“Якорь души”
ЯКОРЬ ДУШИ
Ключевой стих: 6:19
“которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу”
Через прошлую проповедь мы узнали, что у нас есть престол благодати, к которому мы можем приступать с дерзновением, для получения милости и благодати для своевременной помощи.
Сегодняшнее слово рассказывает нам о духовном росте и о важности живой надежды, чтобы расти духовно. Все, что имеет жизнь, растет. Духовная личность тоже растет. Автор говорит, что для того, чтобы расти духовно, надо иметь надежду. Без надежды и горячего желания расти, мы не может искренне постараться для духовного роста. Однако, если мы имеем надежду, мы можем выступать в духовной борьбе вне зависимости от обстоятельств, мы можем расти большим духовным деревом веры. Жизнь человека часто сравнивается с плаванием корабля. Через сегодняшнее слово давайте научимся, как мы можем безопасно и спокойно плыть в плавании жизни.
I. Вера, которая должна расти
Первое, духовно детские и взрослые люди. Прочитайте стих 11. “О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать”. После того, как автор заметил, что Иисус – первосвященник вовек по чину Мелхиседека, он хотел еще много объяснять про Мелхиседека. Но сразу почувствовал, что для таких слушателей, которые не понимают глубокого духовного смысла первосвященника, слишком сложно объяснить про Мелхиседека. Поэтому сначала он объяснил им, почему они должны расти духовно, а потом, начиная с седьмой главы – о первосвященстве Мелхиседеке. Итак, какая разница между духовно взрослым верующим и духовным младенцем. Какая суть молодых верующих?
Во-первых, они были неспособными слышать. Посмотрите стих 11б: “потому что вы сделались неспособны слушать”. В оригинальном значении слово “неспособны” значит “ленивы” слышать. Ленивый слушать значит, что у него нет горячего желания слушать Слово Бога и приобрести его своим. Такие люди обычно легкомысленно относятся к слушанию слова Бога, потому что думают, что все уже знают, и не думают, что слово Бога полезно для них. Если ребенок не ест физическую пищу, то его тело не растет. Подобно и наш дух, если не питается духовной пищей, не растет. Мы изучали, что слово Бога живо и действенно, поэтому дает нам силу, энергию, восстановление и обновление. Тот, кто с горячим сердцем стремится к слову Бога, ежедневно растет и наполняется духом. Но тот, кто ленив к слушанию слова Бога, попадает в формализм и лицемерие, останавливаются в духовном росте и становятся бесполезным.
Во-вторых, они были духовными младенцами в учении. Прочитайте стих 12. “Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища”. Слова “по времени” обозначают, что прошло уже много времени, как они начали изучать Библию. Поэтому они и сами уже должны были научить других, то есть стать учителями Библии. Но, несмотря на срок, они не выросли духовными, а оставались духовными детьми, которые не способны есть твердую пищу и постоянно ищут духовное молоко. Конечно, быть способными учителями Библии нелегко. Такой человек должен расти, должен прекратить пить только духовное молоко, и начать есть твердую пищу. Среди нас тоже есть такие, которые хотя долго ходят в церковь, все еще пьют духовное молоко. Но есть и те, которые хотя недавно пришли, но уже едят твердую пищу и стали способными учителями Библии.
Дорогие братья и сестры! Мы верующие и потому должны расти духовно, мы должны уметь есть твердую духовную пищу. Поэтому Апостол Петр убеждает так: “но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа” (2Пет.3:18) Если ребенок родился, но не растет, то будет инвалидом. Подобно этому, хотя мы родились свыше, но если мы не растем духовно, то мы не можем испытывать духовную радость и силу, которая происходит от духовного роста.
В-третьих, они были духовными детьми, потому что не испытали слова правды. Прочитайте стих 13. “Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец”. Здесь “слово правды” означает слово Писания, которое позволяет верующим иметь правильные отношения с Богом. Те, кто знают слово Бога только в теории, а не в своем личном опыте – духовные дети, поэтому в их жизни нет уверенности и силы. Суть детей – они не могут есть твердую пищу, потому что их органы слабые. Мышление детей – эгоцентричное, они думают, что весь мир крутится вокруг них. Также они часто ошибаются, потому что не имеют проницательности. Им нравится только сладкое, а горькое или соленое, они сразу выплевывают и плачут. Наши домашние церкви хорошо это знают. Подобно этому, духовно молодым верующим нравится только сладкие слова про благословение и успех. Но если слово подобно твердой пище, например: “отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мною” или “прежде ищите Царствия Божия и правды Его и это все приложится вам” или “не Моя воля но Твоя да будет” или “паси агнцев Моих”, такое слово им не нравится, они не принимают его и выплевывают как маленькие дети. Поэтому у них нет духовной проницательности, и не знает, что правда, а что ложь и чем можно угодить Богу.
Итак, как мы можем стать духовно зрелыми верующими? Прочитайте стих 14. “Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла”. Но духовно взрослый – тот, кто ест твердую пищу и способен различать добро и зло, потому что их чувства приучены навыком. Здесь “чувства навыком приучены к различению добра и зла” обозначает способность различить правду и неправду, то есть способность к духовному и моральному решению. “Приученный навыком” – значит, что эта способность не появилась сама собой, но возникла в результате духовной тренировки. Чтобы стать взрослыми верующими, должны многократно практиковаться в благочестии. Если регулярно заниматься спортом, то тело станет здоровым. Также и наш духовный рост. Апостол Павел в 1Тим.4:7,8 пишет так: “негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей”. Это называется развитием духовности. Чтобы быть взрослыми верующими мы должны стараться в развитии духовности. Читать, принимать, выучить наизусть Слово Бога, которое есть духовная пища; читать духовную литературу и книги; регулярно поступить в молитве, которая есть духовное дыхание – вот путь развития духовности. Духовный хлеб и утреннее собрание – одно из лучших упражнений в благочестии. Если мы делаем это серьезно и усердно, то мы растем духовно взрослыми верующими и большими духовными деревьями веры. Таким образом, для духовного роста от нас требуются постоянные духовные упражнения.
Чтобы получить золотую медаль на олимпиаде, надо постоянно и серьезно тренироваться. Чтобы стать профессиональным и опытным врачом, требуется постоянные и бесчисленные упражнения. Чтобы быть профессиональными и взрослыми музыкантами, требуются также бесчисленные репетиции. Чтобы быть взрослыми и способными верующими, чтобы получить венец славы, требует духовное упражнение в благочестии. Конечно, мы это делаем не своими силами и не своими способностями, а силой Святого Духа. Как мы знаем, пастыря Катю Бери раньше не хотели брать в музыкальную школу, потому что считали ее совсем неспособной. Но, когда она решила расти в служении и служить Богу игрой на музыкальных инструментах, она стала каждое утро тренироваться на флейте. Каждое утро перед тем, как идти на работу она минимум пол часа играет. Теперь мы хорошо видим результат. Каждый раз, когда она играет, получается все лучше и лучше. Мы верим, что скоро мы услышим совершенную игру, достойную концертного зала в филармонии.
Кроме того, чтобы быть взрослыми верующими, мы не должны остановиться в начатках веры, а должны поспешить к совершенству веры в Бога. Прочитаем стихи 1,2 главы 6. “Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном”. Конечно, мы верим в Иисуса и живем христианской жизнью. Но у нас еще есть многие детские дела, которые мешают расти в совершенстве в вере в Иисуса Христа. Это – человеческий смысл, эгоистичность, зависть и другие такие дела. Расти духовно – значит освобождаться от эгоцентричности, и становиться богоцентричными людьми. Также надо освобождаться от человеческого смысла и дел и становиться духовными. Это значит, из человека непослушания и противостояния стать послушным человеком, из человека жалобы и неудовольствия стать человеком благодарения, который благодарит во всем. И в конечном итоге расти духовно – значит стать сотрудником Бога, который хорошо понимают сердце Бога, понимают его волю и исполняют ее через свою жизнь. Мы должны постараться непрерывно расти духовно. Те, которые не растут, не только мучают себя, но и заставляют других тоже страдать. Но те, кто растут, наполнены радостью и радуют других.
Стихи с 4 по 8 предупреждают о тех, кто коренным образом предают христианскую веру, и попадают в руки сатаны. Прочитайте 7 и 8. “Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение”. Земля, которая принимает многократно сходящий дождь и приносит хороший плод, получает благословение от Бога. Но если она производит терния и волчцы, то негодна и близка к проклятию. Это значит – приносит злые плоды. Ее концом будет – сожжение. Здесь важен образ нашего сердца, как мы принимаем Слово Бога. Слово Бога непрерывно сходит как благодатный дождь после долгой засухи. Если наше сердце – добрая почва и принимает слово Бога, то оно приносит красивые и добрые плоды в вечной жизни. Но, если почва сердца гордая и злая и приносит плод непослушания и неверия, то не может избежать суда Бога. Пусть Господь поможет нам освободиться от всяких детских дел, расти духовно взрослыми верующими и способными учителями Библии.
II. Для совершенной уверенности в надежде.
Прочтем стихи 9,10. “Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым”. Автор, после того как говорит об отречении своей веры, говорит, что он уверен, что они в лучшем состоянии и держатся спасения. Также он говорит, что Бог не неправеден, чтобы забыть дело их и труд любви, которые они оказали ради Господа. В стихах с 11 по 15 автор убеждает их, чтобы они наследовали обетование Бога верой и долготерпением. Он приводит им пример Авраама. Авраам верил и держал обещание Бога Бытие 12:2: “и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение”. Но ответ Бога пришел только через 30 (37) лет, после получения обещания. У Авраама тоже иногда возникала опасность потерять желание продолжать жизнь веры. Но он жил верою и терпением до конца. Когда Авраам верил в обещание Бога и терпел, Бог в конце концов даже клялся Самим Собой. Этим Он утвердил Свое обещание: “клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя”. Причиной того, что Авраам долготерпел и стал отцом веры и источником благословения, есть то, что он крепко держал обещание Бога, то есть слово Бога. Кроме того, он полностью доверял Богу, Который обещал ему. Он через свою практическую жизнь веры испытал верность Бога, поэтому доверял верному Богу и мог долготерпеть.
Стих с 16 по 18 говорят о неизменности и твердости обещания Бога. Каким великим благословением мы можем наслаждаться, через то, что Бог поклялся исполнить Свое обещание! Давайте вместе прочитаем стих 18. “Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду”. Здесь “в двух непреложных вещах” означают обещание Бога и то, что Он поклялся Собою исполнить Свое обещание. Бог обещал и подтвердил обещание Своей клятвой о Себе, то есть Он абсолютно не может нарушить этого обещания. Если бы Бог нарушил обещание и клятву, то Он стал бы лжецом. Но Он по своей сути праведный Бог. Ему абсолютно невозможно солгать. Поэтому обещание Бога абсолютно. Оно не может измениться или не исполниться.
Слова “за предлежащую надежду” указывают на надежду верующих вечно жить в покое и радости с нашим Господом Иисусом Христом в Небесном Царстве. Ради этой надежды мы, верующие, ушли от грешных, пустых и мертвых мирских дел и прибегли к Богу. Это похоже на то, как один Христианин в книге “Путешествие Пилигрима” сбежал из Города Погибели и идет путем веры в Небесное Царство. Кто такие верующие и кто христиане? Это те, кто положат свою надежду не в этом мире, а ожидают Небесного Царства и идут по пути веры. Слова “предлежащая надежда” указывают на нашу окончательную надежду, на которую мы должны взирать. Христианская жизнь обозначает все время держать слово обещания Бога и эту живую надежду. Апостол Петр сказал: “Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано” (1Пет.1:24-25) Все пройдет, но слово Бога не пройдет. Все другое однажды испортится, покинет нас и исчезнет. Но слово обещания Бога неизменно и вечно. Поэтому то, что мы можем держать в этом изменчивом, прелюбодейном и безбожном мире, это только слово обещания Бога. Давайте еще раз прочтем стих 18. “Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду”.
Прочитаем стихи 19,20. “Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека”. Надежда на царствие Бога подобна якорю для души. Якорь – это то, что держит корабль, чтобы его не выкинуло на скалы во время бури. Пастырь Авраам Влад, который от рождения рос около Азовского моря, где часто происходят большие бури, сказал что, буря может потопить корабль в море. И также если корабль выкинет на скалы или на мель, тогда волны могут разбить и потопить корабль. Чтобы этого не случилось, нужен якорь, который держит корабль. Чем больше корабль, тем больше якорь. Тогда, если якорь большой, безопасный и крепкий, даже во время большой бури, корабль безопасен. Но если якорь слабый, то буря срывает корабль и выкидывает на берег и разбивает волнами. Поэтому нужно для безопасности во время бури жизни – надежный якорь. Этот якорь для души – живая надежда на Царствие Бога. Она, как гарантия, хранит нас в бурях жизни. Якорь корабля бросают в море, но якорь души поднимают в небеса. “Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус”(19) Иисус как первый плод вошел за нас во внутреннейшее за завесу в небеса, сделавшись первосвященником вовек по чину Мелхиседека. Здесь мы учимся, как важна надежда о царствии Бога. Волей или неволей, ожидаем мы того или нет, но в нашем плавании жизни придут бури. Когда мы встречаемся с такими бурями, именно надежда на Царствие Бога является для нас якорем души, который хранит нас безопасно и крепко. И этот якорь души самый безопасный и крепкий в этом мире, потому что Иисус сам построил Царствие Бога через смерть кресте и воскресение. Все другие надежды опасные и слабые. Раньше многие думали, что поехать в Америку и там строить жизнь – это безопасный и крепкий якорь жизни. Советские люди думали, что самое безопасное место – СССР. Но сейчас с этим никто не согласен. Но слава и хвала Иисусу, что дал нам надежду на царствие Бога, которое Он сам построил через Свою смерть и воскресение! Это надежда является живой надеждой, которая не увядает, не портится и не грязнится. Верующие, у которых есть такая надежда, не колеблются ни при каких бурях и живет спокойной, плодоносной и победоносной жизнью.
Пусть Господь поможет нам иметь якорь души и жить победоносную жизнь без колебаний. Пусть Господь даст нашей стране Украине якорь надежды использовать страной пастырей для всех народов.