“Вера, которая угодит Богу”
ВЕРА, КОТОРАЯ УГОДИТ БОГУ
Ключевой стих 11:6
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает
В начале проповеди хочу задать вам один вопрос. Кому вы хотите угодить в вашей жизни? Кто-то начальнику, чтобы платил побольше. Кто-то жене, чтобы она была спокойной. Кто-то хочет чтобы все его только хвалили, потому изо всех сил угождает окружающим. Но кому хотели угодить те великие люди, о которых мы сегодня читали? Они хотели угодить Богу, и это сделало их великими. Давайте приступим к Богу и узнаем секрет их жизни и научимся от них.
I. Какая вера угодит Богу?
Давайте вместе прочитаем стих 6:
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. (Евр 11:6)
Давайте подумаем, какая вера угодит Богу, ибо без веры невозможно угодить Богу. Во-первых, мы должны верить, что Бог есть, во вторых, что ищущим Его воздает. Давайте на примере людей веры рассмотрим, как они угодили Богу.
Во-первых, Богу угодит вера того, кто приносит дар Богу с искренним сердцем. Посмотрите стих 4. Как мы знаем, Авель был пастухом овец, а Каин земледельцем. Однажды Каин и Авель принесли Богу жертву. Но Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина не принял. Здесь написано, что Авель принес жертву верою. Чтобы понять, что же это значит, давайте посмотрим, как принес жертву Каин. Как мы знаем, Каин убил Авеля из зависти, он завидовал, что его Бог не так принял как Авеля, хотя он, обливаясь потом трудился на земле, ковырялся в грязи, чтобы принести Господу от плодов земли. Эта история очень много раз повторялась в Библии. Корей, Дафан и Авирон завидовали Моисею, ведь они тоже так много старались для Бога. Аарон и Мариамь возмущались, что только Моисею Бог дал духовную власть, а им не дал. Книжники и фарисеи убили Иисуса из зависти, потому что он имел великую духовную власть, а они нет. Они так много трудились, постились и молились, но они не могли так жить, как Иисус. Потому они убили Его. Во все времена были люди, которые завидовали и потому не могли принести угодную Богу жертву. Отсюда мы видим, что жертва Авеля – это жертва Богу, а жертва Каина – жертва соперничества и зависти. Все мы что-то жертвуем для Бога. Каждый несет служение и старается. Но важно то, чем мы движимы – желанием познать Бога и угодить Богу, или же желанием доказать другим, что мы лучше, как сказано в Библии, Ис.58 «чтобы поднимать перст и говорить оскорбительно».
Кажется, что жизнь Авеля закончилась трагически, а жизнь Каина – сравнительно благополучно, мы знаем, что Бог даже дал ему защиту, чтобы никто не убил его. Какую жизнь выбрали бы вы? Постоянно мы стоим перед таким выбором. Или стоять в правде и любви Иисуса, быть блаженными, но испытывать страдание, или же жить спокойно и безопасно, больше всего боясь повредить своему спокойствию? Большинство людей, увы, хотят жить жизнью Каина, то есть жить подольше и в безопасности. Это происходит от того, что они не знают, каков Бог и какая великая привилегия – угодить Ему. Но многие люди веры выбрали путь страдания, путь правды, путь угодить Богу. И они узнали истинное блаженство «блаженны алчущие и жаждущие правды, идо они насытятся».
Про Авеля сказано, что он и по смерти говорит еще. Важна не длина жизни, а сила доброго влияния. Хотя Каин жил долго, но его влияние очень плохое. Но Авель жил недолго, но его влияние и вера велики. Тут можно вспомнить Джима Элиотта, который поехал в молодости миссионером в эквадор и умер от рук индейцев. Его жизнь была недолгой, но его влияние велико – многие вдохновились его примером и решили поехать миссионерами. Давайте угодим Богу, принося Ему жертву Авеля, а не Каина.
Во-вторых, Богу угодит вера того, кто ходит перед Богом. Вера Еноха. Про Еноха мы не знаем много. Но зато знаем самое главное. Как написано в Быт 5:22 «И ходил Енох пред Богом». Еще одно место, где упоминается об Енохе – Послание апостола Иуды, стихи 14 и 15 «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: “се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники”» Мы видим, что Енох имел дар пророчества, также он имел силу обличать неверующее и нечестивое поколение. В наше время множество людей спешат за большинством. Они боятся, что над ними будут смеяться, или что они потеряют покой и удобство в жизни, если твердо будут стоять на стороне Иисуса. Но Енох имел личную веру, чтобы стоять в правде независимо от большинства. Енох не давал другим заснуть, но будил от греховной жизни со словом Бога. Наверное он был очень бесстрашным человеком, наверняка многие ненавидели его. Вероятно поэтому однажды Богу пришлось забрать его, так что он не вкусил смерти. Это удивительное дело и великая привилегия. Это явно говорит нам о том, что есть жизнь вечная, ибо до сих пор Енох не вкусил смерти. Посмотрите стих 5. Обратите внимание, Енох был переселен. Бог не просто забрал его в пустоту, но дал ему новое, вечное место жительства. Своей верой Енох угодил Богу. В Евангелии от Иоанна 11:26 Иисус дает нам удивительное обещание «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?». Здесь ясно сказано, что всякий живущий и верующий в Иисуса, будет жить вечно. Хотя наше тело разрушится, но мы будем жить вечно.
Главное, чему можно учиться у Еноха – ходить перед Богом, имея личную веру, не быть боязливыми и зависеть от слова Бога, а не от большинства.
Третье, Богу угодит вера в невидимое. Вера Ноя. Посмотрите стих 7. Ной получил откровение от Бога о грядущем потопе. Он строил ковчег 120 лет, хотя не видел потопа, а только слышал откровение о нем. Это дело выглядело крайне глупо в глазах окружающих. Строить огромный корабль вдалеке от моря было странно. Но Ной не только строил корабль. Во 2-м послании Петра 2:5 сказано, что Ной был проповедником правды. Но к удивлению нашему, за 120 лет никто так и не поверил ему, потому что люди ожесточили свои сердца и искали только удовольствий, но не Бога. И потому суд Божий был справедлив, ибо люди слышали правду, но не поверили. Ной мог иметь много искушений, во первых – не бесполезное ли дело я делаю, ведь ничего не видно, во вторых – есть много интересного в окружающем мире, почему нужно только строить ковчег спасения, третье – может быть нужно жить как все? У Ноя мы можем учиться вере в невидимое, преодолевая подобные искушения. Потому, как Ной, мы можем проповедовать «Приблизилось Царство Божие, покайтесь и веруйте в Евангели!», хотя сами не видели глазами Царства Божьего, но знаем его через Слово Бога и откровение.
Давайте теперь еще раз обратимся к ключевому стиху 6:
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
Без веры угодить Богу невозможно. Конечно мы должны верить что Он есть. Но это еще не все. Нельзя угодить Богу как Каин, принеся большие дары, но с сердцем зависти. Нельзя угодить Ему как фарисеи, которые были крайне религиозны, много постились и молились, но только для того чтобы дерзкою рукою бить других и в зависти своей убили Иисуса. Но Бог избирает и окружает Своей благодатью и блаженством тех, кто имеет веру. Он принял жертву Авеля, принесенную верой. Хотя его жизнь была недолгой, но Сам Бог свидетельствует о том, что его вера велика, что он знал Бога. Верою он и по смерти говорит еще – лучше иметь веру и лично знать Бога и угодить Богу и страдать, чем жить долго и сделать много, но в мучении от греха и горькой зависти. Енох имел личную веру и был смелым человеком, который не боялся обличить других словом Бога. Как сказано, «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает.» Вера в Бога существенно отличается тем, что в отличие от фантазий человека, приходит воздаяние и вера воплощается в жизнь. Каждый человек ищет воздаяния, если не от Бога, тогда от людей. Человек – такое существо, что не может жить без воздаяния. Лучше искать воздаяния от Бога, чем от людей. Поиск воздаяния только от людей делает лицемерными. Хочу обратить ваше внимание на одну важную деталь – не просто воздает, но воздает «ищущим Его»! То есть вера это не просто вера, что Бог что-то сделает, но вера – это искать Бога всем сердцем, знать Бога, быть готовым во всем повиноваться Ему. Ищущие Его не остаются в стыде, как сказано Ис 58:9а «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!”». Вера в воздаяние – это не просто вера, что Бог даст много денег или сделает жизнь удобной или успешной. Если нужно Бог даст и это. Но немало людей не получили этого, как например Авель. Но зато они знали Бога, и когда они взывали, Бог слышал и отвечал им «вот Я!». Потому ищущие Его были крепкими и мужественными и твердо стояли в вере и не боялись.
Я часто слышу вопрос – как можно верить в невидимое, покажите нам видимое. Но в том и особенность веры – мы должны поверить в невидимое, а потом оно станет видимым. Посмотрите на людей веры, которые верили в невидимое и оно осуществилось. Посмотрите на Авеля, который и сейчас говорит нам о том, какая жертва угодна Богу, Еноха, который учит нас иметь личную веру и ходить перед Богом, Ноя, который учит нас вере в невидимое. Подобно им давайте будем ищущими Бога всем сердцем, потому что ищущим Бог воздает.
II. Надежда патриархов(8-22).
В первой части мы рассмотрели веру, которая угодит Богу. Но здесь больше хотелось бы обратить внимание на то, какая надежда вела людей веры по жизни.
Посмотрите стих 8. Вера Авраама – вера послушания и доверия слову Бога. Это звучит просто, но это очень практично. Чему мы больше доверяем – слову Бога или своим эмоциям? Например, если кто – то обидит или оскорбит нас, то наши чувства предписывают нам гневаться и ненавидеть, но слово Бога предписывает нам любить и делать добро даже нашим обидчикам. Так и Авраам услышал обещание Бога и поверил этому. Он рискнул своим имением, своим будущим ради Бога и победил – обратите внимание «пошел не зная куда идет». Если кто-то рискует деньгами ради прибыли, то это называют бизнесом, многие уважают такое дело. Но если кто-то рискнет своим будущим ради Бога, то многим людям это покажется странным и безумным делом. Большинство людей готовы просто верить, но не хотят рискнуть своим будущим ради Бога, как Авраам. Когда речь заходит о риске, такие люди с печалью отходят в сторону и не хотят больше идти за Иисусом. Но разве Авраам оказался в посрамлении? Он стал великим человеком веры, которого признал и Бог и люди. Посмотрите стихи 9,10. Авраам жил в шатрах с Исааком и Иаковом, обитал на обетованной земле, но не получил ее в наследие при жизни. В чем же была надежда Авраама, если даже обетованной земли он не получил при жизни? В стихе 10 сказано «ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.» Авраам знал Бога и Бог указывал ему на истинно великое воздаяние – Царство Божие, город, устроенный Богом для святых Его. Христианин не может жить без надежды на Небесное Царство. Если все наши наши надежды – только в этом мире, если наше сердце греет только надежда на квартиру или хороший заработок, то мы далеки от той надежды, которую имели великие люди веры. Это значит, что мы попросту не знаем, каков Бог. Всем ищущим Его Он показывает, как прекрасен город, которого художник и строитель Бог. Как Иисус открыл своим ученикам «2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. (Ин 14:2)», так открывает и нам, когда мы следуем за Ним.
Посмотрите стихи 11,12. Вера Сарры – это вера, приносящая плод. От Бога она получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила. В чем ее вера? Она знала, что верен Обещавший. Вера Сарры утешает нас, когда мы чувствуем себя ослабевшими и уже не способными принести плод или сделать хоть что-то доброе. Укрепившись этим словом, мы должны продолжать идти путем правды, любви и служения даже если нет видимого плода. Ибо верен Обещавший! Сколько раз это слово утешало меня – я радовался, когда я чувствовал себя слабым и боязливым, но Бог давал силу, когда думал, что невозможно что-то изменить, но Бог изменял. Даже если вы чувствуете себя омертвелыми, как Авраам, все равно придите к Богу с искренним сердцем и получите силу к изменению! Ибо верен Обещавший!
Посмотрите 13-16. Почему патриархи могли жить как святые пилигримы? Это потому, что они стремились к лучшему, то есть к небесному. Что для вас лучшее? Хорошо подумайте над этим вопросом. Если бы Бог спросил вас, что вы одно хотите от Него больше всего – что бы вы сказали? Подумайте и честно ответьте на этот вопрос. Для кого-то лучшее – это хорошая квартира и работа в Киеве, для кого-то красивая жена или принц на белом коне, для кого-то роскошная машина или слава и уважение. Но это совсем низкий уровень. Многие имеют это, но это не сделало их блаженными. Есть более высокий уровень. Есть действительно высокие и полезные вещи для верующих. Например великие духовные дары, такие как исцеление, чудотворение и пророчество. Это очень хорошие и полезные дары, которые Бог дает по мере веры и духовного роста. Но это ли самое лучшее? Подумайте. В Псалме 41 сказано «3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!». Самое высшее и лучшее для нас – знать самого Бога и любить. К этому высшему, то есть небесному стремились патриархи веры. Бог вел их, открывал им слово Свое, указывал им на вечное Небесное Царство, к которому прилеплялась их душа. Какое великое блаженство – стремиться к высшему, небесному, знать Бога! Такой верой мы можем жить как святые пилигримы, следуя за Иисусом. Такою верою Авраам был готов пожертвовать своего сына. Он твердо доверял Богу. Он поставил Бога даже выше, чем мечту о своем сыне. Самым лучшим для него стал не сын, но Бог. Основываясь на слове Бога, он знал, что сын его не может умереть, так как через него Бог обещал произвести великий народ. Лично зная Бога, он мог абсолютно доверять Ему. Никто, отдавший Богу самое дорогое, не останется в убытке или посрамлении, потому что наш Бог есть дающий Бог.
Давайте посмотрим стихи 20-22
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. 21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. 22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
Зная Бога, патриархи веры знали будущее, потому что сам Бог открывал им. Верою они могли благословлять, а не жаловаться или тяжело вздыхать. На пороге смерти многие теряют мужество, боятся и паникуют, но патриархи веры могли благословлять других. Они знали, что Бог приготовил им город и потому могли благословить других.
Сейчас Бог так ведет меня, что я могу жить только верой. Полторы недели назад закрылся весь наш отдел на фирме. Все были уволены. Конечно, для многих это огорчение, но с другой стороны для меня это освобождение, как из Египта. Начальник даже не захотел заканчивать текущий проект. Мне предлагали остаться и взять следующий проект, но я отказался. Теперь я могу свободно заниматься проектом «Путешествие Пилигрима», направленным на глобальную евангелизацию. Но финансирование я пока имею только верой, сейчас денег на разработку хватит месяца на два. Но я верю, что Бог проведет нас Своим путем. Дело веры не может быть сделано просто человеческим путем. Потому верю в невидимое. Когда в посте и молитве я пришел к Богу, Он открыл мне важнейшую истину через Ис 58:9. Что я хочу от Бога больше всего? Я думал – финансирование – слишком мелко. Может духовные дары, ведь мы все молимся о получении духовной власти и исцелении больных. Но вдруг понял – самое великое и ценное, чем можем обладать – это знать Бога лично и иметь любовь «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!”». Если иметь это – то все остальное не проблема.
Читая это слово я увидел, что патриархи стремились к лучшему, то есть к небесному и потому стали великими. Как сказано в ключевом стихе, «и ищущим Его воздает». Мы должны быть ищущими Бога и знающими Бога. Это не значит только молиться целыми днями, впрочем и это было бы непросто. Мы должны все делать – проповедовать, служить, молится, утешать, обличать, работать, но с целью знать Бога. Это должно стать нашей высшей целью. Давайте идти путем патриархов веры. В заключение давайте прочитаем ключевой стих 6
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.