Вивчення Біблії: Проповідь “Правильный образ жизни человека миссии” (Быт. 23:1-24:67)
ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА МИССИИ
(ЧАСТЬ 1. РАБ АВРААМА)
Бытие 23:1-24:67
Ключевой стих 24:9: <И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем>
Сегодняшнее слово рассказывает, о смерти Сарры(23) и о том, каким образом раб Авраама исполнил сложную миссию, которую он получил от Авраама. Через раба Авраама, давайте научимся тому, как человек миссии может выполнить свою миссию.
I. Смерть Сарры (глава 23)
Сарра, жена Авраама, жила 127 лет и умерла в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее. Но у него возник очень конкретный вопрос. Ему нужно было найти место, чтобы похоронить свою жену. Хотя Бог обещал дать ему и его потомству всю Ханаанскую землю, но, в реальности, Бог не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги(Деян. 7:5) Однако, Авраам не колебался из-за такой ситуации, но твердо верил, что Бог уже исполнил своё обещание.
Он признавал, что пока еще обетованная земля находится во власти Хананеев. Он пошел и говорил сынам Хетовым, и сказал: <Я у вас пришелец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих>.(4) Сыны Хета считали Авраама князем Божьим посреди них и согласились дать ему лучшую землю. Авраам купил поле с пещерой и отвесил Ефрону хеттеянину столько серебра, сколько тот объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов. Это поле стало местом, где хоронят патриотов и единственным куском земли, которую Авраам приобрел в обетованной земле. Это событие дает нам глубокое понимание о человеке веры и видения.
Через жизнь Сарры, мы получаем много благодати и духовное учение. Бог призвал её с Авраамом и сделал её также источником благословения и матерью молитвы за все народы. Хотя она не так заметна, как Авраам, но Бог призвал её и велико использовал в Своей искупительной истории, чтобы через её веру, молитву, послушание и её сотрудничество с Богом и Авраамом, создать Божий обетованный народ. Авраам не мог бы жить как отец веры и множества народов без сотрудничества и без помощи Сарры. Господь призвал и воспитывал Сарру до тех пор, пока она не стала матерью молитвы для всех народов., Действительно наш Бог – Бог надежды и спасения, Который наилучшим образом воспитывает уповающих на Него и использует их в истории спасения всего человечества. Я благодарю и восхваляю Господа, за прекрасную жизнь и пример веры Сарры.
II. Раб Авраама (24)
Какую миссию Авраам поручил своему главному слуге? Что показывает значимость этой миссия? Взгляните на 1-ый стих главы 24: <Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем>. Когда Авраам впервые повиновался слову Бога и последовал в землю миссии, он был несчастным человеком, не имеющим детей и надежды в будущем. Он жил по принципу: взошло солнце, и надо прожить еще один день, в котором не будет надежды. Но к Аврааму пришла великая милость Бога. Это был призыв Господа к нему. Бог избрал Авраама и обещал сделать его источником благословения. Он сказал: <Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение> (12:1,2).
Авраам послушался этого слова и последовал ему. Но прежде, чем получить обещанное благословение Бога, Аврааму нужно было измениться внутри и стать достойным человеком Бога. Поэтому Господь долгое время воспитывал его. Сперва Он учил его вере, а затем – повиновению. Когда Авраам стал человеком веры и повиновения, Господь благословил его всем. Он дал ему сына Исаака и умножил его богатства. Библия говорит об этом одним словом: <Господь благословил Авраама всем>. Здесь мы узнаем что, чтобы получить благословение Бога, нам нужно сперва стать людьми веры и повиновения. В этом мире люди считают тех, кто повинуется глупыми, а тех, кто упрямо настаивает на своем – умными. Но в духовном мире истинно умным человеком является человек веры и повиновения. Все те, кого Бог использовал в истории спасения, например, Авраам, Моисей, Илья, Мария, Петр, Павел были людьми веры и повиновения.
Взгляните на стихи 2-4. <И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку>. Авраам знал, что его сыну Исааку нужно жениться. Иссак был уже 40 лет(25:20) Авраам призвал своего старшего раба и сказал ему: <И клянись мне Господом Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку>.
Посмотрите на стих 5. <Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?> Когда Авраам дал важное поручение своему рабу, тот забеспокоился: согласится ли какая-нибудь девушка прийти с ним, чтобы выйти замуж за Исаака, даже ни разу не увидев лица своего будущего мужа? Поэтому раб Авраама спросил его, можно ли ему поехать вместе с Исааком. Это кажется естественно, что Исаак сам поедет искать себе жену. Но Как Авраам ободрил слугу? Каким образом слуга показал то, что он принял возложенную на него миссию? Посмотрите стихи 6-9: <Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: "потомству твоему дам сию землю", – Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда; если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда. И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем>.
Авраам не разрешил ему вернуть Исаака. Это решение Авраама выглядит очень странным. Как можно без Исаака найти для него жену в другом городе? Почему сам Авраам не пошел, а поручил своему рабу искать жену для Исаака? Как объяснил это Авраам? <Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне, и Который клялся мне, говоря: "потомству твоему дам сию землю", – Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда>(7). Авраам верил в Бога. Он верил в то, что Господь все подготовил и даст его сыну самую подходящую жену. Так как брак Исаака был настолько важен, Авраам хотел зависеть в его создании только от всемогущего Бога, а не от каких-либо человеческих чувств. Раб Авраама положил руку свою под стегно Авраама, и клялся ему в том, что он сделает все, как Авраам сказал ему.(9)
Какие приготовления он сделал? Чему мы можем учиться у него?
Во-первых, раб был человеком молитвы. Стихи 10-12 говорят: <И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора, и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом>. Таким образом, слуга Авраама принял поручение и совершил необходимые приготовления к пути. Он взял 10 верблюдов и пошел в Месопотамию, в город, где жил Нахор. Этот город находился очень далеко, примерно за 720 км от того места, где жил Авраам. Поэтому, когда слуга Авраама прибыл в город Нахора, он очень устал. Казалось, что сперва ему надо было бы найти гостиницу, где можно было бы отдохнуть, а затем развесить объявления с обращением к уважаемым девушкам.
Но что он сделал? Сначала он помолился Богу. Здесь видно, что слуга Авраама полагался на Бога. Он просил у Бога успеха в своем путешествии. Он был человеком молитвы, который всегда полагался на Бога и просил у Него помощи. Он всегда молился перед тем как создать свой собственный план или начинать делать дело. Он искал волю Бога. Также он хвалил и благодарил Бога после совершения миссии. Вероятно, он научился такому образу жизни молитвы от Авраама.
Взгляните на стихи 13,14. <вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить", – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим>. Его молитва к Богу была очень конкретной. Он выдвинул невероятное условие для предполагаемой жены Исаака. Эта девушка должна была сама предложить слуге Авраама напоить его 10 верблюдов. Когда он окончил молиться, он увидел одну красивую девушку, приближающуюся к колодцу. Стихи 15, 16. <Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее; девица [была] прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх>. Ее звали Ревекка. Когда она наполнила свой кувшин и пошла вверх, слуга Авраама побежал ей навстречу и попросил: <Дай мне испить воды из кувшина твоего>(17). Она могла бы ответить: <Разве у вас нет рук? Вот колодец, там много воды>. Но она изумила его тем, что предложила пить и напоила еще 10 верблюдов. Господь услышал молитву раба Авраама и ответил на нее. Когда слуга Авраама понял, что Господь ответил на его молитву, он поклонился Ему и снова молился, благодаря Его.
Взгляните на стихи 26,27. <И преклонился человек тот и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего>. Слуга Авраама был человеком молитвы. Он начал дело с молитвы, делал его с молитвой и закончил тоже с молитвой. Он знал что "если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж".(Пса. 126:1) Люди полагают, что молиться – это зря тратить время. Но раб Авраама знал, что молитва – это истинная мудрость, которая приводит дело к успеху. Те, кого Бог использует в Своем деле, обязательно являются людьми молитвы. Через раба Авраама, мы учимся, что жить жизнью молитвы – это самое важное дело и правильный образ жизни для человека миссии.
Во-вторых, раб был верным человеком в своей миссии (28-56). Слугу Авраама тепло приняли в доме Ревекки и приготовили вкусное угощение. Вероятно, он сильно устал и проголодался с дороги, при виде таких вкусных блюд у него потекли слюнки. Наверное, он хотел поскорее поесть, коротко помолившись. Но как он поступил в то время? Взгляните на стих 33: <И предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего…>. Как это возможно? Он отказывался от еды и гостеприимства семьи Ревекки до тех пор, пока четко не сформулировал цель своего прихода. Здесь видно, что он ставил поручение выше еды и отдыха. Обычно люди предпочитают поесть и отдохнуть, прежде чем выполнить свою миссию. Поэтому в народе есть поговорка: <война войной, а обед по расписанию>. Такие люди легко забывают о своей миссии. Трудно встретить человека, который ответственно и самоотверженно стремится выполнить свою миссию. Но посмотрите на раба Авраама! Он выполнял свою миссию всем сердцем и всеми силами. И он даже не поел перед тем, как рассказать свое дело.
Перед едой он рассказал всю историю о том, как Господь благословил его хозяина Авраама, почему он пришел сюда и как Бог помог ему встретить Ревекку.(34-48) Его утверждения были настолько живы и правдивы, что родители Ревекки не могли не понять, что это дело пришло от Бога. Тогда они позволили Ревекке стать женой Исаака. Когда слуга Авраама услышал их слова, он снова поклонился Богу до земли. Он приписывал успех только одному Богу и благодарил Его. Теперь слуга Авраама мог отдохнуть, полагая, что его миссия исполнена и завершена.
Взгляните на 54 и 56-ый стихи. На следующий день он встал поутру и сказал: <Отпустите меня к господину моему>. <Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему>. Казалось, что перед началом долгого тяжелого пути домой ему надо было бы отдохнуть несколько дней, осмотреть большой город и купить подарки. Но он хотел побыстрее вернуться домой, чтобы возвестить своему господину счастливую весть. Он изо всех сил стремился исполнить свою миссию с начала и до конца. Действительно, слуга Авраама был человеком миссии. Чему мы учимся здесь о том, как нам должно исполнять Божью миссию?
Через раба Авраама, мы учимся тому, что от получивших миссию, прежде всего требуется верность. Верный человек истинно ценен. Бог ищет для Своей работы прежде всего не умных, а верных людей. Авраам был верным человеком, и его слуга также был верным. Другой пример верного человека – это ап. Павел. Он исповедовал своё отношение с Евангелием и миссией так: <Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией> (Деян. 20:24) Чтобы выполнить миссию, данную Богом, он не жалел даже своей жизни. Он знал, насколько важен верный человек в деле Бога. Он говорил своему духовному сыну Тимофею: <И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить> (2 Тим.2:2). Но, к сожалению, встретить верного человека нелегко. В этом мире есть много умных и способных или хитрых людей, но верных, которые исполняют свою миссию с начала до конца, как большое дело, так и маленькое – очень мало. Люди стремятся быть умными, а не верными. Но Бог ищет для Своего дела верных. Поэтому, чтобы Бог использовал нас в Своем деле, мы должны быть верными людьми. Что такое верность мы хорошо видим на примере раба Авраама.
В-третьих, раб был человеком, знающий своё место. Верный человек, после выполнения миссии, не хвалит самого себя. В главе 24, слова <господина моего>, <Господь Бог господина моего Авраама> повторяются 8 раз. После получения успеха, после исполнения миссии легко хвалить себя и получить признание от других. Но раб Авраама так не делал. Он все время помнил, что он только раб Авраама и все, что он делал, он делал от имени Авраама. Кроме того, раб Авраама подчеркивал, что не сам Авраам велик, а Бог возвеличил его, это Бог привел его сюда и Бог дает обещание и благословение. Иисус также научил своих учеников о правильном образе слуг Бога: <Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать>(Луки 17:10). Когда мы успешно работаем или дела идут хорошо, легко впасть в искушение забыть свое место и позицию, поднимать своё имя и трубить, какой я отличный человек. Но истинный слуга Бога, всегда избегает такого искушения и поднимает только славу Бога, имя Иисуса и работу Святого Духа. После усердной работы и выполнения миссии, наш единственное исповедование: я лишь раб Господа ничего не стоящий, потому что я сделал, что должен был сделать.
Сегодня мы учились о том, какой правильный образ жизни требуется от человека миссии и каких людей Бог использовал в Своей истории спасения. Давайте, глубоко примем что, в первую очередь, каждый из нас должен расти в молитве, верности и в отношениях с Богом. Мы твёрдо верим, что политика, экономика и общество изменяется тогда, когда изменится каждый из нас. Пусть Господь позволит в нашей церкви и стране множество верных людей молитвы, таких как слуга Авраама.
<И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем>