head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Ты будешь отцом множества народов” (Быт.16,17)

ТЫ БУДЕШЬ ОТЦОМ МНОЖЕСТВА НАРОДОВ

Бытие 16,17  
Ключевой стих 17:4,5

"Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов".

I. Рождение Измаила (16)

Сколько лет прошло с того времени, как Бог призвал Аврама и обещал ему наследника? Но какая проблема по-прежнему оставалась у Сары?
В 15-ой главе рассказывалось, как проблемы мучили Аврама, а в 16-ой главе они стали мучить его жену Сару. Она мучилась из-за отсутствия детей. Когда Господь призвал Аврама, Он обещал дать ему сына и произвести от него великий народ. С того времени, как Аврам и Сара поверили в это слово обещания и повиновались воле Бога, они всегда ожидали сына. Но прошло уже 10 лет – а сына все еще не было. Сара часто чувствовала стыд. За прошедшие 10 лет Аврам часто поглядывал на ее живот, но не находил никаких признаков ребенка. Наконец, они устали ждать.

Взгляните на стихи 1,2. Сара больше не могла терпеть. Она сильно стыдилась своего бесплодия. Когда она видела, как ее муж поглядывал с завистью на чужих детей, у нее болело сердце. Тогда она решила дать Авраму свою служанку Агарь, чтобы он имел ребенка от нее. Делать такое было общепринятым в то время. Вероятно, она сказала ему: "Бог обещал дать тебе сына. Но Он не дал ребенка через меня. Вероятно, Он хочет дать ребенка от кого-то другого". Эти рассуждения казались разумными, но они не исходили от веры во всемогущего Бога, для Которого нет ничего невозможного.

Какая проблема возникла в семье Аврама после того, как забеременела Агарь? Как поступили в этом случае Аврам и Сара? Давайте посмотрим, что случилось, когда они захотели решить свою жизненную проблему таким вот способом. Взгляните на 4-ый стих. После того, как Агарь забеременела, она возгордилась и стала презирать свою госпожу Сару. Она больше не готовила еду и не мыла посуду. С этого времени она стала только много есть и слушать музыку, говоря, что так лучше для дитяти в ее чреве. Когда она видела Сару, она сильнее выпячивала свой живот и говорила, что нет пользы от бесплодной женщины. Чем больше выпячивалось ее чрево, тем более гордой она становилась. Из-за этого порядок в их семье разрушился. Взгляните на 5-ый стих. Из-за того, что Агарь так сильно стала презирать Сару, ее стало трудно терпеть. Из семьи Аврама исчезли счастье и милость, и вместо них пришли споры, ненависть и зависть. Как Бог уладил отношения между Сарой и Агарью? Когда Сара пожаловалась на это Авраму, тот разрешил ей поступать так, как ей угодно. Так Сара стала притеснять ее, и в конце концов, Агарь убежала из дома.

Здесь мы видим, что из-за того, что Аврам и Сара стали поступать по своему человеческому расчету, в их семье начали постоянно возникать проблемы. Поэтому, когда мы живем верой, нам нужно бороться с неверием и человеческими мыслями. В жизни веры очень важно иметь терпение. В Евр.10:36 написано: "Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное". Взгляните на стихи 7,8: "И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! Откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей". В трудное для нее время Господь послал ей навстречу Ангела, который спросил ее: "Откуда ты пришла и куда идешь?" Бог хотел помочь ей узнать себя и уразуметь, что ей нужно возвратиться к ее госпоже и покориться ей (9). Он помог семье Аврама сохранить порядок.

Взгляните на стихи 10,11: "И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя: Измаил; ибо услышал Господь страдание твое". Бог милосерден ко всем людям. Не смотря на то, что Агарь была египетской служанкой, Бог услышал ее страдание и сохранил ее. Хотя она не знала Бога, но Бог хорошо знал ее, ее трудности и страдания. Взгляните на 13-ый стих: "И нарекла Агарь Господа, который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь вслед видящего меня". В этом стихе она исповедала свою веру. Она назвала Бога видящим Господом. Здесь мы учимся тому, что видящий Господь заботится о нас, не отворачивая свое лицо от наших трудностей и страданий. Когда Агарь пришла в пустыню, она очень страдала. Ей было грустно и одиноко, и она думала, что брошена всеми людьми. Она горько плакала о своем трагическом положении и о своей судьбе. Но Господь Бог не отвернул Свое лицо от нее и заботился о ней. Бог услышал ее страдания и послал к ней Ангела; через него Он дал ей надежду и направление. Наш Бог – это любящий и милосердный Господь. Он хорошо знает нас, наши страдания, наши проблемы и наши нужды. И хотя мы забываем Бога, Он никогда не забывает нас. Наш Господь всегда с нами и помогает нам.

Взгляните на 15-ый стих. Агарь возвратилась домой и родила Авраму сына Измаила. Тогда Авраму было 86 лет. Измаил был ребенком компромисса и человеческого расчета. Он не мог стать наследником вечного Божьего завета. Он принес Авраму человеческую радость и скорбь.

II. Ходи предо Мною и ты будешь отцом множества народов.(17:1-27)

Сколько лет было Измаилу, когда Бог снова явился Авраму? Как Бог открыл Себя Авраму? Взгляните на 1-ый стих: "Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен". Когда Авраму исполнилось 99 лет, Бог снова явился ему. Между событиями 16-ой и 17-ой глав есть разница в 13 лет. В Библии ничего не написано о том, как жил Аврам в течение этих лет. Но давайте подумаем о его жизни в это время. Вероятно, в течение этих лет Аврам был очень занят. Он был занят воспитанием Измаила и пытался сохранить мир между членами своей семьи. Таким образом, постепенно он превращался в обычного заурядного дедушку.

До того, как у Аврама родился сын Измаил, он сильно страдал из-за отсутствия наследника. Для него это была очень серьезная жизненная проблема. Но с другой стороны, она была причиной, по которой Аврам жил перед Богом и верил Господу, Который обещал дать ему сына. Однако после рождения Измаила все изменилось. Его рождение решило жизненную проблему Аврама – проблему наследника. С этого времени Аврам стал меньше молиться Богу. Вместо этого он уделял время для того, чтобы играть в футбол и в шахматы с сыном. Вместе они часто заходили в магазин "Детский мир" и покупали что-нибудь для Измаила. И хотя Бог положил в его жизни великую надежду, Аврам поддался человеческому удовольствию. У него уже не было времени, чтобы смотреть на звезды и общаться с Богом, всемогущим Творцом неба и земли. Самая большая проблема его веры заключалась в том, что в своем сердце он потерял духовное желание. Он больше не хотел узнать духовный мир, то есть мир веры. Он стал думать, что надежда Бога на то, что он станет источником благословения, уже больше не была благословением для него. В такой критический момент, как Бог снова явился Аврааму?

Взгляните на 1-ый стих. Бог явился Авраму и сказал ему: "Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен". До этих пор Бог никогда не делал выговора Авраму, хотя тот и совершил много ошибок. Но в этот раз Господь сделал ему серьезный выговор. Он призвал Аврама раскаяться в своей ограниченной собой и своей семьей жизни и верить в Бога, для Которого нет ничего невозможного. Господь призвал Аврама к жизни абсолютного доверия и послушания. Но в то время Аврам не жил верой. Бог начал Свой выговор со слов "Я Бог всемогущий". Это потому, что глубоко в своем сердце Аврам начал сомневаться во всемогуществе Бога. Он полагал, что невозможно иметь сына от Сары, потому что она была слишком стара. Он думал, что поскольку он сам не может сделать этого, то Бог тоже не может. Обычно, люди думают также. Посмотрев на себя и человеческую обстановку и узнав, что они этого не могут сделать, они начинают думать, что Бог тоже не может. Поэтому они не могут превысить свой человеческий предел. Они не могут испытать силу Господа. Бог печалится, глядя на таких людей.

Господь сказал: "Я Бог всемогущий". Он сотворил небо и землю из ничего. Для Него нет ничего невозможного. Он разделил Чермное море. Он сделал так, что из скалы пошла вода. Бог может лечить смертельные болезни и оживлять мертвых. Бог является всемогущим Господом. Что значит слово "всемогущий"? Оно означает "нет ничего невозможного". Наш Бог всемогущий. Иметь веру – это означает верить в то, что я не могу, но Бог может. Когда мы верим в Бога и Его всемогущество, мы сможем превысить свой человеческий предел. Мы сможем поверить, что наши серьезные внутренние и внешние болезни исцеляться. Мы сможем поверить, что мы станем источниками благословения, хотя сейчас мы слабы и грешны. Иисус сказал: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему" (Мк.9:23). Ап. Павел также сказал: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил.4:13). Давайте имеем веру в всемогущество Бога и через эту веру имеем силу в жизни.

Как ответил Аврам? В чем заключалось значение изменения имени Аврама в Авраама? Взгляните на 3-ий стих. Когда Бог сделал Авраму выговор, Аврам сразу пал на лице свое. Это означает, что он покаялся перед Богом в своей гордости и неверии. В этом было его достоинство. Когда он узнал свои грехи, он сразу же раскаялся в них. Взгляните на стихи 4-6: "Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя". Бог хотел сделать Аврама отцом множества народов. Из этого завета мы узнаем, какую великую надежду Он имел на Аврама. Но Аврам стал жить в мелкой жизни. Он хотел быть просто хорошим отцом для одного сына. Но надежда Бога на Аврама состояла в том, чтобы он стал отцом множества народов. Надежда Бога была исторической и всемирной. Когда Аврам принял эту надежду и стал жить по воле Бога, он смог вырасти духовным отцом веры. Бог изменил имя Аврама на имя Авраам. В этих именах скрыт смысл. Имя Аврам означает "приятный отец", а Авраам – "отец множества народов". Бог хотел изменить сущность Аврама, расширить его сердце и шкалу жизненных ценностей. Без этого невозможно стать отцом множества народов, который принимает и служит самым разным людям.

Человека можно сравнить с посудой. В большую посуду мы можем много чего положить, а в маленькую – мало. Маленький человек всегда думает только о себе, о своем удовольствии. Но большой человек думает о своем народе и помогает тем, кто в этом нуждается. Его жизнь приносит много плодов. Бог хотел благословить не одного Авраама, но всех людей, страдающих из-за греха. Бог хотел, чтобы Аврам стал отцом множества народов. Сейчас Господь так же имеет надежду на нас. Он говорит нам: "Ты будешь отцом множества народов". Это обширное и великое желание Бога. Но это не может совершиться благодаря нашим способностям. Но, тем не менее, стать отцом множества народов возможно. Каким образом? "Ибо Я сделаю тебя отцом множества народов".(5б) Бог обещал, что Он Сам сделает это. Бог всемогущ, поэтому Он может сделать нас отцами множества народов, если мы примем Его волю и будем жить по Его слову. Бог хочет, чтобы мы стали большими людьми, творящими историю веры. Господь говорит каждому из нас: "ибо Я сделаю тебя отцом множества народов".

Как Бог благословил Сару? Какое особое обещание Бог дал Аврааму после этого? Взгляните на стихи 15,16: "И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою; но да будет имя ей: Сарра. Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее". Бог также изменил и имя Сары. Сарра – "мать множества народов". Господь благословил Сару так же, как и Аврама. Если бы Сара не стала матерью веры, разве могла бы она помогать Аврааму, отцу множества народов. То, что Бог сделал Сару матерью множества народов особенно важно. Практически в христианстве сестры оказывают сильное влияние. Если сестры ищут только признания и внимания братьев и не молятся, братья теряют ориентиры и не растут духовно. Но если сестры имеют сильное духовное желание и становятся матерями веры, братья также становятся отцами множества народов.

"И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя".(7) Бог является Богом вечным, поэтому Его завет с Аврамом также является вечным. Бог обещал быть Богом Авраама и Богом его потомков. И до сих пор Он ведет по жизни и благословляет всех тех, кто ходит перед Ним. Бог хотел, чтобы принятие Его завета Авраамом было определенным. Поэтому Он сказал Аврааму в качестве знака и печати завета обрезать каждого мужчину в его доме. Обрезание означало твердое решение и показывало послушание.

Как Авраам показал свою веру в Бога и Божьи обещания? Чем отличались надежды Авраама и Бога? Взгляните на стихи 26,27: "В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его. И с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников". Авраам принял обещание Бога. Он принял свою миссию. В тот же день он совершил обрезание. Он поверил в то, что Бог всемогущий и принял решение ходить перед Ним в совершенном доверии и послушании.

Через эту проповедь мы подумали о Боге, Который положил надежду в нашей жизни. Бог всемогущий. Поэтому мы можем иметь великую надежду и видение в своей жизни и стать отцами множества народов. "Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя".

М. Петр Ким