head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Примирение Иакова с Исавом” (Бытие 33-36)

ПРИМИРЕНИЕ ИАКОВА С ИСАВОМ

Бытие 33-36

Ключевой стих 33:10: <Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне>.

На прошлой неделе мы говорили о том, как Бог изменил Иакова в Израиль. Иаков имел сильный и упрямый человеческий характер, и чтобы изменить его в человека Божия, Бог дал ему много жизненных тренировок. В конце концов, когда Иаков мучался из-за старой проблемы греха перед Исавом и его жизнь проходила через кризис, Бог явился ему, коснулся состава его бедра и повредил его. Бедро – это очень важная кость, которая соединяет верхнюю и нижнюю часть тела. С поврежденным бедром тяжело стоять прямо и держать равновесие. То, что Бог повредил состав бедра Иакова, означает, что Он сокрушил его сильное и упрямое эго, на которое он все время уповал, и которое поддерживало его до сих пор. Это событие окончательно изменило жизнь Иакова и дало ему уверенность, что Бог стал его личным Богом – Богом Иакова, а не только Богом Авраама и Исаака. Только после этого в его жизни как будто воссияло солнце и в нее вошли мир и радость.

Итак, что на практике изменяется в наших отношениях с другими людьми, когда мы лично встречаемся с Богом как с восходящим солнцем? Одно из самых важных изменений – это прощение и примирение. Те, кто раньше не могли простить, теперь могут, и те, кто раньше не могли примириться, теперь истинно примиряются между собой. Жизнь, в которой есть прощение и примирение – это воистину красивая жизнь. Я думаю, что сегодняшнее слово, глава 33 – это одна из самых важных историй, которая показывает, что такое прошение и примирение в Библии. В главе 33 подробно рассказывается о том, как Иаков встречается со старшим братом Исавом.

Итак, как мы можем испытать истинное прощение и примирение и каков их плод?

I. Встреча Иакова с Исавом(33:1-11)

Во-первых, мы сначала должны изо всех сил просить примирения, как это делал Иаков. Давайте вместе прочтем стихи 1-3 главы 33. <Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его, и с ним четыреста человек. И разделил Иаков детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил двух служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему>. Утром Иаков увидел, что Исав и его 400 человек уже приближаются. Наверное, когда Иаков хотел встретиться с Исавом, он все еще боялся, что Исав и его люди повредят им. Очень интересно, в каком порядке Иаков расставил своих двух жен и их детей, а также служанок и их детей. Он поставил любимую жену Рахиль и любимого сына Иосифа с самого конца. Наверное, он рассчитывал, что, в случае опасности, они самые первые убегут. Перед ними он поставил Лию и ее детей. И самыми первыми поставил служанок и их детей. Третий стих говорит: <а сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему Исаву>.

Его действия хорошо показывают его внутреннее состояние: он боялся, что Исав, возможно, не простит его и может повредить им. Но он сильно хотел встретиться с Исавом и решить свою старую проблему греха, поэтому он, кланяясь до земли, подходит к своему брату. Это сцена хорошо показывает внутренность всякого человека. Хотя с одной стороны есть горячее желание прийти, просить прощения и решить свою проблему греха или конфликта, но с другой стороны есть боязнь вместо прощения быть раненным или получить вред. Такое сердце – сердце каждого человека. Поэтому путь к прощению и примирению не легкий.

Возлюбленные братья и сестры! Есть ли среди вас кто-то, кто ненавидит другого, кто никак не мог простить и примириться, но потом, с большим трудом, решил простить и примириться, создавать с ним хорошие отношения, но все же потом все равно не может, не знает, как это надо делать? Есть ли кто-то, кто находится в мучении и сомнении: если я теперь попрошу прощения, то примет ли он меня? Есть ли кто-то, кто находится в серьезной проблеме греха и немощи и переживает и боится? Тогда давайте поступать так, как Иаков. Прежде давайте поставим свое самое любимое, самое дорогое, в самом безопасном месте, а потом, как Иаков мужественно пойдем вперед, оставив все дорогое и любимое сзади, и самым скромным образом, если нужно, то кланяясь до земли семь раз, подойдем и попросим прощения. Библия говорит, что это наилучший метод, чтобы получить прощение и примирение. Это лучший первый шаг к примирению.

Вы знаете, почему этот мир такой шумный, все грызут друг друга, обвиняют и стараются поставить в безвыходную ситуацию? Почему люди этого мира так сильно стараются украсть, убить и погубить друг друга? Почему этот мир не знает истинного мира и счастья и примирения? Как вы думаете? Это потому, что каждый, хотя и виноват, не признает этого и вместо того, чтобы просить прощения, сам обвиняет и губит. Это несчастие и трагедия нашего поколения. Но каков же истинный верующий? Я верю, что это тот, кто хотя ошибается или даже грешит, но, если найдет в себе такие вещи, немедленно признает себя виновным и просит прощения. Такой верующий – истинный христианин. Иаков был именно таким человеком. Из-за своих человеческих слабостей, он много совершил ошибок и грехов. Но когда пришло время раскаяться, он не скрывал своих грехов, а признал их и просил прощения. Он был человеком веры и смелым человеком, не потому что жил совершенно, а потому, что он имел храброе сердце просить прощения и искать примирения. Давайте мы тоже будем такими как Иаков.

Во-вторых, чтобы создавать примирение, нужно с радостью принимать просьбу о примирении, как это делал Исав. Как Исав принял Иакова, когда он пришел к нему просить о прощении? Давайте посмотрим стихи 4-9. <И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали оба. И взглянул Исав и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему. И подошли служанки и дети их и поклонились; подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы рабу твоему приобрести благоволение в очах господина моего. Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя>. Исав видел Иакова, как он, кланяясь до земли, подходит к нему. Исав был тронут, увидев что Иаков, которого он не видел 20 лет, сейчас, кланяясь до земли, подходит к нему с просьбой простить его. Поэтому он больше не мог стоять на месте, он побежал к Иакову, и пал на шею ему и целовал и плакал. Также он принял с радостью всех, кто пришел вместе с Иаковом.

Через эти события мы можем узнать, каково было сердце Исава к Иакову. Наверное, когда он слышал, что Иаков идет навстречу ему, его сердце было полно разных мыслей. С одной стороны, наверное, он сильно хотел увидеть своего младшего брата. В своем сердце в течении 20 лет он скучал по своему брату и хотел его увидеть. Но, с другой стороны, наверное, в нем непрерывно горел огонь ненависти к младшему брату, который обманул его и отца, украл первородство и благословение Бога и убежал. Наверное, даже спустя многие годы, из-за чувства предательства, он хотел однажды встретить своего брата и отомстить. Поэтому, когда он слышал, что Иаков идет навстречу, он не мог понять, что творится в его сердце и пошел к нему навстречу со смущенным сердцем. На случай, если придется воевать, он прихватил 400 человек.

Но его сердце было тронуто, когда он увидел Иакова, который подходит к нему самым скромным образом, чтобы попросить прощения. Он испытал странное чувство: ненависть и жажда мести, которые он хранили долгие годы, исчезли как утренний туман. Когда Исав сочувствовал Иакову, он внезапно испытал огромную благодать Бога. Тогда он больше не мог терпеть и побежал к Иакову. В этот момент для него больше не была важна его позиция, его место или как все это выглядит в глазах других. <И обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали оба>. Эта сцена напоминает нам притчу о блудном сыне.(От Луки 15) Исав так же безусловно простил и принял Иакова, как отец принял своего младшего блудного сына. Разве это не самая прекрасная картина прощения и примирения?

Здесь мы видим, что истинное примирение возможно тогда, когда мы принимаем других широким сердцем. Кроме того, здесь мы видим, что примирение – это не одностороннее действие, чтобы примириться, обоим надо приложить усилия. Иаков смог получить прощение и примирится с Исавом благодаря тому, что они оба имели такое сердце и желание. Мы можем сказать, что это благодать Бога для Своих детей. Как мы, верующие христиане, можем быть уважаемыми другими и оказывать хорошее влияние в этом мире? Разве не тогда, когда мы первыми простим и протянем руку примирения? Если во всяком месте, куда приходят христиане, разрушаются стены разделения и возникают мосты примирения, а христиане постараются играть роль миротворца, то не прославит ли это Христа? Есть такая поговорка, что всюду, куда приходит сатана, там возникает стена, а куда приходит Святой Дух, возникает мост. Есть множество людей, которые усердно строят стены и так мало людей, которые строят в этом мире мосты.

Кто мы? Люди, которые строят стены или строят мосты? Живем ли мы как конфликтотворцы или миротворцы? Есть ли люди, которые хотят получить от нас прощение и примириться с нами? Есть ли люди, которые приходят к нам со страхом и переживанием, как Иаков к Исаву? Тогда давайте широко откроем наше сердце. Давайте примем их такими, какие они есть, с пониманием, не споря, даже если они обманом украли у нас благословение. Давайте, поступим так же, как Исав, который побежал навстречу Иакову, обнял и целовал и плакал. Это истинно путь примирения, мира и счастья.

Примирение – это не вопрос нашего выбора, но это наша обязанность, потому что это воля Бога для Своих детей. Многие говорят, что хотя это я знаю, что должен быть миротворцем, но у меня не получается, нет способности. Поэтому мы должны взирать на крест Иисуса. Бог уже приготовил способ для прощения и примирения – это крест Иисуса. Крест – это символ прощения и примирения. Мы должны примириться с Богом через крест Иисуса. Мы должны примириться друг с другом через крест Иисуса. Также мы должны примириться со всеми народами, и даже с врагами, через крест Иисуса.

Глава Быт 33 и Еф. 2:14-16 имеют схожий смысл. Там говориться: <Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем>. В этом отрывке есть обязанности Христианина. Во-первых, христианин должен быть миротворцем. Во-вторых, христианин должен заново создавать единство в том, что было разделено. В-третьих, христианин должен стать апостолом примирения, который преодолевает недоверие и обвинения.

Как мы сейчас видим, наши политики и наш народ не могут примириться и воюют друг с другом: политики с политиками и с народом, одна часть народа с другой частью и с политиками. Хотя выборы президента уже закончились, они не могут признать друг друга, даже не хотят встретиться, считают друг друга врагами. Как много ущерба получают наши люди и наша страна из-за их вражды! Но мы должны верить, что наш мир – это Иисус Христос. Он делает единой нашу страну. Только Его крест может разрушить стены непонимания и недоверия и делает нас едиными с запада до востока и, в конце концов, примирит наш народ с Богом. Молюсь чтобы Дух Святой, исцелил нашу землю, простил нам наш тяжкий грех и вернул Свой мир. Пусть Он сделает наш народ единым, чтобы мы снова возродили нашу землю из пепла, и чтобы Он дал нам новый день в славе Господа. Пылай огонь пробуждения в Духе Святом в нашей земле! Давайте помолимся, чтобы Бог в нашей стране создал великое примирение через встречу Иакова с Исавом.

Третье, тогда какое удивительное дело происходит, когда мы прощаем и примиримся? Давайте прочтем стих 10 и 11. <Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне; прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все. И упросил его, и тот взял> Какое исповедование Иакова? <Ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие>. Это было его истинное исповедание. Иаков видел лице Божие в лице Исава, который раньше никогда не мог простить Иакова, а теперь простил. Именно в этом лице Иаков увидел лице Божие. Какое это удивительное исповедание! Это правда. Как мы можем увидеть лице Божие? Когда в нашей жизни во имя Бога происходит дело примирения, мы увидим лице Божие в лице друг друга. Общение верующих, именно церковь – это место, где мы можем каждый день видеть лице Божие. Это потому, что здесь каждый раз, каждый день происходит прощение и примирение. Давайте постараемся быть творцами примирения, всю жизнь вспоминая, что Христос дал нам такое служение примирения. Давайте постараемся, чтобы наша страна стала страной священников для всего мира и была каналом благословения, а не страной, которая порабощена разным <измам>: эгоизму, эгоцентризму или иудаизму. Тогда мы и наши потомки могут жить счастливо и благословенно, как люди, которые видят лице Божие, через лицо друг друга. Именно такая страна -царство священников и народ святой.

II. Иаков возвращается в Вефиль (33:12-35:29)

Взгляните на стих 33:18. Вместо того, чтобы пойти за Исавом в Вефиль, Иаков пошел в город Сихем. Там он построил свой дом, сделал шалаш и хотел обосноваться. Он должен был пойти в Вефиль и отблагодарить Бога, но он этого не сделал. Из-за этого произошло одно позорное событие, описанное в 34-ой главе. Сихем, сын князя той земли, взял дочь Иакова, Дину, и совершил над ней насилие. Иаков хотел тайно разрешить эту проблему. Но два его сына, Симеон и Левий, обманули Сихема и заставили всех мужчин в городе обрезаться. На третий день, когда все они были в болезни, Симеон и Левий взяли свои мечи, смело напали на город и убили весь мужской пол. Из-за этого события Иаков жил в страхе. Какое направление дал ему Господь в то время?

Взгляните на стих 35: 1: "Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль, и живи там; и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего". Иаков повиновался слову Господа. Но для того, чтобы встретить Бога и поклониться Ему, он должен был прежде сделать три вещи. Во-первых, нужно было оставить чужих богов. Чужые боги означают остатки языческой культуры в их жизни. Наш Господь – единственный и святой. Поэтому мы не можем служить Богу и другим вещам одновременно. Мы должны служить только одному Богу от начала до конца. Для этого нам нужно бросить идолов, на которых мы полагаемся. Во-вторых, нужно было очиститься. Это означает истинное раскаяние. Нам нужно раскаяться в своих грехах и отчиститься кровью Иисуса Христа. В-третьих, нужно было переменить одежды. Это означает конкретное изменение жизни, то есть, благоговейную позицию по отношению к Богу. Чтобы приблизиться к святому Богу, нам необходимо отвергнуть дела тьмы и облечься в одежду Иисуса Христа, то есть в одежду веры. Встретив Бога в Пенуэле, Иаков разрешил с Его помощью свою жизненную проблему. Однако он хотел жить только для себя в Сихеме. Тогда Господь заставил его пойти в Вефиль через случившееся с Диной. Иаков снова вспомнил о милости спасения. Он пошел в Вефиль, чтобы устроить там жертвенник Богу. Иаков устроил жертвенник в Вефиле и назвал то место: Эл-Вефиль, что означает Бог Вефиля. Таким образом Вефиль стал Эл-Вефилем.

В 35:10-12 рассказывается о том, как Господь благословил Иакова. Во-первых, Бог изменил его сущность (35:10). Благодаря этому Иаков стал Израилем. Это означает, что из мирского человека он вырос в духовного человека, то есть, человека Бога. Самая большая благодать – это именно изменение нашей сущности через Иисуса Христа. Во-вторых, Бог обещал, что он принесет много духовных плодов в вечной истории спасения (35:11). В-третьих, Господь обещал ему и его потомству землю в качестве фундамента истории (35:12). Иаков поставил памятник на месте, на котором говорил ему Бог, и возлил на него елей. Затем он нарек имя тому месту: Вефиль. Возлияние означает самоотвержение для Бога. Иаков решил полностью отдать себя Богу и жить по Его воле. Жизнь Иакова началась с Вефиля и вернулась в Вефиль.