head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Глина и горшечник” (Иеремия 17-19)

ГЛИНА И ГОРШЕЧНИК

Иеремия 17-19

Ключевой стих 18:6 : "Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев."

Сегодняшнее слово говорит нам о Боге, Который сравнивает Себя с гончаром, а Свой избранный народ — с глиной. Нам может показаться такое сравнение неприятным, но тут есть добрая воля Бога.

Во-первых, проклят человек, надеющийся на плоть и благословен человек, надеющийся на Господа.

Посмотрите стихи 17:1-4: «Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их. Как о сыновьях своих, воспоминают они о жертвенниках своих и дубравах своих у зеленых дерев, на высоких холмах. Гору Мою в поле, имущество твое и все сокровища твои отдам на расхищение, и все высоты твои — за грехи во всех пределах твоих. И ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть вовеки». Тут Господь продолжает обличать иудеев в их грехах. Их грех состоит не только в том, что они поклонялись идолам, но в том, что они полюбили это. Они с любовью вспоминали о своих идолах, о своих посвященных дубравах, о высотах. Если путешествовать по западной Украине, то можно обратить внимание, что там очень много маленьких каплычек, часовенек, распятий у дороги. Каждая из них почищена, выкрашена, там нет мусора. Видно, что люди любят и заботятся об этих часовнях. Так же было и у иудеев: каждый хозяин считал за честь иметь у себя на участке идола, чтобы приносить там жертвы и очень заботился, чтобы это было ухоженное и красивое место. Они думали, что таким образом получают особое благоволение этих божков. Для чего это делалось? Чтобы боги даровали богатство, успех, дождь и так далее. Это оскорбляло Бога. Не идолы, а Бог давал Своему народу все необходимое. Но они, своими грехами и отступничеством сделают, что Бог лишит их наследства. Они поклонялись идолам, чтобы получить богатство и безопасность, поэтому именно это они и потеряют: имущество их будет разграблено, а сами они пойдут в рабство.

Посмотрите стихи 17:5-8: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод». Здесь сравниваются два типа людей: те, кто надеются на человека и те, кто уповают на Бога. Те, кто надеются на человека и делают своей опорой плоть, будут подобны колючему кустарнику в пустыне: ни листьев, ни плода и сам живет еле-еле. Напротив человек, уповающий на Господа, будет подобен дереву у потока, корни которого берут влагу из потока. Такое дерево всегда имеет зеленые листья и даже во время засухи приносит плод. Почему это дерево такое благословенное? Потому что его корни имеют постоянную связь с влагой, а поток приносит все новую и новую воду. Что такое влага и живая вода для человека? Это Господь Иисус Христос. Тут сказано, что человек, который уповает на Господа соединяется с Господом, подобно как дерево соединяется с потоком воды. Когда человек надеется на плоть, то его «духовные корни» отделяются от Господа и оказываются в духовной пустыне.

Тогда, что конкретно значит «надеяться на человека и плоть делать опорою» и «уповать на Господа»? Иудеи надеялись на человека и плоть. Они надеялись на Египет, что поможет им против Ассирии и Вавилона. До этого они надеялись на Вавилон, что поможет им против Ассирии, до этого — что Ассирия против Сирии. В результате они пошли в плен в Вавилон. Также они надеялись на то, что у них есть «храм Господень», на то, что они хорошо заботятся о своих идолах, высотах и посвященных рощах и эти высоты и идолы дадут им по +1 к защите. Они надеялись на царя, на князей, на своих друзей, родственников, но не старались надеяться на Господа. Конечно, они говорили, что «жив Господь», говорили, что уповают на Него, но Господь так не считал.

Что такое упование на Господа? Это не только слова, это реальные действия. В Библии есть много примеров людей, которые уповали на Господа. Например, Гедеон. Подумайте, как ему было страшно идти на большую орду мадианитян только с 300 воинов. Как ему было страшно отпускать большую армию, чтобы оставить только 300. Но он верил в слова Господа: «тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место». (Суд. 7:7) Он поверил Господу и отослал весь народ, кроме 300 человек. Это и есть упование на Господа: принять Слово Бога и послушаться его, несмотря ни на что. Можно приводить много примеров упования на Господа: это и Иаков, когда возвращался в землю обетованную, и Давид, когда пощадил Саула и Руфь, когда решила идти с Наоминью в Вифлеем и множество других примеров. Из всех этих примеров можно узнать одно: живое упование на Бога — это практическое выражение веры. Веры не видно, но упование на Бога очень даже видно. Тот, кто действительно верит Богу, тот уповает на Него, тот слушается Его в трудных обстоятельствах. Еще один пример упования на Господа — это сам Иеремия. Об этом говорит его личная молитва к Господу в стихах с 14 по 18: «Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя. Вот, они говорят мне: "где слово Господне? пусть оно придет!" Я не спешил быть пастырем у Тебя и не желал бедственного дня, Ты это знаешь; что вышло из уст моих, открыто пред лицем Твоим. Не будь страшен для меня, Ты – надежда моя в день бедствия. Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжен; пусть они вострепещут, а я буду бестрепетен; наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением».

В стихах с 19 по 27 Бог говорит Иеремии стать в воротах города и объявить всем входящим, чтобы они берегли свои души и соблюдали субботу. Соблюдать субботу — это еще один способ уповать на Бога. Суббота — это особый день отдыха, который мы должны посвятить Господу. Кроме того, что хранить субботу — это 4-я заповедь, но это еще очень важное проявление настоящего сердца человека. Что люди обычно делают в субботу и воскресенье, когда день отдыха? Кто-то зарабатывает больше денег, кто-то развлекается, кто-то спит и так далее. Но если говорить в общем, то человек делает то, что у него на сердце. Иудеи думали: «Господь дал нам еще один день, чтобы мы больше заработали денег, чтобы деньги и имущество дали нам безопасность. Аминь! Алиллуя!» Поэтому они в субботу таскали тяжести и торговали на базаре. Современные люди думают: «Господь дал нам воскресенье, чтобы мы могли ходить на шашлыки или весь день лежать перед телевизором». Тут я говорю не про всех людей вообще, а про христиан. Поэтому они требуют, чтобы богослужение было рано утром или поздно вечером, чтобы успеть сходить на шашлыки или смотрят богослужение по телевизору или на ютубе, чтобы остальное время лежать перед телевизором. Но Господь дал субботу не для того, чтобы мы торговали на базаре, ходили на шашлыки или лежали перед телевизором и даже не для того, чтобы поехать домой к родителям, а для того, чтобы мы посвятили это время Богу и Его агнцам. Суббота — это особенное освященное время: время, чтобы наши «духовные корни» могли соединиться с потоком живой воды Иисусом, чтобы отдать Богу славу и хвалу и поклонение, чтобы служить Его агнцам и приносить плод праведной жизни. Поэтому нам так важно хранить субботу. В этом есть наша вера и упование в слово «ибо приходящий к Богу должен веровать, что он есть и ищущим Его воздает».

Во-вторых, гончар и глина

Посмотрите стихи 18:1-11: «Слово, которое было к Иеремии от Господа: встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши».

Бог показал Иеремии притчу в действии. Иеремия увидел, как гончар делал на гончарном круге какой-то сосуд. Но сосуд развалился у него в руках. Тогда гончар снова взял эту глину, стал ее мять, снова положил на круг и сделал другой сосуд, который хотел сделать. Потом Господь объяснил значение притчи. Чтобы лучше понимать значение притчи, давайте подумаем о ремесле горшечника.

Несмотря на то, что гончарное ремесло очень древнее, оно далеко не такое простое, как кажется. Чтобы что-то получилось, необходимо найти глину, подготовить ее, изготовить из нее сосуд, обсушить и только потом обжигать. Тут есть множество тонких моментов. Я не умею работать на гончарном круге, но немного знаю, как готовить глину. Когда я учился в художественной школе, нам глину сначала готовили, а потом мы сами копали и готовили ее. Вообще говоря подходит не всякая глина. Лучше всего подходит серая огнеупорная глина, ее специально добывают в карьерах и надо покупать, но можно использовать и обычную красную глину. Красная глина менее пластичная и ее надо готовить более тщательно, а сделать из нее что-либо сложнее. Самая сложная и самая особая глина — это белая глина, коалин, из которой делают фарфор. Коалин — слишком хрупкая глина, и чтобы сделать ее пластичной, надо долгое время. Вначале, когда китайцы изобрели фарфор, процесс подготовки занимал 50 лет. Процесс подготовки такой: когда глина выкопана, ее очищают от камней и корней растений сушат и измельчают. Потом просеивают через сито, снова очищают. Глина должна быть абсолютно чистая, без примесей и даже без песка. Потом добавляют воду и настаивают не перемешивая. Подготовка глины – это тяжелая физическая работа. Для белой глины существует еще один этап: подготовленную глину закапывают на долгое время в сырую землю и она там «доходит», становится мягкой и пластичной. Подготовленная глина должна быть пластичной, не хрупкой, не расползаться под пальцами и не ломаться. Она должна хорошо держать и большую и малую форму, должна быть достаточно крепкой, чтобы из нее можно было сделать что-то большое и «не течь», чтобы можно было сделать малые детали. Потом с глиной можно работать. Когда мы работали с мокрой глиной, надо было очень хорошо продавливать ее, чтобы не осталось никаких полостей с воздухом, иначе при обжиге изделие взрывается. Когда я делал свою работу, одна деталь взорвалась и ее пришлось переделать. Я продавливал глину очень тщательно, но второй раз она тоже взорвалась. Эта работа у меня так и не получилась, но получилась другая, которую я делал просто потому, что было время пока обжигалась первая работа. Потом, когда изделие сделано его высушивают и только потом сухое изделие вставляют в печь и сначала плавно нагревают на несколько часов, а потом плавно остужают. Весь этот процесс делался только для того, чтобы получить простой горшок или кувшин. Для чего нужен горшок или кувшин? Очевидно, чтобы налить туда воду или молоко или насыпать зерно или что-то сварить или испечь. То есть все это делается для того, чтобы сделать полезную вещь, но хороший горшечник делает не просто полезный сосуд, но и красивый.

В притче Господь сравнил себя с гончаром, а Свой народ — с глиной. Как гончар долго и тщательно готовит глину, так Бог долго и тщательно готовил Свой народ. Он начал подготовку с Авраама, когда сказал ему: «пойди из земли твоей… в землю, которую Я укажу тебе». Потом Он очищал и воспитывал Авраама. Потом он делал это с Исааком, Иаковом, двенадцатью сынами Иакова, потом со всем народом в Египте и воспитывал их во время исхода и в пустыне и, потом, в земле обетованной. Бог так долго готовил свой народ, потому что хотел сделать из него что-то очень особое. Как прекрасные фарфоровые вазы делают из особой белой глины, которую надо очень долго готовить, так и Бог готовил свой народ, чтобы сделать что-то особенно прекрасное. Но в притче сосуд развалился в руке горшечника, и он сделал из той же глины другой сосуд, который сам захотел сделать. Так и Израиль. Бог хотел сделать из Израиля святой народ и царство священников. Для этого Он так долго очищал и воспитывал Свой народ. Но, они все равно не хотели оставить идолов. Хотя Бог — прекрасный гончар, но сделать то, что Он задумал не получалось. Причина в том, что Израиль не хотел слушаться, был слишком жестоковыйным, то есть, на языке глины, они были слишком хрупкими. Для того, чтобы сделать хрупкую глину пластичной, ее помещают во влагу на долгое время. Так поступил и Бог. Как горшечник скомкал глину снова сдавил ее снова сделал один кусок, снова кинул на гончарный круг и сделал из него новый сосуд, который отвечает его воле так сделает и Бог. Он снова скомкает свой народ, сдавит его, снова очистит и сделает из него тот сосуд, который отвечает Его воле. Это действительно осуществилось через Вавилонский плен. Через этот плен они смогли слушаться слова Господа.

Что значит эта притча и видение от Господа? Это предостережение, объявление суда или что-то другое? Ответ на это в стихах с 7 по 11. «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши». Тут ключевой стих 11: «вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши». Это предостережение. И призыв к покаянию. Господь еще дает им шанс, пока сосуд еще не распался в руке горшечника, Он призывает их сделать так, чтобы он и не распадался. Что для этого надо? Очень просто: обратиться каждый от злого пути своего и исправить каждый свой путь (то есть к чему стремиться) и поступки (что я делаю, когда стремлюсь).

Но как отвечали иудеи на такой призыв? Стих 12 говорит: «Но они говорят: "не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца"». Наверняка они не говорили такие слова своим языком. Но говорить можно не только словами. Гораздо более точно говорят поступки. Когда человек упорно не хочет раскаяться, он этим говорит «я буду поступать по упорству своего злого сердца».

В этом слове есть большое учение для нас. Если мы принимаем, что слова призыва Израиля: «а вы будете у меня царством священников и народом святым», относятся и к нам, мы должны понимать, что теперь мы стали глиной в руках Бога, глиной, из которой Господь хочет сделать «царство священников и святой народ». Значит нам надо самим постараться очистить себя, самим постараться реально уповать на Бога, то есть слушаться слова Бога, самим постараться хранить субботу и посвятить ее Богу и Его агнцам. Мы должны быть готовыми, что Господь будет очищать нас и мять, чтобы избавить от всего лишнего и грешного.

В стихах с 18 по 23 дана еще одна молитва Иеремии. Он просит у Бога защиты и наказания для противников, потому что они не слушают слов Господа, не обращают внимание на заступнические молитвы Иеремии за народ и за них лично, но стараются подловить в слове. Так же их потомки потом будут поступать с Иисусом, когда будут подсылать лукавых людей, чтобы подловить Его в слове.

В 19 главе идет пророчество об осквернении Тафета, долины сынов Енномовых, места, расположенного к югу от храмовой горы. Тафет — это финикийское слово, обозначает место захоронения остатков идоложертвенных животных и умерших младенцев. Там ставились множество памятников и идолов, там же приносились человеческие жертвоприношения Молоху, финикийскому божеству. Наверное, в этом месте царь Манасия приносил в жертву идолам своих детей. Это была мерзость перед Богом, но сами иудеи считали это место святым. Бог наведет проклятие на это место, так что это место станет воплощением ада на земле. Так и сталось. Во времена Иисуса тут была свалка, где постоянно горел огонь, сюда скидывали мусор, трупы павших животных, трупы преступников, которых нельзя было хоронить. Те трупы, которые падали вниз, сгорали в постоянно горящем огне. Те, которые не долетали до дна, разлагались, смердели и покрывались червями. Когда Иисус говорил «где червь их не умирает и огонь не угасает», Он говорил именно об этом месте, как об иллюстрации ада. Даже само слово «Геена» происходит от «Еннома».

Исполнилось также и пророчество о жителях Иерусалима. За то, что они не хотели послушаться Бог позволит придти на них бедствиям: совет Иуды и Иерусалима разрушится, их трупы не кому будет хоронить, во время осады Иерусалима из-за голода они будут есть своих детей. Все это совершилось, когда вавилонский царь Новохудоносор осаждал и взял Иерусалим.

В сегодняшнем слове мы узнали что мы — глина в руках Господа. Господь хочет сделать из нас нечто особенное — царство священников и святой народ. Господь хочет сделать нас полезными в Его глазах, поэтому наше дело — постараться очищать себя и быть покорными воле Бога. Если мы видим видение, что стать царством священников и святым народом относится не только к нам лично, но и ко всему народу, то должны стать добрыми пастырями, которые помогают людям раскаяться и придти к Богу. Мы должны быть готовы, что Бог будет нас комкать, очищать, мять, заливать водой и даже, как нам будет казаться, оставлять нас самих на долгое время. Мы должны принимать это и не должны бояться, потому что это — процесс подготовки глины чтобы сделать из нас полезный сосуд.

(п. Влад)