head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Добрый пастырь Иисус” (От Иоанна 10:1-21)

ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ ИИСУС

От Иоанна 10:1-21

Ключевые стихи 10,11 : "Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец"

В этом отрывке Господь говорит Сам о Себе и открывается нам в образе доброго Пастыря, который верно, жертвенно и неустанно заботится о Своей пастве. Поэтому эти слова особенно ценны для нас. Образ доброго пастыря Иисуса очень трогательный и благой. Потому, так часто мы видим Его именно в этом образе на различных слайдах и картинах, иконах, фресках и витражах. Когда мы принимаем Иисуса, как своего доброго Пастыря, то находим покой душам своим. Видя перед собой образ доброго пастыря Иисуса, мы подражаем Ему в жизни и служении, являя Божью благость и любовь этому поколению. Давайте же расположим сегодня свои сердца, чтобы услышать Божье слово и принять Иисуса своим добрым пастырем.

Отрывок, который мы сегодня разбираем является продолжением того разговора, что вел Иисус со Своими учениками и фарисеями после событий с исцелением слепорожденного. Очевидно, что та ситуация в которой они оказались не была здравой. Иисус исцелил человека, который от самого рождения был слеп. Он совершил удивительное чудо. Настолько удивительное, что никто и никогда до Него такого не совершал. Но религиозные лидеры не только не прославили Бога за это чудо, но более того, пытались украсть славу у Бога и выставить происшедшее в самом негативном свете. Они возненавидели Иисуса, возненавидели исцеленного и запугали его родителей. Как горько было Иисусу видеть все это. Возможно в это время Он вспомнил слова Бога изреченные Иезекеилем: «сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, [а] стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому» (Иез.34:2-5).

Продолжая Свою речь, Иисус открывает им Свое сердце приводя на ум картины, которые каждому из них были знакомы.

Давайте прочитаем стихи 1-3: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их».

Странно было бы, если бы пастырь залазил в овечий загон не через дверь, а через дырку в заборе, тем более под покровом ночи. Пастырь не ведет себя так. Это его овцы и его стадо, он приходит ранним утром к загону, привратник открывает ему дверь, он зовет своих овец и они выходят к нему.

Говоря духовно, это значит приступать к своему служению согласно Божьему призванию, в Его время и по Его воле. Бог не поставит кого попало заботиться о Своем народе. Поэтому те, кто был призван Им получили Его воспитание и Его призвание.

Так Бог призвал Моисея, чтобы вывести Свой народ из Египетского рабства. Но перед тем, как это произошло, Моисей в течении 40ка лет был воспитан в царском дворце, а потом в течении 40ка лет, в пустыне, где его окружали одни овцы.

Бог поставил царем и пастырем Своему народу Давида. С юности он пас овец отца своего и хорошо заботился о них, потом были долгие годы всяких испытаний, трудностей и побед, и только потом он стал царем Израиля.

И даже пророк Иеремия, который приступил к служению в совсем юном возрасте, сделал это не сам по себе. Он пошел, когда Бог коснулся его уст, дал слово Свое и направил на проповедь.

С другой стороны, история знает множество людей, которые примеряли на себя роль пастырей, но при этом не старались быть послушными Божьему слову и не имели понимания и сострадания людям. Так фарисеи имели высокое положение в обществе, имели монополию на правильное толкование Писания. Но использовали эти ресурсы совсем не по назначению. Они искали своей славы и не хотели воздать славу Богу. Когда Бог через исцеленного предложил им сделаться учениками Христа-Мессии, они отвергли Его. Они использовали свое положение, чтобы господствовать и подавлять правду неправдой. Поэтому Иисус называет их ворами и разбойниками.

Сам Иисус вошел дверью. Он пришел в Богом приготовленное время. Он обладал всей силой и властью во всем видимом и невидимом мире, но использовал их не для того, чтобы господствовать, а чтобы служить нуждающимся, спасать погибших, исцелять больных, поднимать немощных и являть славу Божью. Он был послушен Богу даже до смерти и смерти крестной. Иисус не перелазил через забор. В этот мир Он вошел через дверь смирения, служения и повиновения Богу. Он Мессия и Христос, вся слава Ему! Аминь!

Посмотрите стихи 3-5: «Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса».

В этих стихах Иисус описывает удивительные отношения пастыря и овец. Когда утром он приходит в загон, овцы узнают его приход и стоят навострив уши, ожидая услышать его голос. А когда слышат — с радостью выходят за ним, зная, что он поведет их туда где вкусная трава и свежая вода.

А с каким ожиданием вы сегодня пришли на Богослужение? Ожидаете ли вы услышать голос Иисуса, обращенный прямо к вам? Потому что Он хочет говорить вам и благословлять вас сегодня.

Иисус использует этот пример, чтобы показать какими должны быть отношения между Богом и Его народом, между пастырем и его людьми.

Во-первых, пастырь знает своих овец по имени. Это важно. В еврейском обществе зачастую имя очень однозначно характеризовало того, кто его носит. Поэтому, например, Бог изменил имя Иакова в Израиля, а Симона в Петра. Чтобы хорошо пасти овец, пастырь должен знать их, знать что та, которая с черным ухом любит спрятаться в кустах, а та что отметиной на лбу — упрямая, а та, что с пятном на боку, может хорошо вести других за собой. Пастырь знает сильные и слабые стороны овец и использует это, чтобы вести их на злачные пажити. Они для него не безликое стадо.

В наше время не принято слишком близко интересоваться жизнью другого человека. Но без личных отношений не возможно пастырское служение. Так, когда Нафанаил встретил Иисуса, Господь сказал ему: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил удивился, и ответил: «почему Ты знаешь меня?» «Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Иоан.1:47,48). Нафанаил понял, что Иисус знает о нем все, вообще все, даже самые тайные молитвы и мотивы открыты Ему. Тогда он посвятил Иисусу всю свою жизнь.

Царь Давид говорит в Пс.138: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою» (Пс.138:1-5).

Иисус действительно знает нас такими как мы есть. Знает наши сильные стороны и добрые поступки, и знает наши слабости, дурные мысли и грехи. И не смотря на это, Он любит и заботится о нас во всякое время, как добрый пастырь заботится о своих овцах. Даже члены одной семьи не всегда могут понять друг друга, но Иисус знает и понимает нас в совершенстве. Нигде в мире мы не можем найти такой любви и заботы. Аминь.

Во-вторых, пастырь идет перед овцами.

Посмотрите стих 4 еще раз: «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его».

Когда пастухи гонят стадо коров или гусей, они идут сзади и гонят стадо перед собой. Они палкой и окриками побуждают стадо к движению вперед. Но овец выпасают по другому принципу. Пастух идет перед стадом, своим голосом и примером указывая им направление для движения.

Откровенно говоря, овцы не очень умные животные и они не умеют многого. Они пугливы и совсем не могут защищаться. У них очень плохое зрение. Глаза фокусируются на расстоянии 3см от носа, чтобы хорошо видеть траву. Но из-за близорукости они не могут сами выбирать направление для движения и легко могут упасть в яму, сбиться с дороги. Но есть у них одно величие: они имеют хороший слух и узнают голос того, кто заботится о них. Если на овец кричать и бить палкой, они не зная, что делать просто соберутся в кучу и будут стоять, поэтому пастырь ведет их за собой. Он первый встречает все преграды и трудности пути и выбирает такую дорогу, которая будет безопасна для стада.

Как пастырь идет перед овцами, так и Господь Иисус идет перед Своими учениками, первым встречая все трудности и указывая нам путь Своим примером. Мы должны знать, что когда мы встречаем трудности на жизненном пути, это значит, что эти трудности уже встретил Иисус, прошел через них и знает, что и мы сможем пройти.

Господь во всем показывает нам пример. Так, во время последней вечери Иисус Своим примером подал ученикам пример, как нам любить друг друга и сносить немощи друг друга. Иоан.13:3-5: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан», а после этого сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоан.13:13-15).

Этот пример точно остался в их сердцах. Вспоминая пример Господа Иисуса, они смогли принять друг друга, любить друг друга и объединиться в молитве и в труде для проповедования Евангелия так сильно, что эта проповедь жива и до сегодня и достигла даже нас с вами.

Иисус никогда не заставлял учеников молиться. Только в последнюю Свою ночь просил поддержать Его в молитве. Но каждое утро Он вставал рано и проводил время в общении с Отцом на небесах. Ученики в это время спали, но по воскресении Господнем, мы находим их собравшихся вместе в горнице для общей молитвы. И по молитве этой Дух Святой сошел на них и зажег их сердца для проповеди Евангелия и служения.

Иисус показал, как мы можем доверять заботе и любви Бога, когда даже перед крестной смертью молился, чтобы Отец помог Ему принять чашу страданий и пронести Свой крест до конца, чтобы нам дать жизнь и спасение. Аминь.

Один жизненный пример порой может сделать намного больше, чем сотни проповедей. Поэтому я всегда с особой теплотой и благодарностью вспоминаю своего пастыря и его семью за пример любви и служения, что они мне дали. Как много и нелицемерно они трудились и жертвовали, чтобы я мог прийти к Богу и обрести спасение.

Быть первым всегда трудно, но человека, который готов показать пример жертвенной любви и служения, Бог будет могущественно использовать, чтобы явить Свою славу и великие дела Свои. Готовы ли вы стать такими людьми в семье, для детей, в общей жизни, на работе?

В-третьих, овцы знают голос пастыря. Когда овцы слышат голос пастыря, они радуются. Они чувствуют, что их кто-то любит и заботится. Они могут быть спокойны, потому что пастырь — надежный ориентир. Слыша его голос, они точно знают, что не заблудились и не сошли с дороги. Но когда слышат чужой голос, то бегут от него, потому что знают, что чужак не станет заботится об их безопасности и благополучии.

Иисус — наш пастырь. У нас может быть много разных недостатков и слабостей, но чтобы нам было хорошо, нам нужно научиться делать одну вещь очень качественно: нам нужно слушать голос Иисуса. Аминь.

Как нам слышать голос Иисуса? Мы слышим Его голос со страниц Библии, когда размышляем над Писанием во время изучения, или когда пишем свидетельства. Мы слышим тихий голос Бога, когда выпрыгиваем из ежедневной суеты и находим тихое место для молитвы. Мы слышим голос Иисуса через братьев и сестер, а иногда Он очень явственно говорит к нам, когда, подражая Ему, мы стараемся служить одной душе молитвой и Евангелием. Пусть голос Иисуса всегда будет для нас ярким маяком и надежным ориентиром в жизни. Аминь.

К сожалению иудеи не поняли, о чем говорит Иисус. Они не знали Бога и понятия не имели о том, что нужно заботиться о людях, которых Бог им вверил. Тем не менее Иисус продолжал учить их.

Посмотрите стихи 7-10: «Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».

Когда пастырь приходил к загону утром, или приводил овец туда вечером, он становился в дверях, простирал свой посох, и когда овцы проходили под посохом, он осматривал их, смотрел все ли целы, все ли здоровы. Чтобы войти или выйти, чтобы попасть на пажити, овцам нужно было пройти через пастыря. Поэтому здесь Иисус называет Себя дверью овцам.

В Иоан.14:6 Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Нам может казаться что за дыркой в заборе трава зеленее, что альтернативные пути интереснее или проще. Но это не так. За дыркой в заборе сидит не пастырь, а вор и разбойник. Вор и разбойник заботится не о счастье овец, а о своей выгоде. Его зеленая трава на поверку оказывается пластиковой рекламной кампанией, предвыборными обещаниями. Иисус Христос — единственный путь в небеса, единственный путь к благословенной и полной жизни.

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», говорит Он нам сегодня. Возлюбленные, я хочу спросить вас: как вам кажется, жизнь с избытком, это обещание отдаленного времени или это уже здесь и сейчас? Имеете ли вы жизнь с избытком?

Я уверен, что Господь Иисус приготовил жизнь с избытком в вечности Отца и прямо здесь и сейчас для тех, кто входит через Него.

Как мы представляем себе жизнь с избытком? Для кого-то это садок вишневый коло хаты. Для кого-то — объездить весь мир. Для третьего — активный спорт или вечеринки. Честно говоря, нам порой кажется, что чего-то в жизни не хватает. Правда? Мне иногда кажется, что мне сильно не хватает 15ти соток в 20км от Киева и небольшого домика. Иногда кажется, что сильно не хватает мудрости, или времени, или здоровья, или здоровья детям. Но потом я оцениваю свою жизнь во Христе и понимаю, что Бог действительно благословил меня сверх всякой меры. Мои дух, душа и тело имеют все необходимое чтобы быть счастливым и благословлять других.

По долгу службы я общаюсь с разными людьми. Многие из них по-мирски успешнее, богаче, избыточней, чем я. Но когда мы начинаем общаться ближе, я понимаю, что мне есть чем их благословить, потому что имея избыток вещей, они имеют глубокий дефицит жизни, радости и благословения. Они не имеют счастья знать Бога и смысла своей жизни и страдают от этого.

Ап. Павел, оставил все свои привилегии и возможности ради превосходства познания Иисуса Христа и служения Ему. Он своими ногами исходил пол-мира, был многократно гоним, неоднократно бит, арестован и казнен. Но ему было чем поделиться и чем благословить даже царей. Будучи узником он был свободней многих свободных, он радовался в темнице и пел хвалу Богу. Во 2Кор.6:4-11 он говорит: «…во всем являем себя, как служители Божии… в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено» (2Кор.6:4-11). Он и правда так жил, потому что жил Иисусом Христом.

Во Христе мы обретаем жизнь с избытком, радость с избытком, благословение с избытком. Я еще раз спрошу: имеешь ли ты жизнь с избытком? Если еще нет, тогда иди к Иисусу. Она сокрыта в Нем и открыта всякому. А если да, тогда воздай славу Богу и радуйся. Аминь!

Посмотрите стихи 11,12: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их».

Когда все хорошо, трудно найти разницу между пастырем и наемником. Все открывается во время трудностей. Потому что наемника не интересуют овцы. Он приходит на работу в 9 и уходит в 6, его интересует только зарплата, поэтому если никто не видит, то он вполне может поспать на работе, а может и украсть овечку. А когда приходит опасность — он просто бежит, потому что своя жизнь дороже, но пастырь остается с овцами, даже если придется сражаться со львом или медведем.

Иисус Христос наш добрый пастырь, потому что когда сатана пришел, чтобы украсть, убить и погубить твою душу, Иисус взошел на крест и отдал Свою жизнь полностью, чтобы тебя спасти. Стих 18 говорит, что никто Его к этому не вынуждал, но Он все равно сделал это потому что так много полюбил. Знаете ли вы кого-то другого, кто сделал бы это за вас? Но Он совершил.

Чем мы можем ответить Ему? В Иоан.21:15 Иисус обращается к Симону Петру да и ко всем нам: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих» (Иоан.21:15). Господь призывает нас подражать Ему Самому и быть пастырями этому поколению. Но чтобы делать это, нам нужно научиться самим быть хорошими агнцами Иисуса, научиться слушать Его слова и подражать Ему.

В Пс.22 царь Давид исповедовал свою веру в Бога: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня».

Когда мы знаем, что Иисус — наш добрый пастырь, то действительно можем не бояться. Даже в долине тьмы и смертной тени, Иисус, как пастырь идет перед нами, Его голос ободряет нас, Его посох защитит нас от всякого зла. Когда мы знаем, что Иисус наш добрый пастырь, то можем не переживать о завтрашнем дне, потому что добрый пастырь ведет нас на злачные пажити и к потокам тихих вод. Когда мы знаем, что Иисус — наш добрый пастырь, мы не блуждаем, Он ясно указывает направление жизни.

Давайте еще раз прочитаем стихи 10,11: “Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец”.

Я молюсь, чтобы Господь помог нам каждый день своей жизни следовать за добрым пастырем Иисусом, слушать Его слова и доверять Ему во всем. Пусть Его полнота, пусть жизнь что Он дает наполняет и переполняет нас, чтобы мы могли являть Божью славу через свою жизнь. И я молюсь, чтобы Господь помог нам с любовью к Иисусу и к Его детям самим расти в образе доброго пастыря Иисуса. Аминь.

(п. Ионафан)