“Первосвященник Иисус”
ПЕРВОСВЯЩЕННИК ИИСУС
Евреям 4:14 – 5:10
Ключевой стих 14
“Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].”
На прошлом изучении мы изучали об истинном покое. Истинный покой приходит от общения с Богом. Мы имеем истинный покой, когда мы глубоко размышляем об Иисусе, глубоко доверяем Ему и слушаемся Его.
На этом первая часть послания, которая показывала превосходство Иисуса перед пророками, ангелами и Моисеем закончилась. Сейчас мы начинаем изучать вторую часть. Эта часть послания заключена между 14 стихом 4 главы и 18 стихом 19 главы и раскрывает основную мысль послания. В ней говориться о служении Иисуса в качестве Первосвященника. Сегодняшнее слово рассказывает об Иисусе, Который является первосвященником, взявшим на Себя наши немощи. Все мы коренным образом являемся слабыми и немощными людьми. Из-за своих немощей человек грешит и мучиться. Из-за своих немощей человек не может жить великой и сильной жизнью. Однако сегодняшнее слово показывает то, что у нас есть престол благодати, к которому мы в любое время можем приступить и получить благодать прощения грехов.
1. Первосвященник Иисус (4:14-16)
Давайте прочитаем вместе стих 14: “Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].”
Этот стих является ключевым стихом послания к Евреям. Автор провозглашает, что у нас есть Первосвященник Иисус, Который может помочь нам в любое время в любом месте. Автор подчеркивает реальность Его существования. Если Первосвященника, то есть объекта нашей веры на самом деле не существует, значит, наша вера – мертвая вера, это просто иллюзия. Но если Он существует, тогда наша вера и наша жизнь веры имеют великий смысл и силу. Однажды Илия, который был пророком живого Бога, соревновался с пророками Ваала. Эти события описаны в 18 главе 3 книги Царств. Перед Илией и пророками Ваала разложили дрова, на которые возложили жертвенных тельцов. Истинный Бог должен был явить Себя, приняв жертву принесенную Ему, зажегши нужный костер. 450 пророков Ваала более полудня очень просили своего бога Ваала услышать их. Они совершали различные обряды, кололи себя иглами и очень упрашивали: “Ваали, услышь нас”. Но все их безумные усилия ни к чему не привели. Они подумали, что Ваал спит и стали стараться еще более, но результата не было, как не было и Ваала. Однако же Илия произнес одну молитву живому Богу, и Тот принял его жертву низведя огонь на приготовленный Илией костер. Хотя Илия был простой человек, но он верил в настоящего, существующего Бога и одержал победу. Реальность существования объекта нашей веры дает нам победу в борьбе с грешным и безбожным миром.
Далее автор подчеркивает, каким Первосвященником является Иисус. Во-первых, Он является великим первосвященником. Это значит, что Он превыше всех, и Он не ограничен ни временем, ни пространством. Ничто не может ограничить Его силу и власть. Он может помочь любому человеку в любом месте. Во-вторых, Он является Первосвященником, прошедшим небеса. Это значит, что Он оставил славу Небес, воплотился, умер на кресте и воскрес, воссел на престоле одесную Бога. Этот Первосвященник – Сын Божий Иисус. Евангелие от Иоанна 1:1 про Иисуса говорится так “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Иисус является совершенным Богом. Но также Он стал совершенным человеком, воплотившись, как сказано в 14 стихе той же главы “И слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины”. Таким образом, Он стал совершенным посредником между Богом и человеками. Поэтому автор призывает всех христиан, зная, что имеют такого Первосвященника, твердо держаться своего исповедания.
Что же такое наше исповедание? Это вера, которую мы исповедуем. Например, Петр (Мф. 16:16) исповедовал Иисуса Христом, Сыном Бога Живого. Ранние христиане тоже исповедовали Иисуса Сыном Божием, Христом, единым Господом и воскресшим Спасителем. Для того, чтобы хранить до конца такое исповедание они вынуждены были жить в катакомбах и терпеть всевозможные лишения и гонения. Им предлагали: “отрекись от Иисуса, оставь твое исповедание, и ты будешь далее жить нормально”, но они отказывались и либо умирали, либо уходили в изгнание. Они прекрасно знали, насколько важными являются их вера и исповедание. Вера в то, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого определяет вечную жизнь и вечную погибель. Так Павел в послании к Римлянам (10:9) говорит об так: “Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься”.
Как все мы знаем, в последнее время в Киеве очень остро стоит жилищный вопрос. Для человека, живущего в Киеве, очень важно держать хоть какое-то жилье. Но мы должны держать наше исповедание, что Иисус – Христос, Сын Бога Живого. Как нам должно держаться этого исповедания? Нам должно держаться его твердо или крепко. Если человек вдруг свалиться с корабля в воду, будет долго кричать о помощи и всеми силами барахтаться в воде, но потом выбившись из сил и отчаявшись уже решит пойти ко дну и ему вдруг-таки кинут трос, то он будет за него крепко держаться. Он хорошо понимает, что отпустив трос, он просто утонет. Поэтому он будет держаться всеми силами до самого момента возвращения на корабль. Так и нам должно держаться нашего исповедания. Оно подобно тросу, брошенному утопающему. Если мы отпустим, то утонем. Давайте еще раз прочитаем стих 14: “Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].”
Но какое отношение этот Великий Первосвященник Иисус имеет со мной? Прочитаем стих 15:
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
Обычно люди думают, что Бог живет где-то далеко и высоко на небесах. Христиане думают, что Иисус воскрес, ушел к Богу, и не находиться среди нас. В общем Бог – далекий Бог. Он не находится рядом со мной. Он не знает мое реальное положение или мою конкретную проблему. Но в этом стихе автор говорит, что наш Первосвященник Иисус не далек от нас. Он находиться с нами рядом, и Он относиться к нам, как любящая мать. Наш великий Первосвященник может сострадать нам, нашим проблемам и немощам, Он может нести наши немощи.
Люди страдают многими немощами. Есть физические, психические или духовные немощи. Эти немощи становятся причиной греха. Коренным образом, человек слаб и немощен, он создан из земли. Обычно молодые люди не хотят признавать свои немощи и слабости. Они хотят летать как орлы и рычать как львы. Но как только придет небольшая простуда или заболит желудок, сразу же теряют силу и чувствуют себя жалкими, слабыми и несчастными. Многие люди совершенно теряют почву под ногами, когда неожиданно заболеют, например, раком. Есть не только физические, но и психологические немощи. Я знаю многих, очень многих студентов, которые на сессии твердо решали со следующего семестра начать усердно заниматься, но как только он начинался, далее продолжали бездельничать. Сколько раз курильщики решают бросить курить, а зависимые от алкоголя люди – бросить пить, и возвращаются к прежнему! Из-за немощей многие люди отчаиваются, и решают, что они обречены на жалкую и мелкую жизнь. Сколько людей становятся бесполезными и жалкими из-за немощи! Даже ап. Павел хорошо знал, что такое человеческая немощь. В Рим. 7:19-24 он исповедовал: “Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.” и “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?”.
В этом обществе, в котором управляет законы джунглей и слабый становиться едой для сильных, нигде нет места для немощных и слабых. Известный певец Виктор Цой говорил: “Ты должен быть сильным”. Поэтому многие идут в спортзалы и увеличивают объем мускулатуры, другие просиживают сутками за учебниками, а третьи пытаются всякими способами заработать деньги. Они пытаются быть сильными в этом мире, кажется, нет другого выхода, если хочешь жить. Когда мне было 16 лет, я для того, чтобы быть сильным носил с собой нож или пистолет, и имел бандитские манеры поведения. Я боялся этого мира, и знал, что мне необходимо быть сильным, и мне некуда идти с моей немощью. Я не знал того, что у меня есть Первосвященник Иисус (15). Он может сострадать нам в наших немощах. Здесь слово “сострадать” значит “понимать”, “сочувствовать” и “испытывать страдание вместе”. Мы можем хорошо понимать, что здесь значит сострадание, когда думаем о сердце матери. Когда ребенок не справиться с заданием в школе и получит двойку, то учитель может отругать его и привести в качестве негативного примера для других. Но когда ребенок придет домой, то мама тоже может отругать, но ночью, хотя он будет спать нормально, мама не будет спать, будет переживать о нем. А на следующий день мама будет вместе с ним заниматься, чтобы он освоил материал и больше не получал двоек.
Но почему же Иисус может сострадать нам в наших немощам? Потому что Он тоже был искушен во всем. Он понимает страдающих людей. Он родился в хлеву и был положен в ясли, место для корма животных. Потом Он рос и жил в жалкой провинции, и был бедным плотником. В начале Своего служения Он был искушен в пустыне – деньгами, славой, дух гордостью. Он встретился с предательством Своего близкого ученика, и был оставлен всеми. Он с потом и кровью молился в Гефсимании, а потом умер на кресте. Иисус был страдающим слугой. Поэтому пророк Исаия, описал Его образ так (Ис. 53:3): “Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.”. Иисус был искушен во всех областях жизни. Но Он не согрешил. Поэтому Он может помочь грешникам.
Итак, у нас есть такой Первосвященник, Который не осуждает нас за немощи, но несет их на себе. Что же нам теперь делать в наших реальных трудностях? Давайте прочитаем 16 стих: “Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.”
Нам должно с дерзновением приступать к престолу благодати. Автор называет Божий престол – престолом благодати. На самом деле престол Бога – это святое и славное место. Грешник не может приблизиться к Нему. Так, пророк Исаия, увидев славный престол Бога, готовился умереть, воскликнув: “горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.”. Первосвященник, чтобы встретить святого Бога, мог только раз в год прийти в Святое святых. И прежде этого, Он должен был приносить жертвы для прощения грехов. Поэтому престол Бога – святое место, к которому грешник не может подойти. Однако автор говорит, что Престол Бога – это престол благодати, источник любви и милости Бога. Выражение “Престол благодати”, говорит нам о том, что наш Бог является Богом любви и Богом у Которого есть безграничная власть помочь грешнику. И этот престол благодати не находиться далеко-далеко в небесах. Но он находиться в сердце верующего, который принял Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. Приступать к престолу благодати, значит, уповать на Него и открывать всякую нужду Иисусу, Который находиться в сердце. В реальной жизни как трудно приступить к высокому престолу. Даже к престолу декану приступить нелегко, а к премьер-министру или Президенту вообще не доберешься. Но мы можем в любое время приступать к престолу Царя царей, какая это великая благодать и привилегия для нас! Она дана нам потому что Иисус пролил за нас Свою Кровь, и сделал нас святыми чадами Бога. Ребенок может в любое время обратиться к своему отцу. Для того, чтобы попасть на прием к Президенту Кеннеди, многие люди проходили длительные проверки и ждали в долгих очередях, но был один человек, который мог зайти в его кабинет в любое время и даже без стука. Это был его внук.
Давайте еще раз прочитаем стих (16): “Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.”
Куда, как правило, идут люди, когда им тяжело, или много трудностей или же они просто устали? Многие молодые идут в Интернет-кафе и снимают стресс, играя в компьютерные игры или посещая различные чаты. Кто-то идет пить пиво. Кто-то идет в телевизор. Кто-то в такое время любит просто хорошо покушать или же лечь спать. Но, у нас есть престол благодати, мы пойдем к нему. Любой грешник, любой страшный человек, любой усталый может приступать, чтобы обрести милость и получить благодать для благовременной помощи.
Главная проблема, из-за которой в настоящее время страдают большинство молодых людей, – это проблема похоти плоти. В наше время похоть чрезвычайно популяризируется, и почти в любом месте мы найдем приглашение войти в сладкий мир, где сбываются все мечты. Но, приняв такое приглашения, люди заболевают различными физическими и психическими заболеваниями. Они становятся бессильными, чувствуют пустоту и самоосуждение. Похоть входит в их жизнь и разрушает ее. Они уже не в состоянии выбраться из греха, и становятся жалкими рабами похоти. Но именно для них открыт престол благодати и им дано обещание благовременной помощи. Придя к Иисусу многие, многие люди уже исцелились от похоти. Давайте приступим к престолу благодати и получим милость и обретем благодать для благовременной помощи. Давайте благодатью Иисуса Христа исцелим Украину от разрушающего влияния похоти.
2. Иисус, Который стал совершенным через страдания
Стихи с 1 по 10 рассказывают о качествах, благодаря которым Иисус смог стать Первосвященником.
Во-первых, чтобы представлять человека перед Богом, первосвященник должен быть человеком. Иисус, будучи образом Бога, воплотился, чтобы быть первосвященником, и представлять человечество перед Богом.
Во-вторых, он должен приносить жертвы. Из-за человеческого греха между Богом и человеком существует пропасть. Грешный человек не мог придти к Богу. Эту проблему должно было как-то решить. В Библии написано: “все согрешили и лишены славы Божией”. Также написано: “Возмездие за грех – смерть”. Поэтому Иисус должен был принести жертву за грехи людей. И этой жертвой стал Сам Иисус. Он умер на кресте вместо нас, и этим примерил нас с Богом.
В-третьих, могущий снисходить, должен быть сам обложен немощью. Иисус не совершил ни одного греха. Но как же Он смог понять и нести наши немощи и грехи, хотя Сам не согрешил? Он сделал это на кресте. Там Он узнал всю тяжесть человеческого греха. Исаия говорит об этом так: “Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. 5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились”.
В-четвертых, священником надо быть по призванию Бога, а не по собственному желанию. Здесь хорошим примером служит Аарон. Он был обычным человеком, но когда Бог призвал его, он стал священником. Иисус тоже не Сам хотел присвоить себе славу Первосвященника, но потому что Бог поставил Его (5,6).
С 7-10 объясняется каким первосвященником стал Иисус. Он не следовал примеру Аарона, и Он не принадлежал к его потомкам, однако но был наречен первосвященником по чину Мелхосидека. Иисус стал нашим Первосвященников, через Свои страдания совершив наше искупление. 7 стих напоминает нам о Гефсиманской молитве Иисуса (Мф. 26:28-39). Эта молитва хорошо показывает нам то, как Он отличался от всех других первосвященников. Он лично участвовал в судьбе человека, который находиться под властью смерти, и мог испытать всю глубину боли и страдания человека. В этой молитве Он 3 раза повторил: “впрочем не как Я хочу, но как Ты”. Мы видим горячую духовную борьбу Иисуса, чтобы до конца повиноваться воле Бога и не поддаться соблазну идти другим путем. Как страшна власть греха, которая работает в сердце человека! Но думая о таком Иисусе, мы удивляемся. Хотя Он испытал даже такое глубокое отчаяние и сердечный конфликт, такую душевную боль перед смертью, но Он не попал в неверие, жалобу, недовольство или противление Божьей воле. Объясняя этот факт автор послания к Евреем говорит одним словом: из-за Своего благоговения. Потому что Иисус имел абсолютное благоговение, Он получил ответ на Свою молитву и моления, и Он мог исполнить миссию.
8 стих говорит, что Иисус страдал, потом был арестован в Гефсимании, был осужден, бит, нес венец, был пригвожден ко кресту и умер, кричав ” Элои! Элои! ламма савахфани? Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?”. 8 стих описывает эти события. Иисус имел соблазн убежать от страдания креста, потому что Он имел человеческие черты. Обычно люди стараются избежать даже маленькое страдание, и тем более никто не хочет испытывать большое страдание. Но Иисус, чтобы исполнить волю Бога, был послушен до конца. И Он был послушным абсолютно. Иисус – не супермен. Но как Он мог на самом деле послушаться Бога даже в такое время, даже до смерти и исполнить Его волю? Через испытания, страдания и трудности в Своей жизни Иисус учился послушанию и стал совершенным. Таким образом, Иисус стал источником вечного спасения для всех послушных Ему (9).
Здесь мы учимся тому, что когда мы будем стараться даже во время трудностей или страдания слушаться Бога, то будем расти взрослыми и зрелыми верующими. Люди обычно хотят все получить без страдания. Студенты хотят сдать сессию на отлично, но не хотят учиться. Молодые люди, хотят быть успешными и богатыми, но не хотят для этого работать. Агнцы хотят расти духовно и быть пастырями, но не хотят писать свидетельства. Пастыри хотят быть наилучшими учителями Библии но не хотят глубоко копать слово Бога. Лидеры хотят быть плодовитыми, но не хотят с верностью проповедовать Евангелие и со слезами воспитывать учеников. Если наш образ мышления не измениться, то мы останемся лишь мечтателями. И однажды, через 10 лет встретимся и скажем друг другу: “а помнишь, как мы мечтали…”
Кто не испытывал в своей жизни страданий не может быть взрослым и совершенным верующим. Библия говорит, что хотя Иисус и Сын, но страданиями навык послушанию, а разве мы можем обойтись без страданий? Мы должны любить страдания. А тем более у нас есть такой прекрасный смысл и цель страданий. Мы страдаем за Евангелие, за распространение Царства Божия, за воспитание агнцев и учеников, за сию-то надежду на Украину. Мы страдаем, чтобы Украина стала Царством священников и народом святым, страна пастырей, страной, которая посылает миссионеров. Мы должны любить страдания и через страдания учиться послушанию и быть совершенными верующими.
С детства я хотел жить великой и красивой жизнью. Я хотел быть честным, добрым, справедливым, чистым, умным и полезным. Но, когда я стал взрослеть, оказалось, что это не получается само собой, но нужно до крови бороться с различными искушениями. У меня не получилось так бороться и я проигрывал пункт за пунктом. Я очень просто пустил в свою жизнь нечистоту похоти, курения и алкоголя, обман учителей и родителей, лень, жестокость, трусость и неправду. Все это было очень больно. До 18 лет я иногда еще старался бороться с такими вещами, но в потом уже бросил все свои попытки и начал лишь пить пиво и водку. Мой папа – пьет, я хорошо знал ужас алкогольной зависимости и когда осознал свою наклонность к ней, решил не пить вообще. Но в то время я уже решил, что бороться все равно бесполезно, да и не хочется, и уже не боялся спиться. Но когда я открыл Евангелие, то узнал, что Бог святой и грешника ожидает ад. Я очень испугался и начал всеми силами бороться с грехом. Но все равно каждый раз проигрывал, и вновь и вновь возвращался к своим греховным болезням – курению, алкоголю и похоти. Но когда я постарался бороться с грехом всеми силами и узнал, насколько это для меня нереально, то вдруг понял, что же такое Евангелие. Оно состоит в том, что Бог любит меня, и даровал именно мне крест Иисуса, чтобы я был прощен, любим и свободен. Тогда я прилепился к этому Богу всем сердцем. Он разом освободил меня от мучившей меня похоти, курения и алкоголя. И далее Он учил меня бодрствовать, ненавидеть грех и верой приходить к Богу и побеждать в любом случае. Бог учил меня евангельской вере – любить и ценить страдания. Через страдания я могу расти милостивым и в тоже время влиятельным человеком, который может сострадать и помогать другим прийти к Иисусу. В страданиях я могу очищаться, более всего в страданиях я могу узнавать Иисуса и расти в Его образ.
Таким образом, Иисус стал Великим Первосвященником через страдания на кресте. Этот Иисус прекрасно понимает наши немощи, сострадает им, и Он понес их на Себе. Поэтому теперь, чтобы получить милость и обрасти благодать для благовременной помощи мы можем с дерзновением приступать к престолу благодати. У вас есть тяжесть? Проблема немощи, похоти, страха? Мы можем продолжать так жить дальше, или же можем взирать на Первосвященника великого Иисуса Христа! Наш Господь Иисус приглашает сейчас всех нас. Давайте услышим Его призыв и да приступаем с дерзновением к престолу благодати.