head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Какую жертву Бог принимает?” (Быт.4:1-16)

КАКУЮ ЖЕРТВУ БОГ ПРИНИМАЕТ?

Бытие 4:1-16
Ключевой стих 4:4
«и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его».

Когда мы жертвуем чем-то для Господа или служим Ему, то ожидаем, что Господь примет наше служение. Если Бог не принимает жертвы, то ее принесение — бесполезное дело. Во время приношения человек дает все самое лучшее Господу. Также, когда мы служим Богу, то Он реализует все Свои обещания, которые Он дал Своим детям. Когда Бог принимает служение, то это откроет дверь благословения Небесного Царства. Итак, какое служение Бог принимает с радостью? Давайте научимся через жертву Каина и Авеля.

Прочтем стих 1-4. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его». Каин был старшим сыном Адама, а Авель — вторым. Каин был земледельцем, а Авель — пастухом овец. Однажды Каин принес жертву Богу от плодов земли. Также и Авель принес от первородных стада своего и от тука их. Здесь мы видим первое жертвоприношение. После того, как Адам совершил грех, связь между Богом и человеком порвалась. Однако Господь Бог сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (3:21) и установил систему жертвоприношений через пролитие крови животных. Теперь, чтобы получить милость и прощение грехов, человек мог прийти к Богу только через систему жертвоприношений.

Что произошло когда они принесли жертву? Каким образом Каин и Авель принесли Богу свои жертвы? Чью жертву Бог принял? Ещё раз смотрите на стих 4. «и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его». Когда Каин и Авель принесли дар Богу, Господь принял дар Авеля, но дара Каина не принял. Почему Бог принял дар Авеля, но дара Каина не принял? Хотя здесь об этом не сказано очень ясно, но вся Библия дает ясный ответ.

В Евр.11:4 сказано: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин». Авель принес свою жертву верой. Это значит, что сначала Авель благодарил Бога, зная, что Бог даровал ему все, что нужно. Авель был смиренным перед Богом, и отдал Богу не только свой дар, но и самого себя. В Лк.18:9-14 рассказано о фарисее и мытаре. Один фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Он был очень высокомерным. В своей молитве он не благодарил Бога, но гордился собой. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Чью молитву принял Бог? Бог принял молитву мытаря, простил его и явил ему Свою милость.

Здесь мы узнаем, какой дар Бог принимает с радостью. Бог принял не только дар Авеля, но и Авеля, то есть его сердце. Бог принимает дар, который приносят верой, в истине и с послушанием. К Ефесянам 2:8-9 говорит так: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». 1-е Царств 15:22 : «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов». Бог живет с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и сердца сокрушенных (Ис.57:15). Бог принимает смиренное и сокрушенное сердце. Он смотрит на сердце, а не на лицо. Бог хочет послушания, а не жертвы. Мы сейчас служим богослужению, но если наши сердца полны ненависти, жалоб и грязи и духа непослушания, то мы не можем угодить Богу.

Также здесь мы учимся тому, что мы приходим к Богу только посредством крови. Бог не может принимать жертвоприношение грешника. Поэтому Бог показал, как грешник может омыть свои грехи и прийти Богу. К Евреям Бог говорил так: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения».(9:22) Поэтому Бог не мог принять дара Каина, который не пролил кровь, и принял дар Авеля, который пролил кровь животных.

Наше служение и жертвоприношение не имеет смысла, если у нас нет крови Иисуса Христа, если нет веры в кровь Господа Иисуса. В послании к Евреям 10:10-12 сказано: «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога». Только тогда, когда у нас есть вера в кровь Его и благодарение к Нему, наше служение и жертвоприношение приобретают истинное значение. Поэтому так важно приходить к Господу с сердцем веры и благодарения. Такую жертву Бог принимает радостью и благословляет ее. Иисус сказал самарянской женщине так: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (Ин. 4:24).

Посмотрите на стих 5: «А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его». Гнев Каина открывает нам его сердце. Жертва Каина должна была прославлять Бога, быть выражениям раскаяния, служения и благодарения. Но она была совсем не такой. Богу не нравилось сердце Каина и Его жертва. 1-ое Послание Иоанна 3:12 говорит об этом так; «не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны». Когда Бог отверг предложение Каина, Каину следовало бы остановиться и хорошо поразмыслить. Немилость Божья была шансом для Каина духовно проснуться, то есть увидеть ошибочность своих мыслей, и раскаяться. Но он проявил только гнев. Он отверг владычество Господа и был против Бога. Он сравнивал себя с Авелем и ревновал ему. Если мы принимаем абсолютную верховную власть Бога, то узнаем абсолютный смысл в своей жизни. Бог имеет в жизни каждого из нас большую надежду. Он заботится о каждом из нас и ведет нас по самому лучшему пути. Когда мы принимаем верховную власть Господа, мы можем всегда благодарить Его и повиноваться Ему. Мы перестанем сравнивать себя с другими и ревновать, но будем учиться у других и любить их. Господь по-разному работает в наших жизнях.

Посмотрите на стих 6: «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?» Господь пришел к Каину с мягким выговором и словами мудрого совета. Бог хотел помочь ему, чтобы он покаялся и жил правильно. «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»(7). Это слово несло Каину жизнь и мир. Оно давало ему возможность увидеть себя таким, каким он был. Это была вторая возможность для Каина свернуть с пути разрушения и смерти на путь жизни.

Приношение Каина не было принято, потому что он не делал то, что было добром. Каин не признавал верховного владычества Бога и не сложил Его слово в свое сердце. Вследствие этого он не смог удержать под контролем тлеющий уголь зависти к своему брату. Тлеющий огонь превратился в бушующее пламя: «Где правда в том, что мой младший брат был принят Богом, а я, старший, нет? Почему Бог пренебрегает мной?» Если бы Каин принял в сердце слово Бога и имел твердое решение подчиниться Богу, он смог бы получить силу, чтобы преодолеть собственное грешное желание. Но Каин так не сделал, поэтому не смог устоять против искушения греха.

Из него мы узнаем характер греха. После грехопадения Адама в сердце человека вошел грех и лежит там. Из-за этого в сердце человека вместе со святым желанием появилось грешное. Одним словом, человек стал двойным. Эти две природы человека постоянно борются друг с другом. Власть греха очень сильна. Грех, как голодный лев, жадно ищущий добычу, лежит у дверей сердца и ожидает удобного момента, чтобы напасть. Грех влечет нас к себе, чтобы мы согрешили и стали его слугами.

Как мы можем победить грешные желания нашего сердца? В Гал.5:16-18 сказано: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом». Таким образом, мы должны поступать по духу, то есть по слову Господа. Если наши сердца наполнены словом Бога и Святым Духом, мы можем сдержать грех и жить свято и счастливо. Поступать по духу, а не по желанию плоти, следовать за Господом, а не за миром – это и означает делать доброе (7).

Посмотрите на 8-ой стих: «И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Из-за того, что Каин не покаялся перед Богом, его сердце стало еще более твердым и в нем разгорелось пламя зависти, так что в конце концов он убил своего брата Авеля. Таким образом, сравнение и зависть родили убийство. Это убийство было первым в человеческой истории. Ужасный поступок был совершен в один момент, но Каин расплачивался за него в течении всей оставшейся жизни.

Взгляните на 9-11ый стихи. Господь опять пришел к Каину и спросил: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли». Бог задал этот вопрос не для того, чтобы получить информацию – Он и так уже все знал. Своим вопросом Бог давал Каину шанс исповедать свой грех и раскаяться. Однако, Каин бессовестно ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» Его сердце не слушало голоса Господа, Каин противился Богу. Тот, кто имеет дух противления, не может вырасти духовно и узнать тайну духовного мира. Он всегда ищет причины проблем в Боге и в других, а не смотрит на себя.

Как он был наказан Богом? Взгляните на 12-ый стих: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин отверг любовь и милосердие Божьи и стал неугомонным скитальцем на земле. У него не было ни корней, ни плода – он был подобен праху, возметаемому ветром. Он не имел духовной жизни, так как жил без Бога. Он был полон тревог и страха.

Но остается один серьёзный вопрос. Почему праведный Авель был убит, а злой Каин остался жить? Почему убийца Каин продолжил развитие грешной безбожной цивилизации, а Авель, который принес Господу благоговейное жертвоприношение, был убит братом? Что говорит об этом Библия? «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще». (Евреям 11:4) Он и по смерти говорит ещё!!! Вера! Это единственный способ, который Бог установил, чтобы мы узнали, что всякие дела, которые сделаны в Господе, становятся значительным и понятным. Хотя Авель умер телом, но он ожил духом в истории, и теперь вечно говорит, что такое истинное служение. Авель верою угодил Господу. Он получил свидетельство, что он праведный верою, и стал отцом праведных. Конечно, Каин жил дольше, но это было для него не полезно. У него не было покоя и мира во все дни его жизни. «вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня».(14) Он так сильно беспокоился о будущем. Он так боялся всех, что думал, что каждый встречный убьет его. Наверное, чтобы защититься, он, со своим сыном Енохом, построил город. (4:17) Он стал изгнанником и скитальцем на земле.

Чтобы защитить жизнь Каина, Господь отметил его знаком (15). Хотя Каин был убийцей, лжецом и бунтарем против Бога, но Господь бесконечно миловал его. Господь долготерпел его, чтобы дать ему шанс покаяться и спасти его. Вот этот факт прекрасно показывает, что Господь ненавидит грех, но любит грешника. Это и есть то, что Бог есть любовь. По этой причине Он долготерпит нас, не желая, чтобы кто-нибудь погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Дорогие друзья! Как вы думайте? Сейчас ли не время, чтобы стоять перед Богом как истинные поклонники? Сейчас также Бог ищет истинных поклонников. Давайте всегда помнить, что кто успеет в служении, успеет также жизни. Истинно блаженный человек – тот, кто встречает Бога в служении.

«и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его».