head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Это Я, не бойтесь” (От Иоанна 6:16-21)

ЭТО Я, НЕ БОЙТЕСЬ

От Иоанна 6:16-21

Ключевой стих 20 : "но Он сказал им: это Я, не бойтесь"

Лет восемь назад мне с друзьями довелось побывать в городке Косив, что на Прикарпатье. Мы приехали туристами. Нам хотелось достопримечательностей. Но из достопримечательностей там был разве что музей живописи, закрытый на реконструкцию. Потому мы посещали всё, что хотя бы отдаленно можно было посчитать за достопримечательность. Мы посещали магазины, столовые, церкви и даже кладбища. Однажды в воскресенье мы зашли в церковь католического обряда. Священник был поляк. И хотя он читал проповедь на украинском языке, было видно, что это не родной его язык. Проповедовал он как раз по сегодняшнему отрывку.

Тот день навсегда запомнился мне, равно как и та проповедь, потому что через неё я внезапно осознал: эти события из Евангелия от Иоанна – это не какая-то забытая история или просто интересное предание. Эти события, хотя и произошли две тысячи лет назад совершенно в другой стране, имеют ко мне самое непосредственное отношение и прямо влияют на мою жизнь. В равной степени, они могут влиять и на вашу жизнь. Каким образом? Попробуем разобраться.

1. Сытые и… недовольные.

Давайте вместе прочитаем стихи 16 и 17а:

Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум (Иоан.6:16,17а).

Когда читаешь этот отрывок, то кажется, что после чуда с умножением пяти хлебов и двух рыбок, ученики, выполнив свой долг перед народом, решили скромно удалиться и бескорыстно служить людям в других городах и селах, проповедуя Христа распятого. Однако это только кажется. Евангелист Марк, который тоже описывает эти события, слегка дополняет их. Об Иисусе он пишет, что Он «…тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ» (Мар.6:45). Исходя из греческого текста, абсолютно не будет преувеличением сказать, что Иисус вынудил, заставил учеников сесть в лодку и уплыть.

Оказывается, они и близко не хотели этого делать. Почему? Свет на это проливают стихи 14 и 15:

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один (Иоан.6:14,15).

Люди всегда мечтали о чем-то, что будет доставлять им бесплатную еду. Тут и скатерть самобранка: хлопнул в ладоши – и всякие восточные сладости у тебя на столе. И горшочек, который «вари-не вари». Обратите внимание – это все не украинские сказки. А еще говорят, что украинцы любят халяву.

Иисус дал людям хлеб, в котором они так нуждались. И при этом не взял с них ни копейки. Как результат, народ захотел сделать Иисуса царем.

Современные политики взяли этот прием на вооружение. Теперь перед каждыми выборами все кандидаты обязательно раздают толпам народа бесплатные продукты, в надежде, что их тоже захотят нечаянно взять и сделать царями.

Вообще, когда мы говорим о политиках, или, к примеру, гаишниках, то всегда подразумеваем, что мы совсем не такие, как они, и на их месте поступали бы совсем по-другому. Может быть. Но, по сути – все люди в одинаковых ситуациях действуют похожим образом. Каждый старается выжать максимум из той должности, в которой пребывает, получить максимум выгоды из любой ситуации, будь-то прибавка к зарплате или просто возможность поднять свой авторитет в обществе.

Это касается всех людей. Но что Иисус? Сумел ли Он извлечь какую-то выгоду из настроения толпы? Или даже так: пытался ли? Ответ – нет. Написано, что когда народ, пребывая в экстазе, попытался нечаянно взять Его и сделать царем, Он удалился на гору один. Удалился, чтобы молиться; удалился, чтобы побыть наедине с Богом. Он хотел слышать голос Отца, а не голос народа, суетившегося внизу и пытавшегося нечаянно взять Иисуса, словно это была какая-то Бастилия из анекдота, которую можно нечаянно взять.

Интересно, что многие люди прекрасно отдают себе отчет в том, что Бог реально может решить их проблемы. Вот, только они боятся к Нему приходить, думая, что Он только и хочет, что забрать у них что-то. Это не так. Иисус накормил толпу людей вовсе не потому, что хотел от них что-то получить сейчас или в будущем. Он сделал это, потому что, как написано, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря (Мар.6:34). Ему ничего не нужно было от людей ни сейчас, ни потом. Когда Иисус стучит в жизнь человека, и говорит ему: «Открой, Я хочу тебе помочь!», Он делает это только от желания помочь и только от великой любви, которая не ищет своего.

Мы сказали немного о народе, немного об Иисусе, но что же ученики? О чем думали они, чего хотели? Почему Иисус был вынужден, буквально, загонять их в лодку из-под палки? Мы можем только предполагать. Ученики ведь тоже были люди, и на них не могло не давить всеобщее желание сделать Иисуса Царем. Вообще, надо признать, они и сами вынашивали такие мысли, а тут подвернулась такая возможность!

И вот, Иисус говорит им сесть в лодку и плыть на другой берег. Возможно, у некоторых из них, к примеру, у Иоанна и Иакова, в голове промелькнула мысль о том, что они потеряли шанс стать великими.

Другие, возможно, боялись, что Иисус вместо них наберет на берегу новых учеников – более талантливых, более преданных – ведь выбор теперь стал намного более широким.

Некоторые думали, что Иисус в такой способ решил просто избавиться от них. Особенно болезненно все это переживал Филипп, глядя на улыбающегося и румяного мальчика, сидевшего рядом с Иисусом, чья вера оказалась намного круче, чем у него, Филиппа.

Одним словом, ученики, садясь в лодку, были сытые… но вряд ли они были довольные. Ученики не знали истинных мотивов Иисуса, но мы, конечно, знаем. Побуждая учеников переправиться на другой берег, Иисус не избавлялся от них. Он всего лишь помогал им преодолеть искушение сатаны, которое когда-то в пустыне преодолел Он сам: искушение пойти самым легким путем – накормить народ и сделаться его земным царем вместо того, чтобы умереть на кресте и дать всем людям возможность обрести мир с Богом и вечное спасение.

Через Иисуса мы можем учиться следующему:

1. Духовный лидер должен уметь отбросить свои амбиции. Он должен быть свободным от честолюбивых мирских желаний.

Это не значит, что мы не должны стремиться к лучшему. Вообще, само это стремление от Бога, и в конечном счете направлено на самое лучшее, что может быть, на Самого Бога. Бог Сам открывает нам лучший путь и приводит в место, где мы будем наиболее эффективны. Для того же Давида Бог открыл путь в политику. Он благословил его и сделал самым лучшим царем. Но страшно даже представить себе, что произошло бы, если бы в цари захотел податься, к примеру, Самуил или Самсон.

2. Духовный лидер не должен идти на поводу у людей. Когда шумит толпа, так просто начать следовать ее желаниям.

Широко известен эксперимент, когда группе людей предлагалось ответить на несколько вопросов по типу: «какая линия длиннее?». В результате 32% людей давали заведомо неправильный ответ, если все остальные говорили то же самое.

Толпа – это не значит мудрость одного, умноженная на количество людей. Скорее, поделенная. В современном мире из-за влияния толпы становится уже опасным прямо говорить, что белое – это белое, а черное – это черное. Сейчас в моде уклончивые ответы: «это светлее серого, а это – темнее серого». Для нас крайне, жизненно важно искать воли Бога и молиться, как это делал Иисус, иначе мы тоже можем пойти на поводу у общественного мнения, которое сегодня всё делает относительным, не только цвет, но и грех, и даже Самого Бога.

2. Это Я; не бойтесь.

Давайте вместе прочитаем стихи с 16-го по 18-ый:

16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю

17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.

18 Дул сильный ветер, и море волновалось (Иоан.6:16-18)

Иоанн, бывалый рыбак, намного более бывалый, чем даже п. Джентльмен, пишет: Дул сильный ветер, и море волновалось. Сухопутные же люди, такие как Матфей и Марк описывают те же события немножко иначе. Матфей говорит: «…лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (Матф.14:24). Марк вообще нагоняет страху:

47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный;

(Мар.6:47-48а)

Это был шторм. Галилейское море находится на 200 метров ниже уровня Мирового океана и окружено горами. Потому бури здесь отличаются особой свирепостью. Здесь нет слабого и сильного шторма. Если здесь шторм, то это очень сильный шторм, который налетает, практически, моментально и предсказать который не возьмется никто.

В такой шторм и попали ученики. Еще несколько минут назад гладь озера была абсолютно спокойной и такой знакомой. А сейчас ветер срывал ставший ненужным парус, а волны вот-вот грозили перевернуть лодку с учениками. Последние изо всех сил налегали на весла, но без особого успеха.

И вот, в такой момент Иисус замечает их:

47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный;

(Мар.6:47-48а)

И тогда Иисус встает и идет к ним по воде…

Наверное, эта история, когда Иисус шел к ученикам по волнующейся поверхности Галилейского моря в неверном и призрачном свете желтой луны – навсегда врезалась в память каждого, кто видел эту сцену.

Иоанн, как всегда, скуп на слова и немногословен: Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке (Иоан.6:19). Из слов Иоанна кажется, что это так обычно и легко – ходить по воде… Но это не легко. Это качество исключительно Бога. Пророки могли разделять воды моря или Иордана, но ходить по воде не мог никто. В книге Иова написаны такие слова о Боге: Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря (Иов.9:8).

У Иоанна написано, что ученики, увидев Иисуса, испугались. У Марка об этом написано шире: Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали (Мар.6:49). Наверное, появление призрака ученики расценили, как предзнаменование своей скорой гибели. Удивительно, но они не узнали Иисуса. Они были настолько уставшие и подавленные, что помощь приняли за опасность.

В жизни любого человека однажды наступает буря. Не бывают только ясные дни. Не бывает жизни без потрясений. И с этим ничего не поделаешь. Если в твоей жизни еще не было бурь, значит они еще впереди. Когда ты думаешь, что все под контролем, и что ты сам хозяин своей жизни, внезапно раздается звонок телефона, и ты слышишь новость о смерти близкого тебе человека, или начальник говорит тебе, что в твоих услугах они больше не нуждаются. В такую секунду ты понимаешь, что ты, ну, ничего не можешь с этим поделать. И тогда в твою душу приходит буря.

Иногда люди пытаются избегать потрясений. Тогда появляется Обломов и человек в футляре. Но даже этим персонажам, как они не старались, не удалось избежать бури. Никто не в силах этого сделать, на это не хватит всей мудрости мира. Да и не в этом мудрость. Мудрый человек знает, что буря наверняка придет в его жизнь, но он также знает, как правильно эту бурю пройти.

Когда корабль попадает в шторм, в сердцах людей появляется страх и желание найти хоть какую-то опору. Матросы привязываются к мачтам. Пассажиры хватаются за прикрученные к полу койки. Но всё это весьма условно. Пока корабль на плаву – это имеет смысл. Но кто может гарантировать это?

Когда мы попадаем в житейский шторм, мы тоже в страхе за будущее стараемся найти хоть какую-то опору. Кто-то старается найти ее в друзьях. Кто-то – в депозите в швейцарском банке. Но ничто в этом мире не может избавить от страха: ни депозиты в банках, ни деньги под матрасом.

Однако через сегодняшнее слово мы видим вернейшее лекарство от страха. Иисус сказал ученикам: «Это Я, не бойтесь». Когда плачет ребенок, то лучшим средством от плача будет мама. Само ее присутствие способствует тому, что ребенок спокойно засыпает. Точно так же и с Иисусом: пусть вокруг бушует шторм, и гром гремит, но ведь рядом Сам Иисус, и тогда понимаешь, что нечего бояться. Слова «Это Я» в оригинале звучат как «Я Есмь», «Я есть Сущий», «Я Тот, Кто все сотворил, чего тебе еще бояться?».

В книге Иова Бог говорит:

[Я] затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, …Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим (Иов.38:8-11)

Только Бог, Творец Неба и земли, может быть больше моря и может дать желаемую нами опору. Только Он может сказать среди шторма: это Я; не бойтесь. И только Он, когда говорит эти слова, говорит истинную правду.

Здесь мы можем учиться нескольким вещам:

1. Иисус видел учеников. Они Его не видели, но Он их видел. Иногда нам кажется, что Бог нас не видит, не знает, через что нам приходится проходить. Но это не так. Он всегда видит нас в наших проблемах.

2. Иисус не только видит, Он всегда готов нам помочь. Иисус пришел к ученикам, когда они терпели бедствие. Он не просто смотрел со стороны: «Посмотрим-посмотрим, как они из этого выберутся, и хватит ли у них веры». Он встал и пришел на помощь даже после бессонной ночи и тяжелого дня. Иисус всегда приходит и дарит нам мир.

3. То, что для учеников было проблемой, для Иисуса таким не было. То, что тебе кажется таким ненадежным и угрожающим, для Иисуса всего лишь дорога, по которой Он может войти в твою жизнь. Он имеет власть над бурей. Потому что Он – Всемогущий Бог. И нет такой проблемы, которую Он не мог бы решить.

Нам нужно привыкать не убегать от бурь и штормов, но учиться в трудностях отводить свои глаза от проблем и искать взглядом твердую скалу – Иисуса Христа. Иисус – наш четкий и твердый ориентир. Иисус видит, Он неравнодушен, Он имеет власть и приходит. Посмотрите на стих 21:

21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли (Иоан.6:21)

Произошло еще одно чудо: только что они были посреди моря, посреди бури. И вдруг – о нос лодки захрустел прибрежный песок. Об этом пророчески писал псалмопевец:

29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.

30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.

31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих! (Пс.106:29-31)

Знаете, проблемы бывают разные. Бывает – это одна проблема, но большая. А бывает и так, что, вроде, больших проблем и нет, но здесь что-то не ладится, там что-то не ладится. Вроде, и мелочь, но внутри нет мира. Внутри появляются жалобы, делать вообще ничего не хочется ни по работе, ни в служении. И, кажется, что все свое время стоит посвятить только решению своих проблем – это выглядит логично. Но вот именно здесь стоит включать не ограниченную человеческую логику, а веру Божью. Нужно просто взять и отвести свой взгляд от проблем и посмотреть на крест Иисуса. Кажется, ну, какой в этом смысл? И, действительно, смысла бы не было, если бы Иисус не был Всемогущим Богом. Но ведь Он именно Тот, Кто все сотворил. Он знает твою проблему, Он знает, как решить ее, Он хочет ее решить. Всё, что Ему нужно – чтобы ты только поднял глаза к Небу и вспомнил о Нем. Мы сделаем это раз, в маленькой проблеме. Мы сделаем это второй раз, в чуть большей проблеме. И когда в нашу жизнь придет настоящий ураган, мы как солдаты уже будем четко знать что делать и как; вместо того, чтобы суетиться, хвататься за голову и делать глупости. Всё дело в привычке. Приучите себя смотреть не на свои проблемы, но на Иисуса. Просто говорите: «Во имя Иисуса Христа, я пленяю все свои мысли в послушание Христу», и просто запрещайте отчаянию и проблемам заполнять все ваши мысли. Смотрите на Господа – и Он обязательно решит вашу проблему самым лучшим образом.

Последний шторм в моей жизни состоялся чуть более трех месяцев назад. Я шел по океану жизни, прекрасно зная, куда я иду и зачем. Работа вселяла оптимизм – стабильная и главное – благословенная. Из служений, пожалуй, только оркестр каким-то чудом обходился без меня. Во всех остальных я участвовал. К тому же мы ждали ребенка. Посовещавшись с женой, решили, что с 1-го апреля она уходит с работы, и семью полностью буду содержать я. Без вопросов – всё четко и ясно.

И тут, как гром средь ясного неба – в «Еммануиле» в целях экономии решили по максимуму свернуть деятельность отдела дубляжа. А это значит, что мне нужно было срочно искать работу. По какому-то роковому стечению обстоятельств, это случилось именно в тот день, когда Лариса увольнялась с работы. Неожиданное совпадение, что тут скажешь. Но хотя тогда внешне все казалось очень плохо, я почему-то был уверен, что всё будет хорошо. И уверенность эта основывалась не на каком-то расчете, не на каком-то запасном варианте (его просто не было), а на том, что во всех предыдущих штормах Бог никогда не оставлял меня.

За четыре года семейной жизни не было ни дня, когда наша семья голодала. И не потому, что у меня или Ларисы была стабильная работа, а лишь по милости Божьей, по Его обетованию: не отступлю от тебя и не оставлю тебя (И.Нав.1:5). Моя надежда была в Господе, а не в чем-то еще. Потому что рядом вообще ничего не было. И Бог благословил, Он открыл для меня новый путь и привел к желаемой пристани. Он дал мне новую, интересную работу именно с 1-го апреля, когда это было и нужно, за что Ему вся честь, слава и хвала!

Наша жизнь ничем не отличается от моря. Иногда она спокойная и размеренная. Иногда бурлящая и кипящая событиями. Иногда нужно прикладывать усилия, сидя на веслах, чтобы двигаться вперед. А иногда свежий ветер в небесах наполняет паруса и всё идет как по маслу и без усилий. Но, как и в море настоящем, какое бы оно красивое ни было, в нашей жизни, какой бы она тоже красивой ни была, невозможно найти настоящую опору. Ты не понимаешь этого, когда вокруг все тихо. Но когда приходит шторм, и знакомые места изменяются до неузнаваемости, тогда ты понимаешь, что нужно нечто большее. Нужно что-то, на что я могу твердо положиться. И это что-то, вернее этот Кто-то – это Иисус, Который говорит: «Это Я, не бойтесь».

(п. Ярослав)