head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Если кто не родится свыше” (От Иоанна 3:1-21)

ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ СВЫШЕ

От Иоанна 3:1-21

Ключевой стих 3 : "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия"

Сегодня мы будем размышлять о таком понятии, как рождение свыше. Рождение свыше чуждо и непонятно этому плотскому миру, но без него просто не может быть христианства. Если в другой религии можно принять учение, присоединиться к общине единомышленников, исполнять какие-то обряды, но для христианина этого не достаточно, нужно обязательно родиться свыше. Духовное рождение открывает нам доселе невидимое, новый мир, новые ценности. Давайте помолимся, чтобы Господь послал нам сегодня Святого Духа, Который дышит, где хочет, и даровал нам услышать Его голос и принять это слово.

Часть 1. Если кто не родиться свыше (1-4)

Взгляните на стихи 1,2: «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог»

После праздника Пасхи, где Иисус явил много чудес, к Иисусу пришел один человек по имени Никодим. Он пришел к Иисусу ночью. Обычно до сих пор все, кто приходили к Иисусу, приходили днем. Но видимо, этот человек был настроен на спокойный серьезный разговор без лишних ушей и толпы. Что это был за человек, и что привело его в такое время? Этот отрывок сообщает нам о нем 3 факта – Он был начальником Иудейским, фарисеем, а также учителем Израиля. Начальник Иудейский – это значит, что он имел политическую власть, он был членом Синедриона, высшего судебного и правительственного органа. Также он был фарисеем и учителем Израиля, а значит, имел духовную власть и влияние в народе. В то время такие должности нельзя было купить или получить по блату, очевидно, это был уже не молодой человек, который много потрудился и добился много своим трудом. Само его имя «Никодим» означало победитель народов. И, казалось бы, действительно, он победил в жизни, достиг всего, о чем только можно было мечтать, разве еще не стал каким-то римским чиновником или императором, но все это не давало ему покоя. Своды правил, законов, предписаний не могли ответить на вопросы сердца: почему так страдает его душа, в чем смысл жизни, что будет после смерти, как достичь царства Бога. Эти мысли не давали ему спокойно уснуть и, в конце концов, привели его к Иисусу. Что он знал на тот момент об Иисусе? Стих 2 говорит, что он знал только чудеса Иисуса. Наверное, он был на Пасхе и видел чудеса, которые творил Иисус и многие уверовали в Него. Возможно, был на свадьбе в Кане Галилейской и видел превращение воды в вино. В конце концов, он сделал вывод, что Иисус – это Учитель, пришедший от Бога. Возможно, он и сам надеялся увидеть какое-то чудо, которое повлияет его жизнь.

Что же сказал ему Иисус, и как он реагировал на это? Взгляните на стихи 3,4: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?». Никодим знал Иисуса поверхностно, и мог судить о Нем лишь по некоторым поступкам, но Иисус знал Никодима лично, он знал, что в его сердца, он знал его мысли, желания и беспокойства. Он хорошо понимал, что ему нужно сейчас. Судя из слов Иисуса, Никодима беспокоил вопрос царства, возможно, он желал увидеть царство Израиля в былой его славе, стабильности и процветании, как п. Влад молится за Украину, возможно, он желал духовного царства, узнать живого Бога, обрести мир в сердце. В любом случае Иисус понял, что ему нужно, и заговорил с ним о Царстве Бога: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Условием увидеть царство Бога было рождение свыше. Что же значит «родиться свыше»? 1Пет.1:3,4 говорит: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас». Родиться свыше – это родиться от Бога, через воскресение Иисуса Христа стать новым творением и чадом Небесного Отца. Также рождение свыше тесно связано с изменением надежды. Нерожденный свыше обычно мечтает про банальные приземленные вещи. Когда я учился в школе, я думал, в чем смыл жизни, ну закончу школу. А потом что – а потом окончу университет, а потом что – а потом найду роботу и женюсь, а потом что – а потом заведу детей и буду растить их, а потом что – а потом стану стареньким и умру, а потом что… а вот этот вопрос я не любил больше всего. Я не знал на него ответа, я боялся смерти, боялся, что в моей жизни пойдет что-то не так, как в этой накатанной схеме. Но, слава Богу, что Он возродил меня воскресением Иисуса Христа и дал живую надежду. Теперь я знаю ответ на мой вопрос – а потом Небесное царство и вечность с моим любящим Отцом! Теперь я не боюсь смерти, не боюсь рисковать, моя жизнь наполнилась смыслом – прославить Бога, моя надежда – измененная молодежь, мое видение – из КПИ до края земли. Меня очень тронул девиз нашей группы на конференции: «Я не знаю, что ждет меня в будущем, но я знаю Того, Кто держит мое будущее в Своих руках». Слава Иисусу, Который возродил нас к упованию живому и наследству нетленному!

Казалось бы Никодим получил исчерпывающий ответ, и вот-вот воскликнет: «Это как раз то, что мне нужно! Как это я сразу не догадался!». Но реакция была несколько другая? Взгляните на стих 4: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?». Оказывается, Никодим вообще совсем еще ничего не понял. Он мыслил исключительно в плотской категории. Обычно это свойственно братьям. Конечно, сестры тоже жалуются: «вина, нет у них», «хлеба нет в доме» и т.д. Но братья особенно просты и прямолинейны, они любят, чтобы все лежало на своих местах и называлось своими именами. Если родиться – значит от матери. Если снова родиться – снова от матери, а как по-другому. Интересно, что Никодим был фарисеем и по идее должен был верить в духовный мир, в ангелов, воскресение мертвых. Но, как видим, что духовным вещам нельзя научиться, нужно чтобы Бог открыл. И хотя его духовные глаза были еще закрыты, но все же у него было духовная жажда, желание разобраться и узнать истину – как может человек родиться, будучи стар. Вообще это нормально, когда люди не понимают духовный мир, они всю жизнь прожили в этом видимом мире, всю жизнь думали по плоти и поступали по плоти. Но также истинно то, что плотское не может удовлетворить нас, потому что мы созданы для духовного. В конце концов, к человеку приходит такое понимание, и он начинает задавать духовные вопросы и искать ответ на них. Есть множество примеров, как самые материалистичные люди обращались к Богу. Был один прораб, который много зарабатывал на стройке, потом стал священником и учителем Библии. Дед П. Могилы был крупным польским магнатом, земли имел больше короля, но все оставил и обратился к Богу. Также Мефодий был военачальником, а затем стал просветителем. Во все времена, было множество материалистичных людей. Но каким бы материалистичным не был человек, у него все равно есть духовная жажда, признает он это или нет. Каждый человек нуждается в рождении свыше. Поэтому мы можем быть совершенно уверенны и смело проповедовать ему слово Бога. Иисус хорошо знал это, поэтому не оставил Никодима и продолжил беседовать с ним.

Часть 2. От воды и Духа (5-13)

Взгляните на стихи 5,6: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Иисус продолжает объяснять Никодиму, что такое рождение свыше. Рождение свыше имеет 2 компонента – от воды и Духа. 1-й от нас, 2-й от Того, Кто рождает.

Итак, во-первых, от воды. Иисус пропускает объяснение этого компонента, поскольку Никодиму было очевидно, о чем идет речь, но для нас не так ясно, поэтому немного остановимся. Вода здесь символизирует водное крещение, которое связано с покаянием. В Ветхом Завете подобное крещение принимали язычники, которые обращались от идолов к иудаизму. В Новом завете подобную практику продолжил Иоанн Креститель, «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк.1:5). Со временем это стало обыденной практикой христиан. Но нам нужно хорошо понимать, что такое покаяние. Часто люди сожалеют о совершенных поступках, потому что они нанесли им определенный ущерб или навлекли позор, но это еще не покаяние. Греческое слово метаноэ («раскаиваться») означает полное обращение, разворот на 180 гр. Покаяние – не просто перечислить свои грехи и сожалеть, нужно довериться Богу, обратиться к Нему всем своим сердцем. Тогда Он выйдет на встречу. Когда блудный сын ушел из дома отца, все потерял и начал нуждаться, он сожалел о содеянном и вздыхал о том, как хорошо было в доме отца. Но если бы он остался на месте, ничего бы не произошло. Но когда он решил: «встану и пойду к отцу моему», тогда отец увидел его, когда он был еще далеко, и побежал на встречу. Такого покаяния ждет от нас Небесный отец. Но это не все, нужно еще работа святого Духа. От себя невозможно родиться. Мы можем предоставить себя Богу, но Он должен обязательно подействовать в нас. Самородков в духовном мире не бывает.

Во-вторых, от Духа. Что значит родиться от Духа? Здесь уже сложнее, поэтому Иисус подробнее объясняет Никодиму. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Другими словами, рожденный ползать, не может летать. Сила человека ограничена возможностями его тела. Чувствуя тоску этих ограничений, люди зачастую снимают фильмы, наделяя человека сверхъестественными способностями, например, летать, как супермен, пускать паутину и прыгать по зданиям, как человек-паук. Эти люди даже создают семьи, и получается «Суперсемейка». Но в этих же фильмах видно, что супер способности не могут решать обычные человеческие и духовные вопросы. Это потому что человеку нужно не супер тело, а супер Дух. Когда Дух Божий овладевает нами, тогда жизнь неудачи человеческой природы становятся жизнью великой победой и славы Господа. И тому много примеров, тот же Ник Вуйчич, хотя нет супер тела и даже обычных конечностей, но живет как духовный супермен.

Наверное, слова Иисуса снова удивили Никодима, поэтому Он продолжил: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Чтобы объяснить действие Святого Духа Иисус снова прибегает к понятной всем земной аналогии. Действие Духа подобно действию ветру. Мы не видим ветер, но чувствуем его дуновение. Мы не можем осязать ветер, но можем слышать шум ветра. Он дует, где хочет и когда хочет, и мы не знаем, откуда он приходит и куда уходит. Конечно, ученые научились объяснять природу ветра – перепады давления, дневной бриз, ночной бриз. Но с точностью сказать, куда он будет дуть, и будет ли он вообще дуть, в данную секунду, никто не может. Подобно этому и действие Святого Духа. Своим ограниченным умом мы не можем понять Его физическую природу, но мы можем услышать голос и направление Святого Духа, когда молимся или читаем Библию, мы можем почувствовать Его прикосновение, когда слышим проповедь и открывает Ему свое сердце и переживания. Дух дышит, где хочет, по Своей воле, а не по воле человека, поэтому мы можем только просить о милости Бога, чтобы Он действовал в нас. «Любовь приходит тихо» – так называется серия фильмов про одну женщину. В ее жизни случались различные трудности – умер ребенок, также умер муж. Она много страдала, но всякий раз обращалась к Богу, и тихий голос Святого Духа утешал ее и подсказывал, что нужно делать. Иисус забирал ее боль, и любовь снова возвращалась в ее сердце. Дух дышит, где хочет, и порой мы не понимаем, что происходит в нашей жизни, но когда мы открываем Ему свое сердце и просим Его милости, Он приходит и действует в нас. Дух дышит, где хочет, значит, для Него нет никакой преграды, нет какой-либо трудной или неразрешимой проблемы, и Он может помочь, если мы скромно просим об этом. Пусть Бог научит нас слышать голос Святого Духа, доверять и повиноваться Ему, искать Его милости и уповать на Него!

Как теперь Никодим реагировал на эти слова Иисуса? На удивление он снова воскликнул: «Как это может быть?». На что Иисус упрекнул его: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?». На этот раз Никодим уже догадывался, о чем идет речь, но в упор отказывался принимать это своим умом и своим сердцем. В Ветхом Завете, который он знал, как своих 5 пальцев, Бог не раз призывал к изменению сердца и духовному возрождению. В Иез.18:31 сказано: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?». Но закостенелое сердце Никодима так не хотело принимать это и что-то менять в своей жизни. Но Иисус не отчаялся, хотя Никодим не понимал и земного, Он все равно решил свидетельствовать ему о небесном. Стих 11 говорит: «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете». Свидетельства очевидцев Божьей работы, измененные души – это весомый аргумент в пользу работы Святого Духа. Мы знаем много примеров конкретных людей, возрожденных силою Святого Духа. Вчера я узнал новую историю. Рассказывают об одном английском рабочем. Он был горьким пьяницей, но обратился ко Христу. Его бывшие собутыльники издевались над ним, говоря: «Ты, конечно, не можешь верить в чудеса и всякое такое. Ты, конечно, не веришь в то, что Иисус обратил воду в вино". – "Я не знаю, – ответил он, – обратил ли Он воду в вино там, в Палестине, но я знаю, что у меня дома Он обратил водку в мебель!». Слава Иисусу! Действительно мы не знаем, как работает Святой Дух, но мы ясно видим результат Его работы в нашей жизни. Когда я впервые участвовал на христианской конференции, именно свидетельство моей старшей сестры сильно тронуло меня и повлияло на мою жизнь. Теперь чтобы тронуть окаменелое сердце Никодима Иисус рассказывает ему Свое свидетельство.

Часть 3. Любовь и суд Бога (14-21)

Взгляните стихи 14-16: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Чтобы засвидетельствовать о Себе, Иисус напоминает Никодиму одну историю, которую он хорошо знал из Писаний. Это история про медного змея. Однажды, когда Израиль странствовал по пустыне, народ начал роптать на Бога и на Моисея: «зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища». Тогда Господь послал на народ ядовитых змей, которые жалили их и многие стали умирать. Тогда народ раскаялся и просил Моисея молиться за них. Бог повелел Моисею сделать медного змея и выставить его на знамя, чтобы всякий ужаленный, взглянув на него, мог остаться живым. Это выглядело нелепо, зачем смотреть на какую-то железяку, когда проблема здесь под ногами, нужно смотреть на ноги, что-то делать со своими укусами. Здесь нужна была не человеческая логика, а вера. На самом деле спасал не змей, а Сам Бог, и взирая на змея, люди доверяли Богу. Кто поверил, тот исцелялся.

Подобное происходит и в нашем мире. Грех, как ядовитая змея, жалит человека. Сначала это небольшая ранка, но со временем как яд поражает все тело, так и грех поражает всю душу, человек мучится и, в конце концов, погибает. Грех – это то, что делает человек мертвым духовно и не позволяет родиться свыше. Но Бог любит нас и не хочет нашей погибели. Бог так возлюбил, что отдал Своего Сына. Как медный змей Он вознесен был на крест, и понес весь яд, всю боль наших грехов. С какой целью – чтобы верующий не погиб. Как и смотреть на медного змея, смотреть на Иисуса не логично. Если есть проблемы, люди быстрее пойдут к психотерапевту, будут медитировать, совершать автотренинги. Но все это, как мертвому припарки. Бог не хочет от нас логики, он хочет от нас веры. Дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную – Иисус дважды повторил это. Вера – это путь Бога ко спасению, путь Бога вновь ожить и родиться свыше. Когда мы верой смотрим на крест, на страдания Иисуса, мы можем увидеть как ужасен наш грех и по-настоящему покаяться и родиться от воды. Когда мы верой смотрим на крест Иисуса, мы также можем узнать любовь Бога и получить прикосновение Святого Духа. Пусть Бог поможет нам сегодня не доверять своей логике, но доверять Богу, потому что Он любит и знает, что делает. Пусть Бог поможет нам поднять свой взор от себя и верой взирать на Иисуса!

Что же случиться с неверующим? Взгляните на стихи 17,18: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». Иисус пришел в этот мир не чтобы осудить неверующего, но чтобы спасти верующего. Он хочет, чтобы мир был спасен через Него. Но если человек добровольно отвергает путь спасения, то сам подвергает себя осуждению. Это подобно, как пожарник желает спасти ребенка из пожара, но если он противиться, прячется под диван или в шкаф, то может погибнуть. Но не потому, что тот не любит его и не старается спасти. Почему же люди отказываются от своего спасения в Иисусе? Взгляните на стихи 19-21: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Суд состоит в том, что свет пришел в мир. Когда пришел Иисус, в мир пришел свет. В свете Его жизни, в свете креста, все стало очевидно. На выходных мы с п. Катей затеяли ремонт кухни и отодвинули шкафы, которые уже около 8 лет никто не отодвигал, там был просто ужас – дохлые мыши, мусор, песок, плесень. Тут можно было поступить 2 путями, либо задвинуть и сделать вид, что ничего не видно, или потрудиться и убрать. В подобной ситуации находится и этот мир. На самом деле все согрешили и в свете Иисуса это очевидно. Нет праведного ни одного, все запятнаны грехом. И тут есть 2 варианта – либо выйти из тьмы, посмотреть в зеркало и умыться, либо скрыться во тьме и сделать вид, что все нормально. В 1-м случае будет по правде, и такой человек будет оправдан.

В свете этого слова мы можем также увидеть проблему и Никодима. Хотя он был религиозным человеком, досконально знал Библию и считал себя почти святым в сравнении с народом, но в действительно тоже жил во тьме греха гордости, самоправедности и неверия. Иисус плавно через свою беседу подвел его к свету и помог увидеть свое состояние перед Святым Богом. Какой выбор сделал Никодим, мы видим из Писания, он покаялся и решил быть учеником Иисуса, он защищал Его в синедрионе, когда Его распяли, купил 100 литров благовония, чтобы приготовить Его тело к погребению. Он был безмерно благодарен Иисусу. А какой выбор сделаешь ты, останешься во тьме или выйдешь во свет Иисуса и войдешь в духовный мир?

Итак, сегодня мы научились 2 вещам. Во-первых, увидели, как Иисус помог одному закостенелому материалисту прийти к покаянию и войти в духовный мир. Большинство людей сегодня материалистичны и мыслят в плотских категориях, и нам трудно что-то доказать им, но несмотря на это у каждого человека есть духовная жажда. Поэтому мы смело можем говорить такому человеку слово Бога. Это будет семенем и со временем даст плоды. Это особенно утешило и укрепило меня в решении проповедовать материалистичным студентам КПИ и сотрудникам на работе. Порой их сердца мне казались, как непреступные горы. Они думают только про деньги, но это не так, у них тоже есть душа, и они тоже жаждут. Я хорошо убедился в этом, когда приглашал на конференцию.

Во-вторых, мы узнали, что Иисус любит нас и приглашает каждого в Свой духовный мир, мир не супер тела, а супер Духа, Который дышит, где хочет, Который может все, везде и всегда. Он может творить новое и совершенно менять твою жизнь. Нужно только выйти во свет Иисуса и попросить Его милости войти в твою жизнь. Пусть Бог поможет каждому из нас родиться выше, от воды и Духа, и верой жить в этом мире, как дети Бога!

(п. Самурай)