Вивчення Біблії: Проповідь “Чтобы дать вам будущность и надежду” (Иеремия 27-29)
ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ БУДУЩНОСТЬ И НАДЕЖДУ
Ключевой стих 29:11-13 : "Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим"
В прошлом отрывке мы изучали о видении, в котором Господь сравнил тех, кто переселился в Вавилон с хорошими смоквами, а тех, кто остался — с плохими. Бог говорил о том, что Он Сам устроит жизнь тех людей, кто сейчас пошел в плен. Он защитит их. И, однажды, Он вернет их домой. Но, самое главное, что обещает Бог — Он обещает изменить переселенцев изнутри, дать им сердце, которое знает Господа и сделает их новым народом.
Это удивительное обещание, возлюбленные. Сердце, которое знает Господа. Сердце, которое радуется исполняя волю Господа. Сердце, которое насыщается словом Господа. Я хочу, чтобы Бог так изменял мое сердце. И я молюсь, чтобы Бог дал такое сердце нашему народу. Аминь!
К сожалению, в тех обстоятельствах, в которых оказался израильский народ, то, что воля Бога о них блага было совсем не очевидно. Все было разрушено, а лучшие люди угнаны в плен. Иерусалим был отброшен в развитии на несколько столетий назад. Люди нуждались в ободрении, они не знали что им делать. В конце концов, они даже не были уверены, благоволит ли к ним Господь или же отверг их навсегда. Поэтому, в этой главе Иеремия пишет письмо и открывает им Бога — суверенного Правителя над всем миром. Бога благого. Бога, который дает будущее. Он говорит о том, как им поступать и что делать, чтобы однажды вернуться в свою землю.
Давайте мы сейчас расположим наши сердца, чтобы слушать и научиться из Божьего слова. Господь, открой нам слово Твое.
Нашествие халдеев, падение Иерусалима и первая волна переселения в Вавилон должны были стать отрезвляющим холодным душем для иудеев. Они должны были осознать все то бедственное положение в котором оказались. Те пророки и священники, которые обманывали людей, должны были признать свою неправоту и покаяться. Царь должен был оставить свою гордыню и также смириться перед Господом, как и весь народ. Но этого не произошло. Те, кто остались сделали вид, что все нормально, что все замечательно и продолжили строить свои планы и игнорировать Бога. Поэтому Господь снова послал им Своего пророка.
Посмотрите стихи 27:2-6 «так сказал мне Господь: сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю; и пошли такие же к царю Идумейскому, и к царю Моавитскому, и к царю сыновей Аммоновых, и к царю Тира, и к царю Сидона, через послов, пришедших в Иерусалим к Седекии, царю Иудейскому; и накажи им сказать государям их: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: так скажите государям вашим: Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею, и отдал ее, кому Мне благоугодно было. И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение».
Проповедь Иеремии были очень наглядной и очень простой. Он сделал узы и деревянное ярмо на шею для себя и для царей тех народов, которые жили вокруг Израиля. И послал им, чтобы показать что над каждым из них, над каждым царем и народом есть один Бог. Этот Бог хочет, чтобы они смирились и скромно приняли Его волю. Но принять ее было совсем не просто. Почему? Потому что трудно признать свою несостоятельность. Трудно признать свои грехи и неправды. Трудно оставить национальную гордость и покориться другому народу.
Тем более трудно, когда вокруг есть много людей: пророков, гадалок, сновидцев и волшебников, которые говорят, что все будет хорошо, «не будете служить царю Вавилонскому» (27:9).
Об одном из таких пророков рассказывается в главе 28. Посмотрите стихи 28:1-4 «В тот же год, в начале царствования Седекии, царя Иудейского, в четвертый год, в пятый месяц, Анания, сын Азура, пророк из Гаваона, говорил мне в доме Господнем пред глазами священников и всего народа и сказал: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: сокрушу ярмо царя Вавилонского; через два года Я возвращу на место сие все сосуды дома Господня, которые Навуходоносор, царь Вавилонский, взял из сего места и перенес их в Вавилон; и Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и всех пленных Иудеев, пришедших в Вавилон, Я возвращу на место сие, говорит Господь; ибо сокрушу ярмо царя Вавилонского».
Анания говорил очень сильно. Он очень эффектно разбил ярмо, которо Иеремия носил, как символ вавилонского плена. Все люди аплодировали ему стоя. Даже Иеремии хотелось бы, чтобы все произошло так, как говорит Анания и пленники вернулись.
Но в чем была проблема? В том, что Анания говорил ложь.
Посмотрите стихи 27:14,15 «И не слушайте слов пророков, которые говорят вам: "не будете служить царю Вавилонскому"; ибо они пророчествуют вам ложь. Я не посылал их, говорит Господь; и они ложно пророчествуют именем Моим, чтоб Я изгнал вас и чтобы вы погибли, – вы и пророки ваши, пророчествующие вам».
Здесь дело было даже не в том, что Анания, как и другие пророки давали людям пустую надежду. Дело в том, что говоря таким образом, они не давали людям осознать свое ужасное положение, принять реальность и покаяться перед Богом. Обманывая людей, они готовили погибель для своего народа. Они просто не оставляли людям шанса обратиться к Богу и спастись.
Это было в Иерусалиме. Но те, кто отправился в Вавилон были не в лучшем положении. Мы можем попробовать представить себе их состояние. Недавно мы изучали Иез.37, там как раз говорилось о тех людях, что отправились в Вавилон. Они говорили: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня» (Иез.37:11).
В Пс.136:1-4 так говорится об их состоянии: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: "пропойте нам из песней Сионских". Как нам петь песнь Господню на земле чужой?».
Эти люди на самом деле чувствовали себя, как цветок, который сорвали и воткнули в землю в совсем другом месте. Оторваны от дома, оторваны от Бога, оторваны от своих планов и надежд. Смогут ли они прижиться здесь? Стоит ли приживаться здесь? Есть ли у них здесь хоть какая-то надежда и будущее? В конце концов, они просто не могли поверить, что Бог, который избавил их из рабства в Египте, теперь, отправил их в Вавилонский плен.
На этой благодатной почве страхов, сомнений, неуверенности и национальной гордости очень легко приживались всякие ложные пророчества и предсказания. Например, пророчество Анании. Хотя он провозгласил свое пророчество в Иерусалиме, пленники Вавилона очень быстро узнали о нем, и это пророчество нашло живой отклик в их сердцах. Им так хотелось поверить этим словам. Хотелось, чтобы их жизнь вернулась в привычное русло. И они все сидели на своих чемоданах, ожидая, когда же, наконец, можно будет возвращаться домой. Но воля Бога для них была другой.
Посмотрите стихи 29:4-6: «так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите [в них], и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь».
Стих 29:10 говорит: «Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие».
Бог очень хотел благословить этот народ. Он хотел исполнить Свое доброе слово о них. Но для этого им нужно было принять два очень важных факта и на 70 лет задержаться в Вавилоне.
Посмотрите стих 29:11: «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».
Первое, что Бог напоминает им: что Он — суверенный Правитель. Он делает то, что Сам считает нужным. Он творит Свою историю. Он поднимает и опускает царей и приводит в движение целые народы. Царь в Иерусалиме, цари окрестных народов и даже царь Вавилона могли думать, что произойдет только то, что они задумали. Но совершится только то, что задумал Господь.
Нам необходимо всегда помнить, что Бог — суверенный Правитель и творец истории. Он решает: чему быть, а чему — нет. Наше настоящее и будущее — в Его руке. Поэтому, когда в наших жизнях, или в стране случается что-то непонятное, трудное. Что нам нужно делать? – Нам нужно обратиться к Нему, чтобы найти Его волю, понять Его замысел и делать то, чего хочет Он.
Второе, о чем Господь напоминает им – то, что Бог благой.
Посмотрите еще раз стих 11: «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».
Здесь, в плену, в Вавилоне им нужно было уверовать, что Бог благ к ним. Хотя им казалось, что погибла уже всякая надежда, что оторваны от корня и оставлены. Но именно там, в плену, в Вавилоне, Бог все еще имел о них намерения. Какие это намерения? – во благо! Во благо, потому что Он — благой Господь. Он говорит: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). Он говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15). Он заботится о тебе, Он милует тебя, Он Сына Своего не пощадил но предал Его за всех нас (Рим.8:32). Он действительно благой, любящий, милосердый. И вот, такой благой Бог хочет дать им будущее, которого они не заслужили. И надежду. Он хочет дать им даже больше – Самого Себя.
Посмотрите стихи 12-14: «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас».
Вот, оказывается, для чего этот плен, это переселение, все эти события. Чтобы они взыскали Господа. Чтобы они нашли Господа. Чтобы благословить их. Аминь!
В стихах 29:15-32 Бог предупреждает переселенцев не поступать так, как поступали те, кто остался в Иерусалиме, не слушать ложных пророков и сделать свое сердце мягким. Он упоминает отдельных людей, которым Господь дал шанс стать добрыми смоквами, обратиться к Богу и увидеть, как Бог исполняет то доброе, что Он обещал этому народу. Но вместо этого они говорили ложь и вводили в развращение свой народ. Поэтому Бог наказал их: пророки Седекия и Ахав были убиты царем Вавилона. А о Шемаии Нехеламитянине Бог сказал: «вот, Я накажу Шемаию Нехеламитянина и племя его; не будет от него человека, живущего среди народа сего, и не увидит он того добра, которое Я сделаю народу Моему, говорит Господь; ибо он говорил вопреки Господу» (32).
Через это слово Господь сильно меня утешил. Напомнил, что Он — Бог благой и всемогущий. Бог, у которого есть будущее и надежда. И Он очень ясно показывает, чего Он ожидает от каждого из нас и от всей нашей страны: «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер.29:12,13).
Порой мы попадаем в различные ситуации. Сложные ситуации. И у нас всегда есть выбор — взыскать Господа, или попытаться сохранить статус кво, какое-то равновесие и продолжать делать то, что хочется. Сделать вид, что все нормально. Но в первом случае — у человека есть будущее. А второй путь ведет к смерти. Бог зовет нас разными способами. Сейчас Бог зовет наш народ. Я верю, что Он хочет сделать из нас Царство Священников и народ святой. Будущее и надежда, благословение для каждого из нас и для нашей страны есть в Боге. Пусть Господь поможет нам быть пастырями, которые помогут людям взыскать Бога и найти Его. Лидерами, которые опускаясь на колени ходатайствуют перед Богом за своих агнцев. Служителями, которые будут провозглашать истину Евангелия Иисуса Христа в это время.
(п. Ионафан)