head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Крест Иисуса” (От Иоанна 19:1-42)

КРЕСТ ИИСУСА

От Иоанна 19:1-42

Ключевой стих 19:18 : "там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса"

Летом по суботам я катаюсь на велосипеде с дочкой на Выставке. В один день выдалась хорошая погода, и туда вышли все кто только мог. Вот люди сидят на ковриках под деревьями, их лица выражают умиротворение, они полностью вошли в себя, люди, хотящие рядом туда-сюда, не могут поколебать их спокойствие. Это йоги. Я подумал, что и христиане также ценят внутренний мир, который не зависит от жизненных бурь. Рядом ними другие приятные люди бесплатно пригостили нас проросшей пшеницей, ячменем и еще каких-то экзотических злаков, рассказали как это полезно для здоросья, объяснили, как это приготовить самому и собрали добровольные пожертвования. Я подумал, что и христиане часто бесплатно пригощают других вкусной и полезной едой и собирают добровольные пожертвования. На соседней поляне начали массово собираться люди. «Это похоже на христианское собрание» – подумал я и подъехал поближе. Оказалось, что это индуисты, они приятно улыбались, приветствуя другу друга и обнимались при встрече. Их лица сияли от счастья. Оказалось, они приехали сюда со всей Украины. Две женщины с красными точками на лбу охотно принялись объснять мне основания их учения, хотя я их об этом не простил. Я на всякий случай отошел подальше – мало ли что сейчас будет происходить на этом собрании! Но тут я вспомнил, что и христиане улыбаются, приветсвуя друг друга, собираются на конференции со всей Украины. От них также многие предпочитают держаться в стороне, и они готовы рассказывать другим о своей вере, даже когда те об этом не просят. В тот день я узнал, что не только христиане заботятся о своем внутреннем мире, едят здоровую пищу, собираются вместе и радостно приветствуют друг друга. Есть много других людей, которые также делают это. Тогда в чем же разница? Чем христиане отличаются от других людей? Или это просто один из способов жизни? Я был немного смущен, пока не вспомнил: конечно, это крест Иисуса. Именно крест отличает христиан от других. Чтобы не забыть это, христиане устанавливают крест на вершине церкви, рисуют на своих Библиях, носят крестик у себя на шее. Надо мной также висит крест. Иисус установил причастие, чтобы мы постоянно вспоминали о кресте. Крест – это жестокое орудие убийства, наряду с гильйотиной, виселицей и газовой камерой. Тогда почему же крест стал в центре христианства?

Сегодня мы будем вспоминать о страданиях и смерти Иисуса на кресте. В наш веселящийся и развлекающийся век люди не хотят вспоминать о страданиях и смерти. Они говорят: «Зачем ворошить прошлое, просто развлекайся!» Но страдания и смерть Иисуса это не просто печальная история, как голодомор на Украине 1933 года. Христиане видят в нем не только ужасные страдания и смерть. Они видят также любовь и благодать Бога, обретают надежду и силу. Крест это все для них. Пусть Бог поможет нам сегодня вспоминать значение слов «Там распяли Его…».

Первое, Иисус был судим, мучим и распят (1-19). Посмотрим на стих 19: «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его». В предыдущей главе Пилат допросил Иисуса и пришел к выводу: «я никакой вины не нахожу в Нем» (18:38). Поэтому он должен был отпустить Его. Но Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Он, как и любой правитель, боялся возмущений в народе. У первосвященников, которые привели Иисуса к Пилату было большое влияние в народе, на Пасху в Иерусалиме было много людей, они могли поднять восстание. Пилату не нужны были лишние неприятности. Но и распинать Иисуса он не хотел. Поэтому он велел бить Его, думая, что этого наказания будет достаночно. Воины привязали руки Иисуса и принялись бичевать Его плетью. На ее конце были вплетены куски костей и металла, которые разрывали кожу и тело Иисуса. После бичевания Иисус был еле живой. Но этого воинам показалось мало, и они принялись насмехаться над Ним. Иисус сказал, что Он – Царь, а у Царя должна быть корона и мантия! Они сплели венец из терна, возложили Ему на голову и одели Его в красную мантию (2). У царя должны быть восторженные возгласы толпы – пожалуйста, они начали кричать: «Радуйся, Царь Иудейский» и бить Его по лицу (3). Страдания Иисуса были ужасны. Но они не были напрасны. В книге Исаии 53:5-7 написано: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Иисус был изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши. Господь возложил на него грехи всех нас. Иисус страдал, чтобы мы вечно не страдали из-за наших грехов. Хотя воины произносили слово «Царь» с насмешкой, Иисус на самом деле наш Царь. Он стал нашим духовным царем не через силовой захват власти, а через Свои крестные страдания.

После этого Пилат вывел к толпе Иудеев избитого и окровавленного Иисуса. Он сказал, что не находит в Нем никакой вины. Он надеялся, что они сжалятся над Иисусом, которого уже достаточно наказали, и он отпустит Его (4,5). Но первосвященники и служители закричали: «распни, распни Его!» (6) Они говорили, что по их закону Иисус должен умереть, потому что назвал Себя Сыном Божьим (7). Пилат снова допросил Иисуса. Он спрашивал Его: «откуда Ты? мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Пилата удивляло то, что Иисус не защищал себя, хотя было очевидно, что Его обвинили несправедливо. Пилат осудил на смерть многих, и видел, что Иисус ведет Себя не так, как другие преступники. На второй вопрос Пилата Иисус ответил: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе». Иисус знал, что страдал и предан на смерть не из-за того, что у Пилата была власть, а из-за наших грехов. Пилат искал возможность отпустить его. Но Иудеи окончательно сразили его, сказав: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (12). В советское время комунисты спрашивали свою жертву: «Вы – советский человек?» Если человек соглашался, то они предлагали ему, советскому человеку, помочь советской власти, и стать доносчиком. А если не соглашался с тем, что он – советский человек, то его тут-же арестовывали и засылали в лагерь как социально чуждый элемент общества. Фарисеи поймали Пилата в такую же дьявольскую ловушку. Они спросили Пилата: «Пилат, ты друг кесарю? Всякий, делающий себя царем, противник кесарю». Пилат лучше первосвященников знал, друг он кесарю или нет. Но если он отпустит Иисуса, то у него будут серьезные неприятности. Пилат сделал последнюю слабую попытку отпустить Иисуса. Он вывел Иисуса к людям, сел на судейском месте и сказал Иудеям: «се, Царь ваш!» Они закричали: «возьми, возьми, распни Его!» Пилат спросил их: «Царя ли вашего распну». Первосвященники ответили: «Нет у нас царя, кроме кесаря». Иудеи ненавидели и кесаря, и римлян. Но для того, чтобы предать Иисуса на смерть они признали кесаря своим царем. В стихе 16а написано: «Тогда наконец он предал Его им на распятие».

Пилат не хотел предавать Его на распятие. Он был втянут в этот конфликт не по своей воле, и он был бы рад, если бы это его не касалось. Он несколько раз говорил первосященникам, чтобы они судили Иисуса сами. Он не испытывал ненависти к Иисусу. Он знал, что Иисус не виновен, и не представляет никакой опасности ни для него лично, ни для Римлян. Он знал, что первосвященники предали Его из зависти (Мк.15:10). Но никто из людей не может избежать в своей жизни того, что чтобы определить свое отношение к Иисусу. Сейчас большинство людей похожи именно на Пилата. Они не завидуют Иисусу, как Первосвященники, и не такие жестокие, как воины. Но все равно им нужно будет сделать выбор. Пилат сделал свой выбор и предал Иисуса на распятие.

Здесь апостол Иоанн срывает маску доброты с лица человека. Иногда о человеке говорят:«Он такой добрый, что и мухи не обидит», но на самом деле человек – злой и жестокий. Возможно в обычное время воины, первосвященники, Пилат, служители выглядели обычными порядочными людьми того времени. Но на деле они оказались ужасными грешниками, которые предали на смерть Сына Бога. Подобно этому внешне люди выглядят добрыми, они приятно улыбаются и шутят. Но мы не должны обманываться внешностью человека. Я открываю фотографии и смотрю на лидеров комунистов – Кагановича, Сталина, Постышева, Ворошилова. Они убили миллионы людей, поэтому я ожидаю увидеть искаженные злобой лица чуть ли не с дьявольскими рогами. Но на меня смотрят приятные улыбающиеся люди. В обычное время человек кажется добрым. Но когда ситуация складывается не в его пользу, он становится злым и жестоким. В Ветхом Завете описана страшная история, которая случилсь при осаде Иерусалима. Там говорится о женщиная из высших кругов общества, которые в обычное время были приятными и милыми. Но из-за голода они ели своих детей. Таков человек.

Мы не должны думать, что это только воины, Пилат, первосвященники и толпа Иудеев такие жестокие и грешные, а мы – добрые. Корень зла и греха живет в каждом из нас. Александр Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» рассказывает о следователях НКВД, которые послали в лагеря миллионы невинных людей. Было страшно попасть в их руки. Откуда они появились? Прилетели из «планеты злодеев»? Нет, они появились из обычных людей. Но сам Солженицын также мог стать таким же следователем. Он делает вывод, что только тонкая грань отделяет добро и зло в сердце человека. Сложись его жизнь только чуть-чуть по-другому, и он был бы совсем другим. Библия очень точно рисует картину всякого человеческого сердца в Иер.17:9: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»

Когда на конференции мы слушаем свидетельства, то одни кажутся очень благодатными, потому что в них рассказывается о многих грехах, и о Божьем прощении. Другие же не совершали таких грехов, поэтому могут не так много рассказать и немного смущаются, потому что их свидетельства кажутся не такими благодатными. Они смущаются совершенно напрасно, потому что каждый человек – ужасный грешник перед Богом, и его сердце более всего испорчено лукаво и крайне испоречено.

Я оглядываюсь на свою жизнь. Я занимался карате чтобы быть плохих людей, но кто плохой – это решал я сам. Однажды в драке я схватил нож. Когда я пришел в церковь, п. Петр меня боялся. Когда я женился, вначале моя жена также меня боялась. Я был похож на злых воинов. Сейчас я нахожу в себе черты служителей, толпы, которая кричала: «Распни Его». Они кричали «Распни Его!», потому что этого хотели первосвященники. Их жизнь зависела от них. Если бы они воспротивились им, то имели бы неприятности. В нашем мире идет борьба между Богом и дьяволом, но я часто молчу, когда нужно говорить, и ничего не делаю, когда нужно делать. Просто промолчать, когда нужно говорить – это все равно что кричать «Распни Его!» Я признаю, что жив только по Божьей милости, и до этого времени не осужден, потому что невинный Иисус был осужден за меня.

Давайте вместе прочитаем стих 18: «там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса». Позже теологи напишут толстые книги на темы оправдания, искупления и умилостивления. Но апостол Иоанн говорит об этом просто: «Там распяли Его». Как могло случиться так, что Бог допустил, чтобы люди распяли Его единственного Сына? Это потому что это был единственный способ спасти людей от их грехов. В Ветхом Завете люди получали прощение грехов через жертвоприношения. Храм был похож на священную бойню, где лилась кровь и пахло жаренным мясом, одежды священников были в крови. Но это прощение было временное и несовершенное. Только кровь Иисуса спасает нас от наших грехов. Глядя на Иисуса, Креститель Иоанн сказал: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29). Иисус был распят за грехи воинов, первосвященников, толпы и Пилата. Иисус был распят и за наши грехи. Я славлю Иисуса, Который пострадал за нас!

Второе, Иисус был распят за наши грехи (19-42). Посмотрим на стих 19: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский». Пилат вынес смертный приговор и должен был указать вину. Он написал: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Иудеи хотели представить Иисуса как преступника. Они сказали Пилату: «не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский». Но Пилат ответил: «что я написал, то написал». Скорее всего, Пилат написал так из мести к иудеям. Но это была настоящая правда. Написано было на трех языках – еврейском, греческом и римском. Люди читали и понимали, что Иисус не был преступником. Он был обещанным Богом Мессией, Который спасет их от их грехов.

В стихе 23 написано: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху». Четверо воинов разделили одежду Иисуса, они посчитали что мертвецам уже не нужна одежда. Они не стали разрывать на части хитон, потому что он был не сшитый, а сотканный целиком, и бросили о нем жребий. Их не интересовало, справедливо ли осужден Иисус, их не интересовали Его страдания, их интересовала только материальная выгода. Если бы их спросили, как они могли допустить такие страдания, они ответили ли бы, что просто делали свою работу. Когда судили нацистов, эти же слова были самым распространенным оправданием их зверств – они просто исполняли приказы. На самом деле воины не просто работали, они были жестокими и эгоистичными. Они забрали одежду Иисуса и оставили его умирать обнаженным на кресте. Ап. Иоанн увидел в поведении воинов исполнение пророчества из Писания: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (24).

Во время Своего страдания на кресте Иисус не был один – возле креста было несколько женщин – Его матерь, сестра матери Мария Клеопова и Мария Магдалина. Они стояли и плакали, потому что злые люди распяли на кресте невинного Иисуса. Им казалось, что зло победило. Они не могли ничего поделать, но остались верными Иисусу до конца.

Увидев Свою мать и стоящего рядом ученика, скорее всего Иоанна, Иисус сказал Своей матери: «Жено! се, сын Твой». Потом – Своему ученику: «се, Матерь твоя!» Стоя у креста Иисуса, Его матерь Мария чувствовала, как меч пронзает ее душу, как предсказал пророк Симеон. Иисус чувствал ее боль и попросил Иоанна позаботиться о ней. Даже на кресте Иисус заботился о других.

В стихе 28 написано: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду». Иисус висел под палящим солнцем, Его истощенное тело стремительно теряло воду. Конечно, Он жаждал. Но Он молчал. Когда же Он узнал, что совершилось, то чтобы исполнить Писания сказал: «жажду». Здесь мы видим, что Иисус умер как совершенный человек и совершенный Бог. Даже на кресте Он думал об исполнении Писания. Его возглас услышали некоторые воины и поднесли к Его губам губку, которую обмакнули в уксус.

Прочитаем вместе стих 30: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух». Смерть Иисуса уникальна, потому что через нее совершилось спасение человечества. Иисус оставил Небесное Царство и пришел в наш мир в человеческом теле. Исполнение миссии стоило Иисусу жизни. Когда Он узнал, что Его дело завершено, Он сказал: «Совершилось!» Иисус совершил спасение людей один раз и навсегда. Мы были осуждены на смерть из-за наших грехов. Мы не могли спасти себя. Но это сделал Иисус, умерев на кресте за наши грехи. Теперь нам нужно веровать в Его заместительную жертву и принимать то, что Иисус совершил для нас. Слепая Фанни Кросби написала гимн:

У креста хочу стоять,

созерцать душою,

как с Голгофы благодать,

в мир течет рекою.

У креста, у креста, честь моя и слава,

там спасенья полнота, на блаженство право.

Поскольку через крест Иисуса мы обретаем спасение и надежду на вечную жизнь, из жестокого оружия убийства он превращается в нашу честь и славу. Взирать на страдания Иисуса непросто, но когда мы знаем их значение, то Божья благодать приходит к нам. Наше сердце наполняется любовью Бога и власть греха рушится.

Посмотрите на стих 31: «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их». Иудеи готовились к праздникам, а наступала суббота. По закону нельзя было работать в субботу. Если бы Иисус и преступники умерли в субботу, то они не смогли бы снять тел. Поэтому они попросили Пилата перебить у повешенных голени, чтобы смерть наступила быстро. Воины перебили голени у двоих преступников, но когда подошли к Иисусу, то увидели, что Он умер и в этом нет необходимости. Но один из воинов, чтобы удостовериться в этом, копьем пронзил ребра Иисуса, и тотчас истекли кровь и вода. Ап. Иоанн видел это и свидетельствует, что Иисус действительно умер, и умер за наши грехи, чтобы мы уверовали и обрели прощение грехов и вечную жизнь. Все это произошло в точном соответствии с предсказаниями Писания: «кость Его да не сокрушится» (36) и «воззрят на Того, Которого пронзили» (37).

В заключительных стихах (38-42) рассказано о погребении Иисуса. Оно было сделано двумя людьми. Первый , Иосиф из Аримафеи, был тайным учеником Иисуса. Второй, уже известный нам, Никодим, член синедриона. Он также боялся открыто следовать за Иисусом, поэтому однажды приходил к Нему ночью. Но после смерти Иисуса они открыто пришли к Пилату и просили снять тело. Пилат разрешил, они сняли тело Иисус и погребли Его так, как обычно погребают Иудеи. Сила креста уже начала действовать, и двое боязливых и нерешительных мужчин стали смелыми. Свидетельство смерти и погребения Иисуса – это важные шаги перед Его воскресением. Поскольку Иисус умер, то Он и воскрес – ведь воскреснуть может только мертвый, а не живой человек.

В этом слове мы узнали о страданиях и смерти Иисуса. Люди страдают по разным причинам. Они умирают от болезней, на войне, в автокатастрофах и, наконец, от старости. Но Иисус был осужден, страдал и умер за наши грехи. Я молюсь чтобы мы веровали, что Иисус был осужден, страдал и умер за нас. Аминь.

(п. Иаков)