head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Выбор Аврама и выбор Лота” (Быт.12:10-13:13)

ВЫБОР АВРАМА И ВЫБОР ЛОТА

Быт. 12:10-13:13

К.С. 13:9: «не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево»

Мы каждый день принимаем много решений и делаем много выборов. Не только выборы президента или парламента, но каждый день делаем маленький выбор: для чего потратить свободные 20 минут, гневаться или не гневаться, жаловаться, что дела пошли не совсем так, как предполагалось или благодарить Бога, что Он сохранил от крупной ошибки. Некоторые выборы не очень важные, а некоторые определяют всю нашу дальнейшую жизнь. Но всякий выбор изменяет нас, делает нас тем, кто мы есть перед Богом.

В сегодняшнем слове мы встречаемся с несколькими выборами Аврама и Лота и увидим, почему они выбирали именно так и как их выбор повлиял на их дальнейшую жизнь. Давайте через это слово узнаем, на что надо обращать внимание во время выбора.

Аврам идет в Египет (12:10-13:1)

В начале 12-й главы Бытия рассказывается, как Бог призвал Аврама. Аврам послушался призыва Бога и вышел из Харрана, и пошел в землю Ханаанскую. Когда Аврам был около Сихема, Бог явился ему и пообещал, что именно эта земля будет дана Авраму и его потомкам в наследство. Аврам поставил там жертвенник. Далее он двинулся к горе, на восток от Вефиля и поставил там свой шатер. Там же он поставил еще один жертвенник и там призвал имя Господа. Здесь Аврам общался с Господом и благодарил Его, что Он привел его в землю, которую обещал дать в наследство.

Посмотрите на стихи 9,10: «И поднялся Аврам и продолжал идти к югу. И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той». Аврам ходил, в основном, по южной части Ханаанской земли, от Вефиля и Гая до Хеврона, на запад от Мертвого Моря. Это был самый край пустыни, южнее располагались пустыня. Более плодородные земли севера были уже густо заселены Хананеями. Они не были рады, что Аврам и его семейство пришли жить в эту землю, поэтому Аврам вынужден был ходить по границе пустыни на юге и по горам на севере. Хотя это не было самое лучшее место для ведения бизнеса, но Аврам не смотрел на это и благодарил Бога.

Почти сразу после прихода Аврама в землю Ханаанскую, там начался голод. На юге Ханаана засуха и голод — это обычное явление. Но сейчас был не обычный голод. Дождя не было уже очень давно. Все источники и ручейки пересохли, дождевые ямы истощились, трава выгорела и засохла. Вода сразу превратилась в стратегическое богатство, более ценное чем сейчас нефть и газ. Каждая семья и каждое племя с оружием в руках ревностно охраняли свой колодец, свой ручеек, и, тем более, не подпускала к ним каких-то чужаков из Харрана. Овцы и козы перестали давать молоко, ягнята умирали, дети тоже умирали.

Что чувствовал Аврам в данной ситуации? Когда Бог призвал его в Харране, Он дал обещание: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение». Аврам поверил и пошел, как сказал ему Господь. Но в реальности исполнения обещания было не видно: Аврам не стал большим народом, земля, которую обещал Бог, была густо заселена безбожным и крайне развращенным народом. Сейчас к Авраму пришел крайний голод, который угрожал убить его самого и всех его людей. В этой ситуации сатана искушал Аврама: «посмотри, где обещание Бога? Когда ты поверил, все стало значительно хуже. Если ты будешь продолжать верить, то ты умрешь с голоду».

Мы все знакомы с подобными искушениями. Искушение материальными трудностями — это первое искушение, которое приходит ко всякому верующему. Когда миссионер приезжает в землю миссии, то первое, что он встречает — это материальные трудности. Почему так? Потому, что материальные заботы — это то, что постоянно окружает нас. Мы каждый день должны думать, что приготовить поесть на завтра, что дать детям в школу и так далее. Посмотрите вокруг. Такие проблемы — это то, что занимает 90% времени неверующих людей и очень много времени верующих. Вера — это не теория, а практика. Если мы говорим, что Бог заботится о нас, то должны верить, что Господь даст нам завтра хлеб, даже если сегодня у нас ничего нет. Мы должны верить, что Он СЕЙЧАС заботится о нас, СЕЙЧАС дает нам все необходимое. Верить так — это значит научиться не смотреть на текущее положение дел, а доверять доброй воле Бога.

В такой критической ситуации Аврам решил переждать голод в Египте. Это не был его поступок веры, он не спросил совета Бога, а поступил по своему человеческому разумению. Мы понимаем Аврама. У него была куда более сложная ситуация, чем обычно возникает у нас: перед ним стоял вопрос голодной смерти не только его одного, но и многих людей, которые были с ним и за которых он отвечал. Тогда он решил, не навсегда, только на время, пока пройдет голод, оставить землю обещания Бога и пойти пожить в Египет.

Что произошло с Аврамом после такого решения? Посмотрите стихи 11-13: «Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя». Ужас. Как можно сказать такие слова своей жене? Как можно потом иметь отношения с ней? Сара была действительно святой женщиной, если смогла после такого простить Аврама. Когда Аврам пошел на компромисс с неверием, то сразу в него вошел страх. Он стал бояться за свою жизнь. Также он стал немудрым.

Дальше все произошло по самому худшему сценарию. Посмотрите на стихи 14-15: «И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов». Возможно, Аврам думал, что Сару будут сватать, а он, как брат и глава семьи, откажет женихам. Это тоже был маленький компромисс. Но фараон не стал свататься, он просто забрал Сару. Аврам сам загнал себя в безвыходную ситуацию. Если мы поступаем в неверии, то сатана делает так, что все происходит по самому худшему сценарию. Тут шара не катит. Да, материальная проблема Аврама решилась, но он потерял свою жену, и он потерял Бога. О его состоянии говорит тот факт, что Аврам не строил жертвенников в Египте. Ему было стыдно перед Богом. Он знал, что поступил не по вере, а по своему человеческому расчету. Ему было стыдно за свою неверность и за то, как он поступил со своей женой. Он также боялся просить помощи Бога, потому что его положение — результат его непослушания и ошибок.

Слава Богу, что Он — благой Бог. Посмотрите стихи 17-20 и 13:1: «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было. И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг». Хотя Аврам поступил в маловерии и сам загнал себя в безвыходную ситуацию, но Бог остался верен. Он Сам защитил Аврама и Сару от фараона. Из-за своего маловерия Аврам, человек Бога, получил обличение от крайне грешного царя Египта, его депортировали из Египта, но Сам Бог не сказал ему ни слова упрека. Господь просто снова привел его в то место, куда раньше поставил его. Это удивительная милость Бога. Если Он избрал человека, то до конца не оставляет его. Даже если мы согрешаем и поступаем в неверии, но Бог верный, Он исполняет Свои обещания и дает нам еще один шанс покаяться и вернуться к миссии Бога.

Выбор Аврама и выбор Лота (13:2-13)

События, которые описываются в 13-й главе Бытия произошли через некоторое время, примерно через 8 лет. Когда Аврам преодолел материальные искушения и находился на том месте, о котором ему сказал Бог, Господь даровал ему большое богатство. Стихи 2 говорит: «И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом». Посмотрите стихи 5-7: «И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле». Бог даровал Авраму и его племяннику Лоту такое большое богатство, что для их стад было слишком мало места. Пастухи разных стад начали ссориться между собой. Они жаловались друг на друга Авраму и Лоту. Таким образом их ссоры распространялись все больше и больше. В то время слуги, пастухи, работники, их жены и дети — все это было одной большой семьей. В хорошей семье царят мир, любовь и понимание. Но из-за богатства в семью Аврама начали проникать ссоры, неприятие, взаимная вражда. Это была большая проблема.

Аврам был мудрым человеком. Он увидел что сейчас возникла опасность потерять отношения с Лотом, а потом полностью разрушить все отношения в семье. Хотя Аврам любил Лота как приемного сына, но чтобы сохранить с ним отношения он решил отпустить его. Посмотрите на стихи 8,9: «И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево»

Что выбрал Лот? Посмотрите на стихи 10,11: «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга». Лот посмотрел на всю землю, направо и налево, на север и на юг и увидел хорошую и роскошную землю: землю около Содома и Гоморры. Вся эта земля орошалась водою, она обильно плодоносила, там всегда было множество травы, там никогда не было засухи и голода. Лот решил, что это — самая лучшая земля и выбрал ее.

Честно говоря, такое поведение Лота было не очень хорошо даже с человеческой точки зрения. Аврам для Лота был как отец, поэтому Лот должен был хотя бы из уважения сначала предложить Авраму лучшую землю, а уже потом сам выбирать. Лот так не сделал. Но главная проблема Лота была не в этом. В стихе 13 сказано: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». Жители Содомские были весьма злы и грешны перед Богом. Всего через несколько лет чаша терпения Бога переполнится и Бог будет судить их. Для остальных жителей Ханаана Бог дал еще 600 лет для раскаяния, но для жителей Содома время исчислялось несколькими годами. Уже сейчас были видны признаки скорого Божьего суда. Но Лот не смотрел на это. Он не думал, что идет в землю, полную грехов и соблазнов, не думал, что крайне грешная культура будет оказывать влияние на него, на его жену и на его дочерей. Лот не думал, угодит ли Богу его выбор. Он думал только о своей выгоде.

Здесь мы видим два выбора: Лот избрал землю Содомскую, несмотря на грешное влияние содомлян и ушел от Бога. Для Аврама не было проблемой отдать более обильную землю Лоту, он продолжал ходить по краю пустыни и приносить жертвы Богу в Вефиле. Здесь хорошо видна разная система ценностей Аврама и Лота. Оба они были верующими, оба они оставили свою землю, чтобы идти в землю обещания Бога. Но Лот думал, что благословение – это богатство. Странствуя вместе с Аврамом он искал материального, удобного. Он тоже искал Бога, он тоже хотел жить праведно, Библия говорит, что Лот был праведником, но Бог был для него не на первом месте. На первом месте для него было богатство, на втором – Бог.

Но Аврам имел другую систему ценностей. Как Аврам мог отдать Лоту всю хорошую и плодородную землю? Аврам знал, что благословение не происходит от земли, благословение – от Господа. Поэтому Аврам не отдал Лоту самое ценное. Самое ценное для Аврама – это быть в завете с Богом, иметь отношения с Богом. Аврам знал, что если даже он все потеряет, но приобретет Бога, будет в завете с Ним, то это значит он все приобрел. Поэтому Аврам без сожаления отдал Лоту то, что тот хотел.

Разная система ценностей Аврама и Лота сделала их выбор разным, и привела к разному плоду в их жизнях. Аврам жил перед Богом. Хотя в его жизни было множество трудностей, но Бог все время был с ним, благословил его, и, как и обещал, сделал источником благословения. С другой стороны, Лот предпочел Богу материальный достаток, но, хотя получил его, в один день все потерял, а его потомки стали врагами Божьего народа и не могли войти в завет с Богом.

Наша система ценностей хорошо видна из того, что мы выбираем. Мы выбираем прийти на богослужение или провести время в кафе с друзьями. Мы выбираем встать на утреннюю молитву или дальше спать. Выбираем где работать, как учиться, чему посвятить свое время. У О Генри есть рассказ «Дороги которые мы выбираем». Там один гангстер рассказывает, что он шел в Нью-Йорк и свернул не на ту дорогу, пристал к цирку и поехал на Дикий Запад, там стал грабителем. Он спрашивал: «какая была бы моя жизнь, если бы я выбрал другую дорогу». Другой ему ответил: «я думаю ничего не изменилось бы. То, что внутри нас заставляет нас выбирать наши дороги».

Но это не все. Не только наш выбор определяется системой ценностей, но и система ценностей зависит от нашего выбора. Как же нам иметь духовную систему ценностей? Когда мы каждый раз выбираем то, что по воле Бога, то и наша система ценностей изменяется. Когда мы попробуем поверить в слово Бога, и поступить по вере, то Бог дарует нам веру.

Почему Аврам и Лот так по-разному выбирали? Аврам уже имел опыт выбора перед Богом. Он раньше поверил Богу и пошел в землю Ханаанскую верой. Он, уповая на Бога, ходил среди вражеских народов в земле обещания. Аврам имел и опыт поступить в неверии, когда из страха пошел в Египет и на опыте узнал, как тяжело не доверять Богу. Тогда же он на опыте узнал, что Бог милостивый, и Он может реально дать изобилие даже во время голода. Через эти события Аврам понял, что настоящее благословение — это не богатство, а правильные отношения с Богом. Поэтому для него не было проблемой и дальше жить в земле Ханаанской на границе пустыни, кочевать со стадами, но всегда приходить к Вефилю и там приносить жертвы Господу. Он знал, что это лучше. Но Лот не имел такого опыта выбора. Поэтому, когда наступило время его личного выбора, он поступил как совсем молодой верующий, смотрел на внешнее богатство и не смотрел на Бога.

У каждого из нас в жизни есть много реальных проблем: обеспечить свою семью или заработать для учебы в университете, сама учеба, создание семьи, работа и так далее. У нас есть искушение думать, что вера это вера, Бог это Бог, а жизнь — это жизнь. Мир искушает нас суетиться, оставить миссию Бога, оставить служение агнцам, поработать ради денег, сначала решить свою проблему и искать более удобное место. С духовной точки зрения — это то же самое, что сделал Аврам, когда сошел в Египет или что сделал Лот, когда решил поселиться в Содоме. Но тут нет Божьего благословения. Бог обещает, что благословит нас, если мы будем верить в Его обещание, доверять Его надежде на нас не зависимо от нашего состояния. Наше дело и наша духовная борьба перед Богом — верить слову Бога, доверять Ему и хранить свой призыв. Эта борьба происходит через наш ежедневный выбор, через то, ЧТО мы выбираем, и через то, Ищем ли мы в выборе воли Бога. Давайте с верой и доверим Богу и Его слову выбирать так, как выбрал Аврам: лучше не очень удобная жизнь но с правильными отношениями с Богом и в благословении Бога, чем комфортная жизнь в земле проклятия.

Авраам Мазан