head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “На Тебя надеемся мы” (Иеремия 14-16)

НА ТЕБЯ НАДЕЕМСЯ МЫ

Иеремия 14-16

Ключевой стих 14:22 : "Есть ли между суетными [богами] языческими производящие дождь? или может ли небо [само собою] подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это"

Не так давно, на этой неделе, я встретил цитату известного философа и теолога Сёрена Кьеркегора: «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося». Я задумался о значении этих слов, особенно в свете сегодняшнего отрывка. Здесь Иеремия столкнулся с большими затруднениями своей жизни, у него были различные внутренние вопросы. С этими вопросами, в молитве он пришел к Богу и Бог ответил ему. И хотя ситуация вокруг Иеремии не изменилась, в каждой из рассматриваемых сегодня глав, по молитве, в Боге он нашел ответ и утешение. Какой же была его молитва и чему из этого следует научиться нам? Давайте мы внимательно рассмотрим сегодняшние главы книги Иеремии, и пусть Господь ведет нас Духом Своим через слова Святого Писания.

I. ТВОРИ С НАМИ РАДИ ИМЕНИ ТВОЕГО (14:1-22)

Эта глава говорит о времени сильной засухи, которая постигла Иудею и Иерусалим. Дождя не было долгое время и это стало большой проблемой для всей этой земли.

Посмотрите стихи 14:1-4 «Слово Господа, которое было к Иеремии по случаю бездождия. Плачет Иуда, ворота его распались, почернели на земле, и вопль поднимается в Иерусалиме. Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы. Так как почва растрескалась от того, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы».

Израиль во все времена имел трудности с водоснабжением. Эта земля не богата реками и озерами. Никогда не была, и до сих пор эти трудности решены лишь отчасти.

Когда израильский народ шел в землю обетованную, Бог сказал им следующие слова: «Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, – земля, о которой Господь, Бог твой, печется… Если вы будете слушать заповеди Мои… то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам» (Втор.11:10-17)

И здесь мы видим именно то, о чем говорил Бог во Второзаконии. Пока они слушали Бога и повиновались Его заповедям, Он давал им своевременный дождь и урожай. Но сейчас их постигла жесточайшая засуха. Земля растрескалась, так что земледельцы не видели смысла бросать в нее семя. Вельможи посылали слуг к колодцам, но те возвращались без воды, пристыженные и смущенные. Страдали не только люди, но и животные: лани бросали свое потомство, потому что не было травы, и даже дикие ослы стояли с потускневшими глазами, глотая горячий воздух пустыни.

Иеремия видел, как страдает его народ. И с этой проблемой он приходит к Богу. Это признак зрелого Божеьго слуги и пастыря. Он видит реальную проблему своего народа и не оставляет ее просто так. Он становится на колени перед Богом и ходатайствует о своем народе. Точно также поступал и Моисей в пустыне, когда до конца молился за свой народ, даже когда люди хотели убить его. Также поступал и Самуил, который до конца молился за свой народ и всю свою жизнь посвятил тому, чтобы учить людей ходить перед Господом. И к этому призывает Господь и нас — молиться за свой народ, за правителей и искать у Господа помощи, защиты и спасения.

Посмотрите стихи 14:7-9 «Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас, но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего; отступничество наше велико, согрешили мы пред Тобою. Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби! Для чего Ты – как чужой в этой земле, как прохожий, который зашел переночевать? Для чего Ты – как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти? И однако же Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас».

Здесь Иеремия столкнулся с первой дилеммой. С одной стороны ему жалко свой народ, он хочет избавления ему, но с другой — он осознает, что трудности, постигшие их, вполне заслужены. Посмотрите на его молитву: «хотя беззакония наши свидетельствуют против нас», – говорит он, – «но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего».

Что мы видим здесь? Иеремия осознает, что они нарушили завет и верный Бог исполнил то, о чем говорил. Он осознает, что ему не с чем прийти к Богу, так, как приходят к идолам язычники. Бог не примет взятки и Ему не нужны жертвы. Иеремии нечего принести, он беден и наг. Ему нечем оправдаться: «беззакония наши свидетельствуют против нас». Он осознает, что у него нет никакого человеческого основания, нет ничего, на что он мог бы опереться по-плоти, ничего, чем он мог бы заслужить Божье милосердие. Но он находит точку опоры в имени Господа: «но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего». Какая это удивительная молитва! Та, что основана не на достижениях человека, не на каких-то заслугах или приобретениях, а на самом характере Бога, на Его личности и Его слове.

Мы осознаем ценность этой молитвы, когда смотрим на самих себя, и понимаем, что нам также нечего принести Богу. Полностью, от темени головы до подошвы ноги испорчены и подвержены греху. Мы осознаем ценность этой молитвы, когда смотрим на свой народ и понимаем, как далеко он отстоит от Бога, как много зла совершалось нами и нашими отцами и до сих пор совершается. Как же нам молиться в такой ситуации, обо что опереться? Ответ все тот же: Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего. Имя Господа — вот твердое упования для всякого грешника и для всякого народа. Только Он — всегда верен, только Он — истинно благ, только в Нем милость и спасение. Наше упование — имя Иисуса Христа. «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» говорит ап. Петр в Деян.4:12. И мы понимаем, что для каждого из нас и для всего нашего народа есть только одно твердое упование — имя Иисуса Христа, Господа. Аминь!

Бог отвечает Иеремии. Этот ответ не такой, какой хотел бы услышать пророк. Бог не обещает избавить людей от засухи. Бог смотрит дальше, чем Иеремия, Его планы мы дальше увидим в 16 главе. Но, не смотря на такой ответ Господа, Иеремия все равно твердо уповает на Него и только от Него ждет избавления.

Посмотрите стихи 14:11,12 «И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их».

Бог удерживает Иеремию от молитвы за этот народ. Он говорит, что закроет небеса для их жертвоприношений и даже не посмотрит на их постные лица. Бог ожидает от них не формальных религиозных дел, как пост и всесожжение, а истинного сердечного покаяния.

В стихе 13 Иеремия пытается оправдать свой народ тем, что они обмануты пророками. Эти пророки используют имя Бога, чтобы выдавать пустые мечты своего сердца за истинное пророчество. Но Бог говорит, что на слушающих такая же вина, как и на тех, кто их обманывает. Во Втор.13 Бог учит Свой народ испытывать пророков. Он говорит там, что даже если пророк покажет удивительные знамения и чудеса, и при этом будет склонять людей к тому, чтобы оставить Господа — такого пророка нужно побить камнями. Но этим людям нравилось слушать мечты сердца, а не истину. Поэтому Бог говорит о них: «и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их, – они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их» (14:16). Эти люди жили в пустых мечтах и ждали мира, но реальное их положение было плачевно. Они хотели верить лжи и ожидали исцеления, но в реальности их ожидали только ужасы.

Посмотрите стихи 14:20-22 «Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою. Не отрини [нас] ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами. Есть ли между суетными [богами] языческими производящие дождь? или может ли небо [само собою] подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это».

То, что видел Иеремия вокруг себя, то, что Бог сказал ему об этом народе, не вселяло повода для оптимизма. И все равно он молился. Все равно он призывал имя Господа, раскаивался в грехах и ожидал Божьей помощи. Почему? Потому что он знал, что Бог верен и не разрушит Своего завета. Всякое слово Его — истина. А еще, он знал Бога, который творит все. Суетные боги, которым поклонялись люди во время Иеремии и те идолы, которым поклоняются наши современники, не могут сделать ничего. Только в Господе наше спасение и защита. Только Он один — твердая скала. «не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это». И когда сегодня мы видим трудности и проблемы, с которыми столкнулся наш народ — наша обязанность, как Божьих служителей, встать в проломе за этот народ. Опускаться на колени и ради имени Иисуса Христа просить о милости для этих людей, о мудрости для этих правителей, о Божьей защите от всех врагов. Видя грехи этого народа, не просто опускать руки и говорить: «какой ужас, какие беззаконники», но вооружаясь словом Господа идти к этим людям и учить о грехе и об истинном служении Богу земли и неба. Пусть Господь поставит из нас многих истинных служителей слова и молитвы и через нас спасет наш народ. Аминь!

II. ОБРЕТЕНЫ СЛОВА ТВОИ (15:1-21)

Первая часть этой главы говорит о серьезности греха Иерусалима. Посмотрите стих 15:1 «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не [приклонится] к народу сему; отгони [их] от лица Моего, пусть они отойдут».

Даже ходатайство таких Божьих слуг, как Моисей или Самуил не помогло бы этому народу. Бог говорит: отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. Что же такого они сделали, что стали настолько неприятны Господу? Стих 15:4 говорит: «и отдам их на озлобление всем царствам земли за Манассию, сына Езекии, царя Иудейского, за то, что он сделал в Иерусалиме».

Когда мы читаем пророчества о северном царстве, там часто можно увидеть слова: «за грехи Иеровоама». Это был царь, с которого началось отступничество Израиля. Именно он поставил двух тельцов и сказал людям поклоняться им, а не ходить в Иерусалим. Но все это время в Иудее сохранялось внешняя пристойность, и люди все еще приносили Богу жертвы в храме. Кем же был царь Манасия, что из-за него Бог решил так сильно наказать Иуду? О нем написано в 4Цар.21. Этот царь правил в течении 50ти лет. Это был оккультно-одержимый человек. При нем вся земля наполнилась разными волшебниками и чародеями. Он в храме Бога живого поставил жертвенники Ваалу и Астарте. Даже сына своего принес в жертву демонам. Этот царь делал такие страшные дела, которых не делали даже окрестные языческие народы. И, самое главное, он научил свой народ приходить к Богу, не как к святому Творцу всего, а как к одному из идолов. Поэтому Господь говорит о нем: «И пошлю на них четыре рода [казней], говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять; и отдам их на озлобление всем царствам земли за Манассию, сына Езекии, царя Иудейского, за то, что он сделал в Иерусалиме».

Посмотрите стих 15:10 «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, [а] все проклинают меня». Здесь мы находим еще одну трудность, с которой столкнулся пророк. Мы видим, что Иеремия очень устал. Он любил свой народ, поэтому те беды, которые ожидали их, совсем не радовали его. Люди, которые слышали его пророчества, обращались против него. В прошлых главах мы уже читали о том, что даже в родном городе его хотели отравить. Пребывать в состоянии длительного конфликта даже с одним человеком — это очень трудно. Но Иеремии кажется, что против него обратились все, все проклинают его.

Посмотрите стихи 15:15,16 “О, Господи! Ты знаешь [все]; вспомни обо мне и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание. Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф”. В такое время отрадой Иеремии стал сам Господь и Его слово, осознание своей причастности к истории Бога.

Известный проповедник, Чарльз Сперджен, читая проповедь по этому отрывку, назвал ее «Тайная манна». Действительно, Божье слово, Его присутствие стало тайной манной, пищей с небес для Иеремии. Оно насыщало и укрепляло его, оно возвращало ему силы и давало утешение и радость посреди скорбей. Нам также нужно научиться кушать эту тайную манну. Когда мы служим Господу, иногда, нам приходится проходить через такие периоды жизни, когда некому тебя поддержать, некому укрепить и утешить. Даже самый близкий человек может вдруг оказаться ненадежной опорой. Поэтому христианин должен научиться утешаться Господом и Его словом. Должен научиться радоваться Его присутствием, укрепляться Его обещаниями, зажигаться Его видениями и славой. Это не зависит от того, сколько сотрудников есть вокруг тебя. Это всегда между тобой и Богом, и Он насыщает твою душу Своими благами.

И в конце главы мы видим, как Господь укрепляет Своего слугу, призывает его обратиться и продолжать говорить истину, вместо пустых слов. Тогда служитель станет устами Господа. Люди станут обращаться к нему, и он будет как крепкая медная стена, которая выстоит перед любыми ударами.

Давайте прочитаем стихи 15:19-21 «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним. И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. И спасу тебя от руки злых и избавлю тебя от руки притеснителей». Пусть Господь поставит среди нас многих служителей с решением говорить Божью истину этому поколению и прославлять Господа своею жизнью. Аминь!

III. УЗНАЮТ, ЧТО ИМЯ МОЕ — ГОСПОДЬ (16:1-21)

Посмотрите стихи 16:1-4 «И было ко мне слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которые родятся на месте сем, и о матерях их, которые родят их, и об отцах их, которые произведут их на сей земле: тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечом и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным».

Здесь мы видим, что Господь снова повелевает Иеремии проповедовать посредством действия. Точнее, бездействия. Не бери себе жены, говорит Он, и не рожай детей, потому что все дети этой земли будут истреблены и не будут оплаканы. И не ходи в дом плача, потому что Я забрал у них мир Мой, так что они даже не получат утешения через возможность выплакаться. И не ходи в дом пиршества, потому что Я забираю у них радость, голос жениха и голос невесты.

Стих 16:10 говорит «Когда ты перескажешь народу сему все эти слова, и они скажут тебе: "за что изрек на нас Господь все это великое бедствие, и какая наша неправда, и какой наш грех, которым согрешили мы пред Господом Богом нашим?"».

Те наказания, которые были провозглашены Иеремией в этой главе настолько ужасны, что они изумят слушающих. И те спросят: за что нам такое? Какая наша вина? Разве мы заслужили это? Разве мы такие уж плохие? Ну, подумаешь, приносили жертвы различным идолам, но ведь Богу жертву тоже приносили… какая проблема? Они даже не могли понять, почему нельзя служить Богу и идолам. И Бог отвечает им: «за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Господь, и пошли вослед иных богов, и служили им, и поклонялись им, а Меня оставили, и закона Моего не хранили» (11).

Никто из них не скроется и не избежит наказания, Бог найдет их везде. Но посреди всего этого бедствия, Бог оставляет им надежду. Посмотрите стихи 14,15 «Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской"; но: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их": ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их». Здесь Бог говорит, что Он поставит новую веху в истории Своего народа. Ранее такой вехой был исход из Египта. Действительно, через этот исход Господь выковал Израиль, как нацию. Новой же вехой станет новый исход, исход из земли северной. И через это событие Господь сделает этот народ людьми, которые святят Бога в своих сердцах и почитают Его слово.

И мы снова находим здесь Иеремию в молитве перед Господом. Бог только что сказал ему: не женись, не ходи на свадьбу, не оплакивай умершего. Господь показал, какое истребление ждет этот народ, и какое удивительное восстановление Он совершит. И пророк поражен планом Бога. Посмотрите стих 16:19 «Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! к Тебе придут народы от краев земли и скажут: "только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы"». Теперь Иеремия видит, почему Бог так ответил на его молитву в главе 14:7 «Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас, но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего; отступничество наше велико, согрешили мы пред Тобою». Он думал, что Бог прославится через то, что пошлет им дождь. Но Бог решил сделать гораздо больше. Он решил показать славу Свою всем народам. Чтобы через эти события все люди увидели, как Бог свят, как Он могуществен, как милостив и оставили своих идолов, свою суету и обратились к Нему одному. «Посему, вот Я покажу им ныне, покажу им руку Мою и могущество Мое, и узнают, что имя Мое — Господь».

И когда я смотрю на те трудности, через которые проходит сейчас наша страна, в моем сердце рождается надежда. Изменение людей не может пройти само собой, тихо, мирно и безболезненно. В такое время Бог побуждает нас опускаться на колени. Но то, что Бог творит, много выше и больше того, о чем мы можем думать и просить. В конце концов Бог покажет славу Свою всем народам и возвеличит имя Свое через верных служителей.

В главах, которые мы сегодня изучали на фоне того, что должно было произойти с народом, мы находим удивительное общение между Богом и его пророком. Бог возвещал Иеремии то, что хотел делать. Иеремия не был, просто как безликий рупор, как корреспондент, который читает сводку событий о том, что происходит на другом конце мира. Все то, что говорил Господь, было очень близко пророку, все это проходило через его сердце, находило в нем живейший отклик. Поэтому мы видим дилемму пророка, поэтому мы видим тоску его души и усталость, поэтому мы видим, как он в Боге пытается найти ответы, силу и утешение. И он находит их. Бог не всегда отвечает на молитву Иеремии, так как тот ожидает. Но в молитве Иеремия всегда получает то, что ему действительно необходимо.

Пусть Господь научит нас, подобно Иеремии, находить ответы на все свои вопросы и трудности перед лицом Бога. Утешаться Его присутствием, укрепляться Его обещаниями, находить ответы в Его слове. Освящаться Его славой и истиной. Чтобы вставая с колен после молитвы, мы поднимались измененными, чтобы, закрывая Библию, мы вставали насыщенными, и даже отводя взгляд от новостей пусть перед нашими глазами будет надежда и сияние славы Господа, который творит Свою историю в нашем поколении, через нас. Аминь.

(п. Ионафан)