Вивчення Біблії: Проповідь “Что такое настоящая любовь к братьям?” (Бытие 42-44)
ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ К БРАТЬЯМ?
Бытие 42-44
Ключевой стих (44:33): "Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими"
На прошлой неделе мы праздновали воскресение нашего Господа Иисуса Христа. Теперь мы все полны силы и решения служить Богу. Сегодня мы возвращаемся к изучению Бытия и подумаем над тем, что же такое настоящая любовь на примере Иосифа и его братьев.
Часть 1. Иосиф испытывает братьев (42,43)
Как вы помните, Бог дал фараону сны, а Иосиф истолковал их: семь лет изобилия ждали Египет, а затем семь лет голода. Иосиф предложил антикризисную стратегию, и фараон поставил его надзирателем всего Египта. И вот семь лет изобилия прошли, урожай был собран, и начался голод по всей земле. Это было ужасное зрелище. Поля сохли, колодцы мелели, скот вымирал, урожая не было: В Ханаан тоже пришла беда. Вместе с голодом в дом Иакова пришли печать и переживания. Наверное, Левий часто смотрел на свои пустые карманы, проверяя, нет ли копейки где. Симеон, наверное, гипнотизировал холодильник, и каждые полчаса проверял, не появилось ли что. Иуда смотрел на свой маленький животик, который жалостно урчал от голода. В конце концов, взгляды всех братьев сошлись на Иакове. Он не выдержал и сказал: что вы смотрите? У Иакова возник план. Взгляните на стихи 42:1,2: <И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть>. Хотя пришла беда, но Иаков не отчаялся и нашел выход – пойти в Египет и купить там хлеба. Духовный лидер никогда не должен отчаиваться, но всегда найти возможность и что-то делать. Иаков отправил всех сыновей, а младшего Вениамина оставил дома. Он был очень дорог ему, как последнее воспоминание о покойной Рахиль.
Что же приключилось с братьями по приходу в Египет?
Взгляните на стих 6: <Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли>. Вот это да, вот это встреча! Прошло 20 лет с тех пор, как братья продали его продали в рабство. О, что это были за годы, сколько всего пришлось пережить: мучительный труд, соблазны, тюрьма, предательства: Сердце Иосифа переполняли эмоции. Он мог отмстить им прямо сейчас. Они ведь даже не узнали его. Но он так не сделал, он вспомнил свои сны и увидел в этом не злой умысел братьев, а провидение Самого Бога. Его народ страдал от голода, и он мог накормить братьев и весь свой народ. Однако Иосиф повел себя весьма странно. Он говорил с ними грубо: <откуда вы пришли?> и обвинил их в международном шпионаже. Братья были в шоке, они изо всех сил старались оправдать себя. Они рассказали про свой народ, тяжелое положение, своего отца и младшего брата. Тогда Иосиф предложил им испытание. Взгляните на стихи 19,20: <если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали>. Иосиф приказал заключить одного брата в темницу, а остальным вернуться домой и привести младшего Вениамина, и доказать тем самым истинность своих слов. К чему Иосиф затеял все эти игры? Нельзя ли просто дать им хлеба и отпустить домой? Но проблема братьев – это не проблема голода, не материальная проблема. Что же в действительности мучило их. Взгляните на стихи 21, 22: <И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие. Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается>. Как видим, их проблемой была проблема греха. Они согрешили против своего брата Иосифа. Когда он умолял их о пощаде, они не послушали его и безжалостно продали в рабство. Хотя прошло 20 лет, но они не могли забыть об этом. Их мучило чувство вины и осуждение совести. Говорят, что время лечит, но только не проблему греха. Ни время, ни философия, ни медицина не могут избавить нас от муки греха. Иосиф плакал, видя, как страдают братья, и захотел помочь им раскаяться и вернуться к Богу, поэтому позволил это испытание. Настоящая любовь – это не потакать плотским желаниям человека. Нужно деньги – вот тебе деньги, нужна еда – вот еда, хочешь спасть – спи на здоровье, я сам за тебя работать буду. Один брат говорил: мне нужно много денег, чтобы помочь агнцу. Но это не настоящая любовь. Настоящая любовь – это помочь решить проблему греха. Настоящая любовь – это изучать Библию, помочь покаяться и прийти к Иисусу!
Как видим, испытание подействовало, и братья начали открывать свое сердце. Но как же Иаков воспринял это испытание? Взгляните на стих 36: <И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, – все это на меня!>. Когда братья вернулись домой и поведали о требовании местного начальника, Иаков сильно опечалился. Рувим предлагал умертвить своих сыновей, если с Вениамином что-то случиться (37). Но Иаков сказал: <не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб> (38). Иаков был полон фатализма и отчаяния. Всю жизнь свою он старался надеяться на свои силы, и, как мог, оберегал Рахиль и ее детей. Но сначала не стало Рахиль, потом Иосиф пропал, а теперь и Вениамина хотели забрать. Но Иаков все еще не хотел довериться Богу. Он ожесточился и не хотел отпускать Вениамина. Как видим, люди по-разному реагируют на трудности. Большинство воспринимают это, как наказание, и сильно отчаиваются и ожесточаются против Бога. Но трудности – это не наказание Бога. Если бы Бог хотел наказать нас, то давно бы это уже сделал. Трудности – это милость Бога к нам, это призыв раскаяться и вернуться к Нему.
А как вы реагируете на трудности в вашей жизни? Все еще надеетесь на свои силы? Или же пришел час покаяться и вернуться к Богу?
Часть 2. Изменение Иуды (43,44)
Пока Иаков продолжал медлить, голод усилился, хлебы закончились, и нужно было что-то делать. Кто же взял ответственность на себя в такой трудный момент? Взгляните на стихи 8,9: <Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни>. Иуда решил взять на себя инициативу. Он был полон решимости. Он был готов встать, пойти и вернуться к отцу вместе Вениамином. Удивительно, раньше Иуда был зачинщиком только дурных дел, именно он подстрекнул братьев продать Иосифа в рабство. Но теперь он изменился. С тех пор он потерял двоих своих сыновей, и теперь понимал отца, как больно потерять сына. Теперь он узнал ценность одной души и был готов пойти на все, только бы сохранить жизнь своему брату, отцу и всей своей семье. Теперь он готов был всю жизнь быть виновным пред отцом и вообще не возвращаться домой, если с братом что-то случится. Как мало сейчас таких людей! Никто не хочет отвечать за другого, никто не хочет быть виноватым. Партия обвиняет партию, сосед обвиняет соседа, супруг обвиняет супруга. Но кто из вас готов сказать: я отвечаю, я отвечаю за свой народ, я отвечаю за свой ВУЗ, я отвечаю за свою церковь, я отвечаю за своего брата? Это и есть настоящая любовь – взять ответственность за другого!
Такое решение Иуды тронуло сердце Иакова. Взгляните на стих 14: <Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина, а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным>. Теперь Иаков решил доверять всемогущему Богу, и если уже быть бездетным, то пусть быть бездетным. И отпустил Вениамина вместе с братьями. Что же случилось с ними на этот раз? На этот раз Иосиф принял их весьма великодушно. Он говорил с ними мягко и почтенно, и пригласил в свой дом, чтобы обедать вместе (16). Братья сильно испугались, и подумали: теперь он точно убьет нас и заберет наших ослов (18). Но Иосиф не поступил так. Он посадил их за свой стол, каждого в возрастном порядке, и дал обильное кушанье и питье, при том Вениамину в пять раз больше, чем другим (33,34). <И пили, и довольно пили они с ним>. Какой прекрасный был бы Happy End, все братья, наконец, за одним столом! Хорошее время открыться и поскорее обнять родных братьев. Но Иосиф скрепился и решил помогать до конца. Теперь братьям предстоял финальный экзамен, действительно ли они изменились и готовы любить друг друга. Взгляните на стихи 44:1,2: <И приказал Иосиф начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он>. Иосиф приказал подложить свою чашу в мешок младшего брата Вениамина, а на утро отпустил братьев домой. Когда они были еще не далеко от города, слуги Иосифа погнались за ними, схватили их и обвинили в краже серебряной чаши. Она оказалась у Вениамина. Это выглядело очень правдоподобно. Легкомысленный мальчишка решил повздорить и стянул чашу со стола. Как же братья отреагировали на это? Взгляните на стихи 13, 14: <И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город. И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был еще дома, и пали пред ним на землю>. Раньше, 20 лет назад, когда Иосиф умолял их о пощаде, никто и пальцем не пошевелил, чтобы помочь ему. Но теперь все до одного решили заступиться за брата и вернулись в город, чтобы помочь ему. Они пришли в дом Иосифа и пали пред ним на землю. Как и обещал, Иуда взял ответственность на себя и сказал: <что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша> (16). Иуда честно признал их грехи перед Богом и перед господином. Хотя виновным был только Вениамин, но он не выгораживал себя и других. Он говорил слово <мы>: мы согрешили, мы виновны, мы рабы господину нашему. Иметь такой дух единства – это есть настоящая любовь к братьям. Проблема брата – это и моя проблема, радость брата – это и моя радость, мое имущество – это и имущество брата. Книга Деяний 4:32 говорит: <У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее>. Так прекрасно, когда наши братья и сестры создают общие жизни, разделяют свои немощи и радости и вместе растут учениками Иисуса Христа!
Затем Иосиф усложнил задачу. Он сказал, что ему не нужны все братья, пусть все идут, а только Вениамин останется в рабстве. Иуда не мог допустить такого. Без Вениамина он не мог вернуться домой. Он рассказал о том, как дорог этот сын его отцу, и как он опечалится, если он не вернется домой. В конце концов, Иуда принимает отчаянное решение. Взгляните на стих 33: <Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими>. Иуда решает пожертвовать собой ради брата. У него было высокое положение, скот, семья, земли, ему было очень нелегко оставить все и отдать себя рабство. Стать рабом в Израиле – все равно, что стать наемным рабочим, но стать рабом в Египте означало стать последней собакой, которую все попирают ногами. Но Иуда так любил отца и так любил своего брата, что решил пойти на самое дно ради них. Как прекрасен этот поступок! Это кульминация настоящей любви! <Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих> (Ин.15:13). Именно такой любви Бог ждет от каждого из нас! Именно к такой любви мы должны расти и стремиться каждый день! Сам Бог показал нам пример такой любви! Хотя мы все согрешили и были виновны в своих грехах. Но Иисус принял наши грехи на Себя и умер вместо нас на кресте. Теперь он повелевает каждому из нас: <Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга> (Ин.13:34).
План Иосифа удался! Теперь братья действительно любили друг друга! Но больше поражает, как Иосиф любил братьев и до конца положил за них душу, пока они не изменятся в образ Бога. Пусть Бог дарует и нам такую любовь, как показали нам Иуда и Иосиф!
Я благодарен Богу за то, что он послал и в мою жизнь таких жертвенных людей, которые положили за меня свою душу. Я благодарен Богу за мою сестру п.Ревекку. Однажды, когда мы еще были детьми и купались на море, меня грозила накрыть большая волна. Но она схватила меня за руку и приняла удар на себя. В итоге я остался невредимым, а она получила много синяков. Затем, когда я учился в школе и вел распутный образ жизни, она часто приезжала домой с учебы и много плакала в молитве за спасение моей души. Ее слезы были как бы слезы Бога за меня. Это очень тронуло меня и помогло раскаяться. Я благодарю Бога за п. Поинта и п. Давида, которые терпели мою гордость и жертвенно изучали со мной Библию, пока я не изменюсь в Божий образ! Но через это слово я раскаялся, что не имел такой любви к братьям. Я не старался жертвовать собой, чтобы готовить глубокие изучения Библии и не старался помогать им писать свидетельства. Более того, я сам был плохим примером, и не делал даже половины того, что требовал. Я каюсь в этом и молюсь, как Иосиф до конца любить их и помогать им, пока они не изменятся.
Итак, сегодня два брата Иуда и Иосиф показали нам сущность настоящей любви: во-первых, отдать свою жизнь за другого; во-вторых, отдавать до конца, пока другой не изменится в образ Бога.