Вивчення Біблії: Проповідь “Распашите новые нивы” (Иеремия 4:1-31)
РАСПАШИТЕ НОВЫЕ НИВЫ
Ключевой стих 3,4 : "Ибо так говорит Господь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами. Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших"
Обычно, когда мы живем в этом мире, то не очень задумываемся, какой плод нашей жизни и к каким последствиям приводят наши поступки и наш образ жизни. Не то, чтобы совсем не задумываемся, но кажется, что жизнь очень длинная, что все можно исправить потом. Также, обычно, нам кажется, что горькие последствия никогда не настанут, они будут незначительными и их можно будет легко преодолеть. История показывает, что так думают почти все люди и во все времена. Точно так же думали и Иудеи времен Иеремии. К сожалению это не так. В духовном мире все имеет свои последствия, и когда-нибудь мы будем пожинать плоды своей жизни, добрые или худые. В сегодняшнем слове Бог предупреждает Иудеев о горьких последствиях их образа жизни и призывает их изменить свои отношения с Богом.
Первое, ко Мне обратитесь.
Посмотрите стих 1. «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться». Эти слова Бог сказал к Израилю. На тот момент они уже более 100 лет были переселены и рассеяны по всей Ассирийской империи. Наверное, они очень хотели вернуться назад, но у них не было возможности поднять восстание, не было возможности переселиться, единственное что им оставалось сделать — обратиться к высшим силам. Но если для нас слова «Если хочешь обратиться… ко Мне обратись» звучат странно: к кому еще можно обратиться, кроме Бога?, то для древних людей все было совсем по-другому. Для них было естественно думать, что можно обратиться к этому или к этому или к еще какому-нибудь богу. Мир не требовал от древнего человека поклоняться кому-то одному, наоборот, поощрял их к служению многим богам. Древний человек думал примерно так, как игрок в компьютерную стратегию: «Этот бог даст мне богатство, а этот дает защиту, а эта богиня детей. Если я принесу этому козленка, а этому голубя, то, наверное, второй обидится. А двух козлят у меня нет. Достаточно ли просто принести благовония? Эти два — во вражде друг с другом. Если я дам и тому и другому, то не будет ли это хуже, чем не давать никому? Как все сложно».
Но Бог говорит Израилю: «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись». Если они хотят обратиться, то должны обратиться к Богу. Не к идолам, которым они поклонялись в Израиле, и не к идолам, которых они увидели в земле рассеяния, а к Богу Израиля, Богу Который вывел их из земли рабства, с Которым они вступили в завет, что Он будет их Богом, а они будут Его народом.
Вся история Израиля — это борьба с идолопоклонством. Наш Бог — Бог-ревнитель. Он не терпит духовной измены. Первые две из десяти заповедей это Господь единственный Бог и не делай идолов и не служи им. Суть завета, в который они вступили с Господом на Хориве — они будут принадлежать только Богу, будут слушаться только Его, тогда Он будет их Богом, все Его могущество будет защищать их, вся Его милость будет покрывать их, все Его благословения будут открыты для них, и, самое главное, Он Сам будет для них как муж для жены, как отец для сына. В двух предыдущих главах Господь открывает их такое Свое сердце: хотя вы оставили Меня, но Я хочу, чтобы вы снова были со Мною. И сейчас Он призывает Израиль: не обращайтесь к ложным Богам, обратитесь ко Мне.
Второе, распашите себе новые нивы и не сейте между тернами.
Что конкретно значит «обратиться к Господу»? Об этом подробно написано в стихах с 1 по 4. «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться. И будешь клясться: "жив Господь!" в истине, суде и правде; и народы Им будут благословляться и Им хвалиться. Ибо так говорит Господь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами. Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших».
Здесь есть несколько пунктов: 1) удалишь мерзости твои от лица Моего; 2) клясться «жив Господь» в истине, суде и правде; 3) распашите новые нивы и не сейте между тернами; 4) обрежьте себя для Господа, снимите крайнюю плоть с сердца вашего.
Во-первых, удали мерзости твои от лица Моего. Часто мерзостью в Библии называется идолы. Но «мерзость» это не просто идолы и не просто грех. Все мы все знаем, что есть некоторые вещи, не обязательно сами по себе грешные, но о которых мы знаем, что они не угодны Богу. Тем не менее, нас тянет к ним. Мы понимаем, что этого нехорошо просить у Бога. Тогда делаем сами и объясняем себе: «ну что я такого сделал?». Я думаю каждый из нас встречался с такими вещами. Точно так же Иудеи просили грешного у идолов, а потом приходили к Богу, приносили жертвы, молились, наверное пели псалмы. Именно это и есть «мерзость». Бог требует, чтобы такое лицемерие, такое стремление ко злу и делание зла было прекращено.
Во-вторых, клясться «жив Господь» в истине, суде и правде. «Жив Господь» – это не просто слова. Это исповедание, что Господь живой, что Он управляет моей жизнью, что Он сейчас пребывает со мною, хранит меня, ведет по жизни. Для евреев времен исхода слова «жив Господь» были очень конкретными. Они видели столп огненный и облачный, Господь давал им манну, давал им воду из скалы, говорил им из облака и из огня и так далее. Но потом они забыли, что это значит. Уже во времена Давида люди не понимали этих слов, потому слова Давида «всегда я видел Господа одесную меня, не поколеблюсь» так трогают наше сердце. В конце концов они полностью забыли весь смысл и стали употреблять их, как мы часто употребляем слова «слава Богу», «не дай Бог» и так далее. Бог снова хочет стать для них живым Богом, Который ведет их по жизни. Кроме того тут сказано: в истине, суде и правде. В истине — это в правильных отношениях с Богом, в правде — это в правильных и совершенных поступках, в суде — в справедливости и правильных отношениях с добром и злом, а также между людьми.
В-третих, распашите новые нивы и не сейте между тернами. Мы сразу вспоминаем притчу Иисуса про 4 вида почвы. Чтобы был хороший плод, нужна хорошая почва. На плохой почве ничего хорошего не вырастет. Те, кто занимаются огородом знают, как тяжело вывести сорняки, особенно если не сильно с ними бороться. Особенно если сорняков много, то их семенами засеяна вся почва, доброму семени нет даже шанса прорости. Мы можем представить как выглядело земледелие в то время. У Израиля не было тракторов или больших равнин. У них были маленькие поля на склонах холмов. Между полями были пустоши, на которых паслись овцы и козы. Рядом с полем вполне мог расти репейник или терн, и все поле было засеяно семенами репейников. Со временем земля истощалась и не приносила плода. Как можно было ожидать тут хорошего урожая? Единственный способ — это полностью расчистить новый участок, полностью убрать там сорняк и засеять его.
Человек похож на земледельца, который сеет между тернами. Когда мы переезжали на новую квартиру, то выкинули кучу вещей, которые нам были не нужны, но хранились «на всякий случай». Потом, когда переехали, то выкинули еще кучу вещей, которые «перевезли на всякий случай». И я уверен, что и сейчас тоже можно много чего выкинуть. Так и человеческое сердце: там есть много суеты, много мелких нераскаяных или полураскаяных грехов, грешных желаний, которые сейчас вроде как не проявляются, но на самом деле есть, и только ждут удобного случая снова прорасти. Там есть идолы, которые, когда решил раскаяться, не выкинул, а просто убрал с видного места, положил в кладовку: вдруг на что-нибудь сгодится. Из-за этого невозможно принести хороший плод Господу.
Господь предлагает: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами. Это значит: полностью отвергните прежний образ жизни. Не ищите своего, не хитрите, не просто отодвиньте идолов «на всякий случай», а выкиньте, разрушьте сам образ мыслей, саму систему ценностей, которая предполагает манипулирование Богом вместо доверия и поклонения Ему. Почему Господь с такой грустью вспоминал об Израиле во второй главе: «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную»? Потому что тогда отношение Израиля с Богом были полностью основаны на доверии к Богу и они полностью верили Ему. Слова «распашите новые нивы и не сейте между тернами» значат: вернитесь к этому образу жизни с Богом. Не просто что-то немного измените, но полностью откройте сердце Богу, снова полностью доверяйте Ему, снова не ищите идолов, снова почитайте мерзостью то, что Бог почитает мерзостью и добром то, что добро перед Богом.
В-четвертых, снимите крайнюю плоть с сердца вашего. Снять крайнюю плоть с сердца для Господа значит быть готовым принимать волю Бога. Это значит надо не воспринимать, то что говорит Бог в штыки, наоборот, постараться сделать Его волю своей. Постараться сделать принципы Бога своими принципами.
Третье, предупреждение о суде.
Начиная с 5 стиха идет видение Иеремии о будущем разорении Иудеи. Хотя я тут сделал разделение в проповеди, но в Библии это один текст и одна мысль. Посмотрите стихи с 5 по 8. «Объявите в Иудее и разгласите в Иерусалиме, и говорите, и трубите трубою по земле; взывайте громко и говорите: "соберитесь, и пойдем в укрепленные города". Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь, ибо Я приведу от севера бедствие и великую гибель. Выходит лев из своей чащи, и выступает истребитель народов: он выходит из своего места, чтобы землю твою сделать пустынею; города твои будут разорены, [останутся] без жителей. Посему препояшьтесь вретищем, плачьте и рыдайте, ибо ярость гнева Господня не отвратится от нас». Ранее в 4 стихе сказано: «чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших». Гнев Бога происходит по причине человеческого греха. Даже если кажется, что сейчас нет никакого наказания, но последствия обязательно придут. Для Иудеи настало время таких последствий.
Нам надо совершить небольшой экскурс в историю. Сейчас в Иудее правил хороший царь Иосия. До этого два года правил его отец Амасия, которого убили его же слуги. До этого целых 50 лет правил очень злой и нечестивый царь Манасия. Амасия продолжал делать то же, что и Манасия. Иосия воцарился, когда ему было 8 лет и, наверняка, в первое время его правления реально управляли те же люди, что были при Манасии. То есть преемственность традиции от Манасии была порядка 60 лет. Шестьдесят лет — это очень много, это три поколения, это почти столько же, сколько был Советский Союз. Кем был Манасия? Этот царь пребывал под влиянием злых духов. Он не просто отступил от Бога, не просто поставил идолов, не просто был лицемерным. Он занимался оккультизмом, практиковал и поощерял человеческие жертвоприношения. О нем сказано, что он наполнил Иерусалим кровью. Он ненавидел Бога и планомерно разрушал веру в Него в Иудее, как большевики планомерно разрушали веру, семью, мораль в СССР. На белое говорили черное, на черное — белое. Суда, справедливости не было. Какое могло быть духовное состояние людей? Возьми первого человека на улице. Он никогда не слышал слова Бога, его никогда не учили что воровать не хорошо, наоборот, если можешь взять, то возьми. Не учили, что Бог один и для богатого и для бедного. Наоборот, все вокруг жили по принципу: солидный Господь для солидных господ. О правосудии говорить нечего, какое может уважение к бедным людям, если его нет уже много много лет. Он вырос в таком мире с детства. И его отец с детства вырос в таком мире. И только дед помнит, что когда-то когда он был мальчиком, все было по-другому. Это была духовная пустыня, как после развала Советского Союза. Когда Господь говорил: надо раскаяться, то люди даже не понимали, что такое раскаяться, даже не знали этого слова. Они не понимали, в чем надо раскаяться. Они не понимали, почему нельзя воровать, когда все кругом воруют, не понимали, почему прелюбодеяние грех, почему нельзя служить Богу и идолам и так далее. Даже когда Бог наказывал их, они не понимали за что и для чего. Я думаю, что они были очень религиозными, приносили много жертв, но не имели понятия о Боге. Это как у нас на Пасху, священник запрещает святить водку, но люди закрывают рушнычком, чтобы священник не видел и так учат детей у внуков. При всем этом они продолжали грешить, потому что у них были сбиты все духовные и моральные ориентиры. О них Господь сказал в 22 стихе: «Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют». Могло ли так продолжаться дальше? Это риторический вопрос. В конце концов это все лопнет. Гнев Бога обязательно придет. Поэтому Господь прямо кричит им: «Посему препояшьтесь вретищем, плачьте и рыдайте, ибо ярость гнева Господня не отвратится от нас» (8) «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?» (14). Господь говорит: суд Бога очень близко. Нету времени больше грешить. Сейчас время раскаяться, не просто чуть-чуть исправить свой путь, но раскаяться серьезно, до корня.
Обещает ли Господь, что, если они раскаются, то Он отменит Свой гнев? Нет, кровь требует отмщения. Ярость гнева Господня не отвратится. Но Господь в 14 стихе обещает: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе». Если они смоют со своего сердца злое, то во время суда и гнева Бога не погибнут. В книге Иеремии 4 раза встречается фраза «душа твоя будет тебе вместо добычи». Спастись во время гнева Бога — это Его великая милость. Эта милость и явлена нам в Иисусе Христе.
Давайте посмотрим на стихи 23-27: «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, – на небеса, и нет на них света. Смотрю на горы, и вот, они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись. Смотрю, и вот, Кармил – пустыня, и все города его разрушены от лица Господа, от ярости гнева Его. Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю». Это те же слова, которые написаны в первой главе Бытия, но с противоположным знаком. Там земля вначале безвидна и пуста и тьма над бездною, здесь снова земля разорена и пуста и нет света на небесах. Там Бог сотворил небо и море и сушу, здесь горы дрожат и холмы колеблются. Там Бог сотворил птиц, рыб, зверей и человека, здесь нет человека и все птицы небесные разлетелись. Это настолько страшное видение, что Иеремия восклицает «Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего, волнуется во мне сердце мое, не могу молчать». Это и есть ад. Так происходит, когда человек сам оставляет Бога. Но даже в этом страшном видении есть надежда. В стихе 27 сказано: «Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю». Хотя гнев Бога великий, но совершенного истребления не будет. Пока человек живет, есть надежда на раскаяние и этим шансом надо воспользоваться. Поэтому Господь призывает: раскайтесь, обратитесь ко Мне, распашите себе новые нивы своего сердца, чтобы больше не приносить горький плод греха.
Думаю, сегодняшнее слово каждый из нас должен воспринимать, как относящиеся непосредственно к нам и к нашему народу. Во время событий на Майдане и после и сейчас мы видели множество грешных действий, видели не только мужество и самопожертвование, но и безразличие, и подлость, и коварство, и глупость. Видели дворцы, видели схемы ухода от налогов, видели схемы распилов. Видели дезинформацию, клевету, обман, предательство. Не нужно разделять: это мы, а это они. Все это — плод нас и нашего народа. Это последствия того, что у всех нас была долгое время разрушена система духовных и моральных ценностей. Сейчас мы на пороге полномасштабной войны с танками, самолетами, беженцами, партизанами, возможно, с оружием массового поражения. И есть все шансы, что эта война станет 3 мировой войной. Но к чему нас призывает Господь? В любом случае наше дело — самим раскаяться и восстановить правильные отношения с Богом, также и призывать людей к покаянию. В любом случае надо восстанавливать систему духовных ориентиров, надо уничтожать сорняки, распахивать новую ниву новых отношений с Господом. У нас есть надежда, потому что Господь не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился и жил.
(п. Авраам Влад)