head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Возвратись, отступница, дочь Израилева” (Иеремия 3:1-25)

ВОЗВРАТИСЬ, ОТСТУПНИЦА, ДОЧЬ ИЗРАИЛЕВА

Иеремия 3:1-25

Ключевой стих 3:12 : "Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать"

Когда люди видят страдания, у них возникает вопрос: «Почему Бог молчит?» В сегодняшнем отрывке Бог смотрит на Своих дочерей – Иуду и Израиль. Некогда они были прекрасными дочками, которые радовались и одевались в красивые одежды. Но сейчас они стали блудницами, или грубо воспользовались и потом бросили. Какое это страдание для отца! Сердце Бога разрывалось от боли! Израиль находится в Ассирийском плену, Иудея опустилась в тьму идолопоклонства. Но мы видим, что Бог не молчит. Он как любящий отец сердечно взывает: «возвратись, отступница, дочь Израилева!» Пусть сегодня Бог откроет наши уши, чтобы мы услышали этот любящий голос Бога: «возвратись, отступница, дочь Израилева!»

Обратимся к 1-ому стиху: «Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?" А ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь». По закону Моисея (Втор.24:1-4) если жена отошла от мужа и вышла замуж за другого, то если отойдет и от него, не может возвратиться к первому мужу. Это будет считаться блудодеянием. «А ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь». Здесь Бог сравнивает свои отношения с народом Израиля с отношениями мужа и жены. При Моисее народ Израиля находился в Египетском рабстве. Они были худыми, голодными и обездоленными. Фараон начал геноцид этого народа, приказав убивать всех родившихся мальчиков. Если бы Тарас Шевченко жил в то время, он бы написал так:

Думи мої, думи мої,

Лихо менi з вами!

Нащо стали на паперi

Сумними рядами?..

Однако Бог спас этот народ из Египетского рабства и через пустыню повел в обетованную землю. Это такая трогательная история – какая невеста не мечтает, чтобы ее жених спас ее от рабства и повел в обетованную землю? Там в пустыне Бог заключил завет со Своим народом. Этот завет описан в Ветхом Завете и так и называется: «Ветхий завет». В этом завете Бог обещал быть Богом Израильского народа, даровать ему обетованную землю, защищать его от врагов и благословлять во всем. От народа Израиля требовалось слушаться Бога и быть верными Ему. Этот завет напоминал брачный союз между женихом и невестой, поэтому в Библии отношения Бога и Его народа часто сравниваются с отношениями мужа и жены.

«А ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь». Что значит что народ Иудеи блудодействовал со многими любовниками? Это означает духовную измену. Это означает, что они отвернулись от Бога и стали поклоняться многим идолам. Посмотрим на стих 2: «Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим». В то время идолам обычно поклонялись на высотах. Бог предлагает Иудее посмотреть на высоты и указать ту, где она не поклонялась другим богам. Это риторический вопрос, такой высоты нет, на всех она поклонялась идолам. Она, как Аравитянин, сидела у дороги и предлагала себя как проститутка для любого, кто захочет ею воспользоваться. В стихе 3 написано: «За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд». Иудея была сельскохозяйственной страной. Урожай страны всецело зависел от того, будет ли дождь в нужное время. Отсутствие дожня, особенно позднего означало неурожай и голод. Но даже несмотря на это, Иудея продолжала упорствовать в своем грехе – у нее был лоб блудницы и она отбросила стыд. Хотя она взывала к Богу: «"Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?"», но на самом деле это были только слова – она делал зло и преуспевала в нем (4,5). Здесь мы видим силу греха. Идолопоклонство – это серьезный грех. Он разрушал правильные отношения между Богом и Его народом. Ничто так не разрушает отношения в браке как супружеская измена. И ничто так не разрушает отношений с Богом, как идолопоклонство. В блудодеянии нет настоящей любви и настоящих отношений. Там есть только эгоизм, желание использовать для своей выгоды и потом бросить. Блудодеяние основано на одроназовых отношениях. Оно похоже на одноразовую посуду, которую используют и потом выбрасывают на улицу. Народ Израиля усердно искал настоящей любви у окружающих народов. Но там не было ни одного настоящего жениха, готового чем-то жертвовать ради них. Они были всего лишь любовниками – они хотели использовать Израиль для своей выгоды и потом выбросить его на дороге.

Прочитаем стихи 6-10. Здесь Бог говорит Иудее о ее родной сестре – Израиле. Некогда это был один народ, но во время царя Ровоама, сына Соломона, этот народ разделился на два царства – Израиль, находящийся на севере, и Иудею на юге. Израиль быстро отступил от Бога. Уже при своем первом царе Ровоаме в стране было установлено два золотых тельца, они были объявлеными богами. Этот народ быстро скатывался в пропасть греха и беззакония. В конце-концов более чем за сто лет до Иеремии этот народ завоевала Ассирия. Он находился рядом с Иудеей, Иудеи все видели. Они хорошо видели, чем заканчивается жизнь народа, который оставил Бога. Но они не только не убоялись и не раскаялись, но сами пошли и делали то же. Здесь мы учимся тому, что история – это очень важная наука. Она дана для того, чтобы мы не повторяли ошибок других. История повторяется. Если народ Израиля оставил Бога и его постигла трагедия, то не нужно думать, что если народ Иудеи оставит Бога, то с ним случится что-то другое, например, он получит большое благословение. Очевидно, что его постигнет такая же трагедия. История – это не череда случайных событий. Историей руководит Бог и история имеет свои законы, которые воспроизводятся. Бог хотел донести народу Иудеи через пророка Иеремию ясное послание: «не повторяйте ошибки своей сестры Израиля. Если вы оставите Меня, то вас ожидает погибель».

Прочитаем стихи 12,13: «Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь». Здесь Бог переключается на сестру Иудеи – Израиль. Он призывает этот народ возвратиться к Нему. Народ Израиля может избежать Божьего гнева. Для этого нужно выполнить единственное условие – признать свою вину и раскаяться. Раскаяться – означает оставить идолов из камня и дерева, и верить и надеяться только на одного Бога. Это означает повиноваться только одному Богу. Здесь мы учимся тому, что самое важное – это иметь правильные отношения с Богом. У Израиля было много проблем. Они находились в Ассирийском плену. Они были там рабами, бедными, без прав, жили на чужой земле и среди чужой культуры. Их будущее было тревожно и неясно. Но если они искренне обратятся к Богу, то Бог простит их и не изольет на них Своего гнева.

Однажды в средние века случилось так, что заболел папа Римский. Он чувствовал приближение смерти, душевно мучился, не находил покоя. Кардиналы не знали, как ему помочь. Тогда решили послать за Франциском Ассизким. Придя к папе, он сбросил с него шитое золотом покрывало и накинул на него свою старую одежду. Затем он сказал: «Теперь забудь, что ты папа! Ты – грешник! А грешнику нужно покаяние». Даже самому папе нужно покаяние! Тем более каждому человеку нужно покаяние. Покаяние дарует мир в сердце, потому что восстанавливает правильные отношения с Богом. Покаяние дарует надежду на Небесное Царство. Ап. Павел сказал так: «Примиритесь с Богом» (2Кор. 5:20). Чтобы примириться с Богом нужно признать себя грешником и обратиться к Нему в молитве за прощением. Другого пути нет. Приходящего к Нему Бог прощает.

Вскоре после начала второй мировой войны, в 1939 году профессор Оксфордкого университета, известный английский писатель Клайв Льюис говорил проповедь. Он начал ее с вопроса, который тревожил всех студентов Оксфорда: стоит ли в такое время заниматься математикой и классическим греческим языком, средневековой английской литературой и историей? «Не равнозначно ли это игре на лире, когда полыхает Рим?» Он напомнил студентам, что война лишь проявила ситуацию, которая существовала всегда. Никто из нас не знает дня своей смерти: война лишь усиливает возможность, что это случится вскоре. И вопрос не в том, стоит ли изучать литературу в военное время, а в том, стоит ли изучать литературу вообще. В жизни мы можем изучать литературу, физику или программирование. Но нам всегда нужно помнить, что не это определяет нашу жизнь. Придет время, когда такие вещи как образование, квартиры, автомобили, банковские счета перестанут играть какую-либо роль в нашей жизни. В это время все будет зависеть только от того, какие у нас отношения с Богом – приняли ли мы крестную жертву Иисуса Христа, имеем надежду на Царство Бога и полагаемся на Бога, или же нет. Поэтому Бог говорит народу Израиля: «признай свою вину и возвратись ко Мне!» Поэтому Бог говорит нам: «признай свою вину и возвратись ко Мне!».

В стихе 14 Бог обещает им: «Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион». Во-первых, Бог обещает им возвращение из Ассирийского плена. Однако простое возвращение на свою землю без покаяния, без востановления правильных отношений с Богом не имеет смысла. Поэтому сперва нужно раскаяться и восстановить правильные отношения с Богом. В конце концов все в жизни человека сведется к тому, какие у него отношения с Богом.

Во-вторых, Бог даст им добрых пастырей. Обратимся к стихе 15: «И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием». Когда Бог хочет благословить народ, то Он дарует ему в первую очередь не кредит МВФ, а добрых лидеров сердцем пастыря, по Его сердцу, которые пасут народ со знанием и благоразумием. Пастыри – это Божье благословение для народа, а проклятие – это когда нет пастырей. Нам не нужно умалять своего служения. Нам нужно знать, что Бог призвал нас к очень важному служению и стараться ответственно его выполнять.

Посмотрим на стихи 16-18. Бог смотрит наперед, на то время, когда «назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего». Это великое пророчество и оно может касаться только времени Иисуса Христа. Только кровь Иисуса, пролитая на кресте, имеет силу изменить грешную природу человека, избавить его от упорства его злого сердца и помочь поступать по слову Бога.

В стихах 19-25 Иеремия пророчески видит, как его народ осознает причину своих бед. «Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего». Они осознали свои грехи и причину своих грехов. Она в том, что они забыли Господа Бога своего. Осознание греха – верный симптом исцеления. Эти слова относятся ко времени возвращения из Вавилонского плена. Но полностью они исполнились в Иисусе Христе. Бог смотрел в будущее, когда многие народы придут к Богу через Иисуса в покаянии.

Изучая этот отрывок, нам нужно иметь ввиду особые отношения между Богом и Его избранным народом Израиля. Бог Сам дал им обетованную землю, изгнав оттуда сильные народы. С человеческой точки зрения Израиль был пришельцем в чужой земле и выглядел неприглядно в сравнении с сильными окружающими народами. Также его экономика всецело зависела от погоды, от того, будет дождь в нужное время или нет. Но Бог обещал защищать их от сильных окружающих народов, даровать им экономическое процветание если они будут послушными Ему. Бог также обещал наказание в случае непослушания. Это называется Ветхим Заветом. Духовное здоровье и благополучие Израильского народа всецело зависело от Бога. Их единственно правильной надеждой мог быть только Бог.

Сейчас мы живем в Новом Завете. Этот завет не касается отношения Бога с каким-то конкретным народом, например, украинским. Бог не обещал что сделает Украину большим государством с огромной территорий и сильной армией. Он не обещал экономического процветания. Но в Новом Завете Бог обещал нам гораздо больше – Он обещал Свое Царство. Главное послание, которое хочет донести нам Библия – это потерянный из-за человеческого греха рай, и восстановленный рай, благодаря кресным заслугам Иисуса Христа. Поэтому как и во время, о котором мы читаем в этом отрывке, так и сейчас Бог остается нашей единственно правильной надеждой.

Сейчас на Украине происходят важные политические изменения. Это хорошо, что украинцам удалось стряхнуть с себя советское прошлое и взять курс на запад. За дело взялись политики с европейским образом мышления. Но нам нужно знать, что никакие политики не могут построить рай на земле. Тех людей, которые ожидают этого от политиков, ожидает впереди много горьких разочарований. Рай – это не результат человеческого труда, рай это дар Божий, доступ куда снова открыт людям благодаря Иисусу. Поэтому только Бог может быть нашей настоящей надеждой. После Своего воскресения Иисус в продолждении сорока дней являлся Своим ученикам. В то время Израилем правили суровые Римляне. О чем же Иисус говорил с учениками? О Пилате? о римлянах? Нет. В Деян.1:3 написано: «которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием». Иисус говорил им о Царствии Божием. Я молюсь чтобы мы не потеряли главную надежду в нашей жизни – Бог и Его Царство. Такая надежда никогда не разочарует.

В сегодняшнем отрывке мы встретили двоих сестер – Израиль и Иудею. Первая находилась в Ассирийском плену, вторая – на пороге большого бедствия, куда она неслась на всей скорости как тяжелый паровоз. Положение обоих было тяжелое. Но слово Бога ко всем им одно – необходимо раскаяться и возвратиться к Нему. Только Бог может быть их единственной надеждой, которая никогда не разочарует. Для нашей страны наступает непростое время. Но что бы ни случилось, давайте уповать только на Бога. Бог любит нас. Он отдал за нас Своего Сына, Он приготовил дял нас Свое вечное Царство. Только Бог может быть нашей настоящей надеждой. Аминь.

(п. Иаков)