаем стихи 24, 25:
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
Фому принято называть неверующим. Но я бы лучше назвал его человеком с научным подходом. Другие ученики уже видели Иисуса и рассматривали Его раны. Фома же хотел исследовать более детально — он хотел даже ощупать, чтобы убедиться, что это не мираж.
Есть два вида сомнения: полезное и вредное. Вредное сомнение — это когда человек знает истину, но не желает следовать за ней. Это происходит не потому, что не хватает логичных доказательств, а потому что сердце человека прилепилось к выгоде или развлечениям, или еще чему-то в этом мире, а не к истине. Полезное сомнение — это когда человек не знает, но желает узнать истину, и поэтому занимается исследованиями. Полезное сомнение происходит от незнания, вредное — от нежелания. Мы не можем знать все, поэтому нам всегда нужны такие полезные сомнения. Но надо всегда проверять свое сердце. Иисус говорил, что кто желает исполнять волю Бога, тот узнает о Его учении, от Бога ли оно. Когда человек непредвзято подходит к изучению Библии, он обязательно уверует. Есть хорошие примеры таких людей. Например, Джош Макдауэл, автор известной книги «Не просто плотник». Также генерал Лью Уоллас, автор книги «Бен-Гур», которому было жалко «заблуждающихся христиан», и он решил исследовать Библию, и в результате стал убежденным христианином. Бог всегда идет навстречу искреннему сердцу.
Прочитаем стихи 26-28:
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус явился Фоме лично и пригласил исследовать Его. Бог всегда приглашает, чтобы мы исследовали Его. Иисус сказал:
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
(Иоанна 5:39)
Иисус мог выйти из гробницы, не отваливая камень. Он отвалил камень, чтобы Мария, Петр и Иоанн могли исследовать и уверовать. Иисус мог иметь новое совершенное тело, без изъяна. Но Он оставил раны, чтобы ученики исследовали и уверовали.
К удивлению, Фома не стал исследовать раны Иисуса. Он узнал Иисуса и сказал то, что Мария не могла сказать без помощи Иисуса: «Господь мой и Бог мой». Именно это — настоящий верующий и ученик Иисуса Христа. Господь и Бог — значит тот, кому я посвящу свою жизнь. Раньше мы все были неверующими. Потом услышали свидетельство об Иисусе, и у нас появились сомнения. Потом встретили Иисуса лично, и сделали решение посвятить ему всего себя.
Сейчас Иисус призывает каждого из нас: «Не будь неверующим, но верующим!». Во что мы должны верить? В то, что Иисус воскрес, и значит, Он живой, а смерть побеждена. Без воскресения Иисуса нет христианства. Воскресение показывает, что Бог верен Своему слову. Оно показывает также, что Иисус был безгрешным — иначе Он не мог бы победить смерть. А если так — то Он действительно мог искупить наши грехи. Павел в 1Коринфянам 15:17 говорит:
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших
А через несколько стихов добавляет:
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
Христос воскрес, следовательно и мы будем жить с Ним. Мы жили в грехе, потому что боялись все потерять — но теперь мы свободны от греха и можем жить для Бога. Слава воскресшему Иисусу Христу!
Прочитаем стих 29:
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Хорошо было ученикам Иисуса: они видели Его лично. Но Иисус считает, что более счастливы те, кто поверит, не видя. Значит ли это, что вера должна быть слепой и безосновательной? Совсем нет. Но ее основание духовное, а не материальное. Когда Петр исповедовал, что считает Иисуса Христом Божьим, Иисус ответил ему: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Бог Сам открывает Себя тем, кому желает. Он делает это через Свое слово и действие Духа Святого. И встреча с Богом изменяет направление жизни человека. Апостол Павел, свидетельствуя о соей вере, не говорит «Я знаю, во что я поверил», но говорит «Я знаю, кому я поверил». Через Библию мы имеем общение с живым Богом, и в этом смысле являемся свидетелем Иисуса Христа. Мы являемся свидетелями Иисуса Христа, потому что сила Его воскресения действует в нашей жизни и изменяет нас из погибших грешников в святых детей Бога. Поэтому мы свидетельствуем не о теории, а о реальности воскресения.
Прочитаем стихи 30,31:
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Библия была написана, чтобы мы через нее уверовали, что Иисус есть Христос , и начали жить для Него. Для нас важно изучать Библию и научить Библии других, чтобы Бог через это поднимал новый народ, верующий, имеющий общение с воскресшим и живым Иисусом Христом. Молюсь, чтобы мы любили слово Бога и были свидетелями воскресения Иисуса.
(п. Ной)