head
Університетська Біблійна Співдружність

“Роль Закона и привилегии детей Бога” (Галатам 3:15-4:7)

Роль закона и привилегии детей Бога

Гал. 3:15-4:7

К.С. 3:26: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса»

Неизменность обетований Бога (15-18)

Посмотрите на стихи 15,16: «Братия! говорю по [рассуждению] человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет [к нему]. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос». Здесь Павел сравнивает обетование Бога с завещанием. Завещание — это окончательная воля умершего, которая никем не может быть изменена. Завешание — это не договор, исполнение которого зависит от обоих сторон, это — односторонняя воля завещателя и она будет исполнена в любом случае.

Посмотрите на стихи 16-18: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал [оное] по обетованию». Чтобы лучше понять эти слова, надо посмотреть на события, о которых говорит Павел. Эти события описаны в Бытии в 22 главе. Тогда Бог приказал Аврааму принести единственного любимого сына обетования, Исаака, в жертву на горе Мориа. Когда Авраам послушался, Бог дал ему обетование: «И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего». (Быт. 22:15-18). Давайте подумаем, что такое обетование?

Во-первых, обетование — это не завет. Если мы внимательно посмотрим на это обетование, то в нем нет никакого требования к потомкам Авраама. Например, когда Бог заключал завет с Израилем, Он сказал: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете…». Но в обещании Аврааму сказано: «так как ты сделал дело сие» и «за то, что ты послушался гласа Моего». В этом обещании нет ни слова о будущих делах потомков Авраама, все основано только на том, Авраам уже поверил и уже послушался. Все что зависило от людей: вера и послушание Авраама, уже совершилось. Теперь исполнение этого обетования уже не зависит от людей.

Во-вторых, Бог употребил клятву. Бог не часто клянется. Бог не лжет и не изменяется. Поэтому мы можем доверять Богу и без Его клятвы. Но тут Бог клянется и не просто клянется, но клянется Самим Собой, то есть Своею праведностью, Своей святостью, Своим могуществом, что исполнит это обещание. Это страшная клятва, она значит, что абсолютно невозможно отменить это обещание, даже Сам Бог не может теперь отменить его. Закон, который пришел позже, тоже не мог ни отменить обетование, ни изменить его так, чтобы оно потеряло силу.

В-третих, суть обетования Бога: благословить потомков Авраама и все народы земли в семени или в потомке Авраама, то есть в Христе. Бог с клятвой обещал послать Христа, чтобы в Нем благословить все народы, чтобы сделать верующих всех народов Своими наследниками а Иисусе Христе. Невозможно отменить обетование Бога, еще по одной причине: Бог уже исполнил обещание. Как для вступления завещания в силу необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, так Иисус, умерев на кресте, исполнил обетование Бога и Бог в Нем уже открыл благословение для всех народов.

Роль закона (3:19-4:5)

Итак, если неследие Божие дано Аврааму и потомкам по обетованию, с клятвой, то для чего после этого дан закон? Нет ли тут противоречий? Посмотрите на стихи 19-22. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа». Здесь видна суть закона: он дан до времени, по причине беззаконий, чтобы всех заключить под грехом, и всех привести к Иисусу Христу. Что это значит?

Закон дан по причине преступлений. Люди совершают много грехов и даже не знают, что это грех. Хотя грех есть и без закона, но закон делает грех явным. Бог будет судить нас на основании того, что Он сказал в Библии, в законе. Многие студенты говорят: «почему это грех? Ты считаешь, что это грех, потому для тебя это грех, а я не считаю, для меня это не грех». Обычно этой фразе предшествует примерно такой разговор: «жить до брака с девушкой — это грех». «Почему я не могу жить с девушкой до брака, ей хорошо, мне хорошо, лучше сейчас попробовать, если не понравиться, не жениться, чем потом разводиться?». Думаете, Бог думает так же? На суде Бог скажет: «Я сказал: не прелюбодействуй. Почему ты прелюбодействовал?» Может ли такой человек сказать: «я не знал этого»? Незнание закона не освобождает от ответственности. Знание тоже не освобождает. Можно ли сказать Богу «я не думал что это важно», если в Библии ясно сказано, что возмездие за грех — смерть? Может кто-то сказать: «да, я прелюбодействовал, но потом я дал милостыню на улице»? Бог скажет: «Я сужу тебя не за милостыню а за прелюбодеяние».

Закон призван показать каждому человеку, что он грешник. У нас многие говорят: «да, я грешник, все грешники». Это значит: «я грешник не больше, чем все остальные». Но закон каждый день будет говорить: «ты сегодня прелюбодействовал, за это умрешь, ты сегодня гневался, за это умрешь, ты сегодня злословил Бога, сегодня ругался с женой, сегодня бездельничал на работе, сегодня пусто сидел в Интернете, сегодня не проявил милости к нищему. Что? Ты говоришь, что дал ему милостыню? А ты уверен, что ему нужны были деньги, а не работа и не слово Бога? Ты просто хотел откупиться». Если мы попытаемся исполнить закон, то он будет говорить: «ты все это делал нечисто, не для того, чтобы угодить Богу, а для того, чтобы получить воздаяние, ты недостоин». Закон будет говорить так, потому что это роль закона — показать нам нашу испорченность и несовершенство. Бог не дал нам закон для того, чтобы оправдать нас. Наоборот, роль закона — показать всю нашу испорченность и не оставить нам ни единого шанса оправдаться перед Богом. И он будет делать это до тех пор, пока мы не упадем перед Иисусом Христом и не скажем: «я грешник, я больше так не могу, спаси меня». В этом плане, если Иисус — наш пастырь, а мы — Его овцы, то закон — это большая и страшная овчарка Иисуса. Пока мы в стаде Иисуса, то закон нас не трогает, мы в радости и спокойствии, нам ничего не угрожает, но как только мы уходим от Иисуса, то закон будет нападать, будет обвинять, будет гнать нас обратно к Иисусу и не успокоится, пока не сделает это. Закон — хорошая овчарка, но овчарка не может пасти овец, она только отгоняет хищников и пригоняет овец к пастырю.

Кроме того, закон учил людей о Боге. Посмотрите на стихи 23,24. «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». Также 1,2 главы 4. «Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного]». В древнем Риме, была мудрая система воспитания детей. Когда рождался ребенок, хозяин поместья назначал своего самого верного и мудрого раба, чтобы тот был попечителем мальчика. Он занимался тем, что воспитывал ребенка. Например, хотя мальчик — наследственный патрицый и потом станет генералом, но тот учил его быть слугой, прислуживать за столом рабам, чистить посуду, пасти овец, ухаживать за деревьями, пахать, сеять, собирать виноград и так далее. Потом, когда мальчик вырастал, он водил его в школу к учителю и забирал обратно. В обязанности попечителя входило смотреть и за моральным воспитанием наследника, чтобы он не бездельничал, чтобы не был несправедливым, чтобы не воровал, чтобы не издевался над нищими или слугами или горожанами. Попечитель имел право наказывать ребенка так, как считает нужным, как любого раба. Если наследник с приятелями-рабами залезал в чужой сад за яблоками, то все получали равное наказание. Если наследник кого-то обижал, то он получал справедливое наказание, даже если он обижал раба. Хотя все имение принадлежало ему, но он не мог пользоваться ничем. Точно так же женщины-рабыни воспитывали девочек в чистоте, послушании и верности и трудолюбии. Павел говорит: «наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего». Воспитание заканчивалось только тогда, когда ребенок вырастал и его попечитель признавал, что теперь он достоин называться именем своего отца.

Закон исполнял для нас роль такого наставника и воспитателя до времени, установленного Богом. Невозможно выучить высшую математику, пока не умеешь складывать и умножать числа. Без элементарных знаний о праведности и святости Бога, о грехе, суде, наказании и искуплении, невозможно принять жертву Иисуса. Без навыка послушания, без испытания тяжести греха и наказания за грех, без опыта исповедания греха невозможно понять святость Бога и милость прощения. Закон учил нас всему этому. Закон воспитывал и тренировал нас в святости. Более того, даже сейчас он нас учит этому. Но мы должны знать, что Иисус открыл нам Бога так, как закон не мог открыть.

Посмотрите на стихи 3-5 главы 4. «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». Молодой римлянин в детстве был подчинен попечителю, но когда пришло время, то освободился от попечителя и слушается только отца. Конечно, он еще может спросить совета у своего старого наставника, но детоводитель больше не имеет власти над ним. Также и мы, если Бог уже открыл нам Иисуса Христа, это значит, что теперь уже Он — наш главный учитель. Теперь мы слушаемся Иисуса и мы освобождены от закона.

Привилегии детей Бога (3:24-29, 4:6,7)

Посмотрите на стихи 24,25: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя». Когда закон привел нас ко Христу, его роль руководителя оканчивается. Теперь нами должен руководить не закон, но Иисус Христос. Итак, какое сейчас наше положение?

Посмотрите стих 26: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». Теперь наше положение — сыны Божии по вере в Иисусе Христе. В Библии быть сыном очень серьезно. Сын — это значит то же, что и отец. Например, очень часто по отношению к избранному народу говориться: «сыны Израилевы» или «сыны Авраама». Это значит, Бог воспринимает далекого потомка Авраама и Израиля как самого Авраама, самого Израиля, все благословения, все то, что Бог говорил Аврааму и Израилю относится и к их далеким пра-пра-правнукам. Откуда такая уверенность Израиля, что они все еще избранный народ? Потому что в Библии Бог считает сына тем же, что и отца.

Также только сын имеет право на наследство. Раб, даже очень хороший и верный, как, например, раб Авраама, он не получает наследства, только Исаак. Почему Израильтяне так сильно подчеркивали, что они — потомки Авраама, Исаака и Иакова? Потому что хотели подчеркнуть право на духовное наследство патриархов.

Посмотрите еще раз на стих 26: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». Это удивительные слова. Если для евреев было так ценно, что они — потомки Авраама, потому что это давало право на духовное наследие Авраама, то насколько больше быть сыном Самого Бога?

Сын или посторонний — это совсем разное отношение. Отец любит сына ни смотря ни на что. Например, Давид любил Авессалома даже когда он восстал против него. Когда Авессалом погиб, то Давид рыдал о нем при воротах города, чем смутил и обидел всех своих воинов, которые только что выиграли битву и спасли жизнь Давида. Отец и мать — это те, кто никогда не бросят своего ребенка, которые сделают все, чтобы их чадо стало самым лучшим. Также отец и сын хотят иметь отношения между собой, например, когда я прихожу домой первые, кто меня встречают — это два моих сына с криком: «тато прийшов». Когда я отвожу Даню в детский садик, он обязательно говорит мне: «тато, можно ти, коли підеш, помахаєш мені рукою?», а сам идет к окну и ждет, чтобы я вышел на улицу и помахал ему на прощение. Удивительно, что Бог через веру в Иисуса Христа установил с нами такие новые отношения.

Посмотрите на стихи 6,7: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». Раньше мы не могли назвать Бога своим отцом. В Ветхом Завете люди не называли Бога «Отче наш». После усыновления Бог послал нам, как сынам, Духа Своего Сына. Теперь мы можем называть Бога своим отцом. Раньше у нас не было таких отношений с Богом. Когда я не верил в Иисуса, я думал, что Бог сидит на небесах, и высматривает, где, что я согрешил и все заносит в книгу. Хотел ли я тогда иметь отношения с Богом? Нет, наоборот, я хотел спрятаться куда-нибудь подальше. Но теперь Бог стал для меня отцом. Теперь я могу иметь с Ним отношения, могу молиться, могу славить, могу радоваться.

В нашей стране многие люди страдают из-за проблемы отца. Отцы уходят из семьи, вместо того, чтобы оставить детям наследство, все пропивают. Вместо того, чтобы гордиться отцом, приходиться стыдиться его. У меня хороший отец, но в нашей стране это исключение. Но у нас есть настоящий, истинный и святой Отец. Он не оставляет своего ребенка, как это делают земные отцы, Он не пропивает наследство, не игнорирует. Если только мы поверим в Иисуса Христа, то Бог усыновляет нас. Для этого мы должны только поверить в Иисуса Христа. Проблема галатийских верующих была в том, что некоторые люди искушали их: пока вы не обрежетесь, пока не будете исполнять закон как Иудеи, то не можете наследовать благословений Авраама, вы не наследники, потому что вы – чужие, для вас нет наследства у нашего Бога. Это неправда. «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». Возможно, сатана некоторых из вас тоже искушает, говорит: ты не праведный, ты не настоящий сын Бога, для тебя нет части у Иисуса. Это ложь сатаны. Бог принял и усыновил нас не по делам, но по вере в Иисуса, потому что Он клялся Аврааму сделать это. Усыновление – это то, что не может быть отменено, один раз став чадами Божиими, мы уже не можем перестать быть ими.

Также Бог дал нам прекрасное наследство. Иногда мне хочется, чтобы мне кто-то унаследовал небольшой дом под Киевом, чтобы детям было, где играть и немного земли, чтобы можно было посадить сад. Наверное, у вас тоже есть подобная мечта. Но никто из наших родителей не может наследовать нам этого. Но Бог нам наследует значительно больше. Стих 29 говорит: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Также стих 5:7: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». Наше наследие в Боге – сам Он, и Его Небесное Царство, и весь этот мир. Бог дал Израилю в наследство только один Израиль, чтобы там они построили Царство Бога для окрестных народов. Но нам, в Иисусе Христе Он дал весь этот мир, чтобы царство Бога было не только в Израиле, не только в Киеве, или в «садку вишневому коло хати». Он хочет, чтобы мы вступили в это наследство и сделали этот мир Царством Бога.

Благодарю Бога, что Он в Иисусе Христе дал нам усыновление, сделал нас Своими сынами и наследниками. Как мы теперь будем жить, будем жить в страхе, сомнении, ожидая проклятия закона, или мы будем жить как дети Бога и наследники Бога, со властью сынов Бога, делая и этот мир Его царством.